Контрольная работа по биологии на тему «Основы цитологии» (10 класс)
Контрольная работа по биологии в 10 классе по теме «Основы цитологии».
1. При ответе на вопрос, подчеркните правильные ответы.
Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, являются
Органогенами О, С, Н, N, Fe, К, S, Zn, Cu
Макроэлементами О, С, Н, N,P, Na, Cl, Fe, К, S, Zn, Mg
Микроэлементами О, С, Н, N,P, Na, Cl, Fe, К, S, Zn, Mg, Cu, Ni, Br
2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
К полисахаридам относятся
1) Глюкоза
2) Целлюлоза
3) Гликоген
4) Дезоксирибоза
5) Крахмал
6) Сахароза
3. Вставьте в текст «Строение и функции белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Молекулы белков состоят из большого числа молекул _____________(А), соединенных в длинные цепи за счет образования множества ____________ (Б) связей. Большинство белковых нитей закручиваются в спираль, которая может принять форму ____________ (В). Под воздействием температуры или химических веществ такие пространственные структуры могут разрушаться. Данное явление получило название _________________ (Г).
Список терминов.
1) Глобула
2) Глюкоза
3) Аминокислота
4) Водородная
5) Пептидная
6) Хромосома
7) Диссоциация
8) Денатурация
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
4. Проанализируйте таблицу «Структуры эукариотической клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Объект |
Строение органоидов |
Функции |
Митохондрии |
двумембранные |
А______________________________ |
Б____________ |
одномембранные |
Расщепление веществ |
Аппарат Гольджи |
В____________________ |
Формирование лизосом и транспорт продуктов биосинтеза |
Список терминов
1) Вакуоли
2) Эндоплазматическая сеть
3) Лизосомы
4) Не имеют мембранного строения
5) Одномембранные
6) Двумембранные
7) Запасание энергии
8) Биосинтез белка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
5. Рассмотрите классификацию способов питания организмов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Ответ:____________________________________________________________
6. Установите правильную последовательность процесса фотосинтеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ;
2) Образование возбужденных электронов хлорофилла;
3) Фиксация углекислого газа;
4) Образование крахмала;
5) Преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы.
7. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами:
Признаки |
Этапы |
1.вещества окисляются 2.вещества синтезируются 3.энергия запасается в молекулах АТФ 4.энергия расходуется 5. в процессе участвуют рибосомы 6.в процессе участвуют митохондрии |
А) пластический обмен Б) энергетический обмен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8. Две цепи молекулы ДНК удерживаются друг против друга водородными связями. Определите число нуклеотидов с аденином, тимином, гуанином, цитозином в молекуле ДНК, в которой 36 нуклеотидов соединяются между собой тремя водородными связями, и 18 нуклеотидов – двумя водородными связями. Объясните полученные результаты.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. В процессе транскрипции участвовало 150 нуклеотидов. Определите число аминокислот, которые кодируются этими нуклеотидами, а также число т-РНК, которые будут участвовать в трансляции, число триплетов в молекуле ДНК, которые кодируют этот белок. Ответ поясните.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот на каждом этапе энергетического обмена при окислении фрагмента молекулы гликогена, состоящего из 20 остатков глюкозы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы и критерии оценивания.
№ задания |
ответ |
оценивание |
1 |
Органогенами О, С, Н, N, S Макроэлементами О, С, Н, N,P, Na, Cl, Fe, К, S, Mg Микроэлементами Zn, Cu, Ni, Br |
3 |
2 |
235 |
2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена |
3 |
3518 |
2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена |
4 |
735 |
2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена |
5 |
хемотрофы |
1 |
6 |
21354 |
2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена |
7 |
БАБААБ |
2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена |
8 |
1)Цепи молекулы ДНК соединяются по принципу комплементарности: А-Т, Г –Ц; 2) между гуанином и цитозином образуется 3 водородные связи 36:2 = 18; 3) между аденином и тимином образуются две водородные связи 18:2=9 |
3 – ответ включает все названные элементы; 2 – ответ включает два названных элемента; 1 - ответ включает один из названных элементов; 0 – ответ неправильный |
9 |
1)Транскрипция – синтез и-ЗРЛ; одну аминокислоту кодируют три нуклеотида, следовательно, число аминокислот 150:3=50; 2) Каждая т-РНК трансформирует только одну аминокислоту, следовательно, число т-РНК равно числу аминокислот , т.е. =50; 3) три нуклеотида = 1 триплет, следовательно, число триплетов в молекуле ДНК, и =50 |
3 – ответ включает все названные элементы; 2 – ответ включает два названных элемента; 1 - ответ включает один из названных элементов; 0 – ответ неправильный |
10 |
1)Подготовительный этап – 0 молекул АТФ, образуется только тепловая энергия при расщеплении гликогена до глюкозы; 2) Гликолиз (бескислородный этап) – из одной молекулы глюкозы образуется две 2 молекулы АТФ, следовательно, образуется 20 ×2 + 40 молекул АТФ; 3) Клеточное дыхание (кислородный этап) – при расщеплении одной молекулы глюкозы образуется 36 молекул АТФ, следовательно, образуется 20 × 36 = 720 молекул АТФ |
3 – ответ включает все названные элементы; 2 – ответ включает два названных элемента; 1 - ответ включает один из названных элементов; 0 – ответ неправильный |
Всего заданий – 10, из них
по типу заданий: с кратким ответом – 7, с развёрнутым ответом – 3
Всего баллов – 23
Оценка «5» - 23-19
Оценка «4» - 18-14
Оценка «3» - 13-9
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Ответы на задания работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описываются правила записи ответов к заданиям. При выполнении работы можно пользоваться непрограммируемым калькулятором.
Перечень элементов содержания, проверяемые работой.
№ задания |
Элементы содержания, проверяемые работой |
Форма представления задания |
1 |
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. |
Множественный выбор |
2 |
Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека |
Множественный выбор |
3 |
Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека |
Анализ текста |
4 |
Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности |
Анализ данных в табличной форме |
5 |
Хемосинтез |
Биологические термины |
6 |
Фотосинтез, его значение,космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции |
Установление |
7 |
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. |
Установление |
8 |
Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека |
Решение биологической задачи |
9 |
Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых |
Решение биологической задачи |
10 |
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. |
Решение биологической задачи |
Требования к уровню подготовки.
Знать |
строение и признаки клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов; |
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, хемосинтез |
Уметь |
устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического |
решать задачи разной сложности по цитологии |
сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) органические вещества, входящие в состав клетки |
сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); |