Разработка урока по русскому языку «Орфоэпия. Фонетика. Орфография» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 29 August 2016

Разработка урока по русскому языку

«Орфоэпия. Фонетика. Орфография».

10 класс

Цели урока:

Обобщить и закрепить знания по разделам лингвистики «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»; повторить орфограмму: безударная гласная в корне слова; подготовить учеников к ЕГЭ по этим разделам; показать связь этих разделов между собой. Развить речь устную и письменную, мышление, внимание, умение сопоставлять и анализировать. Воспитать чувства прекрасного, любви к родному краю, родному языку, родной природе, уважение к своему народу, к своей истории.

Оборудование:

Доска, таблица по орфографии, тетрадь, орфоэпический словарь, распечатки стихотворения А. А. Фета « Шепот, робкое дыханье…», книга с вариантами к ЕГЭ, разработанными ФИПИ. Портреты русских композиторов П.И.Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова; А. А.Фета. Выставка книг, диски с записями песен на слова А.А.Фета. DVD-проигрыватель.

План урока:

Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

Закрепление изученного материала по теме: «Орфоэпия».

Выполнение номера 4 по книгам ФИПИ.

Закрепление по теме: «Фонетика».

Закрепление по теме: «Орфография».

Выполнение номера 8 по книгам ФИПИ.

Подведение итогов урока.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Закрепление изученного материала по теме: «Орфоэпия».

Орфоэпия (греч. orthoépeia, от orthós — правильный и épos — речь) - совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления.

(Происхождение слова написано на доске)

а) Орфоэпическая разминка

щавель красивее

обеспечение квартал

звонит включим

повторим закрепим

начался термин

торты кухонный

баловать свекла

ходатайствовать премировать

средства жалюзи

 

Задание:

- прочитать слова про себя

- прочитать слова вслух
 

б) Работа в группах

Задание: используя слова из предыдущего задания, составить диалог, монолог, придумать стихотворение, рассказ и представить его классу. Разыграть сценки.

Пример работы учащегося:

«Мы подали ходатайство в связи с кражей щавеля с грядки. Наш щавель – лучший в квартале. После этого закрепили забор, чтобы с помощью его обеспечить сохранность нашего щавеля. Все средства для этого хороши. Тех, кто отыщет наш щавель, мы будем премировать тортами. Звоните нам!»

в) Выполнение номера 4 по книгам ФИПИ автора Цыбулько И.П. Типовые экзаменационные варианты.

 

4. Закрепление по теме: «Фонетика».

Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. (Происхождение слова написано на доске)

Как может быть связана орфоэпия с фонетикой (зная фонетические особенности слова, можно правильно произносить их)?

Задание: найти слова, где букв больше, чем звуков, и наоборот; распределить в два столбика.

щавель

красивее

премировать

обеспечение

ходатайствовать

баловать

кухонный

Придумать слова по этому заданию.

Вопросы:

- Почему звуков больше чем букв, когда это бывает?

- Когда букв будет больше чем звуков?

Задание: сделать фонетический разбор самого интересного с точки зрения фонетики слова (щавель).

 

5. Закрепление по теме: «Орфография».

Орфография (греч. orthographía, от orthós — правильный и gráphõ — пишу), правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме. (Происхождение слова написано на доске)

Работа со стихотворением А.А. Фета «Шепот, робкое дыхание».

а) слово учителя о поэте

А.А. Фет – писатель 19 века. Основными темами его творчества являются любовь, природа, творчество.

Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать — Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 словесное отделение философского факультета университета, где сдружился с Григорьевым, своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией. «Благословение» на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: «Это несомненное дарование». Первый сборник стихотворений Фета «Лирический пантеон» вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи появились во многих изданиях.

В 1845 он покинул Москву и поступил на военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи. Только через восемь лет, находясь на службе в гвардейском лейб-уланском полку, он получил возможность жить вблизи Петербурга.

В 1850 в журнале «Современник», хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.

В 1858 Фет вышел в отставку, поселился в Москве и энергично занимается литературным трудом, требуя от издателей «неслыханную цену» за свои произведения.

Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Его сердце ожесточили удары судьбы, а его стремление компенсировать свои социальные нападки делало его тяжелым в общении человеком. Фет почти перестал писать, стал настоящим помещиком, работая в своем имении; он избирается мировым судьей в Воробьевке. Так продолжалось почти 20 лет.

В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название «Вечерние огни». (Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, 1891 гг. Умер А. Фет 21 ноября 1892 г. в Москве.

Стихи Фета звучат, на его стихи сочиняли музыку П.И.Чайковский, Н.А. Римский- Корсаков, С.В. Рахманинов и другие композиторы. На музыку были положены несколько сот его стихотворений. Вот некоторые из них:

«На заре ты ее не буди…»

«Заря прощается с землей»

«На стоге сена ночью южной»

«Это утро, радость эта»

«Ель рукавом мне тропинку завесила»

(прослушиваем аудиозапись)

б) чтение стихотворения выразительно

в) анализ стихотворения (выявление его синтаксических, морфологических, фонетических и изобразительных особенностей).

Л.С. Толстой, старший сын писателя, вспоминал про известное стихотворение:

«Отец в 80-ых годах говорил приблизительно так: «Это мастерское стихотворение; в нем нет ни одного глагола (сказуемого). Каждое выражение - картина».

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

(1850 г.)

Задание: найти орфограммы и сгруппировать их.

Шепот, соловья, серебро, колыханье, ночной, конца, волшебных, изменений, лица, янтарь, отблеск, лобзанья, заря.

Робкое, сонного, ночных, ряд, тучках.

Какая орфограмма представлена большинством слов (безударная гласная в корне слова)?

6. Выполнение номера 8 по книгам ФИПИ автора Цыбулько И.П. Типовые экзаменационные варианты.

 

7. Подведение итогов урока.

Комментарии
Комментариев пока нет.