Контрольная работа по теме «Художественная обработка бересты»
Информационная карта теста "Художественная обработка бересты"
Учебная дисциплина: "Технология изготовления художественных изделий из дерева".
Целевая аудитория: студенты 2- го курса, обучающиеся по профессии 08.01.05 "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ"
Вид контроля: текущий (тематический) контроль
Цель: проверка знаний по теме "Художественная обработка бересты", проверка умений применять базовые знания по ТРИЗ применительно к данной теме.
Тип проверки: проверка преподавателем.
Тест состоит из двух частей:
часть 1- тестовые задания (закрытого и открытого типов, на установление соответствия) на проверку знаний по "Художественной обработке бересты".
часть 2- задания с творческим компонентом на базе ТРИЗ применительно к теме "Художественная обработка бересты".
Максимальное количество баллов –56 баллов.
Дополнительные сведения: тесты должны быть распечатаны в цветном варианте по количеству тестируемых.
Таблица содержания структуры тестового материала с указанием количества тестовых заданий (в штуках и процентах) по каждой форме
Наименование дидактических единиц |
Кол-во ТЗ |
открытые |
закрытые |
на соответствие |
|||
шт. |
% |
шт. |
% |
шт. |
% |
||
Береста как материал |
5 |
3 |
12 |
2 |
8 |
- |
- |
Инструменты для обработки бересты |
3 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
Изделия из бересты |
2 |
1 |
4 |
- |
- |
1 |
4 |
Техногии берестяного промысла |
2 |
2 |
8 |
- |
- |
- |
- |
Способы декорирования изделий из бересты |
4 |
1 |
4 |
2 |
8 |
1 |
4 |
Виды росписи по бересте |
3 |
- |
- |
2 |
8 |
1 |
4 |
Берестяные промыслы |
6 |
- |
- |
5 |
20 |
1 |
4 |
Всего ТЗ |
25 |
8 |
32 |
12 |
48 |
5 |
20 |
Таблица соответствия результата оценивания теста шкале оценки
5 (отлично) |
4 (хорошо) |
3 (удовлетворительно) |
2 (неуд.) |
50-56 баллов |
40-49 |
29-39 баллов |
до 28 баллов |
Контрольная работа по теме «Художественная обработка бересты»
Уважаемый студент!
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с
инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, букву (буквы) правильного, на Ваш
взгляд, ответа (ответов) обведите.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие – в предоставленном месте впишите соответствующие варианты (цифры, буквы, обозначения).
4. Время на выполнение теста – 45 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете количество баллов, указанное в задании.
Тест состоит из двух частей:
часть 1- тестовые задания (закрытого и открытого типов, на установление соответствия) на проверку знаний по "Художественной обработке бересты".
часть 2- задания с творческим компонентом на базе ТРИЗ применительно к теме "Художественная обработка бересты".
Максимальное количество баллов –56 баллов.
Желаю удачи!
Часть 1
1. Закончите предложение (1балл)
Береста –это………………………………………………………………………………………..
2. Выберите правильный ответ (1 балл)
Поверхность, называемая мастерами по бересте, лицевой:
а |
б |
3. Закончите предложение (1 балл)
Берестяной цилиндр, целиком снятый с березы (без разреза), называется………………….
4. Выберите один или более правильных ответов (1 балл)
Инструмент, применяемый для первоначальной обработки бересты от наростов и неровностей на белой стороне:
а) кочедык
б) нож-перо
в) нож-косяк
г) чекан
5. Установите соответствие инструментов для работы с берестой их изображениям (4 балла):
1 |
Чекан |
а |
|
2 |
Ленторез |
б |
|
3 |
Шило |
в |
|
4 |
Пробойник |
г |
|
5 |
Нож-косяк |
д |
|
6 |
Стамеска |
е |
|
Ответ: _______________________________________________________________________
6. Впишите правильный ответ (1 балл)
Инструмент для работы с берестой:
…………………………………………………………………………………………………......
7. Выберите один или более правильных ответов (1 балл)
Способ украшения изделий из пластовой бересты с помощью чеканов и штампов:
а) аппликация
б) тиснение
в) резьба
г) роспись
8. Выберите один или более правильных ответов (1 балл)
Вид бересты, подходящий для такого способа декорирования, как процарапывание:
а) ранняя весенняя
б) поздняя осенняя
в) зимняя
г) любая
9. Вставьте пропущенное слово (1 балл)
Прямое плетение при работе_____________________, чем косое плетение.
10. Выберите один или более правильных ответов (1 балл)
Техника декорирования бересты, при которой тонким металлическим инструментом (шило, игла, нож) удаляется тонкий слой камбия с внутреннего слоя коры, оставляя при этом узор или рисунок на поверхности:
а) тиснение
б) аппликация
в) процарапывание (выскабливание)
г) роспись
11. Закончите предложение (2 балла)
Современные способы декорирования изделий из бересты-это……………………………… ……………………………………………………………………………………………………...
12. Установите соответствие способов декорирования бересты их изображениям (5 баллов):
1 |
Тиснение |
а |
|
2 |
Резьба |
б |
|
3 |
Аппликация |
в |
|
4 |
Плетение |
г |
|
5 |
Роспись |
д |
|
6 |
Процарапывание (выскабливание)
|
е |
|
Ответ: _______________________________________________________________________
13. Выберите один или более правильных ответов (1 балл)
Вид росписи, используемой в декорировании берестяных изделий:
а) Мезенская
б) Уфтюжская
в) Южноуральская
г) Пермогорская
14. Установите соответствие видов росписи на туесах их изображениям (6 баллов):
1 |
Борецкая |
а |
|
2 |
Пермогорская |
б |
|
3 |
Уфтюжская |
в |
|
4 |
Мезенская |
г |
|
5 |
Городецкая |
д |
|
6 |
Великоустюгская |
е |
Ответ: _______________________________________________________________________
15. Выберите один или более правильных ответов (4 балла)
Наиболее известные центры расписной бересты:
а) Уфтюга
б) Великий Устюг
в) Пермогорье
г) Вологодская область
д) Борок
е) Урал
16. Закончите предложение (1 балл)
Небольшой берестяной сосуд с притертой крышкой и дном называется……………………..
17. Установите соответствие берестяных изделий их изображениям (5 баллов):
1 |
бурак |
а |
|
2 |
пестерь |
б |
|
3 |
шаркунок |
в |
|
4 |
солонка |
г |
|
5 |
кошель |
д |
|
6 |
Горлатка
|
е |
|
Ответ: _______________________________________________________________________
18. Выберите один или более правильных ответов (1 балл)
Берестяной промысел, утраченный в начале прошлого века:
а) Домшинский
б) Шемогодский
в) Уфтюжский
г) Нижегородский
19. Выберите один или более правильных ответов (2 балла)
Наиболее известные центры тисненой бересты в России:
а) Урал
б) Восточная Сибирь
в) Западная Сибирь
г) Русский Север
д) Каргополье
20. Выберите один или более правильных ответов (4 балла)
Отличительные особенности шемогодской бересты:
а) сочетание резьбы с тиснением
б) присутствие диагонального плетения
в) традиционный растительный мотив
г) принцип чёткой симметрии
д) ажурная резьба с подцвеченным фоном
е) присутствие прямого плетения
21. Выберите один или более правильных ответов (5 баллов)
Наиболее известные центры берестяного творчества, сложившиеся к ХХ в.:
а) Вологодская область
б) Красноярский край
в) Архангельская область
г) Томская область
д) Московская область
е) Шадринск
ж) Кемеровская область
22. Установите соответствие видов берестяных промыслов их изображениям (4 балла):
1 |
Шемогодская |
а |
||
2 |
Домшинская |
б |
||
3 |
Уфтюжская |
в |
||
4 |
Уральская |
г |
||
5 |
Якутская
|
д |
|
|
6 |
Томская
|
е |
|
Ответ: _______________________________________________________________________
23. Закончите предложение (1 балл)
Бересту иногда называют древнерусским ………………………………………………………
24. Впишите правильный ответ (1 балл)
Название способа крепления краев «рубашки» туеса, изображенного на рисунке:
25. Выбрать один или более правильных ответов (1 балл)
Фамилия самого известного мастера прорезной бересты шемогородского промысла:
а) Вепрев И.А.
б) Михайлов Ю.М.
в) Варламов А.Г.
г) Романов В.М.
Ответы:
1. Верхний слой коры берёзы.
2. б
3. сколотень
4. в
5. 3-г, 4-б, 5-а, 6-д
6. кочедык
7. б
8. б
9. сложнее
10. в
11. лазерная резка и гравировка
12. 1-в, 2-а, 4-б, 5-г, 6-д
13. б
14. 1-д, 2-е, 3-г, 4-а, 5-б, 6-в
15.а, в, д, е
16. туес
17. 1-г, 2-б, 3-д, 4-в, 6-а
18. а
19. а, в
20. а, в, г, д
21. а, в, г, е, ж
22. 1-а , 2-в, 3-г, 5-б
23. папирусом
24. замок
25. а
ЧАСТЬ 2 Задания по ТРИЗ на развитие творческого воображения
1. Используя знания по теме «Синектика. Аналогии синектики», внимательно изучите таблицу, заполните пропуски рисунками или описанием.
№ п/п |
Аналог |
Результат |
Прямая аналогия (по технологическому принципу) |
||
1 |
Лоскутная техника |
|
2 |
Плетение |
? |
3 |
? |
Аппликация |
4 |
Интарсия по дереву |
? |
5 |
Вышивка
|
? |
6 |
? |
? |
Символическая аналогия (образный принцип) |
||
1 |
Прессованная береста |
Рукоятки ножей из прессованной бересты |
2 |
Жидкая береста |
? |
3 |
Пушистая береста |
? |
4 |
Вязаная береста |
? |
5 |
? |
? |
2. Проблемная ситуация: перед Вами образец изделия из бересты, который не пользуется популярностью среди покупателей, несмотря на то, что выполнен мастерами высокой квалификации. Не покупают. Можно ли разрешить эту ситуацию?
Заполните таблицу
Изделие из бересты |
Проблема |
Противоречие (административное, техническое, физическое) |
Конфликтующая пара |
ИКР 1
ИКР 2 |
Ресурсы |
|
|
|
|
|
|
Решение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните 9-экранную таблицу, используя знания по теме "Системный оператор"
Надсистема (прошлое)
?
|
Надсистема
? |
Надсистема (будущее)
? |
Система (прошлое)
? |
Система Берестяная корзина
|
Система (будущее)
?
|
Подсистема (прошлое)
?
|
Подсистема
? |
Подсистема (будущее)
? |
4. Внимательно изучите пример проблемной ситуации и ее разрешение на основе применения одного из приемов ТРИЗ.
Задание: сформулируйте еще одну из проблем в технологии берестяного промысла и укажите по какому именно приему устранения противоречий была разрешена эта проблемная ситуация. Заполните таблицу.
Проблема |
Противоречие |
Приемы разрешения
|
Решение |
||||
Прорезная резьба на бересте не объемна и однотонна
|
Резьба имеет сюжет, сложна, ажурна- это хорошо, но она однотонна и нет объема- это плохо.
|
Принцип перехода в другое измерение (использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной)
|
Шемогодские мастера используют металлическую фольгу под прорезной слой или другую контрастную основу (двухслойная композиция). |
Мастер г.Енисейска Ю.П. Макеев автор техники многослойной резьбы. Эта техника дает объемность насыщенность тоновых переходов, благодаря цветовым контрастам слоев. |
|||
? |
? |
? |
? |
? |
5. В таблице даны инструменты для работы с древесиной и берестой. Используя знания по теме" Технические системы. Части технических систем. Функции", заполните таблицу (прямо на рисунках проставьте позиции-цифры, указывающие на рабочий орган, трансмиссию, органы управления и двигатель и в соответствующие колонки таблицы запишите эти цифры).
Инструмент |
Рабочий орган
|
Трансмиссия |
Органы управления |
Двигатель |
Функция |
Название___________________
|
|
|
|
|
|
Название___________________
|
|
|
|
|
|
Название___________________
|
|
|
|
|
|
6. Используя знания по теме "Законы развития технических систем. Закон МОНО-БИ-ПОЛИ", заполните таблицу
Моносистемы |
Бисистемы |
Полисистемы |
? |
||
? |
? |
|
? |
? |
? |