Контрольная работа по обществознанию «Социальное развитие современного общества» (11 класс)
Контрольная работа по теме: «Социальное развитие современного общества».
ПРОФИЛЬ - 11 класс
1 –вариант
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице. - 1 б.
Социальные институты и их функции.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ |
ФУНКЦИЯ |
… |
Установление и поддержание определённой формы политической власти. |
Семья |
Воспроизводство членов общества. |
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание): - 1 б.
Нация, племенная общность, этническая общность, род, народность.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся к социальному контролю.
1) санкция 2) социальная ценность 3) суверенность 4) требование морали
5) потребность личности 6) правовая норма
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. - 1 б.
4. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 б.
1) Компромисс - это разрешение социального конфликта путём взаимных уступок.
2) Социальные конфликты начинаются с вооруженного противоборства.
3) Социальный конфликт – это специфическая форма общественного взаимодействия социальных групп и общностей, связанная с неравномерным обладанием ограниченными ресурсами и благами.
4) По основам возникновения различают такие социальные конфликты, как конфликт интересов, конфликт ценностей и конфликт идентичности.
5) Поскольку социальные конфликты возникают стихийно, общество никогда не сможет регулировать или предотвращать их.
5. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 б.
1) Социальная мобильность – это изменение социального положения группы или личности.
2) Межпоколенная социальная мобильность проявляется в случае изменения социального положения детей по сравнению с положением родителей.
3) Переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса называется горизонтальной социальной мобильностью.
4) Вертикальная нисходящая социальная мобильность – это изменение социального статуса на более высокий.
5) Социальная мобильность проявляется только в постиндустриальном обществе.
6. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.- 2 б.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ |
ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп |
1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
7. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.
СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ |
А) женщина Б) высшее образование В) 30 лет Г) менеджер Д) мать двоих детей |
1) предписанный статус 2) приобретённый статус |
8. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.- 1 б.
1) Респонденты в возрасте 18–24 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и создать семью.
2) Наибольшая доля респондентов в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное — создать семью.
3) Равные доли респондентов в возрасте 25–39 лет и старше 55 лет считают, что в молодости важнее всего сделать карьеру.
4) Возможность пожить в своё удовольствие в молодости выше всех оценили люди в возрасте 25–39 лет.
5) Каждый десятый респондент в возрасте 40–54 лет считает, что важнее всего пожить в своё удовольствие.
9. Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.
1) член неформальной молодёжной группы
2) военнослужащий срочной службы
3) губернатор
4) Президент РФ
5) избиратель
6) мировой судья
10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. – 2 б.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) санкция |
2) группы |
3) интеграция |
4) идеал |
5) контроль |
6) эталон |
7) правило |
8) управление |
9) стабильность |
Часть II.
Прочитайте текст и выполните задания 11-14 |
Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.
Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (...) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (...)
Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.
В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».
Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был под¬черкнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.
Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.
(...) «Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.
Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.
А.И. Кравченко
11. На основе текста приведите любое авторское определение социальной роли и укажите ее отличительную черту.- 2 б.
12. Как, по мнению автора, соотносятся понятия «социальная роль» и «социальный статус»? Укажите два выделенных автором аспекта.- 2 б.
13. Выпишите из текста любое положение, содержащее авторские примеры социальных ролей. Выберите любые две из этих социальных ролей и опишите поведение, которое им соответствует.- 3 б.
14. Автор обращает внимание на то, что весь ролевой репертуар живет в каждом из нас одновременно. Опираясь на знания и социальный опыт, покажите, как одни социальные роли могут вступать в противоречие с другими. Приведите три примера возможных ролевых конфликтов.- 3 б.
15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.
16. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.- 3 б.
17. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?- 3 б.
Критерии оценки:
35 - 31 б. – «5»
30 - 23 б. - «4»
22- 16 б. - «3»
менее 16 б. – «2»
Контрольная работа по теме: «Социальное развитие современного общества».
ПРОФИЛЬ - 11 класс
2 –вариант
Часть I.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице. - 1 б.
Социальные отношения
ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ |
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. |
||
Социальный конфликт |
Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов. |
|
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание): - 1 б.
Прирождённый статус, личный статус, основной статус, социальный статус, статусная иерархия.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию.
1) объём власти 2) уровень образования 3) этническая принадлежность
4) престиж занимаемой позиции 5) доход 6) возраст
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. - 1 б.
4. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 б.
1) Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенная на основе социально значимого признака.
2) Неравенство социальных групп отражает социальная стратификация.
3) Молодежь – это социальная группа, выделенная по гендерному признаку.
4) Неформальные социальные группы формируются стихийно на основе единства интересов и стремления к межличностному взаимодействию.
5) Взаимодействие участников вторичной социальной группы является непосредственным и отличается высоким уровнем эмоциональности.
5. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 б.
1) Для молодежи характерна собственная субкультура.
2) Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.
3) Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.
4) В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.
5) Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.
6. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.- 2 б.
ПРИМЕРЫ |
ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ |
A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента |
1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная |
7. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. - 2 б.
ПРИМЕРЫ |
ТИПЫ САНКЦИЙ |
A) понижение в должности Б) государственная награда B) аплодисменты Г) отказ пожать руку Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия Е) комплимент |
1) формальные позитивные санкции 2) формальные негативные санкции 3) неформальные позитивные санкции 4) неформальные негативные санкции |
8. Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.- 1 б.
1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
2) Доля тех, кто считает, что для избежания межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди жителей страны Z меньше, чем среди жителей страны Y.
3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что для избежания межнациональных конфликтов прежде всего необходимо уважать права и свободы.
4) Среди жителей страны Z мнение о необходимости отказаться от насилия и принуждения более популярно, чем мнение о необходимости научиться понимать друг друга.
5) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Z меньше, чем в стране Y.
9. Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.- 2 б.
1) Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.
2) Доиндустриальное общество было социально однородным.
3) Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.
4) Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.
5) Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.
10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.- 2 б.
«Современное общество отличается высоким уровнем ________ (А), в нём каждый имеет множество возможностей переменить свое положение: можно переселиться из города в деревню, из маленького городка — в огромный мегаполис, сменить место работы или профессию.
Важнейшую роль в достижении ________ (Б) имеет уровень образования, профессионализма. Без глубоких знаний невозможно найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу, занять ________ (В), стать незаменимым для коллег.
В процессе рыночных реформ, происходящих в нашей стране в 1990-е годы, российское общество резко разделилось по _______ (Г). В настоящее время сохраняется существенный разрыв между небольшим количеством сверхбогатых людей, активно скупающих недвижимость за рубежом, возводящих особняки, и значительной массой населения страны, живущей чуть выше или на уровне _______ (Д). А вот «_______ (Е)», который представляет собой стабилизирующую силу общества в развитых странах, у нас находится только на стадии становления».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только одинраз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) стратификация |
2) образование |
3) черта бедности |
4) социальная мобильность |
5) учреждение |
6) социальный статус |
7) престижная должность |
8) уровень доходов |
9) средний класс |
Часть II.
Прочитайте текст и выполните задания 11-14 |
В основе выделения поколения как определённой социальной общности людей лежат два взаимосвязанных момента: возрастная дифференциация людей в обществе и характер социальной деятельности. Используя демографический подход, в котором «поколение» определяется как совокупность людей одного и того же года рождения или интервал времени между средними возрастами родителей и их детей, можно разделить население на возрастные периоды.
Возрастной признак - тот признак, по которому мы, прежде всего, судим о принадлежности индивида к определённому поколению. Возрастная граница - объективная мера, обусловленная естественной дифференциацией людей. Чрезвычайно трудно однозначно определить возрастной интервал поколения. Во всяком случае, поколение и возрастная группа не тождественны между собой. Возрастной признак фиксирует количественную сторону, но поколения, естественно, отличаются не только количественными характеристиками. Социологическое понятие поколения охватывает несколько возрастных групп. Границы поколений не абсолютны; они подвижны и зависят от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами.
Поколение как определённая совокупность - носитель общих свойств и отношений. Поэтому другим существенным признаком является социальный, который придаёт поколению качественную определённость. Когда мы говорим о качественной характеристике социального признака, то имеем в виду два момента: содержание социальной деятельности поколения и направленность его социальных действий... Люди одного поколения участвуют в одних и тех же событиях, испытывают на себе их влияние. Разумеется, и отношение к этим явлениям и событиям, и влияние последних на различные группы поколения разные, тем не менее всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых оно принимало непосредственное участие...
Введение понятия о родительском поколении необходимо сегодня, на наш взгляд, для обозначения социальной дифференциации группы, которую в отечественной социологии называли «отцами». В условиях устойчивой иерархии общественных ценностей в группу «отцов» реально попадало всё взрослое население страны по отношению к молодёжи - их родители, деды и прадеды. Сегодня коренная качественная ломка систем ценностей особенно остро проявляется в кризисе воспитательной функции родительского поколения. Социализация нового поколения протекает на фоне смены иерархии ценностей, а значит, и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи.
В. В. Гаврилюк и др.
11. О каких двух критериях выделения поколений говорят авторы? От чего, по их мнению, зависит подвижность границ поколения.- 2 б.
12. Почему авторы считают необходимым выделение родительского поколения? Какую современную проблему родительского поколения они отметили? Чем, по их мнению, вызвана эта проблема?- 2 б.
13. Используя факты общественной жизни, привлекая межпредметные связи, подтвердите тремя примерами мысль авторов о том, что «всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие».- 3 б.
14. Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.- 3 б.
15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества, и одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.- 3 б.
16. Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примерами.- 3 б.
17. Английский социолог Энтони Гидденс это явление определяет как процесс обучения и воспитания, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Назовите социальное явление, смысл которого раскрыл Э. Гидденс. Укажите любые два субъекта, оказывающих наибольшее влияние на этот процесс и влияние одного из них проиллюстрируйте примером.- 3 б.
Критерии оценки:
35 - 31 б. – «5»
30 - 23 б. - «4»
22- 16 б. - «3»
менее 16 б. – «2»
Контрольная работа по теме: «Социальное развитие современного общества».
ПРОФИЛЬ - 11 класс
№п/п |
1 – вариант |
2 – вариант |
1 – 1 б. |
государство или партия |
социальное взаимодействие |
2 – 1 б. |
этническая общность |
социальный статус |
3 – 1 б. |
35 |
36 |
4 – 2 б. |
134 |
124 |
5 – 2 б. |
123 |
125 |
6 – 2 б. |
22131 |
31321 |
7 – 2 б. |
12122 |
213423 |
8 – 1 б. |
125 |
234 |
9 – 2 б. |
125 |
135 |
10 – 2 б. |
3625971 |
467839 |
11– 2 б. |
1. Указано авторское определение социальной роли, например: - шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. 2. Указана отличительная черта социальной роли: - роль останется той же самой, даже если поменяются люди, выполняющие эту роль. |
Критерии: 1) возрастной; 2) социальный Подвижность границ зависит: "от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами». |
12 – 2 б. |
Указаны два аспекта, показывающее соотношение понятий "социальная роль" и "социальный статус": - Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. - Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. |
1) Введение понятия о родительском поколении необходимо сегодня, на наш взгляд, для обозначения социальной дифференциации группы, которую в отечественной социологии называли «отцами». Проблема: Сегодня коренная качественная ломка систем ценностей особенно остро проявляется в кризисе воспитательной функции родительского поколения. Она вызвана: сменой иерархии ценностей и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи. |
13 – 3 б. |
1. Выписано положение текста, содержащее авторский пример социальных ролей: - "В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля". 2. Приведены примера поведения, соответствующие двум выбранным социальным ролям. - Получая знания, ученик посещает занятия в школе, выполняет правила внутреннего школьного распорядка, стремится по возможности избегать конфликтов со сверстниками и учителями, выполняет задания, получая за них оценки. - Цель продавца - продать товар или услугу, для этого ему необходимо обладать развитой речью, знаниями о предмете торговли, он стремится понравиться покупателю, угодить ему. |
1) Поколение шестидесятников вкусило глоток свободы во время хрущевской оттепели, наблюдало полет Гагарина в космос, обсуждало "культ личности". Это привело к подъему духовной культуры. 2) Поколение 30-гг пережило коллективизацию и массовые репрессии, жило в обстановке постоянного страха, но радовалось успехам индустриализации, полетам Чкалова и подвигу "челюскинцев", переживало за события в республиканской Испании. 3) Поколение 80-х гг принимало активное участие в процессе "перестройки": радовались гласности, спорили о о рыночных реформах, сопереживали по поводу Чернобыльской аварии и "Адмирала Нахимова", шли защищать Белый дом. Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл. |
14– 3 б. |
Приведены примеры возможных ролевых конфликтов. - ролевой конфликт в пределах одной роли, например, ученик одновременно пытается учиться в музыкальной и спортивной школе, что невозможно при отсутствии времени; - с одной стороны роль родителей требует строгого наказания в отношении ребенка, совершившего проступок, но с другой стороны любому родителю жалко его; - иногда требования одной роли могут противоречит требованиям другой, например, женщина, занимающая высокий и ответственный пост на работе, не успевает выполнять свои домашние обязанности; - конфликтная ситуация может возникнуть, когда требования роли противоречат устремлениям личности, например, однообразная работа на конвейере не позволяет реализовать тому свои творческие художественные способности. |
1) образование (приобщает молодого человека к системе знаний, накопленных человечеством), 2) СМИ (формирует отношение к определенным сторонам жизни общества), 3) религия (формирует основы нравственности и духовности) . |
15– 3 б. |
1) смысл понятия, например: пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие; 2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации; 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности c демократизацией общества, например: в демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы‚ может занять устраивающую его социальную позицию. |
1) смысл понятия, например: социальный институт — система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества; 2) одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества, например: Государство является главным институтом политической сферы; 3) одно предложение, иллюстрирующее одну из функций любого социального института, например: Одной из функций права как социального института является регулятивная функция — регулирование общественных отношений. |
16– 3 б. |
1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы); 2) стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, стремление народа Косово к независимости); 3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов). |
1) традиция- невеста на свадьбе чаще всего в белом платье, символизирующее чистоту. 2) мораль- не лгать, не лицемерить и др. 3) право – Конституция РФ закрепляет право каждого гражданина избирать и быть избранным. |
17– 3 б. |
В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус. Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности |
В правильном ответе должны быть указаны: - социальное явление - социализация. Могут быть названы следующие субъекты: - семья; - школа; - окружающая среда. Могут быть приведены следующие примеры: - первичная социализация происходит в семье; - школа и социальное окружение очень важны на этапе вторичной социализации |
Критерии оценки: 35 - 31 б. – «5» 30 - 23 б. - «4» 22- 16 б. - «3» менее 16 б. – «2» |