Контрольная работа по теме «Лексика» (Русский язык, 6 класс)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ученик___ 6 А класса
__________________________________________________
по теме «Лексика»
ВАРИАНТ 1
Часть 1.
Прочитайте текст.
Литота представляет собой преуменьшение какого-то предмета или явления. Например, каждый из нас знает сказку «Мальчик с пальчик», в названии которой и используется данный приём. Чаще всего литоты встречаются именно в художественной литературе и стихах.
Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты литот. Например, такие выражения, как «рукой подать», «небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д.
Примеры литоты в русском языке разнообразны:
Двойное отрицание или присоединение отрицания к словам, уже имеющим «отрицательную» окраску. Например, «неплохой», «не без умысла».
Смещение отрицания в модальную часть предложения. Например, «я не считаю, что это правильный выбор».
Специальное преуменьшение размеров или «обратная гипербола». Например, «в нескольких шагах отсюда».
Как вы думаете, какого стиля этот текст?
___________________________________
Какие слова натолкнули вас на эту мысль? Напишите, как они называются и приведите 1-2 примера из текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите синоним к слову «неплохо»
_______________________________________________
Что означают фразеологизмы, приведенные в тексте? Объясните не менее двух:
Рукой подать - ____________________________________________
Небо с овчинку - __________________________________________
Кот наплакал - _________________________________________
В нескольких шагах - ____________________________________
Часть 2
Прочитайте текст
Село Блины-Съедены
Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом.
(А. П. Чехов «Письмо к ученому соседу»)
Из чего можно заключить, что письмо написано не очень грамотным человеком?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильно ли автор письма употребляет термины?
__________________________________________________________________________________________________________________________
С какой целью он их употребляет?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие слова уместнее в дружеской переписке: общеупотребительные или необщеупотребительные? Почему вы так считаете?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3.
Как называются слова, которые употребляют только жители какой-то определенной области? ____________________________
Найди такое слово в отрывке из стихотворения С. Есенина:
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс. ___________________________
Как вы думаете, зачем поэт употребил такое слово, вместо общеупотребительного синонима? ____________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете, могут ли такие (или подобные) слова со временем войти в язык в качестве общеупотребительных слов? Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 4.
Прочитайте отрывок из «Книги о лесах» К. Паустовского. Как вы понимаете основную мысль автора? Согласны ли вы с ней?
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).
В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, в четвертом - мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.
Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ученик___ 6 А класса
__________________________________________________
по теме «Лексика»
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
Прочитайте текст.
Литота представляет собой преуменьшение какого-то предмета или явления. Например, каждый из нас знает сказку «Мальчик с пальчик», в названии которой и используется данный приём. Чаще всего литоты встречаются именно в художественной литературе и стихах.
Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты литот. Например, такие выражения, как «рукой подать», «небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д.
Примеры литоты в русском языке разнообразны:
Двойное отрицание или присоединение отрицания к словам, уже имеющим «отрицательную» окраску. Например, «неплохой», «не без умысла».
Смещение отрицания в модальную часть предложения. Например, «я не считаю, что это правильный выбор».
Специальное преуменьшение размеров или «обратная гипербола». Например, «в нескольких шагах отсюда».
Как вы думаете, какого стиля этот текст?
___________________________________
Какие слова натолкнули вас на эту мысль? Напишите, как они называются и приведите 1-2 примера из текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите антоним к слову «чаще» (всего)
_______________________________________________
Что означают фразеологизмы, приведенные в тексте? Объясните не менее двух:
Рукой подать - ____________________________________________
Небо с овчинку - __________________________________________
Кот наплакал - _________________________________________
В нескольких шагах - ____________________________________
Часть 2
Прочитайте текст
Село Блины-Съедены
Дорогой Соседушка.
Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом.
(А. П. Чехов «Письмо к ученому соседу»)
Из чего можно заключить, что письмо написано не очень грамотным человеком?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильно ли автор письма употребляет термины?
__________________________________________________________________________________________________________________________
С какой целью он их употребляет?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие слова уместнее в дружеской переписке: общеупотребительные или необщеупотребительные? Почему вы так считаете?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3.
Как называются слова, которые употребляют определенные социальные группы носителей языка? ____________________________
Найди такое слово в отрывке из рассказа Д. Рубиной:
Он позвонил минут через двадцать.
- Григорий, не пыли, а?.. - дружески попросил он. - Я посоветоваться только хотел... Это... Как ты думаешь, Пимен - псих или не псих?
- Здрасьте, Плоткин! Ты сам, кажется, псих. Григорий же ясно говорит: "Как я люблю его спокойный вид, когда душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет..."
- Ну и что... Ненормальный - это ж не обязательно, чтобы на людей бросаться. Он, может быть, тихо помешанный.
- Плоткин, - расстроилась я, - не понимаю, чего ты добиваешься! ___________________________
Как вы думаете, зачем писательница употребила такое слово, вместо общеупотребительного синонима? ____________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете, могут ли такие (или подобные) слова со временем войти в язык в качестве общеупотребительных слов? Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 4.
Прочитайте отрывок из «Книги о лесах» К. Паустовского. Как вы понимаете основную мысль автора? Согласны ли вы с ней?
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).
В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, в четвертом - мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.
Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Легоцкая Вера Сергеевна
Сафонова Елена Валерьевна