12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Наталья Владимировна124
Россия, Красноярский край, Железногорск

Контрольная работа по теме лексика.

Тема: Лексика (лексическое значение слова, заимствованная лексика, этимология, диалектизмы, профессионализмы, устаревшая лексика)

Класс: 6

Задания

1. Узнай слово по лексическому значению. Запиши слово в прямоугольник.

 - научно-просветитительское учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) диких животных

t1600774445aa.gif

 - микроскопический одноклеточный организм, то же, что микроогранизм

t1600774445aa.gif 

          - в ращающаяся модель земного шара или другого сферического небесного тела с его   картографическим изображением.

t1600774445aa.gif

 - огородное растение, употребляемое в пищу, растущее кочаном.

t1600774445aa.gif 



Правильный ответ: зоопарк, микроб, глобус, капуста.

2. Найдите соответствие между заимствованными словами (левая колонка) и «переводом» (правая колонка). Ответ запишите.

Образец: 1Д, 3А и т.д.

1. СНОУБОРД

А. «супермодный макияж»

2. ТИНЕЙДЖЕР

Б. «производить, создавать»

3. СМАРТФОН

В. « с 13 до 19, возраст»

4. ПРОДЮСЕР

Г. «умный телефон»

5. МЕЙКАП

Д. «снег+доска»



Ответ:_____________________________________________________________

Правильный ответ: 1Д, 2В, 3Г, 4Б, 5А



3. Подчеркни только те слова, которые мог бы использовать учитель географии в своей речи.

      Амплитуда, арифметика, генератор, аккорд, дюны, сюита, биссектриса, знаменатель, вольтметр, баритон, антициклон, рельеф, квадрат, квинтет, ландшафт, дробь.

Правильный ответ: дюны, антициклон, рельеф, ландшафт.



4. В рассказе «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев использовал диалектизмы. Внимательно прочитай предложения и объясни значение диалектных слов.


«– Сходи с ними, – говорила она. – Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды на продажу, твои тоже продам и куплю тебе пряник».

«Левонтий заготавливал лес на бадоги» 

«Но и при такой малой сумме заполошная Левонтьиха умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку». 

«Ребята поощряли меня: дескать, действуй, и не один калач неси. Может, ещё шанег прихватишь либо пирог».

«У дедушки на заимке я любил бывать. Спокойно у него там, обстоятельно, никакого утеснения и надзора, бегай хоть до самой ночи».

Значение диалектных слов

1. Булочка с творогом

2. Суетливая

3. Земельный участок вдали от села, вспаханный его владельцем

4. Длинные поленья


Образец: Яр – 2.

Ответ: бадога___ ;заполошная___;шаньга____; заимка_____.

Правильный ответ: бадога – 4, заполошная -2, шаньги – 1, заимка – 3.

5. Прочитайте отрывок из стихотворения П. Вяземского. Во что одет герой? Найдите зипун и онучи на картинках. Укажите номер рисунка в ответе.

Я рад надеть зипун, онучи,

Бежать назад за триста лет,

Бежать готов я в лес дремучий,

Где о прогрессе речи нет.

(П. Вяземский. Эпиграммы)



t1600774445ab.jpg

1.

t1600774445ac.jpg

2.

image-20200922184550-3.jpeg3.

4.t1600774445ae.jpg

5.t1600774445af.jpg

6.t1600774445ag.png

Ответ: зипун ____; онучи____

Правильный ответ: зипун – 1, онучи – 6.



6. Прочитайте текст. Устраните повторы. Запишите исправленный вариант.

Папа вбежал в папину комнату и стал быстро один за другим открывать ящики письменного стола. Когда содержимое ящиков письменного стола было вытряхнуто на диван, папа совсем расстроился, но вдруг заметил, что папина записная книжка преспокойно лежит на книжном шкафу.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________





Использованные материалы

 1.С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

2. А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986.

3. Толковый словарь иностранных слов. Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998

4. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

5. Н.А. Шапиро. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи.6 класс. – М.: «Просвещение», 2018. – Стр. 14.



Ссылки на использованные изображения



https://odezhda.guru/istoricheskaya/2516-zipun-eto

http://www.прокаткостюмов.рф/kostumy.html?itemid=523

https://lukomory.com/kosovorotka-kadril-zheltaya-s-krasnym-platkom/

http://900igr.net/kartinka/tekhnologija/istorija-russkoj-odezhdy-81913/onuchi-13.html

https://tr.pinterest.com/pin/417216352976617675/

http://900igr.net/kartinka/tekhnologija/natsionalnaja-odezhda-naroda-komi-129444/obuv-25.html





















































Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Гагаринова Ирина Викторовна, 22.09.20 в 17:01 0Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, спасибо за интересный и полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.