Контрольная работа биологии в 10 классе по теме «Основы генетики»
Вариант Ι
Задания части А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Изменчивость - это
А) свойство живого организма приобретать в процессе индивидуального развития новые по сравнению с другими особями того же вида признаки;
Б) всеобщее свойство живых организмов передавать свои свойства и признаки из поколения в поколение.
В) свойство живого организма утрачивать в процессе индивидуального развития новые по сравнению с другими особями того же вида признаки;
Г) всеобщее свойство живых объектов сохранять свои свойства и признаки из поколения в поколение.
А2. В своих опытах Г. Мендель использовал метод
А) цитологический;
Б) исторический;
В) гибридологический;
Г) описательный.
А3. Г. Мендель начал свои исследования закономерностей наследования с
А) дигибридного скрещивания;
Б) моногибридного скрещивания;
В) полигибридного скрещивания;
Г) нет правильного ответа.
А4. Аллельные гены - это
А) гены, ответственные за проявление двух признаков;
Б) гены, ответственные за проявление трех признаков;
В) гены, ответственные за проявление одного признака;
Г) гены, ответственные за проявление формы и цвета живого объекта.
А5. Определите гетерозиготный генотип среди перечисленных генотипов:
а) Аа;
б) АА;
б) аа;
в) bb.
А6. Вид взаимодействия аллельных генов, когда они вместе определяют какой-либо признак, получил название?
А) множественный аллелизм;
Б) сверхдоминирование;
В) анализирующее скрещивание;
Б) кодоминирование.
А7. Брахидактилия - явление
А) неполного доминирования;
Б) полного доминирования;
В) сверхдоминирования;
В) нет верного ответа.
А8. Решетка Пеннета была предложена
А) Г. Менделем;
Б) М. Пеннетом;
В) Т. Морганом;
Г) Р. Пеннетом.
А9. Расположите в правильной последовательности положения хромосомной теории Т. Моргана.
А) Гены располагаются в хромосомах линейно, т. е. друг за другом.
Б) Ген представляет собой участок хромосомы.
В) Аллельные гены расположены в строго определенных местах (локусах) гомологических хромосомах.
А10. Зависимость нескольких признаков от одного гена получила название
А) эпистаз;
Б) полимерное действие генов;
В) дополнительное (комплементарное) взаимодействие;
Г) плейотропность.
Задания части В
B1. Вставьте пропущенные слова:
У пчел и муравьев нет _______________________________ хромосом.
Самки _____________________, а трутни _______________________
В2. Исправьте ошибки в тексте.
У мужских и женских организмов все пары, кроме одной, разные и называются аутосомами, а одна пара хромосом называемых половыми,- у самцов и самок одинаковые. Пол будущей особи определяется после оплодотворения. Если сперматозоид содержит Y-хромосому, то из оплодотворенной яйцеклетки развивается самка (XY), а если в сперматозоиде содержалась половая X - то самка (XX).
В3. Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой:
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ | |
А) Среди белоглазых дрозофил появились красноглазые Б) Человек загорел на пляже. В) Рождение тигра-альбиноса Г) При хорошем уходе удойность коров повысилась. Д) появление устойчивых к антибиотику бактерий Е) Появление устойчивых к антибиотику бактерий |
1) Модификационная 2) Мутационная 3) Комбинативная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
В4. Соотнесите особенности и результаты моно- и дигибридного скрещиваний.
1) Моногибридное скрещивание: |
а) гены расположены в паре гомологичных хромосом; |
Задания части С
С1. Какие типы гамет образуются у растений, имеющих генотипы:
1) AABbccDd,
2) AaBbCCDd?
C2. У человека ген, вызывающий гемофилию (несвертываемость крови), рецессивен и находится в Х-хромосоме, а альбинизм (отсутствие пигмента) обусловлен аутосомным рецессивным геном. У родителей, нормальных по этим двум признакам, родился сын альбинос и гемофилик.
а) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
б) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?
в) Какова вероятность рождения у этих родителей двух таких детей подряд?
г) Оцените вероятность рождения в этой семье здоровых дочерей.
д) Если зиготы, образующиеся при слиянии гамет с двумя доминантными генами, окажутся нежизнеспособными, то каким должно быть соотношение в этой семье детей, больных альбинизмом и гемофилией?
Использованная литература и интернет-источники:
- Каменский А.А. Биология. Общая биология. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - 9-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013.
- Дикарев С.Д. Задачи по генетике. Журнал Биология, №17, 2001 г.
- Каталог заданий. Закономерности наследственности и изменчивости https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=280
- Лернер Г.И. Общая биология. Рабочая тетрадь для подготовки к экзаменам. Журнал Биология, №7, 2007 г.
- Титова В. И. Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя. Журнал Биология, №4, 2004 г.