Проверочная работа по разделу «Синтаксис и пунктуация»
(5 класс)
( На материале прозы и стихов В. Дворянскова - ульяновского поэта )
Материал рассчитан на 2 урока
Подготовка к уроку: Напечатать карточки с заданиями для практической части
Цели урока:
1. а) Повторить знания по разделу «Синтаксис и пунктуация»
б) Закрепить умения составлять схемы осложненных предложений, выполнять синтаксический разбор предложений.
2. Формировать умение использовать в своей речи предложения различных конструкций.
3. Воспитывать бережное отношение к поэтическому слову, желание знакомиться с творчеством поэта В. Дворянскова.
ПЛАН
Организационный момент. Сообщение целей.
Диктант.
Практическая работа: расстановка знаков препинания, составление схем предложений.
Синтаксический разбор предложений.
I. Диктант .
1 вариант
Падал мокрый снег. Он был хорошо виден в вышине, над вокзалом. Мельтешил перед глазами. А потом сразу исчезал. На земле его не было. На тротуарах чернели лужи. И по этим лужам шли, шаркали, семенили, бежали, ступали тысячи, миллионы ног. Это от них тротуар нагревался, и на нем никогда нельзя было увидеть снега. Даже в самую лютую январскую стужу.
(В. Дворянсков. Фрагмент из рассказа «В плацкартном вагоне»)
Или
2 вариант
Сквозь цветы и листья узорчатых оконных занавесок солнечные лучи падали на одеяло, на подушку, весело били в глаза. А со двора долетал редкий, но восторженный голос петуха. И так хорошо, легко, радостно делалось…
Хотелось выбежать на крыльцо, посидеть на нагретой уже лавочке. Потом по мягкой от пыли тропинке бежать к речке, которая видна сквозь редкие прорехи в густом ивовом кустарнике.
(В. Дворянсков. Фрагмент из рассказа «Побег»)
II. Практическая часть.
1.Списать, расставить знаки препинания. В сложном предложении выделить грамматическую основу. Составить схему предложения с однородными членами.
1) Сверкают лужи дождевые
Глядятся в небо деревца.
Цветут ромашки луговые
И за рекой и у крыльца.
2) В дверь тихо постучали. Вошла медсестра Наташа. Доброе утро Василий Максимович. Как спали приветливо спросила она Спасибо. И выспался и по снегу набегался. Правда во сне.
2.Составить схемы предложений, указать, какие это предложения.
1) Я помню как цвели ромашки
На платье ситцевом твоем.
2) Сорвется лист и долго кружит.
3) Застынет вода у плотины
И ляжет тропинка по люду.
4) Опустилось небо над полями
Низко-низко вьются облака.
5) Шепчет медленно плавно
На закате сосна.
3.Списать, расставить знаки препинания, графически пояснить постановку знаков препинания.
1) Мы с тобой не поглядели
Как нагрянула зима.
2) Птицы в стае поредели
Побелели все дома.
3)Наверно лучше нет поры
Когда все улицы селений
Все переулки все дворы
Объяты запахом сирени.
4) Эх кустик озябший
Рябина
А чем же тебе – то
Помочь
5) Ветра нет но скошенные травы
Бегут по лугу вдоль и поперек.
4.Списать, расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложений.
1) Снег падает на землю и на крыши
Заспал все деревья до колен.
2) Прошу тебя кудрявая черемуха
Отполыхай осыпься поскорей.
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворную строфу(4-8 строк) о приходе зимы для самодиктанта. (Поэт – по выбору учащихся)
Горбачёва Марина Юрьевна