12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Александра Михайловна827
учитель истории, обществознания, экономики и права, руководитель школьного и районного методического объединения учителей истории и обществознания, первая квалификационная категория
Россия, Тверская обл., город Весьегонск

Полугодовая контрольная работа по обществознанию в 10 классе (профильный уровень)

Вариант 1.

1.Мифологическое сознание – древнейшая форма человеческого сознания. Назовите любые ТРИ особенности мифологического сознания и поясните смысл каждой из них.

2.Восстановите последовательность этапов социогенеза, пользуясь приведёнными ниже понятиями:

Соседская община, племя, человеческое стадо, государство, родовая община, культура.

3.Объяснить смысл понятия и составить по два предложения с любыми двумя из перечисленных понятий.

3.1. Общество,

3.2. Исторический процесс,

3.3. Культура,

3.4. Деятельность,

3.5. Революция.

4. Выберите из списка признаки, характерные для индустриального общества.

4.1. Внеэкономическое принуждение к труду;

4.2. Социальная мобильность;

4.3. Сфера услуг – ведущая сфера экономики;

4.4. Возникновение промышленного производства;

4.5. Аграрный характер экономики;

4.6. Средний класс преобладает в социальной структуре общества;

4.7. Существование сословий в социальной структуре общества.

5. Заполните пропуски в таблице.

Основные подсистемы общества

Сферы общества

Деятельность людей и отношения между ними

Основные учреждения (организации)

Политическая сфера

 

 

Духовная сфера

 

 


6. Соотнесите идеи и фамилии авторов, их высказавших. Фамилий в списке больше, чем идей, поэтому некоторые  из них окажутся лишними.

А) Исторический процесс – последовательная смена первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций.

Б) В развитии человечества он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

В) В развитие общества автор насчитал десять полностью самостоятельных цивилизаций, пять из которых автор отнёс к «живым».

Г) В развитии общества  автор выделяет следующие этапы: традиционное общество, стадия «сдвига», стадия «зрелости», эра «высокого массового потребления».

Д) Основы жизнедеятельности каждого культурно-исторического типа не передаются другим культурным общностям.

1) Тойнби, 2) Данилевский,3) Белл, 4) Ростоу, 5) Тоффлер, 6) Ленин, 7) Шпенглер, 8) Маркс.

7. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Закон спроса и предложения, со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция, со­во­куп­ный спрос, рыночная экономика, рав­но­вес­ная цена, эко­но­ми­че­ская сво­бо­да.

8. Назовите и проиллюстрируйте примерами три источника права.

9. Составьте план ответа по теме  «Движущие силы исторического процесса».

 План должен содержать не менее 3 пунктов, два из которых детализированы в подпунктах. 

Полугодовая контрольная работа по обществознанию в 10 классе (профильный уровень)

Вариант 2.

1.Древнеиндийская философия – древнейшая форма научных знаний. Назовите любые ТРИ из основополагающих идей древнеиндийской  философии и поясните смысл каждой из них.

2.Восстановите последовательность этапов антропогенеза, пользуясь приведёнными ниже понятиями:

Человек прямоходящий (Homo erectus), австралопитеки, человек современного вида, человек умелый (Homo habilis), человек разумный ( Homo sapiens), рамапитек.

3.Объяснить смысл понятия и составить по два предложения с любыми двумя из перечисленных понятий.

3.1. Человек,

3.2. Общественные отношения,

3.3. Природа,

3.4. Прогресс,

3.5. Реформа.

4. Выберите из списка признаки, характерные для постиндустриального общества.

4.1. Внеэкономическое принуждение к труду;

4.2. Социальная мобильность;

4.3. Сфера услуг – ведущая сфера экономики;

4.4. Возникновение промышленного производства;

4.5. Аграрный характер экономики;

4.6. Средний класс преобладает в социальной структуре общества;

4.7. Существование сословий в социальной структуре общества

5. Заполните пропуски в таблице.

Основные подсистемы общества

Сферы общества

Деятельность людей и отношения между ними

Основные учреждения (организации)

Экономическая сфера

 

 

Социальная сфера

 

 


6. Соотнесите идеи и фамилии авторов, их высказавших. Фамилий в списке больше, чем идей, поэтому некоторые  из них окажутся лишними.

А) В развитии общества выделяется пять стадий, две из которых являются промежуточными.

Б) Исторический процесс это смена культурно-исторических типов, ни один из которых «не одарён привилегией бесконечного прогресса».

В) В истории человечества существовало восемь культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и , умирая, превращалась в цивилизацию.

Г) Ступенями исторического развития являются общественно-экономические формации.

Д) Человечество в своём развитии прошло три волны.

1) Тойнби, 2) Данилевский,3) Белл, 4) Ростоу, 5) Тоффлер, 6) Ленин, 7) Шпенглер, 8) Маркс.

7. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­щающим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Земля, тру­до­вые ре­сур­сы, ка­пи­тал, факторы производства, предпринимательские способности.

8. Назовите и проиллюстрируйте примерами три формы государства.

 9. Составьте план ответа по теме  «Типы и формы социальной динамики».

План должен содержать не менее 3 пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.

Критерии оценивания

 

Задание 1. 1 балл за каждую особенность, 1 балл за пояснение, максимальное количество баллов – 6 баллов.

Задание 2. 3 балла за правильно составленную последовательность,  минус один балл за каждую ошибку.

Задание 3. 2 балла за верное определение, по 1 баллу за каждое предложение. Максимальное количество баллов – 14.

Задание 4. 1 балл за каждый правильный выбор, максимум 2 балла.

Задание 5. По 2 балла за пример деятельности и отношений, 1 балл за пример организации. Максимум 6 баллов.

Задание 6. По 1 баллу за каждое правильное соотнесение, максимум 5 баллов.

Задание 7. 1 балл.

Задание 8.3балла (0,5 балла за каждый источник и каждый пример)

Задание 9. 1 балл за каждый из трех верных пунктов, по 1 баллу за каждую детализацию,

максимум 5 баллов.

Общее количество баллов - 45, оценка 3 с 50%  - 23балла, оценка 4 с 70% - 32 балла, оценка 5 - 85 % - 38 баллов

Ответы.

Вариант 1.

№ 1. Особенности мифологического сознания:

1)человек – часть сообщества, сообщество – часть природы;

2)мир природы наделяется человеческими характеристиками;

3)чувственное восприятие мира без теоретических обобщений;

4)разделение мира на связанные друг с другом реальный и нереальный (сон, смерть) миры;

5)восприятие времени через периодичность и ритм человеческой жизни;

6)восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических.

Могут быть названы любые три из перечисленных особенностей, возможна иная, близкая по смыслу формулировка.

№ 2. Человеческое стадо, родовая община, соседская община, племя, культура, государство.

№ 3. Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая все способы взаимодействия и формы объединения людей.

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Культура – совокупность всех достижений человечества.

Деятельность – специфически  человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Революция – коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества.

№ 4. 2, 4.

№ 5.     Политическая сфера - Управление государством, отношения властвования и подчинения – государство,  политические партии.

Духовная сфера – создание произведений искусства, отношения, связанные с образным познанием мира – библиотеки, музеи, театр.

Могут быть иные, верные по смыслу формулировки.

№ 6.    8, 3, 1, 4, 2.

№ 7. Рыночная экономика.

№ 8.

1)      Правовой обычай – в мусульманском праве за воровство могут отрубить руку.

2)      Нормативно-правовой акт – Конституция РФ.

3)      Судебный прецедент – решение по делу ставшее образцом для принятия судебных решений по другим делам.

№ 9.   Движущие силы исторического процесса.

1.Кто является движущей силой исторического процесса.

2.Роль народа в историческом процессе.

А) понятие «народ»в трактовке разных учёных;

Б)народ  - источник прогресса;    В)народ разрушитель.

 3.Роль социальных групп в историческом процессе.

4. Роль личности.

А) положительное  влияние личностей на исторический процесс;

Б) Ответственность «великих личностей».

возможна иная, близкая по смыслу формулировка.

 Вариант2.

№1.

1)      Идея реинкарнации – переселения душ.

2)      Закон кармы – зависимость будущего перерождения от земной жизни.

3)      Возможность искупления кармы добрыми делами и праведной жизнью, отшельничеством или страданием.

4)      Йога как один из путей духовного освобождения.

Могут быть названы любые три из перечисленных особенностей, возможна иная, близкая по смыслу формулировка.

№2.

Рамапитек, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный, человек современного вида.

№ 3.

Человек – субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Общественные отношения – относительно устойчивые, во многом безличные, затрагивающие важные стороны жизни людей отношения.

Природа – естественная среда обитания человека.

Прогресс - - направление развития для которого харатерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Реформа – переустройство какой – либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного порядка.

№ 4.    3, 6.

№ 5.

Экономическая сфера - производство материальных благ, отношения, связанные с производством, распределением и потреблением, фирмы, банки.

Социальная сфера – оказание помощи нуждающимся, отношения между социальными группами  –учреждения здравоохранения, социальной защиты.

возможна иная, близкая по смыслу формулировка.

№ 6.                      4, 2, 7, 8, 5

№ 7.               Факторы производства

№ 8.       Формы правления – республика, монархия

Формы территориального устройства – федерация, унитарное государство

Формы политического режима – тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

3 9.     Типы и формы социальной динамики.

1.       Что такое социальная динамика.

2.       Типы социальной динамики.

А)циклический тип;

Б)спиралевидный тип;

В)линейный тип.

3. Формы социальной динамики.

А)эволюция;

Б)социальная революция;

В) реформа.

возможна иная, близкая по смыслу формулировка.

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Руководители РМО учителей истории и обществознания»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.