Контрольная работа по обществознанию «Общество и человек» для 10 класса
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
10 класс
1 – вариант.
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.- 1 б.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).- 1 б.
сословное деление |
традиционное общество |
воспроизводство социального идеала |
сельская община |
коллективистские ценности |
сращивание власти и собственности |
3.В стране Zразвиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Значительная часть населения живёт в городах – мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют о принадлежности Z к постиндустриальным обществам? Запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения
2) многообразие форм собственности
3) развитие инновационной экономики
4) наличие сети научных организаций
5) деятельность независимых СМИ
6) преобладание наукоёмких технологий
4. Установите соответствие между критериями общественного прогресса и иллюстрирующие их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.- 2 б.
ПРИМЕРЫ |
КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА |
А) запрет на применение смертной казни как вида уголовного наказания Б) введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными В) введение в строй нового оборудования для добычи нефти Г) строительство вместо заводов по сжиганию мусора мусороперерабатывающих заводов Д) расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишению свободы |
1) гуманизация общественных отношений 2) совершенствование техники и технологии |
5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.
«Информационные и коммуникативные технологии стали наиболее динамичным компонентом ___________ (А) — как материального, так и духовного, радикально меняющим многие принципы социальности и регуляции ___________ (Б). Масштабы и темпы информационной ___________ (В) превышают все известные до сих пор в истории сдвиги... Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу ___________ (Г), образования, социального обеспечения, здравоохранения и рекреации. Ведущая роль в производстве все в большей степени принадлежит не производственным корпорациям и бизнесменам, а корпорациям исследования и развития, экспериментальным лабораториям, научным центрам и ___________ (Д). Вместе с тем повышается степень самостоятельности каждого работника, располагающего своей ___________ (Е) и знаниями как существенным вкладом в процесс производства». |
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) монотеизм |
2) производство |
3) потребление |
4) сфера |
5) общество |
6) квалификация |
7) революция |
8) наука |
9) университет |
Прочитайте текст и выполните задания 6 -9 |
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания.
6.Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.–2 б.
7.Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли.- 2 б.
8.Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера индивидуальной изменчивости.- 3 б.
9.Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из выделенных автором видов изменчивости.- 3 б.
10.Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.- 3 б.
21-20 б. – «5»
19 – 15 б. – «4»
14 – 9 б. – «3»
менее 9 б. – «2»
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
10 класс
2 – вариант.
Часть I.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.- 1 б.
ТИП ОБЩЕСТВА |
ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА |
Аграрное |
… |
Постиндустриальное |
информация |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).- 1 б.
социальные реформы |
революционные преобразования |
социальный прогресс |
социальный регресс |
социальная динамика |
3.Студент работает над рефератом «Общество традиционного типа». Какие особенности общества, из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.
1) экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла
2) в политической сфере господствуют церковь и армия
3) экономической базой общества является промышленность
4) социальная структура сословно корпоративна, стабильна
5) преобладает экстенсивная технология
6) в общественных отношениях господствуют право и закон
4. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.- 2б.
ФАКТ |
СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) исследование жизни обитателей морского дна Б) омоложение института брака, возрастание числа молодых семей В) сокращение бюджетных расходов на науку Г) развитие средних слоев общества в структуре населения Д) выдвижение новых гипотез о происхождении Вселенной |
1) социальная 2) экономическая 3) духовная |
5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.
«Значение Я-концепции для понимания человеческой __________(А)трудно переоценить. Появившееся в ходе длительной __________(Б)двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий __________(В) не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Иное существо и не могло возникнуть в результате процесса __________(Г). Так вот у Homosapiens представление о самом себе, постоянная рефлексия, осмысливание и оценивание самого себя предшествует и служит мотивационным базисом всего __________(Д). Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что __________(Е), постижение человеком самого себя, выступает мотивационной основой человеческого поведения. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут.» |
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) акт |
2) личность |
3) мотивы |
4) Я - концепция |
5) антропосоциогенез |
6) поведенческий комплекс |
7) эволюция |
8) исследование |
9) объект |
Прочитайте текст и выполните задания 6 -9 |
Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.
Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция <...> с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.
Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.
На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.
Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.
И.А. Гобозов
6.По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)- 2 б.
7.В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? По каким основаниям можно о нем судить.- 2 б.
8.Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.–3 б.
9.Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)- 3 б.
10.С помощью трех примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации человека.–3 б.
21-20 б. – «5»
19 – 15 б. – «4»
14 – 9 б. – «3»
менее 9 б. – «2»
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
10 класс
3 – вариант.
Часть I.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.- 1 б.
ТИП ОБЩЕСТВА |
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
… |
Большинство работающих занято в сельском хозяйстве. |
Индустриальное |
Большинство работающих занято в промышленности. |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).- 1 б.
социальная революция |
политическая реформа |
социальная динамика |
общественный прогресс |
контрреформа в области образования |
3. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) природные факторы оказывают влияние на развитие общества
2) наблюдается низкий уровень социальной мобильности
3) преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства
4) наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии
5) информационные технологии являются важнейшим фактором производства
6) постепенно складывается демократия
4.Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.- 2 б.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) начало серийного производства товаров массового потребления Б) сословная структура общества В) ведущая роль информации в экономической жизни страны Г) появление массовой культуры Д) выдвижение в структуре экономики на первый план сферы услуг |
1) традиционное 2) индустриальное 3) постиндустриальное |
5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.
«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству». |
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) общество |
2) разум |
3) правовое |
4) прогресс |
5) цивилизация |
6) мораль |
7) искусство |
8) техника |
9) регресс |
Прочитайте текст и выполните задания 6 -9 |
Информационное общество
Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.
Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15% ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50%, что видимо, определяет ее отставание от японской).
Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.
Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.
Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <...>
Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. <...>
Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового цивилизационного развития.
6.Какие четыре признака информационного общества названы автором?- 2 б.
7.Не все ученые согласны с характеристикой современного общества как информационного. Какие иные термины употребляются для обозначения современного общества? Укажите два таких термина.- 2 б.
8.Автор полагает, что информационное общество является глобальным.
Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «глобализация» и укажите любые два фактора, ведущие к глобализации.- 3 б.
9.Какую проблему, связанную с «кризисом человека» в условиях становления информационного общества, называет автор? Назовите любые две другие проблемы, составляющие суть «кризиса человека», которые вам известны из курса обществознания.–3 б.
10.Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.- 3 б.
21-20 б. – «5»
19 – 15 б. – «4»
14 – 9 б. – «3»
менее 9 б. – «2»
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
10 класс
4 – вариант.
Часть I.
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.- 1 б.
ТИП ОБЩЕСТВА |
ОСНОВА ПРОИЗВОДСТВА |
… |
Земля и ручной труд |
Индустриальное |
Промышленное производство |
Постиндустриальное |
Знания, информация |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).- 1 б.
социальная эволюция |
общественное развитие |
регресс общества |
реформа |
революция |
3. Какие из перечисленных ситуаций свидетельствуют о развитии постиндустриального общества? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) жители поселка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет
2) в городе открылся технический университет
3) рабочие завода выступили с требованием введения восьмичасового рабочего дня
4) работница металлургического комбината получила отпуск по уходу за ребенком
5) в республике прошли выборы депутатов республиканского парламента
6) в стране разрабатывается язык программирования, специально предназначенный для ученых
4.Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.- 2 б.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) слабость товарно-денежных отношений, преимущественно натуральное хозяйство Б) превращение информации в важнейший фактор производства В) появление массовой культуры Г) организация массового промышленного производства Д) широкое распространение экранной культуры |
1) традиционное 2) индустриальное 3) постиндустриальное |
5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.
«XX—XXI века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и _________ (А) в жизни общества. Появились философские и социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на ___________ (Б) цивилизации. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет писал: «Поскольку люди позволили этой ____________(В) затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья_____________ (Г), утеряли бдительность и сноровку. Жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться». Вместо идеи развития разные философы предлагают теории ___________(Д) круговорота, глобальных экологических и ядерных ____________(Е)». |
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) развитие |
2) критерии |
3) катастрофа |
4) циклическое |
5) история |
6) регресс |
7) экономика |
8) идея |
9) человечество |
Прочитайте текст и выполните задания 6 -9 |
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. <...>
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
А. Б. Безбородое, В. П. Филатов и др.
6.Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.- 2 б.
7.Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения.- 2 б.
8.Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.- 3 б.
9.Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.- 3 б.
10.Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров.–3 б.
21-20 б. – «5»
19 – 15 б. – «4»
14 – 9 б. – «3»
менее 9 б. – «2»
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
10 класс
5 – вариант.
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.- 1 б.
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).- 1 б.
индивид |
индивидуальность |
человек |
личность |
талант |
3. В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти отличительные признаки.- 2 б.
1) внедряются компьютерные технологии
2) формируется класс промышленных рабочих
3) религия оказывает значительное влияние на развитие общества
4) существует разделение труда
5) ускоренными темпами развивается сельское хозяйство
6) происходит концентрация производства
4. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.- 2 б.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА |
ПРИРОДА КАЧЕСТВ |
А) способность к продолжению рода Б) приспособление к климатическим условиям В) способность накапливать знания и трудовые навыки Г) способность определять цель своих действий Д) способность оценивать себя и других |
1) социальная 2) биологическая |
5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.
«Неуклонно возрастает доля людей, которые становятся «работниками умственного труда». ________________________(А) и знание составляют одновременно и исходный материал, и продукт их деятельности. Но дело не только в том, что всё больше людей занимаются ________________________(Б): растёт интеллектуальное содержание всякого труда, будь то в сельском хозяйстве, промышленности, учреждениях или в _____________________(В). Современный врач, вооружённый антибиотиками, магнитными резонансными томографами и _______________________(Г), привносит в свою деятельность гораздо больше знаний, нежели его предшественники до Второй мировой войны, главными лекарствами которых были горячая вода и внимательное отношение к больным. Героический образ __________________________(Д) — голого по пояс, с отблесками адского пламени из доменной печи на торсе — уходит в прошлое, как до него исчез с исторической арены крестьянин. Современный работник трудится скорее в диспетчерской с кондиционером, наблюдая за рядами _____________________(Е).» |
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) информация |
2) интеллектуальный капитал |
3) умственный труд |
4) свободные профессии |
5) информационное общество |
6) разделение труда |
7) экраны и циферблаты |
8) методы микрохирургии |
9) фабричный рабочий |
Прочитайте текст и выполните задания 6 -9 |
Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.
Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) — даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.
Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое — радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.
Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.
(АД.Сахаров)
6.Каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.- 2 б.
7.Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?- 2 б.
8.В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данное утверждение.- 3 б.
9.А.Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества — его гибель или спасение. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.- 3б.
10.Приведите три примера проявления общественного прогресса в различных сферах жизни общества.- 3 б.
21-20 б. – «5»
19 – 15 б. – «4»
14 – 9 б. – «3»
менее 9 б. – «2»
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
10 класс
6 – вариант.
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.–1 б.
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).- 1 б.
социальная эволюция |
регресс общества |
революция |
политическая реформа |
общественное развитие |
3. Страна 2 с населением в 50 млн человек расположена в Юго-Восточной Азии. Какие черты позволяют судить о принадлежности этой страны к индустриальному обществу?
Запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) женщины активно вовлекаются в процесс производства
2) рабочие составляют значительную часть населения
3) в стране сложилось крупное машинное производство
4) компьютерные технологии используются во многих областях
5) государство имеет федеративное устройство
6) большинство семей имеют трёх и более детей
4. Установите соответствие между признаками/фактами и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.- 2 б.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) аграрно-сырьевой тип хозяйства Б) завоевание гражданами политических прав и свобод В) развитие глобальных компьютерных сетей Г) создание конвейера Д) ведущая роль науки в производстве и социальном управлении |
1) традиционное 2) индустриальное 3) постиндустриальное |
5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Можно выделить следующие наиболее общие показатели _____________(А). От эпохи к эпохе происходит рост производительности труда на основе совершенствования средств и организации труда, что, в свою очередь, влечёт за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее ______________(Б). Одновременно с прогрессом производительных сил идёт увеличение объёма научной информации. Наука превращается в непосредственную ______________(В) общества. Усиливается тенденция овладения обществом стихийными силами природы и освобождения людей из-под гнёта стихийных социальных факторов. Происходит _____________________(Г) общественной жизни в планетарном масштабе, ведущая к формированию и функционированию ______________________(Д) идеалов, норм и ценностей. Человечество постепенно превращается в единое целое. Но главным показателем и критерием общественного прогресса является расширение _______________________(Е).» |
Cлова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов.
1) матрица |
2) общечеловеческие |
3) исторический прогресс |
4) группы |
5) производительная сила |
6) человеческая свобода |
7) разделение труда |
8) интернационализация |
9) технологичность |
Прочитайте текст и выполните задания 6 -9 |
Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса - это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.
В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.
В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.
И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов - локальных, региональных и международных.
В. Лавриненко.
6.Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?- 2 б.
7.Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?- 2 б.
8.Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на собственные знания.- 3 б.
9.В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.- 3 б.
10.Приведите три признака постиндустриального (информационного) общества, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.- 3 б.
21-20 б. – «5»
19 – 15 б. – «4»
14 – 9 б. – «3»
менее 9 б. – «2»
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
КЛЮЧ
№п/п |
1 – вариант |
1 |
динамики |
2 |
традиционное(аграрное) общество |
3 |
236 |
4 |
11221 |
5 |
257896 |
6 |
К факторам органического развития автор относит: 1) образ жизни формирующегося человека; 2) способы его деятельности — игровой, спор-. тивной, учебной; 3) трудовое и общественное поведение; 4) гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования; 5) наличие или отсутствие стрессоров; 6) умственную деятельность; 7) социальную активность; 8) труд и творчество. |
7 |
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Ответ должен содержать указание на то, что выделенные факторы могут играть роль 1) стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания), 2) стрессоров и депрессоров (задерживающих; даже извращающих эти процессы), 3) катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических). |
8 |
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В качестве примеров индивидуальной изменчивости автор называет: 1) характерологические особенности; 2) специальные способности; 3) индивидуальный уровень общей одаренности. |
9 |
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В качестве примеров возрастной изменчивости могут быть названы соответствующие возрастным нормам: 1) половое созревание; 2) увеличение роста и веса тела; 3) интеллектуальное развитие. В качестве примеров индивидуальной изменчивости могут быть названы 1) появление признаков сходства с матерью или отцом; 2) появление новых интересов и склонностей; 3) степень коммуникативности. |
10 |
Правильный ответ может содержать примеры: 1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий); 2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти); 3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).
Связь общества и природы может быть раскрыта на других примерах. |
21-20 б. – «5» 19 – 15 б. – «4» 14 – 9 б. – «3» менее 9 б. – «2» |
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
КЛЮЧ
№п/п |
2 – вариант |
1 |
земля |
2 |
социальная динамика |
3 |
1245 |
4 |
31213 |
5 |
271564 |
6 |
Правильный ответ должен содержать следующие положения: 1) производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса; 2) Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области |
7 |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса; 2) основания: отношение общества к каждому индивиду (степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей) |
8 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) критерии общественного прогресса, названные автором: — способ производства материальных благ (экономический); — положение человека в обществе (общефилософский); 2) не названный автором критерий, например: — развитие разума, степень разумности общественного устройства (французские просветители); — состояние общественной нравственности (А. Сен-Симон); — степень сознания свободы (Г.В.Ф. Гегель); — условия для удовлетворения потребностей человека (современные обществоведы). Могут быть названы иные критерии |
9 |
В правильном ответе могут быть приведены примеры: 1) зависимость человека от природных сил в обществе первобытных охотников и собирателей (голод и лишения в связи с неудачной охотой, засухой или ливнями и т.п.); 2) существование определенного уровня медицинской помощи в традиционном обществе (без знания физиологии и анатомии внутренних органов эмпирически были найдены воздействующие на них лекарственные растения); 3) удовлетворение потребностей человека в современном обществе (наука и техника служат обществу, решают социальные задачи: изобретение современных лекарств, бытовых приборов,. транспортных средств и т.п.). Могут быть приведены другие примеры |
10 |
Можно привести следующие примеры: примеры протекания процесса социализации человека: - в детстве ребенок общаясь с родителями, слушаясь бабушку начинает понимать иерархию в группе, осваивает нормы поведения и взаимоотношений; - играя в школе в "войну", один из детей стал командиром, осваивая таким образом роль лидера; - подросток, решил стать футболистом, нашел себе кумира в лице известного спортсмена, интересуется его жизнью, купил футболку с его именем, старается во всем ему подражать. Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие процесс социализации. Социализация - это процесс, в ходе которого индивид усваивает основные элементы культуры, нормы и правила своей группы. В результате социализации формируется социальное "я" |
21-20 б. – «5» 19 – 15 б. – «4» 14 – 9 б. – «3» менее 9 б. – «2» |
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
КЛЮЧ
№п/п |
3 – вариант |
1 |
традиционное(аграрное) общество |
2 |
социальная динамика |
3 |
45 |
4 |
21323 |
5 |
214683 |
6 |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе должны быть указаны следующие признаки: 1) доминирующим в экономике становится сектор, связанный со знаниями, производством и обработкой информации; 2) доля продаж технической информации в общем объеме международной торговли превышает долю сельского хозяйства и промышленности; 3) доля населения, занятого производством и обработкой информации, превышает долю населения, занятого индустриальным и сельскохозяйственным трудом; 4) информация получает новый материальный носитель (Интернет, мировые телекоммуникации). |
7 |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть указаны следующие термины, например: - постиндустральное общество; - технотронное общество; - общество нового индустриализма. |
8 |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) Должно быть приведено одно из корректных определений понятия «глобализация», например: - совокупность процессов, ведущих к интеграции современного человечества, к охвату его экономическими, социальными, культурными, политическими взаимоотношениями и отношениями взаимозависимости. 2) Могут быть указаны любые два фактора, ведущие к глобализации, например: - усиление мировых экономических связей, увеличение роли транснациональных корпораций в мировой экономике; - развитие международной торговли, ослабление торговых барьеров и ограничений; - создание и бурное развитие новых технологий; - бурное развитие средств транспорта и связи; - развитие современных средств коммуникации, в том числе Интернета; - острота глобальных проблем — проблем, порожденных деятельностью человечества в целом и требующих для своего решения согласованных усилий всех стран. |
9 |
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) Должна быть названа проблема, о которой говорит автор: в условиях информационного общества человек подвергается воздействию огромного потока информации, осмыслить которую он не в состоянии; в результате значительная часть информации либо отсекается, либо усваивается некритично. 2) Могут быть указаны любые две другие проблемы, связанные с «кризисом человека», например: - возникают трудности в процессе социализации, в том числе политической, усиливаются тенденции к «бегству» людей от проблем общества; - множится число аварий, техногенных катастроф, вызванных информационными перегрузками работников; - возрастание объема информации создает сложности для политиков, принимающих ответственные решения. |
10 |
В правильном ответе могут быть приведены примеры: 1)создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него; 2)создание средств нападения дальнего действия; 3)строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах. Могут быть приведены другие примеры. |
21-20 б. – «5» 19 – 15 б. – «4» 14 – 9 б. – «3» менее 9 б. – «2» |
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
КЛЮЧ
№п/п |
4– вариант |
1 |
традиционное(аграрное) общество |
2 |
общественное развитие |
3 |
16 |
4 |
13223 |
5 |
618543 |
6 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) формы социальных изменений: эволюция и революция; 2) краткие характеристики каждой формы, например: — эволюция: «постепенный процесс появления более сложных форм»; — революция: «неравновесная модель социальных изменений», сопровождающихся дестабилизацией социальной системы. Могут быть приведены другие характеристики. |
7 |
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) надежды на безграничный прогресс не оправдались; 2) социальные изменения сложны и противоречивы; 3) типы и темпы социальных изменений различны; 4) возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу; 5) критерии прогресса неоднозначны. |
8 |
Правильный ответ должен содержать свойства социального прогресса и соответствующие примеры, допустим: 1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу); 2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России ХУШ в.); 3) противоречивость результатов (одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы); 4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной). Могут быть приведены другие примеры. |
9 |
Могут быть приведены, например, такие подтверждения: 1) мораль «очеловечивает» человека, раскрывает его духовный потенциал; 2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека; 3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического прогресса. |
10 |
Правильный ответ должен содержать примеры, допустим: — свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация); — транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана; — новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться миру науки, но они же ставят под угрозу существование самого человечества. Могут быть приведены другие примеры противоречивости прогресса. |
21-20 б. – «5» 19 – 15 б. – «4» 14 – 9 б. – «3» менее 9 б. – «2» |
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
КЛЮЧ
№п/п |
5 – вариант |
1 |
эволюция |
2 |
человек |
3 |
26 |
4 |
22111 |
5 |
134897 |
6 |
1)автор не считает трагичными последствия научно-технического прогресса; 2)автор в определенной мере разделяет опасения мыслителей, предвещающих трагическую судьбу человечества в результате научно-технического прогресса. |
7 |
В правильном ответе должны быть указаны задачи: 1)противостоять голоду и преждевременной смерти (спасение людей от голода и болезней); 2)сохранить в человечестве все человеческое (радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства) |
8 |
В правильном ответе должны быть указаны: проблемы: - обеспечения всеобщего мира, - сохранения и развития природной среды, - создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты. Могут быть приведены собственные примеры: 1) сокращение количества биологических видов; 2) глобальное потепление; 3) истощения природных ресурсов; 4) рост потребностей человечества, из-за роста народонаселения и ограниченность ресурсов.; 5) борьба с международным терроризмом. |
9 |
В правильном ответе должны быть указаны: проблемы: - обеспечения всеобщего мира, - сохранения и развития природной среды, - создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты. Могут быть приведены собственные примеры: 1) сокращение количества биологических видов; 2) глобальное потепление; 3) истощения природных ресурсов; 4) рост потребностей человечества, из-за роста народонаселения и ограниченность ресурсов.; 5) борьба с международным терроризмом. |
10 |
Правильный ответ может содержать примеры: 1) рост производительности труда и объёмов произведённой в стране Z продукции; 2) установление демократического политического режима в стране Z вместо авторитарного режима; 3) обновление учебного процесса в стране Z, его компьютеризация, техническое переоснащение; 4) развитие науки и техники и их превращение в мощный фактор социального развития (новая бытовая техника, средства связи, транспорт и т.п.); 5) модернизация современного киноискусства (новые возможности передачи звука и изображения). |
21-20 б. – «5» 19 – 15 б. – «4» 14 – 9 б. – «3» менее 9 б. – «2» |
Контрольная работа по теме: «Общество и человек».
КЛЮЧ
№п/п |
6 – вариант |
1 |
институты |
2 |
общественное развитие |
3 |
123 |
4 |
12323 |
5 |
375826 |
6 |
В правильном ответе должны быть указаны: Субъекты исторического процесса: 1) человек; 2) социальная группа; 3) человечество в целом. Должно быть указано отличие: - его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. |
7 |
В правильном ответе должна быть указана причина: - он считает государственный строй и материальное производство объективными, так как каждое новое поколение застаёт их уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Могут быть приведены следующие объективные факторы: - природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, - существующая социальная структура общества |
8 |
В правильном ответе могут быть приведены: - рост науки; (В мире растет число ученых, наука оказывает все большее влияние на жизнь людей: полеты в космос, лечение ранее неизлечимых болезней, компьютерная революция и т.д. - рост производительности труда; (Благодаря росту производительности труда резко уменьшилось количество людей занятых в сельском хозяйстве, падает постоянно доля людей занимающихся физическим трудом) - освобождение от эксплуатации человека человеком. (В нашей стране была сделана попытка избавиться от эксплуатации человека человеком в советское время, но она потерпела неудачу, вместо эксплуатации конкретным человеком, осуществлялась эксплуатация со стороны государства) Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл. |
9 |
В правильном ответе могут быть приведены следующие организации: - ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру. Региональными организациями коллективной безопасности являются - Лига арабских государств (ЛАГ) - с целью взаимодействия арабских стран, - Организация африканского единства (ОАЕ) - с целью содействия развитию африканских стран, - Организация американских государств (ОАГ), - Организация Североатлантического договора (НАТО), - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 г.), - Содружество Независимых Государств (СНГ). Могут быть указаны и другие международные организации. |
10 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы. Указаны три признака информационного общества и иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) расширение производства малосерийных изделий (например, вместо массового стандартизированного производства многие производители сегодня стремятся удовлетворить максимально разнообразные запросы потребителей, ориентируются на особый спрос, подтверждение: разнообразие моделей сотовых телефонов); 2) увеличение численности занятых в сфере услуг (например, благодаря новым технологиям и изменениям в характере труда высвобождается время, которое человек готов потратить на своё здоровье и досуг, больше людей организуют спа-салоны, фитнес-клубы, работают в туризме); 3) многие люди сегодня стремятся покинуть мегаполисы, стремясь жить за городом (например, специалисты могут работать на домашнем компьютере, пересылая выполненные работы по Интернету).
Могут быть указаны иные признаки, приведены другие примеры. |
21-20 б. – «5» 19 – 15 б. – «4» 14 – 9 б. – «3» менее 9 б. – «2» |