Контрольная работа по теме «Древняя Русь» для 10 класса

1
0
Материал опубликован 12 December 2016 в группе

Контрольная работа по теме: «Древняя Русь».

ПРОФИЛЬ – 10 класс

1 – вариант.

 

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. 1 б.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) разгром половцев русскими князьями

2) крещение Руси

3) первый торговый договор Руси с Византией

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 2 б.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) разгром Хазарского каганата

Б) посольство княгини Ольги в Византию

В) съезд князей в Любече

Г) избрание митрополитом всея Руси Илариона

1) 882 г.

2) 957 г.

3) 964 г.

4) 1051 г.

5) 1056 г.

6) 1097 г.

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Древнерусского государства.

1)смерд 2)помещик 3)рядович 4)тиун 5)стрелец 6)закуп

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.2 б.

4.Запишите термин, о котором идѐт речь. 1 б.

Совокупность политеистических верований, основанных на обожествлении сил природы.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми. В ответ за­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность цифр.2 б.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

ПО­НЯ­ТИЯ

А) зем­ле­дель­цы, за­клю­чив­шие с хо­зя­и­ном земли до­го­вор на вы­пол­не­ние работ

Б) сво­бод­ные крестьяне - общинники

В) люди, на­хо­див­ши­е­ся в пол­ной за­ви­си­мо­сти от хо­зя­и­на земли

Г) зем­ле­дель­цы, взяв­шие ссуду

1) люди

2) хо­ло­пы

3) за­ку­пы

4) тиуны

5) ря­до­ви­чи

6) по­ме­щи­ки

6.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. 2 б.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

Б)

«И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным дво­ром: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Да­жь­бо­га, и Стри­бо­га, и Си­марг­ла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жерт­вы, на­зы­вая их бо­га­ми, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и до­че­рей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми сво­и­ми. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли греш­ни­ков, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Ва­си­лия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к преж­не­му.

Вла­ди­мир по­са­дил Доб­ры­ню, сво­е­го дядю, в Нов­го­ро­де. И, придя в Нов­го­род, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Вол­хо­вом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) после Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав.

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей.

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва.

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «язы­че­ской ре­фор­ме» князя Вла­ди­ми­ра.

6) «Язы­че­ская ре­фор­ма» по­тер­пе­ла не­уда­чу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии.

Фрагмент А

Фрагмент Б

       

7.Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о ком идет речь в приведенном отрывке.1 б.

«Сказал [он] матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы»».

8. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Главная причина образования Древнерусского государства связана с уровнем экономического развития территории, населенной восточными славянами».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. 4 б.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ИТОГО - 15 б.

15 – 13 б.- «5»

12 – 10 б.- «4»

9 – 7 б. – «3»

менее 7 б – «2»

Контрольная работа по теме: «Древняя Русь».

ПРОФИЛЬ – 10 класс

2 – вариант.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. - 1 б.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности

1)крещение княгини Ольги в Византии

2) правление Владимира Мономаха в Киеве

3) разгром Хазарского каганата

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) начало правления Ярослава Мудрого

Б) крещение Руси

В) победа над половцами

Г) объединение Руси под властью Олега

1) 882 г.

2) 957 г.

3) 988 г.

4) 1019 г.

5) 1076 г.

6) 1111 г

3.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства.

1) митрополит 2) вира 3) ярлык 4) старообрядцы

5) подсечное земледелие 6) полюдье

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.- 2 б.

4. Запишите термин, о котором идет речь. - 1 б.

Вооруженный отряд при князе в Древней Руси. Управлял княжеством и личным хозяйством князя.

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми. В ответ за­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность цифр.- 2 б.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

ПО­НЯ­ТИЯ

А) доля члена кня­же­ско­го рода

Б) штраф за со­вер­шен­ное пре­ступ­ле­ние

В) объ­езд кня­зем с дру­жи­ной под­власт­ных зе­мель для сбора дани

Г) на­род­ное со­бра­ние

 

1) вира

2) по­лю­дье

3) удел

4) вече

5) погост

6) урок

6.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. - 2 б.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сест­ры; если не будет никто мстить, то 40 гри­вен за уби­то­го. Если уби­тый — русин, или гри­дин, или купец, или ябед­ник, или меч­ник, или же изгой, или сло­ве­нин, то 40 гри­вен упла­тить за него.<….>

4. Если уда­рить мечом, не вынув его из ножен, или ру­ко­я­тью меча, то 12 гри­вен за обиду. <….>

8. Если кто вынет меч, а не уда­рит, то тот пла­тит грив­ну. <….>

10. Если холоп бежит и скро­ет­ся у ва­ря­га или у кол­бя­га, а они его в те­че­ние трех дней не вы­ве­дут, а об­на­ру­жат на тре­тий день, то гос­по­ди­ну отобрать сво­е­го хо­ло­па, а 3 грив­ны за обиду.

11. Если кто по­едет на чужом коне без спро­су, то упла­тить 3 грив­ны. <….>

16. Если холоп уда­рит сво­бод­но­го мужа и убе­жит в хо­ро­мы сво­е­го гос­по­ди­на и тот нач­нет его не вы­да­вать, то хо­ло­па взять и гос­по­дин пла­тит за него 12 гри­вен, а затем, где хо­ло­па за­ста­нет тот уда­рен­ный че­ло­век, пусть бьет его.

17. А если кто сло­ма­ет копье, щит или ис­пор­тит одеж­ду, и ис­пор­тив­ший за­хо­чет удер­жать у себя, то взять с него день­га­ми; а если тот, кто ис­пор­тил, нач­нет на­ста­и­вать (на воз­вра­ще­нии ис­пор­чен­ной вещи), пла­тить день­га­ми, сколь­ко стоит вещь.

18. Если убьют ог­ни­ща­ни­на умыш­лен­но, то убий­це пла­тить за него 80 гри­вен, а люди не пла­тят; а за кня­же­ско­го подъ­езд­но­го 80 гри­вен. <….>

20. Если убьют ог­ни­ща­ни­на у клети, у коня, или у стада, или во время кражи ко­ро­вы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за уби­то­го смер­да или хо­ло­па 5 гри­вен. <….>»

Б)

«В год 6605 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). <…>. При­шли Свя­то­полк, и Вла­ди­мир, и Давыд Иго­ре­вич, и Ва­силь­коРо­сти­сла­вич, и ДавыдСвя­то­сла­вич, и брат его Олег, и со­бра­лись на совет в Лю­бе­че для уста­нов­ле­ния мира, и го­во­ри­ли друг другу: "Зачем губим Рус­скую землю, сами между собой устра­и­вая рас­при? А по­лов­цы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да от­ны­не объ­еди­ним­ся еди­ным серд­цем и будем блю­сти Рус­скую землю, и пусть каж­дый вла­де­ет от­чи­ной своей: Свя­то­полк - Ки­е­вом, Изя­с­ла­во­вой от­чи­ной, Вла­ди­мир — Все­во­ло­до­вой, Давыд и Олег и Яро­слав — Свя­то­сла­во­вой, и те, кому Все­во­лод роз­дал го­ро­да: Да­вы­ду — Вла­ди­мир, Ро­сти­сла­ви­чам же: Во­ло­да­рю — Пе­ре­мышль, Ва­силь­ку — Те­ре­бо­вль". И на том це­ло­ва­ли крест: "Если от­ны­не кто на кого пой­дет, про­тив того будем мы все и крест чест­ной". Ска­за­ли все: "Да будет про­тив того крест чест­ной и вся земля Рус­ская". И, по­про­щав­шись, пошли во­сво­я­си».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) До­ку­мент по­свя­щен по­пыт­ке пре­кра­тить меж­до­усоб­ную рознь в Ки­ев­ской Руси в конце XIIв.

2) От­ры­вок из до­ку­мен­та взят из пер­во­го пись­мен­но­го сбор­ни­ка за­ко­нов на Руси.

3) Пер­вые пись­мен­ные за­ко­ны на Руси по­яви­лись при кня­ги­не Ольге.

4) Одним из участ­ни­ков съез­да кня­зей был Вла­ди­мир Мо­но­мах.

5) Одним из со­ста­ви­те­лей «Рус­ской прав­ды» яв­лял­ся Яро­слав Муд­рый.

6) По ре­ше­нию съез­да кня­зья хо­те­ли объ­еди­нить­ся для борь­бы про­тив по­лов­цев.

Фрагмент А

Фрагмент Б

       

7. О ком идёт речь?- 1 б.

«Он построил новые церкви, открывал при них школы. При нем был открыт Киево-Печерский монастырь. Он был грамотным и образованным человеком, покупал за границей много книг, читал их «днем и ночью».

8.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Древ­не­рус­ское об­ще­ство XI–XII вв. нель­зя счи­тать фе­о­даль­ным, фе­о­даль­ные от­но­ше­ния в нём прак­ти­че­ски не были раз­ви­ты».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. - 4 б.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ИТОГО - 15 б.

15 – 13 б.- «5»

12 – 10 б.- «4»

9 – 7 б. – «3»

менее 7 б. – «2»

Контрольная работа по теме: «Древняя Русь».

ПРОФИЛЬ – 10 класс

3 – вариант.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. - 1 б.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1)восстание древлян

2) образование Древнерусского государства

3) разгром печенегов под Киевом

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) правление князя Святослава

Б) первый договор Руси с Византией

В) правление князя Владимира

Г) гибель князя Игоря

1) 907 г.

2) 911 г.

3) 945 г.

4) 945 - 972 г.

5) 980 – 1015 г.

6) 982 – 1019 г.

3.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства.

1) смерд 2) по­ме­щик 3) ря­до­вич 4) по­жи­лое 5) бо­ярин 6) закуп

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.- 2 б.

4.Запишите термин, о котором идёт речь.- 1 б.

На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­зва­ни­я­ми населённых пунк­тов и со­бы­ти­я­ми древ­не­рус­ской ис­то­рии, с ними свя­зан­ны­ми: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.- 2 б.

СО­БЫ­ТИЯ

НА­ЗВА­НИЯ НАСЕЛЁННЫХ
ПУНК­ТОВ

А) вос­ста­ние древ­лян и убий­ство князя Игоря Рю­ри­ко­ви­ча

Б) место кре­ще­ния Вла­ди­ми­ра Свя­то­го

В) стро­и­тель­ство Де­ся­тин­ной церк­ви

Г) при­зва­ние ва­ря­гов

1) Киев

2) Нов­го­род

3) Ис­ко­ро­стень

4) Константинополь

5) Рязань

6) Переяславец

6.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. - 2 б.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«При­шли пе­че­не­ги впер­вые на Рус­скую землю, а <...> был в Пе­ре­я­с­лав­це, и за­тво­ри­лась кня­ги­ня Ольга с вну­ка­ми сво­и­ми, Яро­пол­ком, Оле­гом и Вла­ди­ми­ром в го­ро­де Киеве. И об­сту­пи­ли пе­че­не­ги город в силе ве­ли­кой, бес­чис­лен­ное мно­же­ство их около го­ро­да, и нель­зя было из го­ро­да выйти, ни вести князю по­слать. Из­не­мо­га­ли люди от го­ло­да и жажды. Со­бра­лись люди на дру­гой сто­ро­не Дне­пра в лод­ках. Они сто­я­ли на дру­гой сто­ро­не, и нель­зя было ни од­но­му из них войти в Киев, ни из го­ро­да выйти к ним. И за­кру­чи­ни­лись люди в го­ро­де и ска­за­ли: "Нет ли кого, кто мог бы на ту сто­ро­ну дойти и ска­зать им: если кто не придёт к нам утром на вы­руч­ку, придётся нам сдать­ся пе­че­не­гам"».

Б)

«Пришёл Свя­то­полк в Киев, и вышли ему нав­стре­чу ки­ев­ля­не с по­кло­ном и при­ня­ли его с ра­до­стью... В это время пошли по­лов­цы на Рус­скую землю... на­ча­ли войну, и при­шли во мно­же­стве, и оса­ди­ли город Тор­ческ. Свя­то­полк же начал со­би­рать воев про­тив по­лов­цев. И ска­за­ли ему мужи ра­зум­ные: "Не по­ку­шай­ся про­тив них, по­то­му что мало име­ешь во­и­нов". Он же ска­зал: "Имею дру­жин­ни­ков своих 700, ко­то­рые могут стать про­тив по­лов­цев".

Дру­гие же, не­ра­зум­ные, го­во­ри­ли: "Пойди, княже". Ра­зум­ные же ему го­во­ри­ли: "Хотя бы ты со­брал и 8000 во­и­нов, не­до­ста­ло бы их. Наша земля оску­де­ла от войн и на­си­лий. Пошли к брату сво­е­му Вла­ди­ми­ру (Мо­но­ма­ху), чтобы он тебе помог". Свя­то­полк же по­слу­шал их, по­слал к Вла­ди­ми­ру, чтобы помог ему. Вла­ди­мир же со­брал во­и­нов своих и по­слал за Ро­сти­сла­вом, бра­том своим, в Пе­ре­я­с­лавль, веля ему по­мо­гать Свя­то­пол­ку».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ


1) В от­рыв­ке упо­ми­на­ет­ся князь, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го Русь при­ня­ла хри­сти­ан­ство.

2) Упо­ми­на­е­мый в от­рыв­ке князь огра­ни­чил ро­стов­щи­че­ские про­цен­ты и об­лег­чил по­ло­же­ние долж­ни­ков и за­ку­пов.

3) Опи­сы­ва­е­мые в от­рыв­ке со­бы­тия про­ис­хо­дят после кре­ще­ния Руси.

4) В пе­ри­од опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий Москва стала цен­тром удель­но­го кня­же­ства.

5) Со­вре­мен­ни­ка­ми опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий были КНЯ­ЗЬЯ Борис и Глеб, став­шие пер­вы­ми рус­ски­ми свя­ты­ми.

6) На­бе­ги на Русь ко­чев­ни­ков, упо­ми­на­е­мых в от­рыв­ке, пре­кра­ти­лись в годы прав­ле­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го.

Фрагмент А

Фрагмент Б

       

7.Запишите имя, о котором идёт речь:- 1 б.

«Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов».

8.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Древ­нюю Русь X—на­ча­ла XII вв. можно на­звать цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. - 4 б.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ИТОГО - 15 б.

15 – 13 б.- «5»

12 – 10 б.- «4»

9 – 7 б. – «3»

менее 7 б – «2»

 

Контрольная работа по теме: «Древняя Русь».

ПРОФИЛЬ – 10 класс

4 – вариант.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. - 1 б.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности

1)завоевание Дунайских земель

2) введение уроков и погостов

3) смерть Бориса и Глеба

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) введение христианства на Руси

Б) походы Святослава на Византию

В) правление княгини Ольги

Г) правление Мстислава Великого

1) 982 г.

2) 988 г.

3) 945 - 962 гг.

4) 970, 971г

5) 1113 – 1125 гг.

6)1125 – 1132 гг.

3.Ниже при­ведён спи­сок раз­ных групп на­се­ле­ния. Все эти груп­пы, за ис­клю­че­ни­ем двух, су­ще­ство­ва­ли в Древ­не­рус­ском го­су­дар­стве.

1) бояре 2) за­ку­пы 3) ря­до­ви­чи 4) бас­ка­ки 5) мо­на­хи 6) ка­за­ки

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.- 2 б.

4.Запишите термин, о котором идѐт речь. - 1 б.

Часть древ­не­рус­ско­го го­ро­да, где жили тор­гов­цы и ре­мес­лен­ни­ки, на­зы­ва­лась _______.

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между историческими событиями и князьями, в чьё правление произошли данные события. В ответ за­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность цифр.- 2 б.

СОБЫТИЯ

КНЯЗЬ

А) введение уроков и погостов

Б) разгром половцев

В) гибель в полюдье

Г) основание Древнерусского государства

1) Рюрик

2) Олег

3) Игорь

4) Ольга

5) Владимир Святой

6) Владимир Мономах

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. - 2 б.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В тот год ска­за­ла дру­жи­на Игорю: "От­ро­ки Све­нель­даизо­де­лись ору­жи­ем и одеж­дой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе до­бу­дешь, и нам". И по­слу­шал их Игорь — пошёл к древ­ля­нам за данью и при­ба­вил к преж­ней дани новую, и тво­ри­ли на­си­лие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, — по­раз­мыс­лив, ска­зал своей дру­жи­не: "Идите с данью домой, а я воз­вра­щусь и по­хо­жу ещё". И от­пу­стил дру­жи­ну свою домой, а сам с малой ча­стью дру­жи­ны вер­нул­ся, желая боль­ше­го бо­гат­ства»

Б)

«При­шли пе­че­не­ги впер­вые на Рус­скую землю, а <...> был в Пе­ре­я­с­лав­це, и за­тво­ри­лась кня­ги­ня Ольга с вну­ка­ми сво­и­ми, Яро­пол­ком, Оле­гом и Вла­ди­ми­ром в го­ро­де Киеве. И об­сту­пи­ли пе­че­не­ги город в силе ве­ли­кой, бес­чис­лен­ное мно­же­ство их около го­ро­да, и нель­зя было из го­ро­да выйти, ни вести князю по­слать. Из­не­мо­га­ли люди от го­ло­да и жажды. Со­бра­лись люди на дру­гой сто­ро­не Дне­пра в лод­ках. Они сто­я­ли на дру­гой сто­ро­не, и нель­зя было ни од­но­му из них войти в Киев, ни из го­ро­да выйти к ним. И за­кру­чи­ни­лись люди в го­ро­де и ска­за­ли: "Нет ли кого, кто мог бы на ту сто­ро­ну дойти и ска­зать им: если кто не придёт к нам утром на вы­руч­ку, придётся нам сдать­ся пе­че­не­гам"».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) Со­бы­тия, опи­сан­ные в от­рыв­ке, про­изо­шли в X в.

2) Ис­то­ри­че­ский де­я­тель, упо­мя­ну­тый в от­рыв­ке, был сыном Чин­гис­ха­на

3) Со­бы­тия, опи­сан­ные в от­рыв­ке, про­изо­шли в XI в.

4) Ис­то­ри­че­ский де­я­тель, упо­мя­ну­тый в от­рыв­ке, был убит во время вос­ста­ния.

5) В от­рыв­ке упо­ми­на­ет­ся князь, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го Русь при­ня­ла хри­сти­ан­ство.

6) На­бе­ги на Русь ко­чев­ни­ков, упо­ми­на­е­мых в от­рыв­ке, пре­кра­ти­лись в годы прав­ле­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го.

Фрагмент А

Фрагмент Б

       

7.Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя князя, о котором идет речь.- 1 б.

«[Князь] презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло. Вся жизнь этого князя прошла в походах и сражениях. Он никогда не нападал на врагов, не готовых к бою, а посылал к ним гонцов с предупреждение: « Иду на Вы!»

8.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Главная причина образования Древнерусского государства связана с уровнем экономического развития территории, населенной восточными славянами».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. - 4 б.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ИТОГО - 15 б.

15 – 13 б.- «5»

12 – 10 б.- «4»

9 – 7 б. – «3»

менее 7 б – «2»

Контрольная работа по теме: «Древняя Русь».

ПРОФИЛЬ – 10 класс

5 – вариант.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. - 1 б.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности

1)создание «Русской Правды»

2) правление Мстислава Великого

3) Любеческий съезд князей

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. – 2 б.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) образование Древнерусского государства

Б) призвание варягов на Русь

В) правление князя Игоря

Г) разгром печенегов под Киевом

1) 862 г.

2) 882 г.

3) 912 – 945 гг.

4) 945 - 962 г. гг.

5) 1027 г

6)1036 г.

3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Древнерусского государства.

1)помещик 2)смерд 3)тиун 4)стрелец 5) закуп 6)рядович

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.– 2 б.

4.Запишите термин, о котором идѐт речь. - 1 б.

На­род­ное со­бра­ние у во­сточ­ных сла­вян, об­суж­да­ю­щее важ­ней­шие во­про­сы жизни пле­ме­ни.

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между историческими событиями и князьями, в чьё правление произошли данные события. В ответ за­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность цифр.- 2 б.

СОБЫТИЯ

КНЯЗЬ

А) строительство Софийского собора в Киеве

Б) убийство Бориса и Глеба

В) крещение Руси

Г) разгром Хазарского каганата

1) Святополк Окаянный

2) Игорь

3) Святослав

4) Владимир Святой

5) Мстислав Великий

6) Ярослав Мудрый

6.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. - 2 б.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

Б)

«И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным дво­ром: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Да­жь­бо­га, и Стри­бо­га, и Си­марг­ла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жерт­вы, на­зы­вая их бо­га­ми, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и до­че­рей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми сво­и­ми. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли греш­ни­ков, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Ва­си­лия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к преж­не­му.

Вла­ди­мир по­са­дил Доб­ры­ню, сво­е­го дядю, в Нов­го­ро­де. И, придя в Нов­го­род, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Вол­хо­вом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) после Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав.

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей.

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва.

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «язы­че­ской ре­фор­ме» князя Вла­ди­ми­ра.

6) «Язы­че­ская ре­фор­ма» по­тер­пе­ла не­уда­чу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии.

Фрагмент А

Фрагмент Б

       

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к кому из князей Древней Руси относится эта характеристика.- 1 б.

«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру спасителя, освятился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».

8. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Древ­нюю Русь X—на­ча­ла XII вв. можно на­звать цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. - 4 б.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ИТОГО - 15 б.

15 – 13 б.- «5»

12 – 10 б.- «4»

9 – 7 б. – «3»

менее 7 б – «2»

Контрольная работа по теме: «Древняя Русь».

ПРОФИЛЬ – 10 класс

6 – вариант.

 

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.- 1 б.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности

1)языческая реформа

2) строительство Софийского собора в Новгороде

3) объ­еди­не­ние Нов­го­ро­да и Киева под вла­стью князя Олега

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) правление Владимира Святого

Б) походы князя Олега на Византию

В) правление Владимира Мономаха в Киеве

Г) разгром Хазарского каганата

1) 857г.

2) 907, 911 гг.

3) 964 г.

4) 980 – 1015 гг.

5) 1113 – 1125 гг.

6)1125 – 1132 гг.

3.Ниже при­ведён спи­сок раз­ных групп на­се­ле­ния. Все эти груп­пы, за ис­клю­че­ни­ем двух, су­ще­ство­ва­ли в Древ­не­рус­ском го­су­дар­стве.- 2 б.

1) за­ку­пы 2)ря­до­ви­чи 3) ка­за­ки 4) бас­ка­ки 5) мо­на­хи 6) бояре

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4.Запишите термин, о котором идѐт речь. - 1 б.

Де­неж­ный штраф в поль­зу князя за убий­ство сво­бод­но­го че­ло­ве­ка в Древ­не­рус­ском го­су­дар­стве на­зы­вал­ся _______.

5.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между произведением и автором данного произведения. В ответ за­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность цифр.– 2 б.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

АВТОР

А) «Повесть временных лет»

Б) «Поучение детям»

В) «Слово о законе и благодати»

Г) «Русская Правда»

1) Иларион

2) Нестор

3)Даниил Заточник

4) Владимир Мономах

5) КлиментийСмолятич

6) Ярослав Мудрый

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. - 2 б.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сест­ры; если не будет никто мстить, то 40 гри­вен за уби­то­го. Если уби­тый — русин, или гри­дин, или купец, или ябед­ник, или меч­ник, или же изгой, или сло­ве­нин, то 40 гри­вен упла­тить за него.<….>

4. Если уда­рить мечом, не вынув его из ножен, или ру­ко­я­тью меча, то 12 гри­вен за обиду. <….>

8. Если кто вынет меч, а не уда­рит, то тот пла­тит грив­ну. <….>

10. Если холоп бежит и скро­ет­ся у ва­ря­га или у кол­бя­га, а они его в те­че­ние трех дней не вы­ве­дут, а об­на­ру­жат на тре­тий день, то гос­по­ди­ну отобрать сво­е­го хо­ло­па, а 3 грив­ны за обиду.

11. Если кто по­едет на чужом коне без спро­су, то упла­тить 3 грив­ны. <….>

16. Если холоп уда­рит сво­бод­но­го мужа и убе­жит в хо­ро­мы сво­е­го гос­по­ди­на и тот нач­нет его не вы­да­вать, то хо­ло­па взять и гос­по­дин пла­тит за него 12 гри­вен, а затем, где хо­ло­па за­ста­нет тот уда­рен­ный че­ло­век, пусть бьет его.

17. А если кто сло­ма­ет копье, щит или ис­пор­тит одеж­ду, и ис­пор­тив­ший за­хо­чет удер­жать у себя, то взять с него день­га­ми; а если тот, кто ис­пор­тил, нач­нет на­ста­и­вать (на воз­вра­ще­нии ис­пор­чен­ной вещи), пла­тить день­га­ми, сколь­ко стоит вещь.

18. Если убьют ог­ни­ща­ни­на умыш­лен­но, то убий­це пла­тить за него 80 гри­вен, а люди не пла­тят; а за кня­же­ско­го подъ­езд­но­го 80 гри­вен. <….>

20. Если убьют ог­ни­ща­ни­на у клети, у коня, или у стада, или во время кражи ко­ро­вы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за уби­то­го смер­да или хо­ло­па 5 гри­вен. <….>»

Б)

«В год 6605 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). <…>. При­шли Свя­то­полк, и Вла­ди­мир, и Давыд Иго­ре­вич, и Ва­силь­коРо­сти­сла­вич, и ДавыдСвя­то­сла­вич, и брат его Олег, и со­бра­лись на совет в Лю­бе­че для уста­нов­ле­ния мира, и го­во­ри­ли друг другу: "Зачем губим Рус­скую землю, сами между собой устра­и­вая рас­при? А по­лов­цы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да от­ны­не объ­еди­ним­ся еди­ным серд­цем и будем блю­сти Рус­скую землю, и пусть каж­дый вла­де­ет от­чи­ной своей: Свя­то­полк - Ки­е­вом, Изя­с­ла­во­вой от­чи­ной, Вла­ди­мир — Все­во­ло­до­вой, Давыд и Олег и Яро­слав — Свя­то­сла­во­вой, и те, кому Все­во­лод роз­дал го­ро­да: Да­вы­ду — Вла­ди­мир, Ро­сти­сла­ви­чам же: Во­ло­да­рю — Пе­ре­мышль, Ва­силь­ку — Те­ре­бо­вль". И на том це­ло­ва­ли крест: "Если от­ны­не кто на кого пой­дет, про­тив того будем мы все и крест чест­ной". Ска­за­ли все: "Да будет про­тив того крест чест­ной и вся земля Рус­ская". И, по­про­щав­шись, пошли во­сво­я­си».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ


1) До­ку­мент по­свя­щен по­пыт­ке пре­кра­тить меж­до­усоб­ную рознь в Ки­ев­ской Руси в конце XIIв.

2) От­ры­вок из до­ку­мен­та взят из пер­во­го пись­мен­но­го сбор­ни­ка за­ко­нов на Руси.

3) Пер­вые пись­мен­ные за­ко­ны на Руси по­яви­лись при кня­ги­не Ольге.

4) Одним из участ­ни­ков съез­да кня­зей был Вла­ди­мир Мо­но­мах.

5) Одним из со­ста­ви­те­лей «Рус­ской прав­ды» яв­лял­ся Яро­слав Муд­рый.

6) По ре­ше­нию съез­да кня­зья хо­те­ли объ­еди­нить­ся для борь­бы про­тив по­лов­цев.

Фрагмент А

Фрагмент Б

       

7. Прочитайте отрывок из летописи и укажите имя князя.- 1 б.

«В год 6472 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Когда (князь) вырос и воз­му­жал, стал он со­би­рать много во­и­нов храб­рых, и быст­рым был, слов­но пар­дус (ге­пард), и много во­е­вал. В по­хо­дах же не возил за собою ни возов, ни кот­лов, не варил мяса, но, тонко на­ре­зав ко­ни­ну, или зве­ри­ну, или го­вя­ди­ну и за­жа­рив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, по­сти­лая пот­ник с сед­лом в го­ло­вах, — та­ки­ми же были и все осталь­ные его воины, И по­сы­лал в иные земли со сло­ва­ми: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встре­тил вя­ти­чей, и ска­зал вя­ти­чам: "Кому дань даете?". Они же от­ве­ти­ли: "Ха­за­рам - по ще­ля­гу (се­реб­ря­ная мо­не­та не­из­вест­но­го до­сто­ин­ства) с сохи даем".

8.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Об­ще­ствен­ный строй Древ­ней Руси X - на­ча­ла XII в. можно на­звать фе­о­даль­ным».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. - 4 б.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ИТОГО - 15 б.

15 – 13 б.- «5»

12 – 10 б.- «4»

9 – 7 б. – «3»

менее 7 б – «2»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.