Проверочная работа по биологии для 9–10 классов по теме «Основы генетики. Первый закон Менделя»
Епишина Полина Геннадьевна.
Тест 10 класс.
Тема: «Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание»
Часть 1
Выполни тест с выбором одного правильного ответа
1. Генетика- наука изучающая….
А. живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
Б. закономерности наследственности и изменчивости организмов.
В. строение тела организмов и их частей на уровне выше клеточного.
Г. развитие зародыша
2. Участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющий возможность развития отдельного элементарного признака
А. Ген
Б. Локус
В. Гамета
Г. Альтернативный признак
3. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа и окружающей среды
А. Генотип
Б. Ген
В. Альтернативный признак
Г. Фенотип
4. Зигота - ….
А. половая клетка организма, несущая один ген из аллельной пары.
Б. участок хромосомы, в которой расположен ген
В. парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам, набору генов
Г. клетка, образующаяся при слиянии двух гамет.
5. Участок хромосомы, в которой расположен ген
А. Локус
Б. Доминантный признак
В. Зигота
Г. Генотип
Часть 2
Заполните таблицу:
Сравнение генетических понятий
Понятия |
Определение понятий |
||
Организм |
Гомозиготный |
||
Гетерозиготный |
|||
Признак |
Доминантный |
||
Рецессивный |
|||
Гены |
Аллельные |
||
Неаллельные |
|||
Набор хромосом |
Гаплоидный |
||
Диплоидный |
Часть 3
Решите задачу, придерживаясь следующего алгоритма. Используйте при составлении схем скрещивания специальные общепринятые международные символы.
Алгоритм:
1. Прочитать условие задачи от начала и до конца
2. Перевести данные задачи в генетические символы
3. Записать условие задачи в краткой форме
4. Осуществить решение, опираясь на соответствующую закономерность
5. Прочитать условие задачи еще раз и сверить с решением, то ли найдено
6. Написать ответ в согласии с условием задачи
Задача
У земляники розовые плоды доминируют над белыми. От скрещивания гомозиготного розовоплодного сорта земляники с гомозиготным сортом, имеющим белые плоды, в F1 получено – 158, а в F2 получено – 3256 растения.
Сколько растений F1 гомозиготны? Сколько разных генотипов было в F1? Сколько разных фенотипов было в F2? Сколько растений F2 могут быть гомозиготными? Сколько розовых растений может быть в F2?
Ответы:
Часть 1
1. Б
2. А
3. Г
4. Г
5. А
Часть 2
Сравнение генетических понятий
Понятия |
Определение понятий |
||
Организм |
Гомозиготный |
организм, имеющий одинаковые аллели одного гена. |
|
Гетерозиготный |
организм, имеющий разные аллели одного гена. |
||
Признак |
Доминантный |
Преобладающий признак, проявляющий в потомстве у гетерозиготных родителей |
|
Рецессивный |
Признак, который передается по наследству, но подавляется. |
||
Гены |
Аллельные |
Пара генов расположенных в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, и контролирующих развитие контрастных альтернативных признаков |
|
Неаллельные |
гены, расположенные в различных участках хромосом и кодирующие неодинаковые белки |
||
Набор хромосом |
Гаплоидный |
представляет собой одинарный набор непарных хромосом половых клеток |
|
Диплоидный |
двойной набор хромосом |
Часть 3
Задача.
1) Количество гомозиготых = 0
2) Количество генотипов – 1
3) В F2 произошло расщепление по фенотипу 3:1, т.е всего 2 фенотипа
4) Кол-во гомозиготных растений = 1628
5) Розовых растений = 814
Ларионова Юлия Александровна