Контрольная работа по теме «Лексика» (Русский язык, 6 класс)

10
2
Материал опубликован 29 July 2017 в группе

 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ученик___ 6 А класса

__________________________________________________

по теме «Лексика»

ВАРИАНТ 1

Часть 1.

Прочитайте текст.

Литота представляет собой преуменьшение какого-то предмета или явления. Например, каждый из нас знает сказку «Мальчик с пальчик», в названии которой и используется данный приём. Чаще всего литоты встречаются именно в художественной литературе и стихах.

Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты литот. Например, такие выражения, как «рукой подать», «небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д.

Примеры литоты в русском языке разнообразны:

Двойное отрицание или присоединение отрицания к словам, уже имеющим «отрицательную» окраску. Например, «неплохой», «не без умысла».

Смещение отрицания в модальную часть предложения. Например, «я не считаю, что это правильный выбор».

Специальное преуменьшение размеров или «обратная гипербола». Например, «в нескольких шагах отсюда».

Как вы думаете, какого стиля этот текст?

___________________________________

Какие слова натолкнули вас на эту мысль? Напишите, как они называются и приведите 1-2 примера из текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Подберите синоним к слову «неплохо»

_______________________________________________

Что означают фразеологизмы, приведенные в тексте? Объясните не менее двух:

Рукой подать - ____________________________________________

Небо с овчинку - __________________________________________

Кот наплакал - _________________________________________

В нескольких шагах - ____________________________________

Часть 2

Прочитайте текст

Село Блины-Съедены

Дорогой Соседушка.

Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом.

(А. П. Чехов «Письмо к ученому соседу»)


 

Из чего можно заключить, что письмо написано не очень грамотным человеком?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильно ли автор письма употребляет термины?

__________________________________________________________________________________________________________________________

С какой целью он их употребляет?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие слова уместнее в дружеской переписке: общеупотребительные или необщеупотребительные? Почему вы так считаете?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3.

Как называются слова, которые употребляют только жители какой-то определенной области? ____________________________

Найди такое слово в отрывке из стихотворения С. Есенина:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс. ___________________________


 

Как вы думаете, зачем поэт употребил такое слово, вместо общеупотребительного синонима? ____________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, могут ли такие (или подобные) слова со временем войти в язык в качестве общеупотребительных слов? Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 4.

Прочитайте отрывок из «Книги о лесах» К. Паустовского. Как вы понимаете основную мысль автора? Согласны ли вы с ней?

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).

В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, в четвертом - мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.


 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ученик___ 6 А класса

__________________________________________________

по теме «Лексика»

ВАРИАНТ 2.

Часть 1.

Прочитайте текст.

Литота представляет собой преуменьшение какого-то предмета или явления. Например, каждый из нас знает сказку «Мальчик с пальчик», в названии которой и используется данный приём. Чаще всего литоты встречаются именно в художественной литературе и стихах.

Идиомами и фразеологизмами уже стали многие варианты литот. Например, такие выражения, как «рукой подать», «небо с овчинку», «кот наплакал» и т.д.

Примеры литоты в русском языке разнообразны:

Двойное отрицание или присоединение отрицания к словам, уже имеющим «отрицательную» окраску. Например, «неплохой», «не без умысла».

Смещение отрицания в модальную часть предложения. Например, «я не считаю, что это правильный выбор».

Специальное преуменьшение размеров или «обратная гипербола». Например, «в нескольких шагах отсюда».

Как вы думаете, какого стиля этот текст?

___________________________________

Какие слова натолкнули вас на эту мысль? Напишите, как они называются и приведите 1-2 примера из текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Подберите антоним к слову «чаще» (всего)

_______________________________________________

Что означают фразеологизмы, приведенные в тексте? Объясните не менее двух:

Рукой подать - ____________________________________________

Небо с овчинку - __________________________________________

Кот наплакал - _________________________________________

В нескольких шагах - ____________________________________

Часть 2

Прочитайте текст

Село Блины-Съедены

Дорогой Соседушка.

Максим... (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я всё еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга в наш недостойный материк, населенный мужиками и крестьянским народом т. е. плебейским элементом.

(А. П. Чехов «Письмо к ученому соседу»)


 

Из чего можно заключить, что письмо написано не очень грамотным человеком?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильно ли автор письма употребляет термины?

__________________________________________________________________________________________________________________________

С какой целью он их употребляет?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие слова уместнее в дружеской переписке: общеупотребительные или необщеупотребительные? Почему вы так считаете?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3.

Как называются слова, которые употребляют определенные социальные группы носителей языка? ____________________________

Найди такое слово в отрывке из рассказа Д. Рубиной:

Он позвонил минут через двадцать.

- Григорий, не пыли, а?.. - дружески попросил он. - Я посоветоваться только хотел... Это... Как ты думаешь, Пимен - псих или не псих?

- Здрасьте, Плоткин! Ты сам, кажется, псих. Григорий же ясно говорит: "Как я люблю его спокойный вид, когда душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет..."

- Ну и что... Ненормальный - это ж не обязательно, чтобы на людей бросаться. Он, может быть, тихо помешанный.

- Плоткин, - расстроилась я, - не понимаю, чего ты добиваешься! ___________________________


 

Как вы думаете, зачем писательница употребила такое слово, вместо общеупотребительного синонима? ____________________________________________________________________________________________________________

Как вы думаете, могут ли такие (или подобные) слова со временем войти в язык в качестве общеупотребительных слов? Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 4.

Прочитайте отрывок из «Книги о лесах» К. Паустовского. Как вы понимаете основную мысль автора? Согласны ли вы с ней?

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).

В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом - хорошие и меткие местные слова, в третьем - слова людей разных профессий, в четвертом - мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.


 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена Валерьевна, за интересную работу. Особенно мне нравится Ваш подбор текстов. Я тоже люблю интересные тексты на уроке.

31 July 2017