Контрольная работа по истории «Революция 1917 г. и Гражданская война в России»

2
0
Материал опубликован 16 September 2020 в группе


Контрольная работа для учащихся 10 класса по теме

Контрольная работа по теме «Революция 1917 г. и Гражданская война в России».


Контрольная работа содержит в себе 2 варианта, которые равносильны друг другу по сложности, а также разработана с опорой на формат ЕГЭ по истории.

Оценивание работы производится в баллах, далее предусмотрен перевод баллов в пятибальную систему оценивания.






































Автор – Зайцева Юлия Николаевна

Учитель истории

МБОУ гимназии №19 г. Липецка.




Контрольная работа по теме «Революция 1917 г. и Гражданская война в России».

Вариант 1.

Опишите причины, основные события и итоги октябрьского переворота

В чем заключалась политика военного коммунизма и красного террора в годы Гражданской войны в России.

Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям 1917-1921 гг. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­ми­ны, от­но­ся­щие­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

 

1) Сов­нар­ком, 2) ра­бо­чий кон­троль, 3) кол­лек­ти­ви­за­ция, 4) во­ен­ный ком­му­низм, 5) ин­ду­стри­а­ли­за­ция, 6) прод­раз­верст­ка.

Во­ору­жен­ная борь­ба между со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми, ха­рак­те­ри­зу­е­мая та­ки­ми по­ня­ти­я­ми как «крас­ный тер­рор», «белый тер­рор» на­зы­ва­ет­ся гражданской вой­ной.

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний от­но­сят­ся к пер­вым де­кре­там, при­ня­тым со­вет­ским пра­ви­тель­ством в ок­тяб­ре 1917—фев­ра­ле 1918 гг.?Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

 

1) об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ства

2) о кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства

3) о все­об­щей во­ин­ской по­вин­но­сти

4) о на­ци­о­на­ли­за­ции бан­ков

5) об от­ме­не част­ной соб­ствен­но­сти на землю

6) о вве­де­нии про­до­воль­ствен­но­го на­ло­га

Про­чти­те от­ры­вок из те­ле­грам­мы во­е­на­чаль­ни­ка. 

«Все от­лич­но со­зна­ва­ли, что при со­здав­шей­ся об­ста­нов­ке и при фак­ти­че­ском ру­ко­вод­стве и на­прав­ле­нии внут­рен­ней по­ли­ти­ки без­от­вет­ствен­ны­ми об­ще­ствен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми, а также гро­мад­но­го раз­ла­га­ю­ще­го вли­я­ния этих ор­га­ни­за­ций на массу армии, по­след­нюю вос­со­здать не удаст­ся, а, на­о­бо­рот, армия как та­ко­вая долж­на раз­ва­лить­ся через два-три ме­ся­ца. И тогда Рос­сия долж­на будет за­клю­чить по­зор­ный се­па­рат­ный мир, по­след­ствия ко­то­ро­го были бы для Рос­сии ужас­ны. Пра­ви­тель­ство при­ни­ма­ло по­лу­ме­ры, ко­то­рые, ни­че­го не по­прав­ляя, лишь за­тя­ги­ва­ли аго­нию и, спа­сая ре­во­лю­цию, не спа­са­ло Рос­сию. Между тем за­во­е­ва­ния ре­во­лю­ции можно было спа­сти лишь путём спа­се­ния Рос­сии, а для этого, пре­жде всего, не­об­хо­ди­мо со­здать дей­стви­тель­ную силь­ную власть и оздо­ро­вить тыл. Ге­не­рал Кор­ни­лов предъ­явил ряд тре­бо­ва­ний, про­ве­де­ние коих в жизнь за­тя­ги­ва­лось. При таких усло­ви­ях ге­не­рал Кор­ни­лов, не пре­сле­дуя ни­ка­ких лич­ных че­сто­лю­би­вых за­мыс­лов и опи­ра­ясь на ясно вы­ра­жен­ное со­зна­ние всей здо­ро­вой части об­ще­ства и армии, тре­бо­вав­шее ско­рей­ше­го со­зда­ния креп­кой вла­сти для спа­се­ния Ро­ди­ны, а с ней и за­во­е­ва­ний ре­во­лю­ции, счи­тал не­об­хо­ди­мы­ми более ре­ши­тель­ные меры, кои обес­пе­чи­ли бы во­дво­ре­ние по­ряд­ка в стра­не…»

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

 

1) опи­сан­ные в те­ле­грам­ме со­бы­тия про­изо­шли в 1916 г.

2) пра­ви­тель­ство, о ко­то­ром идёт речь в те­ле­грам­ме, на­зы­ва­лось СНК

3) автор те­ле­грам­мы — сто­рон­ник про­дол­же­ния войны с Гер­ма­ни­ей

4) автор те­ле­грам­мы под­дер­жи­ва­ет дей­ствия ге­не­ра­ла Кор­ни­ло­ва

5) боль­ше­ви­ки под­дер­жи­ва­ли дей­ствия ге­не­ра­ла Кор­ни­ло­ва

6) «ре­ши­тель­ные меры» ге­не­ра­ла Кор­ни­ло­ва, ко­то­рые ука­за­ны в те­ле­грам­ме, не были осу­ществ­ле­ны

Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

t1600283403aa.png




 

Какие суж­де­ния о дан­ной ка­ри­ка­ту­ре яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Дан­ная ка­ри­ка­ту­ра от­ра­жа­ет взгля­ды боль­ше­ви­ков на со­бы­тия Граж­дан­ской войны в Рос­сии.

2) Ка­ри­ка­ту­ра вы­сме­и­ва­ет ней­тра­ли­тет стран За­па­да по от­но­ше­нию к со­бы­ти­ям в Рос­сии.

3) Один из во­е­на­чаль­ни­ков, чьи фа­ми­лии ука­за­ны на ка­ри­ка­ту­ре, был про­воз­глашён Вер­хов­ным пра­ви­те­лем Рос­сии.

4) Рос­сия ни­ко­гда не вхо­ди­ла в во­ен­ный блок, на­зва­ние ко­то­ро­го ука­за­но на ка­ри­ка­ту­ре.

5) Все во­е­на­чаль­ни­ки, фа­ми­лии, ко­то­рых ука­за­ны по­гиб­ли в годы Граж­дан­ской войны.

Ука­жи­те па­мят­ни­ки, по­свящённые со­бы­ти­ям той же войны, ко­то­рой по­свя­ще­на ка­ри­ка­ту­ра. В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.

t1600283403ab.png2,3

Белое дви­же­ние имело не­ма­ло сто­рон­ни­ков в раз­лич­ных слоях рус­ско­го об­ще­ства. Тем не менее бе­ло­гвар­дей­цы по­тер­пе­ли по­ра­же­ние в Граж­дан­ской войне. На­зо­ви­те не менее трёх при­чин их по­ра­же­ния.

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

«Вве­де­ние нэпа в 1921 г. было при­зна­ни­ем боль­ше­ви­ка­ми по­ра­же­ния по­пыт­ки фор­си­ро­ван­но­го по­стро­е­ния ком­му­низ­ма, от­ступ­ле­ни­ем назад, к ка­пи­та­лиз­му».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) ...

2) ...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) ...

2) ...





25 – 22 б -5

21 – 16 – 4

15- 12 -3

0-11 2.





























Контрольная работа по теме «Революция 1917 г. и Гражданская война в России».

Вариант 2.

Какие первые дикреты были приняты большевиками, назовите значение этих документов.

Опишите причины, основные события и итоги Гражданской войны в России. 4б

Ниже при­ведён спи­сок тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям, яв­ле­ни­ям пе­ри­о­да Граж­дан­ской войны.

 

1) ин­тер­вен­ция;

2) про­до­воль­ствен­ная дик­та­ту­ра;

3«же­лез­ный за­на­вес»;

4) ан­то­нов­щи­на;

5) белое дви­же­ние;

6хо­лод­ная война.

Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка боль­ше­ви­ков в годы Граж­дан­ской войны на­зы­ва­лась военный коммунизм.

Какие три из пе­ре­чис­лен­ных яв­ле­ний от­но­сят­ся к «во­ен­но­му ком­му­низ­му»? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

 

1) арен­да мел­ких и сред­них пред­при­я­тий

2) прод­развёрстка

3) все­об­щая тру­до­вая по­вин­ность

4) кон­цес­сии ино­стран­ным пред­при­ни­ма­те­лям

5) бес­плат­ные ком­му­наль­ные услу­ги

6) ши­ро­кое ко­опе­ра­тив­ное дви­же­ние

6. Про­чти­те от­ры­вок из до­про­са быв­ше­го ко­ман­ду­ю­ще­го Чер­но­мор­ским фло­том.

 

«Ве­че­ром я по­лу­чил те­ле­грам­му от Ро­дзян­ко, в ко­то­рой он меня из­ве­щал, что пра­ви­тель­ство пало, что власть пе­ре­ш­ла к Ко­ми­те­ту Го­су­дар­ствен­ной думы и что он про­сит меня со­блю­дать пол­ное спо­кой­ствие, па­мя­туя, что преж­нее пра­ви­тель­ство, ока­зав­ше­е­ся не­со­сто­я­тель­ным, будет за­ме­не­но новым... Затем я по­лу­чил те­ле­грам­му от Алек­се­е­ва... В этой те­ле­грам­ме они пред­ла­га­ли го­су­да­рю от­речь­ся от пре­сто­ла. Я сей­час же опо­ве­стил всех об этой те­ле­грам­ме. Вслед за тем по­лу­чи­лось из­ве­ще­ние, что про­изо­шло от­ре­че­ние от вер­хов­ной вла­сти в лице го­су­да­ря и на­след­ни­ка. Пред­по­ла­га­ли, что вер­хов­ную власть возь­мет Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич. Вско­ре при­ш­ла те­ле­грам­ма с со­об­ще­ни­ем об от­ка­зе Ми­ха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча. Затем была по­лу­че­на те­ле­грам­ма от князя Льво­ва об об­ра­зо­ва­нии пер­во­го ми­ни­стер­ства. Когда они со­бра­лись, я прочёл ма­ни­фест и ска­зал, что в на­сто­я­щее время преж­ней вла­сти не су­ще­ству­ет, ди­на­стия, по-ви­ди­мо­му, кон­чи­ла своё су­ще­ство­ва­ние, на­сту­па­ет новая эпоха. При этом я об­ра­тил­ся к ним и ска­зал, что ка­ко­вы бы ни были у нас взгля­ды, ка­ко­вы бы ни были наши убеж­де­ния, но мы ведём войну, и по­то­му мы имеем обя­за­тель­ства не толь­ко перед пра­ви­тель­ством или той вла­стью, ко­то­рая су­ще­ству­ет, но мы имеем боль­шие обя­за­тель­ства и перед нашей ро­ди­ной. Какое бы пра­ви­тель­ство ни су­ще­ство­ва­ло у нас, оно будет про­дол­жать войну, и мы будем вы­пол­нять свой долг так же, как и до того вре­ме­ни».

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Опи­сан­ные в до­ку­мен­те со­бы­тия про­изо­шли в ок­тяб­ре 1917 г.

2) Пра­ви­тель­ство, о ко­то­ром идёт речь в до­ку­мен­те, на­зы­ва­лось Вре­мен­ное.

3) Автор те­ле­грам­мы — сто­рон­ник про­дол­же­ния войны с Гер­ма­ни­ей.

4) Автор ло­яль­но от­но­сит­ся к новой вла­сти.

5) Новое пра­ви­тель­ство под­дер­жа­ли все слои рус­ско­го об­ще­ства.

6) Рос­сия вы­иг­ра­ла эту войну.

7. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ниеt1600283403ac.png

 

Какие суж­де­ния о кар­ти­не, изоб­ражённой на фо­то­гра­фии, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Фо­то­гра­фия была сде­ла­на в пер­вые годы со­вет­ской вла­сти (1917—1920 гг.).

2) Эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка, про­во­див­шая в это время, — нэп.

3) Для изъ­я­тия хлеба у кре­стьян со­зда­ва­лись прод­от­ря­ды.

4) Кре­стья­не доб­ро­воль­но сдают хлеб.

5) Прод­от­ря­ды яв­ля­лись ча­стя­ми Крас­ной армии.

Какие из изоб­ра­же­ний от­но­сят­ся к тому же пе­ри­о­ду, что и кар­ти­на? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.



t1600283403ad.png

14

2 марта 1917 года им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II под­пи­сал до­ку­мент, в ко­то­ром от­ре­кал­ся от пре­сто­ла за себя и за сына в поль­зу млад­ше­го брата — ве­ли­ко­го князя Ми­ха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча. Ука­жи­те и крат­ко по­яс­ни­те не менее двух при­чин от­ре­че­ния им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II от пре­сто­ла 2 марта 1917 года.

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.с


«По­бе­да "крас­ных" объ­яс­ня­ет­ся не их силой, а сла­бо­стью и ошиб­ка­ми их про­тив­ни­ков».

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде. Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.