Контрольная работа по теме: «Общество».
10 класс
1 – вариант.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
ТИП ОБЩЕСТВА |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
... |
Массовое производство товаров, автоматизация и специализация производства. |
Информационное |
Развитие и массовое использование компьютерных технологий. |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) технический прогресс; 2) социальный прогресс; 3) социальная реформа; 4) неолитическая революция; 5) модернизация.
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные науки.
1)социология; 2) экономика; 3) политология; 4) этнография; 5) культурология;
6) литературоведение.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4.Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество - это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимозависимость.
2) Основной фактор производства индустриального общества - земля.
3) Все сферы общественной жизни, социальные институты подвержены изменениям.
4) Системный характер общества проявляется в наличии социальных общностей и групп, связанных общественными отношениями.
5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов; Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей); В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки; Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран; Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств. |
1) угроза мирового терроризма 2) угроза экологического кризиса 3) проблема «Север — Юг» |
6.Студент работает над рефератом «Общество традиционного типа». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны).
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура сословно корпоративна, стабильна.
5) Преобладает экстенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
« ___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___________(В). Глобализация — ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________(Д) общества, с другой, — обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема ___________(Е)»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) диалог культур 2) разделение труда 3) общество
4) глобализация 5) противоречивый6) массовая культура
7) сельское хозяйство 8) информационное 9) компьютер
Прочитайте текст и выполните задания 8-11 |
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. <...>
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
(А. Б. Безбородое, В. П. Филатов и др.)
8.Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
9.Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения.
10.Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.
11.Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
Контрольная работа по теме: «Общество».
10 класс
2 – вариант.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
ТИП ОБЩЕСТВА |
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВОДСТВА |
... |
Преобладает аграрное производство, значительную роль играют сельские общины |
Индустриальное |
Общество отличается высоким уровнем социальной динамики, преобладают индивидуалистические ценности |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) реформа, 2) революция, 3) социальная динамика, 4) эволюция, 5) общественный регресс.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «прогресс».
1) социальная реформа; 2) модернизация; 3) стагнация; 4) рост продолжительности жизни; 5) падение уровня образования; 6) рост уровня благосостояния населения.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4.Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество является частью природы.
2) Природа полностью определяет развитие общества.
3) Современному обществу свойственно сословное строение.
4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.
5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.
5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
А) Масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые. Б) Глобальное изменение климата. В) Высокий уровень концентрации массовой бедности и нищеты в странах Тропической Африки. Г) Сокращение биоразнообразия Земли. Д) Ограниченность природных запасов углеводородного сырья. |
1) экологические проблемы 2) проблема «Север-Юг» 3) энергетическая проблема |
6.Студент работает над рефератом «Отличительные черты индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
7.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.
Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень__________(Е) в обществе».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) результат 2) современное общество 3) изменение
4) нравственность 5) цикличность 6) революция
7) социальная система 8) политика 9) критерий
Прочитайте текст и выполните задания 8-11 |
Саморазвитие общества и человека имеет определѐнный вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.
В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса…
Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.
Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.
В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение обществав обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.
В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всѐ более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворѐнности жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всѐ происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.
(В. Кохановский)
8.Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
9.Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.
10.Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
11.Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в еѐ обоснование.
КЛЮЧ к контрольной работе по теме: «Общество».
10 класс
№ задания |
1 – вариант |
2 – вариант |
1 |
индустриальное |
традиционное (аграрное) |
2 |
2 |
3 |
3 |
56 |
35 |
4 |
134 |
45 |
5 |
21332 |
21213 |
6 |
1245 |
356 |
7 |
426581 |
371594 |
8 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) формы социальных изменений: эволюция и рево- люция; 2) краткие характеристики каждой формы, например: — эволюция: «постепенный процесс появления более сложных форм»; — революция: «неравновесная модель социальных изменений», сопровождающихся дестабилизацией социальной системы. Могут быть приведены другие характеристики. |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости.; 2) ответ на второй вопрос: факторы, которые повлияли на изменение критериев прогресса: возникновение глобальных проблем человечества; нарастание нестабильности в мире в целом. |
9 |
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) надежды на безграничный прогресс не оправдались; 2) социальные изменения сложны и противоречивы; 3) типы и темпы социальных изменений различны; 4) возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу; 5) критерии прогресса неоднозначны. |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) Три интегральные характеристики прогрессивного развития общества: – уровень материнской и детской смертности; - показатели физического и душевного здоровья; - чувство удовлетворѐнности жизнью. (Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.) 2) свой критерий, например: нравственность (гуманистический критерий). Может быть названа другая причина |
10 |
Правильный ответ должен содержать свойства социального прогресса и соответствующие примеры, допустим: 1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу); 2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России ХУШ в.); 3) противоречивость результатов (одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы); 4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной) |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) рост науки (до изобретения ЭВМ вычисления велись в основном вручную); 2) рост производительности труда (современные промышленные технологии обеспечивают возможность производства большего количества единиц продукции при меньшем использовании труда работников); 3) освобождение от эксплуатации человека человеком (Россия отменила крепостное право в 1861 году). |
11 |
Могут быть приведены, например, такие подтверждения: 1) мораль «очеловечивает» человека, раскрывает его духовный потенциал; 2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека; 3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического |
1) Своя точка зрения: Прогресс в духовной сфере происходит. Могут быть приведены такие аргументы: - прогресс в духовной сфере проявляется в отказе от суровых обычаев (обычай кровной мести); - прогресс в духовной сфере проявляется в распространении среднего образования для всех; - прогресс в духовной сфере проявляется в доступности научных знаний для широкой общественности. Могут быть приведены другие объяснения. Также могут быть приведены аргументы в обоснование противоположной позиции: прогресс в духовной сфере не происходит. |
1- 1 б. 2- -1 б. 3 - 2 б. 4 - 2 б. 5 - 2 б. 6 - 2 б. 7 - 2 б. 8 - 2 б. 9 - 2 б. 10 - 3 б. 11 - 3 б. ИТОГО - 22 б. |
22- 20 б. - «5» 19 - 15 б.- «4» 14 - 8 б. - «3» менее 7 - «2» |