Контрольная работа по обществознанию в 8 классе на тему «Социальная сфера»
Контрольная работа по теме: «Социальная сфера».
8 класс
1 – вариант.
Часть I.
В заданиях этой части выберите только один правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов. |
1. Любая совокупность людей, выделенных по социально - значимым критериям, называется:
1) социальной группой 2) социальным классом
3) социальной общностью 4) социальной мобильностью
2. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?
А. В каждый момент своей жизни человек одновременно исполняет целый набор социальных ролей.
Б. Исполнение определенных социальных ролей может привести к личностно-ролевому конфликту, в условиях которого личные принципы человека противоречат ролевым установкам.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
3. Что включается учеными-социологами в понятие «социальная роль»?
1) оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.
2) ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением.
3) изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.
4) положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.
4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
5. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся):
1) класс 2) программисты 3) нация 4) горожане
6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А) Демократические принципы межнациональных отношений заключаются в равноправии представителей разных национальностей.
Б) В демократическом государстве каждый гражданин волен указывать этническую принадлежность по своему усмотрению.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
7. Каждый человек в обществе обладает рядом статусных ролей. Часть из них носит достигаемый характер, часть – предписанный. Предписанным статусом личности является статус:
1) коммерсант 2) аристократ
3) гуманитарий 4) стихотворец
8. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется:
1) девиантным 2) демонстративным
3) дезинтеграционным 4) деструктивным
9. Отличительным признаком нации как этнической общности является:
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
10. Примером межнациональной интеграции является:
1) протекционизм в экономике
2) религиозный фанатизм
3) национализм в различных формах
4) транснациональные корпорации
Часть II.
11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. - 2 б.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ | КРИТЕРИИ |
А) инженеры Б) челябинцы В) депутаты Г) американцы Д) коммунисты | 1) территориальный 2) профессиональный 3) политический |
12. В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:- 1 б.
1) возникает в догосударственный период
2) относится к этническим общностям
3) является элементом социальной структуры
4) основывается на кровном родстве
черты сходства | черты отличия | ||
13. Запишите слово, пропущенное в таблице. - 1 б.
ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Социальные нормы | Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества |
Социальные ... | Общественная реакция на поведение человека или группы |
14. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? - 2 б.
Этнос; глобализация; власть; страта; тоталитаризм.
Прочитайте текст и выполните задания 15- 16 |
Социальный статус
Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
(По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind.shtml — сервер бесплатного дистанционного образования)
15. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них - 2 б.
16. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.- 2 б.
____________________________________________________________________________________________
Критерии оценки:
20 –18 баллов – оценка «5» 17 – 14 баллов – оценка «4»
13 – 9 баллов – оценка «3» менее 9 баллов – оценка «2»
Контрольная работа по теме: «Социальная сфера».
8 класс
2 – вариант.
Часть I.
В заданиях этой части выберите только один правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов. |
1. Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, называется:
1) социальной группой 2) социальной структурой
3) социальной стратой 4) социальной мобильностью
2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А) Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы.
Б) Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страны.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
3. Среди основных форм социальной мобильности ученые выделяют горизонтальную и вертикальную. Какой из приведенных примеров иллюстрирует вертикальную социальную мобильность?
1) молодой чиновник сделал головокружительную карьеру, быстро поднявшись от специалиста отдела министерства до начальника управления
2) сотрудник банка, операционист-кассир был переведен в новое отделение банка.
3) владелец крупной сети салонов мобильной связи открыл филиалы своей фирмы в двух провинциальных городах страны.
4) воспитательница детского сада перешла на работу в другой детский сад ближе к дому
4. Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А) Этнические группы выделены по национальному признаку.
Б) Разновидностями этнических групп являются племена и народности
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
5. К этническим группам относится:
1) племя 2) сословие 3) каста 4) класс
6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А) Отклоняющееся поведение иногда является средством самоутверждения, особенно у подростков.
Б) Отклоняющееся поведение нередко является следствием недостатков воспитания в семье.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
7. Достигаемым статусом не является:
1) работа 2) образование 3) возраст 4) хобби
8. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется:
1) фикцией 2) презумпцией 3) деликтом 4) санкцией
9. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
1) прирожденного статуса 2) социальной роли
3) достигаемого статуса 4) общественного престижа
10. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
1) москвичи 2) мусульмане 3) инженеры 4) землевладельцы
Часть II.
11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. - 2 б.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ | КРИТЕРИИ |
А) башкиры Б) петербуржцы В) удмурты Г) мусульмане Д) буддисты | 1) этносоциальный 2) религиозный 3) территориальный |
12. В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: - 1 б.
1) занимает определенное место в системе производства
2) складывается под влиянием объективных факторов
3) относится к большим социальным группам
4) принадлежность характеризует прирожденный статус личности
черты сходства | черты отличия | ||
13. Запишите слово, пропущенное в таблице. – 1 б.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИД | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Правовые нормы | Формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством |
Нормы… | Правила поведения, в которых выражаются представления людей о добре и зле |
14. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? – 2 б.
Деньги; статусный набор; референдум; правоохранительные органы; этническая группа.
Прочитайте текст и выполните задания 15-16 |
Социальная структура
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)
15. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них - 2 б.
16. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.- 2 б.
_____________________________________________________________________________________________
Критерии оценки:
20 –18 баллов – оценка «5»
17 – 14 баллов – оценка «4»
13 – 9 баллов – оценка «3»
менее 9 баллов – оценка «2»
Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры».
КЛЮЧ
№п/п | 1 – вариант. | 2 – вариант. | |
Часть I. | |||
1 | 1 | 2 | |
2 | 3 | 1 | |
3 | 2 | 1 | |
4 | 1 | 3 | |
5 | 4 | 1 | |
6 | 3 | 3 | |
7 | 2 | 3 | |
8 | 1 | 4 | |
9 | 1 | 1 | |
10 | 4 | 4 | |
Часть II. | |||
11 - 2 б. | 21313 | 13122 | |
12- 1 б. | 2314 | 2314 | |
13 -1 б. | санкции | нормы морали | |
14 – 2 б. | этнос, страта | статусный набор, этническая группа | |
Часть III. | |||
15 – 2 б. | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) понятие социального статуса; 2) наличие у человека различных социальных статусов; 3) статусный набор; 4) главный статус. | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) социальная структура в современном западном обществе; 2) богатство — один из критериев различия между людьми; 3) роль высшего класса; 4) состав среднего и низшего классов; 5) снижение роли классовых различий в современном обществе. | |
16 – 2 б. | 1. Главный статус определяет поведение людей. 2. Оценка окружающими производится относительно главного статуса человека (пример: президент РФ, все остальные статусы будут вторичны). Аргументы в опровержение: 1. Очень сложно определить главный статус человека, так как трудно установить, что важнее профессиональный статус или семейный, к примеру. 2. Выделение главного статуса относительно., субъективно и кратковременно. Для ушедшего в отставку императора Диоклетиана, важнее была капуста, выращенная его собственными руками, чем забота о государственном устройстве Рима. | 1. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами. 2. Социальная мобильность населения позволяет в современном обществе довольно быстро преодолевать разницу в доходах благодаря таким факторам как образование и власть. Аргументы в опровержение: 1. При огромной разнице в богатствах между верхами и низами существует и неравный доступ к получению образования (дети богатых могут учиться в элитных школах за границей). 2. Верхи имеют гораздо больше возможностей влиять на власть. |
Критерии оценки:
20 –18 балл – оценка «5»
17 – 14 баллов – оценка «4»
13 – 9 баллов – оценка «3»
менее 9 баллов – оценка «2»