Контрольная работа по литературе в 10 классе на тему «Русская литература первой половины XIX века»
Контрольная работа по теме «Русская литература первой половины XIX века»
для 10 класса или 1 курса СПО
Контрольная работа по теме «Русская литература первой половины XIX века» включает вопросы по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и предназначена для проведения в 10 классе или на 1 курсе СПО.
Контрольная работа рассчитана на 40 минут, состоит из 20 вопросов и является способом проверки знаний учащихся по биографии писателей, по лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, по осмыслению следующих произведений: «Медный всадник» А.С.Пушкина, «Демон» М.Ю.Лермонтова; «Невский проспект» и «Портрет» Н.В.Гоголя.
Контрольная работа выполняется в тетрадях. Первые 8 тестовых вопросов предполагают выбор одного правильного ответа. Ответ на 9 и 10 вопросы необходимо записать самостоятельно, определив указанные тропы в отрывке из стихотворения. Ответ на 11 и 12 вопросы предполагает запись цифр, означающих последовательность перечисленных событий в произведениях. Для ответа на 13-15 вопросы, необходимо заполнить пропуски, выбрав одно из слов-помощников, данных к каждому заданию. 16-19 вопросы предполагают соотнесение понятий, при этом в 19 вопросе нужно соотнести текст с картинками: записать необходимо только цифры, определяющие соответствие (например, 1-3, 2-1 и т.п.). Ответ на 20 вопрос требует самостоятельного формулирования и записи в тетради.
Критерии оценивания: правильные ответы на 1-8 вопросы оцениваются 1 баллом, 9-19 – 2 баллами, за правильный ответ на 20 вопрос можно получить 3 балла. Итого: максимальное количество баллов – 33.
Оценки в соответствии с баллами:
31-33 балла – оценка 5.
25-30 баллов – оценка 4.
17-24 баллов – оценка 3.
0-16 баллов – оценка 2.
Вопросы:
1. Кто из перечисленных писателей учился в Нежинской гимназии:
А) А.С.Пушкин; Б) М.Ю.Лермонтов; В) Н.В.Гоголь; Г) В.А.Жуковский.
2. Какое произведение было написано А.С.Пушкиным в период Михайловской ссылки:
А) «Бахчисарайский фонтан»; Б) «Метель»; В) «Руслан и Людмила»; Г) «Борис Годунов».
3. Кто из перечисленных писателей с раннего детства лечился на Кавказских Минеральных водах:
А) А.С.Пушкин; Б) М.Ю.Лермонтов; В) Н.В.Гоголь; Г) В.А.Жуковский.
4. Что означают слова «Ужо тебе», произнесенные Евгением в поэме Пушкина «Медный всадник»:
А) Угроза; Б)Приветствие; В) Прощание; Г) Призыв.
5. Кто является автором известной картины «Демон», написанной как иллюстрация к одноименной поэме М.Ю.Лермонтова:
А) В.Иванов; Б) М.Врубель; В) А.Куинджи; Г) В.Васнецов.
6. Выберите из перечисленного повесть Н.В.Гоголя, входящую в цикл «Петербургские повести»:
А) «Шинель»; Б) «Майская ночь, или утопленница»; В) «Вий»; Г) «Ночь перед Рождеством».
7. Узнайте героя по описанию: «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости».
А) Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель»;
Б) Пискарев из «Невского проспекта»;
В) Чартков из повести Гоголя «Портрет»;
Г) Ковалев из повести Гоголя «Нос».
8. Узнайте героя по описанию:
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!..
А) Демон из одноименной поэмы М.Лермонтова;
Б) Пушкинский Евгений Онегин из одноименного произведения;
В) Евгений из поэмы Пушкина «Медный всадник»;
Г) Мцыри из одноименной поэмы М.Лермонтова.
9. В приведенных строчках из стихотворения А.С. Пушкина найдите и выпишите эпитеты:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты!
_______________________________________________________________
10. В приведенных строчках из стихотворения М.Ю. Лермонтова найдите и выпишите антитезу:
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…
_______________________________________________________________
11. Определить последовательность событий в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»:
1 – Невский проспект «покрывается чиновниками».
2 – На Невском проспекте встретились поручик Пирогов и художник Пискарев.
3 – На Невском прогуливаются гувернеры «с своими питомцами».
4 – По Невскому проспекту «плетется нужный народ».
12. Определить последовательность событий в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»:
1 – Демон убивает жениха Тамары.
2 – Демон прогонят Ангела.
3 – Демон пролетает над Кавказом.
4 – Тамара уходит в монастырь.
13. Вставьте недостающие слова в текст:
Роман М.Ю.Лермонтова «(1…) нашего времени» – первый социально-(2…) роман в (3...) литературе.
1 – Человек, герой, тип, мужчина.
2 – реалистический, нравственный, психологический, идеологический.
3 – мировой, русской, европейский, западной.
14. Вставьте недостающие слова в текст:
Во второй части (1…) Н.В.Гоголя «Портрет» представлена история (2…), которую рассказывает случайно оказавшийся на аукционе (3…) героя.
1 – Поэмы, рассказа, повести, романа.
2 – мужчины, художника, ростовщика, продавца.
3 – сын, брат, отец, родственник.
15. Вставьте недостающие слова в текст:
В поэме «Медный всадник» Пушкин поднимает (1…) личности и государства, сталкивая «(2…) человека» Евгения и императора (3…).
1 – идею, проблему, вопрос, мысль.
2 – маленького, большого, ненужного, смелого.
3 – Павла I, Александра I, Петра I, Петра III.
16. Соотнесите автора и произведения:
1) В.А.Жуковский
2) А.С.Пушкин
3) М.Ю.Лермонтов
4) Н.В.Гоголь
1) «Метель»
2) «Нос»
3) «Маскарад»
4) «Светлана»
17. Соотнесите авторский жанр и произведение:
1) Роман в стихах
2) Петербургская повесть
3) Поэма
1) «Мертвые души»
2) «Евгений Онегин»
3) «Медный всадник»
18. Соотнесите литературное направление и произведения (к одному направлению нужно подобрать два произведения):
1) Романтизм
2) Реализм
1) «Метель» Пушкина
2) «Мцыри» Лермонтова
3) «Шинель» Гоголя
4) «Бахчисарайский фонтан» Пушкина
19. Соотнесите эпизод из повести Н.В.Гоголя «Портрет» с иллюстрацией:
1) «Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался...».
2) «Довольный ею, он принялся уже писать, работа его завлекла».
3) «Художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах…».
1.
2.. 3.
20. Дайте названия эпизодам из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», изображенным на иллюстрациях:
1.
2.
1. ________________________________________________
2. ________________________________________________
Ключ к контрольной работе:
1 – В)
2 – Г)
3 – Б)
4 – А)
5 – Б)
6 – А)
7 – В)
8 – А)
9 – чудное мгновенье, мимолетное виденье, чистой красоты.
10 – рано – поздно.
11 – 4, 3, 1, 2.
12 – 3, 1, 4, 2.
13 – герой, психологический, русской.
14 – повести, художника, сын.
15 – проблему, маленького, Петра 1.
16 – 1-4, 2-1, 3-3, 4-2.
17 – 1-2, 2-3, 3-1.
18 – 1-2,4; 2-1,3.
19 – 1-3, 2-1, 3-2.
20 – 1 – наводнение в Петербурге и возвышающийся Медный всадник; 2 – галлюцинация Евгения: скачущий за ним Медный всадник.