Контрольная работа по теме: «Общество» для 10 класса

8
0
Материал опубликован 8 November 2016 в группе

Контрольная работа по теме: «Общество».

10 класс

1 – вариант.

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЕ ТИПЫ ОБ­ЩЕСТВ

ТИП ОБ­ЩЕ­СТВА

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

...

Мас­со­вое про­из­вод­ство то­ва­ров, ав­то­ма­ти­за­ция и спе­ци­а­ли­за­ция про­из­вод­ства.

Информационное

Раз­ви­тие и мас­со­вое ис­поль­зо­ва­ние ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий.

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) технический прогресс; 2) социальный прогресс; 3) социальная реформа; 4) неолитическая революция; 5) модернизация.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные науки.

1)социология; 2) экономика; 3) политология; 4) этнография; 5) культурология;

6) литературоведение.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4.Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество - это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимозависимость.

2) Основной фактор производства индустриального общества - земля.

3) Все сферы общественной жизни, социальные институты подвержены изменениям.

4) Системный характер общества проявляется в наличии социальных общностей и групп, связанных общественными отношениями.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов;

Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей);

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки;

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран;

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств.

1) угроза мирового терроризма

2) угроза экологического кризиса

3) проблема «Север — Юг»

6.Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том «Об­ще­ство тра­ди­ци­он­но­го типа». Какие осо­бен­но­сти об­ществ из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти ука­за­ны).

1) Эко­но­ми­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гос­под­ством сель­ско­го хо­зяй­ства и при­ми­тив­но­го ре­мес­ла.

2) В по­ли­ти­че­ской сфере гос­под­ству­ют цер­ковь и армия.

3) Эко­но­ми­че­ской базой об­ще­ства яв­ля­ет­ся про­мыш­лен­ность.

4) Со­ци­аль­ная струк­ту­ра со­слов­но кор­по­ра­тив­на, ста­биль­на.

5) Пре­об­ла­да­ет экс­тен­сив­ная тех­но­ло­гия.

6) В об­ще­ствен­ных от­но­ше­ни­ях гос­под­ству­ют право и закон.

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« ___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___________(В). Глобализация — ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________(Д) общества, с другой, — обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема ___________(Е)»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) диалог культур 2) разделение труда 3) общество

4) глобализация 5) противоречивый6) массовая культура

7) сельское хозяйство 8) информационное 9) компьютер

Прочитайте текст и выполните задания 8-11

 

В со­ци­аль­ной си­сте­ме не­пре­рыв­но про­ис­хо­дят про­цес­сы, ко­то­рые могут при­во­дить как к воз­ник­но­ве­нию новых эле­мен­тов, так и к ис­чез­но­ве­нию ранее су­ще­ство­вав­ших эле­мен­тов и от­но­ше­ний. Речь идёт о про­бле­ме со­ци­аль­ных из­ме­не­ний.

 

Су­ще­ству­ют две ос­нов­ные формы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний: эво­лю­ция и ре­во­лю­ция. Рав­но­вес­ной мо­де­лью со­ци­аль­ных из­ме­не­ний яв­ля­ет­ся эво­лю­ция. Ещё со­цио­лог Г. Спен­сер опре­де­лял эво­лю­цию как по­сте­пен­ный про­цесс по­яв­ле­ния всё более слож­ных со­ци­аль­ных форм.

 

Не­рав­но­вес­ной мо­де­лью со­ци­аль­ных из­ме­не­ний вы­сту­па­ет ре­во­лю­ция. Со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция — это такой спо­соб пе­ре­хо­да к но­во­му ка­че­ству, при ко­то­ром со­ци­аль­ная си­сте­ма ока­зы­ва­ет­ся в не­устой­чи­вом со­сто­я­нии: про­ис­хо­дит её де­ста­би­ли­за­ция, на­ру­ша­ет­ся ба­ланс со­ци­аль­ных сил. <...>

 

Со­ци­аль­ный про­гресс сле­ду­ет по­ни­мать как одну из форм раз­ви­тия об­ще­ства, ос­но­ван­ную на таких не­об­ра­ти­мых из­ме­не­ни­ях в нём, в ре­зуль­та­те ко­то­рых осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­ход к более вы­со­ко­му уров­ню ма­те­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­я­ния и ду­хов­но­го раз­ви­тия лич­но­сти.

 

Про­гресс как по­ня­тие можно при­ме­нять как к си­сте­ме в целом, так и к от­дель­ным её эле­мен­там. От­но­ше­ние к ре­зуль­та­там со­ци­аль­но­го про­грес­са в науке да­ле­ко не од­но­знач­но. Часть учёных счи­та­ют, что на­деж­ды на без­гра­нич­ный про­гресс не оправ­да­лись, что со­ци­аль­ные из­ме­не­ния более слож­ны и про­ти­во­ре­чи­вы, типы и темпы их раз­лич­ны. Воз­мож­но за­стой­ное, по­пят­ное раз­ви­тие об­ще­ства, дви­же­ние по кругу. Од­на­ко по­ня­тие «про­гресс» до сих пор ис­поль­зу­ет­ся при ха­рак­те­ри­сти­ке со­ци­аль­ных из­ме­не­ний.

 

Для опре­де­ле­ния уров­ня про­грес­сив­но­сти того или иного об­ще­ства тра­ди­ци­он­но ис­поль­зо­ва­лись два кри­те­рия: уро­вень про­из­во­ди­тель­но­сти труда и сте­пень сво­бо­ды лич­но­сти в об­ще­стве. Чем более про­грес­сив­но об­ще­ство, тем более вы­со­ки эти кри­те­рии. В со­вре­мен­ной со­ци­аль­ной науке оба этих кри­те­рия под­вер­га­ют­ся со­мне­нию в связи с из­ме­не­ни­ем ха­рак­те­ра труда (труд ста­но­вит­ся всё более ин­тел­лек­ту­аль­ным, а зна­чит, слож­нее поддаётся ко­ли­че­ствен­но­му учёту) и услож­не­ни­ем со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка (фе­но­мен «бег­ства от сво­бо­ды», от­кры­тый Э. Фром­мом). В на­уч­ных дис­кус­си­ях о «цене про­грес­са» по­сте­пен­но на­чи­на­ет вы­де­лять­ся и утвер­ждать­ся тре­тий кри­те­рий — уро­вень нрав­ствен­но­сти в об­ще­стве. По-ви­ди­мо­му, этому кри­те­рию пред­сто­ит, раз­вив­шись и офор­мив­шись, стать ин­те­граль­ным кри­те­ри­ем, от­ра­жа­ю­щим важ­ней­шие тен­ден­ции из­ме­не­ния об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

 

(А. Б. Без­бо­ро­дое, В. П. Фи­ла­тов и др.)

8.На­зо­ви­те рас­смат­ри­ва­е­мые ав­то­ра­ми формы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний и при­ве­ди­те по одной любой ха­рак­те­ри­сти­ке каж­дой из них.

9.Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, объ­яс­ни­те, по­че­му от­но­ше­ние учёных к по­ня­тию «про­гресс» не­од­но­знач­но. При­ве­ди­те три объ­яс­не­ния.

10.Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три упо­мя­ну­тых в тек­сте свой­ства со­ци­аль­но­го про­грес­са. К каж­до­му свой­ству при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру.

11.Опи­ра­ясь на со­дер­жа­ние тек­ста и зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те три под­твер­жде­ния того, что уро­вень нрав­ствен­но­сти яв­ля­ет­ся ин­те­граль­ным кри­те­ри­ем про­грес­са.

Контрольная работа по теме: «Общество».

10 класс

2 – вариант.

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЕ ТИПЫ ОБ­ЩЕСТВ

ТИП ОБ­ЩЕ­СТВА

ХА­РАК­ТЕ­РНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВОДСТВА

...

Пре­об­ла­да­ет аг­рар­ное про­из­вод­ство, зна­чи­тель­ную роль иг­ра­ют сель­ские об­щи­ны

Ин­ду­стри­аль­ное

Об­ще­ство от­ли­ча­ет­ся вы­со­ким уров­нем со­ци­аль­ной ди­на­ми­ки, пре­об­ла­да­ют ин­ди­ви­ду­а­ли­сти­че­ские цен­но­сти

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) реформа, 2) революция, 3) социальная динамика, 4) эволюция, 5) общественный регресс.

3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «про­гресс».

 1) со­ци­аль­ная ре­фор­ма; 2) мо­дер­ни­за­ция; 3) стаг­на­ция; 4) рост про­дол­жи­тель­но­сти жизни; 5) па­де­ние уров­ня об­ра­зо­ва­ния; 6) рост уров­ня бла­го­со­сто­я­ния на­се­ле­ния.

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

4.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ча­стью при­ро­ды.

2) При­ро­да пол­но­стью опре­де­ля­ет раз­ви­тие об­ще­ства.

3) Со­вре­мен­но­му об­ще­ству свой­ствен­но со­слов­ное стро­е­ние.

4) Со­во­куп­ность всех на­ро­дов, на­се­ля­ю­щих нашу пла­не­ту, пред­став­ля­ет собой об­ще­ство.

5) Об­ще­ством можно на­звать опре­де­лен­ный этап ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства.

5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) Мас­штаб­ная вы­нуж­ден­ная ми­гра­ция из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран в раз­ви­тые.

Б) Гло­баль­ное из­ме­не­ние кли­ма­та.

В) Вы­со­кий уро­вень кон­цен­тра­ции мас­со­вой бед­но­сти и ни­ще­ты в стра­нах

Тро­пи­че­ской Аф­ри­ки.

Г) Со­кра­ще­ние би­о­раз­но­об­ра­зия Земли.

Д) Огра­ни­чен­ность при­род­ных за­па­сов уг­ле­во­до­род­но­го сырья.

1) эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы

2) про­бле­ма «Север-Юг»

3) энер­ге­ти­че­ская про­бле­ма

6.Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том «От­ли­чи­тель­ные черты ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства». Какие осо­бен­но­сти об­ществ из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти ука­за­ны.)

1) Эко­но­ми­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гос­под­ством сель­ско­го хо­зяй­ства и при­ми­тив­но­го ре­мес­ла.

2) В по­ли­ти­че­ской сфере гос­под­ству­ют цер­ковь и армия.

3) Эко­но­ми­че­ской базой об­ще­ства яв­ля­ет­ся про­мыш­лен­ность.

4) Со­ци­аль­ная струк­ту­ра яв­ля­ет­ся со­слов­но кор­по­ра­тив­ной, ста­биль­ной.

5) Пре­об­ла­да­ет ин­тен­сив­ная тех­но­ло­гия.

6) В об­ще­ствен­ных от­но­ше­ни­ях гос­под­ству­ют право и закон.

7.Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Со­ци­аль­ный про­гресс — одна из форм ______(А) об­ще­ства, свя­зан­ная с пе­ре­хо­дом к более вы­со­ко­му уров­ню раз­ви­тия ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры.

Про­гресс как по­ня­тие можно при­ме­нять как к_____(Б) в целом, так и к от­дель­ным её эле­мен­там. От­но­ше­ние ис­сле­до­ва­те­лей к ________(В) со­ци­аль­но­го про­грес­са не­од­но­знач­но. В ряде слу­ча­ев про­ис­хо­дит за­стой­ное, по­пят­ное раз­ви­тие об­ще­ства. Можно также го­во­рить о ________(Г), дви­же­нии по кругу.

Для опре­де­ле­ния уров­ня про­грес­сив­но­сти того или иного об­ще­ства тра­ди­ци­он­но ис­поль­зо­ва­лись два____(Д): уро­вень про­из­во­ди­тель­но­сти труда и сте­пень сво­бо­ды лич­но­сти в об­ще­стве. Со­вре­мен­ная наука вы­дви­га­ет ещё один — уро­вень__________(Е) в об­ще­стве».

 Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ре­зуль­тат 2) со­вре­мен­ное об­ще­ство 3) из­ме­не­ние

4) нрав­ствен­ность 5) цик­лич­ность 6) ре­во­лю­ция

7) со­ци­аль­ная си­сте­ма 8) по­ли­ти­ка 9) кри­те­рий

Прочитайте текст и выполните задания 8-11

Саморазвитие общества и человека имеет определѐнный вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.

В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса…

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение обществав обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.

В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всѐ более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворѐнности жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всѐ происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.

(В. Кохановский)

8.Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?

9.Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.

10.Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.

11.Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в еѐ обоснование.

КЛЮЧ к контрольной работе по теме: «Общество».

10 класс

задания

1 – вариант

2 – вариант

1

индустриальное

традиционное (аграрное)

2

2

3

3

56

35

4

134

45

5

21332

21213

6

1245

356

7

426581

371594

8

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) формы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний: эво­лю­ция и рево-

люция;

2) крат­кие ха­рак­те­ри­сти­ки каж­дой формы, на­при­мер:

эво­лю­ция: «по­сте­пен­ный про­цесс по­яв­ле­ния более слож­ных форм»;

ре­во­лю­ция: «не­рав­но­вес­ная мо­дель со­ци­аль­ных из­ме­не­ний», со­про­вож­да­ю­щих­ся де­ста­би­ли­за­ци­ей со­ци­аль­ной си­сте­мы. Могут быть при­ве­де­ны дру­гие ха­рак­те­ри­сти­ки.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости.;

2) ответ на второй вопрос: факторы, которые повлияли на изменение критериев прогресса: возникновение глобальных проблем человечества; нарастание нестабильности в мире в целом.

9

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие объ­яс­не­ния:

1) на­деж­ды на без­гра­нич­ный про­гресс не оправ­да­лись;

2) со­ци­аль­ные из­ме­не­ния слож­ны и про­ти­во­ре­чи­вы;

3) типы и темпы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний раз­лич­ны;

4) воз­мож­но за­стой­ное, по­пят­ное раз­ви­тие об­ще­ства и дви­же­ние по кругу;

5) кри­те­рии про­грес­са не­од­но­знач­ны.

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:

1) Три интегральные характеристики прогрессивного развития общества: – уровень материнской и детской смертности; - показатели физического и душевного здоровья; - чувство удовлетворѐнности жизнью. (Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) свой критерий, например: нравственность (гуманистический критерий). Может быть названа другая причина

10

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать свой­ства со­ци­аль­но­го про­грес­са и со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры, до­пу­стим:

1) пе­ре­ход к более вы­со­ко­му уров­ню раз­ви­тия (на­при­мер, от аг­рар­но­го к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству);

2) при­ме­ним как ко всему об­ще­ству, так и к от­дель­ным его эле­мен­там (на­при­мер, ак­ти­ви­за­ция кре­стьян-пред­при­ни­ма­те­лей в кре­пост­ни­че­ской Рос­сии ХУШ в.);

3) про­ти­во­ре­чи­вость ре­зуль­та­тов (одним из ре­зуль­та­тов про­ры­ва в об­ла­сти ядер­ной фи­зи­ки стало со­зда­ние атом­ной бомбы);

4) не­оди­на­ко­вые темпы и типы из­ме­не­ний раз­ных эле­мен­тов си­сте­мы (на­при­мер, в Рос­сии на­ча­ла XX в. эко­но­ми­ка го­ро­дов ак­тив­но раз­ви­ва­лась, про­ис­хо­ди­ла мо­но­по­ли­за­ция, а де­рев­ня оста­ва­лась по­лу­фе­о­даль­ной)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) рост науки (до изобретения ЭВМ вычисления велись в основном вручную);

2) рост производительности труда (современные промышленные технологии обеспечивают возможность производства большего количества единиц продукции при меньшем использовании труда работников); 3) освобождение от эксплуатации человека человеком (Россия отменила крепостное право в 1861 году).

11

Могут быть при­ве­де­ны, на­при­мер, такие под­твер­жде­ния:

1) мо­раль «оче­ло­ве­чи­ва­ет» че­ло­ве­ка, рас­кры­ва­ет его ду­хов­ный по­тен­ци­ал;

2) в мо­раль­ном вы­бо­ре наи­бо­лее полно про­яв­ля­ет­ся сво­бо­да че­ло­ве­ка;

3) лишь че­ло­век с вы­со­кой нрав­ствен­ной куль­ту­рой смо­жет при­дать тех­ни­че­ско­му про­грес­су гу­ма­ни­сти­че­ский ха­рак­тер, ми­ни­ми­зи­ро­вать раз­ру­ши­тель­ные для че­ло­ве­ка ре­зуль­та­ты тех­ни­че­ско­го

1) Своя точка зрения: Прогресс в духовной сфере происходит. Могут быть приведены такие аргументы: - прогресс в духовной сфере проявляется в отказе от суровых обычаев (обычай кровной мести); - прогресс в духовной сфере проявляется в распространении среднего образования для всех; - прогресс в духовной сфере проявляется в доступности научных знаний для широкой общественности.

Могут быть приведены другие объяснения. Также могут быть приведены аргументы в обоснование противоположной позиции: прогресс в духовной сфере не происходит.

1- 1 б.

2- -1 б.

3 - 2 б.

4 - 2 б.

5 - 2 б.

6 - 2 б.

7 - 2 б.

8 - 2 б.

9 - 2 б.

10 - 3 б.

11 - 3 б.

ИТОГО - 22 б.

22- 20 б. - «5»

19 - 15 б.- «4»

14 - 8 б. - «3»

менее 7 - «2»

Комментарии
Комментариев пока нет.