Полугодовая контрольная работа для 10 класса
Полугодовая контрольная работа по обществознанию в 10 классе (профильный уровень)
Вариант 1.
1.Мифологическое сознание – древнейшая форма человеческого сознания. Назовите любые ТРИ особенности мифологического сознания и поясните смысл каждой из них.
2.Восстановите последовательность этапов социогенеза, пользуясь приведёнными ниже понятиями:
Соседская община, племя, человеческое стадо, государство, родовая община, культура.
3.Объяснить смысл понятия и составить по два предложения с любыми двумя из перечисленных понятий.
3.1. Общество,
3.2. Исторический процесс,
3.3. Культура,
3.4. Деятельность,
3.5. Революция.
4. Выберите из списка признаки, характерные для индустриального общества.
4.1. Внеэкономическое принуждение к труду;
4.2. Социальная мобильность;
4.3. Сфера услуг – ведущая сфера экономики;
4.4. Возникновение промышленного производства;
4.5. Аграрный характер экономики;
4.6. Средний класс преобладает в социальной структуре общества;
4.7. Существование сословий в социальной структуре общества.
5. Заполните пропуски в таблице.
Основные подсистемы общества
Сферы общества |
Деятельность людей и отношения между ними |
Основные учреждения (организации) |
Политическая сфера |
|
|
Духовная сфера |
|
|
6. Соотнесите идеи и фамилии авторов, их высказавших. Фамилий в списке больше, чем идей, поэтому некоторые из них окажутся лишними.
А) Исторический процесс – последовательная смена первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций.
Б) В развитии человечества он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.
В) В развитие общества автор насчитал десять полностью самостоятельных цивилизаций, пять из которых автор отнёс к «живым».
Г) В развитии общества автор выделяет следующие этапы: традиционное общество, стадия «сдвига», стадия «зрелости», эра «высокого массового потребления».
Д) Основы жизнедеятельности каждого культурно-исторического типа не передаются другим культурным общностям.
1) Тойнби, 2) Данилевский,3) Белл, 4) Ростоу, 5) Тоффлер, 6) Ленин, 7) Шпенглер, 8) Маркс.
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Закон спроса и предложения, совершенная конкуренция, совокупный спрос, рыночная экономика, равновесная цена, экономическая свобода.
8. Назовите и проиллюстрируйте примерами три источника права.
9. Составьте план ответа по теме «Движущие силы исторического процесса».
План должен содержать не менее 3 пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.
Полугодовая контрольная работа по обществознанию в 10 классе (профильный уровень)
Вариант 2.
1.Древнеиндийская философия – древнейшая форма научных знаний. Назовите любые ТРИ из основополагающих идей древнеиндийской философии и поясните смысл каждой из них.
2.Восстановите последовательность этапов антропогенеза, пользуясь приведёнными ниже понятиями:
Человек прямоходящий (Homo erectus), австралопитеки, человек современного вида, человек умелый (Homo habilis), человек разумный ( Homo sapiens), рамапитек.
3.Объяснить смысл понятия и составить по два предложения с любыми двумя из перечисленных понятий.
3.1. Человек,
3.2. Общественные отношения,
3.3. Природа,
3.4. Прогресс,
3.5. Реформа.
4. Выберите из списка признаки, характерные для постиндустриального общества.
4.1. Внеэкономическое принуждение к труду;
4.2. Социальная мобильность;
4.3. Сфера услуг – ведущая сфера экономики;
4.4. Возникновение промышленного производства;
4.5. Аграрный характер экономики;
4.6. Средний класс преобладает в социальной структуре общества;
4.7. Существование сословий в социальной структуре общества
5. Заполните пропуски в таблице.
Основные подсистемы общества
Сферы общества |
Деятельность людей и отношения между ними |
Основные учреждения (организации) |
Экономическая сфера |
|
|
Социальная сфера |
|
|
6. Соотнесите идеи и фамилии авторов, их высказавших. Фамилий в списке больше, чем идей, поэтому некоторые из них окажутся лишними.
А) В развитии общества выделяется пять стадий, две из которых являются промежуточными.
Б) Исторический процесс это смена культурно-исторических типов, ни один из которых «не одарён привилегией бесконечного прогресса».
В) В истории человечества существовало восемь культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и , умирая, превращалась в цивилизацию.
Г) Ступенями исторического развития являются общественно-экономические формации.
Д) Человечество в своём развитии прошло три волны.
1) Тойнби, 2) Данилевский,3) Белл, 4) Ростоу, 5) Тоффлер, 6) Ленин, 7) Шпенглер, 8) Маркс.
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Земля, трудовые ресурсы, капитал, факторы производства, предпринимательские способности.
8. Назовите и проиллюстрируйте примерами три формы государства.
9. Составьте план ответа по теме «Типы и формы социальной динамики».
План должен содержать не менее 3 пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.
Критерии оценивания
Задание 1. 1 балл за каждую особенность, 1 балл за пояснение, максимальное количество баллов – 6 баллов.
Задание 2. 3 балла за правильно составленную последовательность, минус один балл за каждую ошибку.
Задание 3. 2 балла за верное определение, по 1 баллу за каждое предложение. Максимальное количество баллов – 14.
Задание 4. 1 балл за каждый правильный выбор, максимум 2 балла.
Задание 5. По 2 балла за пример деятельности и отношений, 1 балл за пример организации. Максимум 6 баллов.
Задание 6. По 1 баллу за каждое правильное соотнесение, максимум 5 баллов.
Задание 7. 1 балл.
Задание 8.3балла (0,5 балла за каждый источник и каждый пример)
Задание 9. 1 балл за каждый из трех верных пунктов, по 1 баллу за каждую детализацию,
максимум 5 баллов.
Общее количество баллов - 45, оценка 3 с 50% - 23балла, оценка 4 с 70% - 32 балла, оценка 5 - 85 % - 38 баллов
Ответы.
Вариант 1.
№ 1. Особенности мифологического сознания:
1)человек – часть сообщества, сообщество – часть природы;
2)мир природы наделяется человеческими характеристиками;
3)чувственное восприятие мира без теоретических обобщений;
4)разделение мира на связанные друг с другом реальный и нереальный (сон, смерть) миры;
5)восприятие времени через периодичность и ритм человеческой жизни;
6)восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических.
Могут быть названы любые три из перечисленных особенностей, возможна иная, близкая по смыслу формулировка.
№ 2. Человеческое стадо, родовая община, соседская община, племя, культура, государство.
№ 3. Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая все способы взаимодействия и формы объединения людей.
Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Культура – совокупность всех достижений человечества.
Деятельность – специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Революция – коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества.
№ 4. 2, 4.
№ 5. Политическая сфера - Управление государством, отношения властвования и подчинения – государство, политические партии.
Духовная сфера – создание произведений искусства, отношения, связанные с образным познанием мира – библиотеки, музеи, театр.
Могут быть иные, верные по смыслу формулировки.
№ 6. 8, 3, 1, 4, 2.
№ 7. Рыночная экономика.
№ 8.
1) Правовой обычай – в мусульманском праве за воровство могут отрубить руку.
2) Нормативно-правовой акт – Конституция РФ.
3) Судебный прецедент – решение по делу ставшее образцом для принятия судебных решений по другим делам.
№ 9. Движущие силы исторического процесса.
1.Кто является движущей силой исторического процесса.
2.Роль народа в историческом процессе.
А) понятие «народ»в трактовке разных учёных;
Б)народ - источник прогресса; В)народ разрушитель.
3.Роль социальных групп в историческом процессе.
4. Роль личности.
А) положительное влияние личностей на исторический процесс;
Б) Ответственность «великих личностей».
возможна иная, близкая по смыслу формулировка.
Вариант2.
№1.
1) Идея реинкарнации – переселения душ.
2) Закон кармы – зависимость будущего перерождения от земной жизни.
3) Возможность искупления кармы добрыми делами и праведной жизнью, отшельничеством или страданием.
4) Йога как один из путей духовного освобождения.
Могут быть названы любые три из перечисленных особенностей, возможна иная, близкая по смыслу формулировка.
№2.
Рамапитек, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный, человек современного вида.
№ 3.
Человек – субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.
Общественные отношения – относительно устойчивые, во многом безличные, затрагивающие важные стороны жизни людей отношения.
Природа – естественная среда обитания человека.
Прогресс - - направление развития для которого харатерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Реформа – переустройство какой – либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного порядка.
№ 4. 3, 6.
№ 5.
Экономическая сфера - производство материальных благ, отношения, связанные с производством, распределением и потреблением, фирмы, банки.
Социальная сфера – оказание помощи нуждающимся, отношения между социальными группами –учреждения здравоохранения, социальной защиты.
возможна иная, близкая по смыслу формулировка.
№ 6. 4, 2, 7, 8, 5
№ 7. Факторы производства
№ 8. Формы правления – республика, монархия
Формы территориального устройства – федерация, унитарное государство
Формы политического режима – тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
3 9. Типы и формы социальной динамики.
1. Что такое социальная динамика.
2. Типы социальной динамики.
А)циклический тип;
Б)спиралевидный тип;
В)линейный тип.
3. Формы социальной динамики.
А)эволюция;
Б)социальная революция;
В) реформа.
возможна иная, близкая по смыслу формулировка.