Контрольная работа по обществознанию в 8 классе на тему «Социальная сфера»

3
0
Материал опубликован 10 February 2020

Контрольная работа по теме: «Социальная сфера».

8 класс

1 – вариант.

Часть I.

В заданиях этой части выберите только один правильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов.

1. Любая совокупность людей, выделенных по социально - значимым критериям, называется:

1) социальной группой                                2) социальным классом

3) социальной общностью                            4) социальной мобильностью


2. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А. В каждый момент своей жизни человек одновременно исполняет целый набор социальных ролей.

Б. Исполнение определенных социальных ролей может привести к личностно-ролевому конфликту, в условиях которого личные принципы человека противоречат ролевым установкам.

1) верно только А                                        2) верно только Б

3) оба суждения верны                                4) оба суждения неверны


3. Что включается учеными-социологами в понятие «социальная роль»?

1) оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.

2) ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением.

3) изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.

4) положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.


4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А                                              2) верно только Б

3) оба суждения верны                                      4) оба суждения неверны


5. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся):

1) класс                 2) программисты                    3) нация              4) горожане


6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А) Демократические принципы межнациональных отношений заключаются в равноправии представителей разных национальностей.

Б) В демократическом государстве каждый гражданин волен указывать этническую принадлежность по своему усмотрению.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны


7. Каждый человек в обществе обладает рядом статусных ролей. Часть из них носит достигаемый характер, часть – предписанный. Предписанным статусом личности является статус:

1) коммерсант                                        2) аристократ

3) гуманитарий                                      4) стихотворец

 

8. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется:

1) девиантным                                           2) демонстративным

3) дезинтеграционным                               4) деструктивным


9. Отличительным признаком нации как этнической общности является:

1) общность языка и духовной культуры

2) суверенность во внешней политике

3) наличие публичной власти

4) многообразие отношений собственности


10. Примером межнациональной интеграции является:

1) протекционизм в экономике

2) религиозный фанатизм

3) национализм в различных формах

4) транснациональные корпорации







Часть II.

11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. - 2 б.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

КРИТЕРИИ

А) инженеры

Б) челябинцы

В) депутаты

Г) американцы

Д) коммунисты

1) территориальный

2) профессиональный

3) политический




12. В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:- 1 б.

1) возникает в догосударственный период

2) относится к этническим общностям

3) является элементом социальной структуры

4) основывается на кровном родстве


черты сходства

черты отличия





13. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. - 1 б.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Социальные нормы

Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества

Социальные ...

Общественная реакция на поведение человека или группы


14. Какие два из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий ис­поль­зу­ют­ся в первую оче­редь при опи­са­нии социальной сферы об­ще­ства? - 2 б.
Этнос; глобализация; власть; страта; тоталитаризм.


Прочитайте текст и выполните задания 15- 16

Социальный статус

Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.


(По материалам сайта: http://www.anriintern.com/ind.shtml — сервер бесплатного дистанционного образования)


15. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них - 2 б.


16. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.- 2 б.

____________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

20 –18 баллов – оценка «5» 17 – 14 баллов – оценка «4»

13 – 9 баллов – оценка «3» менее 9 баллов – оценка «2»


Контрольная работа по теме: «Социальная сфера».

8 класс

2 – вариант.

Часть I.

В заданиях этой части выберите только один правильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов.

1. Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, называется:

1) социальной группой                                        2) социальной структурой

3) социальной стратой                                        4) социальной мобильностью


2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы.

Б) Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страны.

1) верно только А                                     2) верно только Б

3) оба суждения верны                             4) оба суждения неверны


3. Среди основных форм социальной мобильности ученые выделяют горизонтальную и вертикальную. Какой из приведенных примеров иллюстрирует вертикальную социальную мобильность?

1) молодой чиновник сделал головокружительную карьеру, быстро поднявшись от специалиста отдела министерства до начальника управления

2) сотрудник банка, операционист-кассир был переведен в новое отделение банка.

3) владелец крупной сети салонов мобильной связи открыл филиалы своей фирмы в двух провинциальных городах страны.

4) воспитательница детского сада перешла на работу в другой детский сад ближе к дому


4. Верны ли следующие суждения об этнических группах?

А) Этнические группы выделены по национальному признаку.

Б) Разновидностями этнических групп являются племена и народности

1) верно только А                                   2) верно только Б

3) оба суждения верны                           4) оба суждения неверны


5. К этническим группам относится:

1) племя             2) сословие                 3) каста                   4) класс


6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение иногда является средством самоутверждения, особенно у подростков.

Б) Отклоняющееся поведение нередко является следствием недостатков воспитания в семье.

1) верно только А                                     2) верно только Б

3) оба суждения верны                             4) оба суждения неверны


7. Достигаемым статусом не является:

1) работа                2) образование               3) возраст               4) хобби


8. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется:

1) фикцией                2) презумпцией          3) деликтом                4) санкцией


9. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:

1) прирожденного статуса                            2) социальной роли

3) достигаемого статуса                               4) общественного престижа


10. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

1) москвичи               2) мусульмане                   3) инженеры          4) землевладельцы


 Часть II.

11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. - 2 б.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

КРИТЕРИИ

А) башкиры

Б) петербуржцы

В) удмурты

Г) мусульмане

Д) буддисты

1) этносоциальный

2) религиозный

3) территориальный





12. В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: - 1 б.

1) занимает определенное место в системе производства

2) складывается под влиянием объективных факторов

3) относится к большим социальным группам

4) принадлежность характеризует прирожденный статус личности


черты сходства

черты отличия





13. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. – 1 б.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИД

ХАРАКТЕРИСТИКА

Правовые нормы

Формально определённые правила поведения,

установленные либо санкционированные государством

Нормы…


Правила поведения, в которых выражаются представления людей о добре и зле


14. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? – 2 б.


Деньги; статусный набор; референдум; правоохранительные органы; этническая группа.


Прочитайте текст и выполните задания 15-16

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

 

(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)

15. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них - 2 б.


16. В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.- 2 б.

_____________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

20 –18 баллов – оценка «5»

17 – 14 баллов – оценка «4»

13 – 9 баллов – оценка «3»

менее 9 баллов – оценка «2»









Контрольная работа по теме: «Сфера духовной культуры».

КЛЮЧ

п/п

1 – вариант.

2 – вариант.

Часть I.

1

1

2

2

3

1

3

2

1

4

1

3

5

4

1

6

3

3

7

2

3

8

1

4

9

1

1

10

4

4

Часть II.

11 - 2 б.

21313

13122

12- 1 б.

2314

2314

13 -1 б.

санкции

нормы морали

14 – 2 б.

этнос, страта

статусный набор, этническая группа

Часть III.

15 – 2 б.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) понятие социального статуса;

2) наличие у человека различных социальных статусов;

3) статусный набор;

4) главный статус.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) социальная структура в современном западном обществе;

2) богатство — один из критериев различия между людьми;

3) роль высшего класса;

4) состав среднего и низшего классов;

5) снижение роли классовых различий в современном обществе.

16 – 2 б.

1. Главный статус определяет поведение людей.

2. Оценка окружающими производится относительно главного статуса человека (пример: президент РФ, все остальные статусы будут вторичны).

Аргументы в опровержение:

1. Очень сложно определить главный статус человека, так как трудно установить, что важнее профессиональный статус или семейный, к примеру.

2. Выделение главного статуса относительно., субъективно и кратковременно. Для ушедшего в отставку императора Диоклетиана, важнее была капуста, выращенная его собственными руками, чем забота о государственном устройстве Рима.

1. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

2. Социальная мобильность населения позволяет в современном обществе довольно быстро преодолевать разницу в доходах благодаря таким факторам как образование и власть.

Аргументы в опровержение:

1. При огромной разнице в богатствах между верхами и низами существует и неравный доступ к получению образования (дети богатых могут учиться в элитных школах за границей).

2. Верхи имеют гораздо больше возможностей влиять на власть.

Критерии оценки:


20 –18 балл – оценка «5»

17 – 14 баллов – оценка «4»

13 – 9 баллов – оценка «3»

менее 9 баллов – оценка «2»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.