Контрольная работа по русскому языку за I полугодие в 8 классе по УМК Т.А. Ладыженской
Контрольная работа за I полугодие 2022-2023 учебного года, 8 класс
Тренировочный вариант для классного выполнения
(вариант с ответами)
Задание №1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
(1) Ягоды — вкусное и полезное лакомство. (2) Они дары природы. (3) Цветы — дети весны, ягоды — дети лета. (4) Ягоды можно собирать в лесу, а ещё лучше — на своём участке. (5) Крупная малина вырастает на солнце, в тени — мельчает. (6) На щелочной почве выращивается клубника, в кислой — голубика. (7) А в лесу встретишь землянику, а в сильно затенённых местах — чернику. (8) На мой взгляд, самая вкусная ягода — ежевика. (9) Её больше всего на юге нашей страны. (10) Крупную — употребляют в свежем виде, из мелкой — варят компоты.
Выполните задания по тексту:
Выпишите номера предложений, в которых поставили тире между подлежащим и сказуемым. Ответ: 1, 3, 8.
Выпишите номера неполных предложений. Ответ: 4, 5, 6, 7, 10.
Выпишите номера односоставных предложений. Ответ: 4, 7, 9, 10.
Выпишите номера безличных предложений. Ответ: 4, 9.
Выпишите номер безличного неполного предложения. Ответ: 4.
Выпишите номер определённо-личного предложения. Ответ: 7.
Выпишите номер неопределённо-личного предложения. Ответ: 10.
Объясните постановку тире в 10 предложении. Напишите это предложение в том варианте, где постановка тире не требуется. Ответ: тире ставится, потому что предложения неполное. Вариант полного предложения: Крупную ежевику употребляют в свежем виде, из мелкой ежевики варят компоты.
Задание №2. Распределите словосочетания на 3 группы в зависимости от типа связи, в 4-ю группу выпишите не словосочетания:
согласование — …
управление — …
примыкание — ...
не является словосочетанием (указать почему) — …
Увлекаемый течением (управление), смеющийся мальчик (согласование), ненавидевший ложь (управление), обгрызенное яблоко (согласование), солёные огурцы (согласование), трава не скошена (не словосочетание, т.к. это грамматическая основа), накормить досыта (примыкание), тепло и уютно (не словосочетание, т.к. эти слова связаны сочинительной связью), жарко по-летнему (примыкание), по летнему расписанию (согласование), вследствие старания (не словосочетание, т.е. вследствие является служебной частью речи - предлогом), броситься врассыпную (примыкание), открыть настежь (примыкание), жить бок о бок (примыкание).
Задание №3. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы. Подчеркните приложения.
Автор «Слова о полку Игореве» вложил в уста Ярославны обращения-заклинания к ветру, реке и солнцу.
Задание № 4. Выпишите только номер предложения и грамматическую основу, в скобках укажите тип односоставного предложения.
1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (определённо-личное). 2. Собирают клюкву поздней осенью (неопределённо-личное). 3. Темнело быстро, по-осеннему (безличное).
Задание 5. Распределите предложения на 3 группы:
односоставные назывные;
двусоставные неполные;
двусоставные полные.
В глубине сада — костёр (2). А где у вас выставка? (2) Всюду снег. (2) Пушистый снег. (1) Мягкий лунный свет. (2) Роза колючая. (3) Снег и чайки. (1) Вот домик. (1)
Задание №6. Спишите, вставляя, где нужно, тире, распределяя предложения на 2 группы:
двусоставные полные предложения;
двусоставные неполные предложения (хотя бы одно простое предложение в составе сложного является неполным).
Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
Глубина постижения природы — это глубина и масштабность человека (1). Небо без облаков что море без волн (1). Тропа тонула в мрачной черноте елового леса, ноги лошадей — в мягком моховом ковре (2). Ты сер, а я, приятель, сед (1). Простота есть необходимое условие прекрасного (1). Для меня жить — значит работать (1). Сириус не планета (1). Воздух был как кисель (1). Пословица не клинок, а колет в бок (2). Лесная дорога, заросшая травой, будто зеленая река (1).
Задание №7. Составьте 5 предложений со глаголом «петь» но так, чтобы в первом предложении «петь» было подлежащим, во втором — сказуемым, в третьем — дополнением, в четвёртом — определением, в пятом — обстоятельством. Примеры: Петь в душе - хорошая психотерапия. Милое дело - петь в караоке. Я попросил её петь потише. Её желание петь на сцене было очень сильным. Она поехала на вечеринку петь для друзей.
Контрольная работа за I полугодие 2022-2023 учебного года, 8 класс
Тренировочный вариант для домашнего выполнения
Задание №1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
(1) Кошки уд..вительные создания. (2) Они наши любимые питомцы. (3) Собака хозяйка во дворе кошка хозяйка в доме. (4) Можно кошкой любоват..ся в гостях у друзей а ещё лучше дома. (5) Породистые кошки прод..ются дорого, бе..породные бесплатно. (6) В соцсетях на столбах хозяева размещают об..явления с желанием отдать кошку в добрые руки бесплатно в некоторых случаях за (не)большую плату. (7) Просматривая такие объявления так и хочеш.. завести себе питомца иногда даже двух. (8) Из всего разнообразия окрасок кошек самые пр..влекательные рыжие. (9) Но в об..явлениях больше всего питомцев чёрно(белых). (10) Красивых — разбирают, ласковых — расхватывают.
Выполните задания по тексту:
Выпишите номера предложений, в которых поставили тире между подлежащим и сказуемым.
Выпишите номера неполных предложений.
Выпишите номера односоставных предложений.
Выпишите номера безличных предложений.
Выпишите номер безличного неполного предложения.
Выпишите номер определённо-личного предложения.
Выпишите номер неопределённо-личного предложения.
Объясните постановку тире в 10 предложении. Напишите это предложение в том варианте, где постановка тире не требуется.
Задание №2. Распределите словосочетания на 3 группы в зависимости от типа связи, в 4-ю группу выпишите не словосочетания:
согласование — …
управление — …
примыкание — …
не является словосочетанием (указать почему) — …
Движ..мое имущество, дремл..щий старик, увид..вший картину, потер..н..ое время, сушен..ые фрукты, книга (не)прочитана, изредк.. вспоминают, кошка и собака, (по)старин..ому обычаю, воспитан..а (по)старин..ому, (в)продолжение вечера, разлететься (в)дребезги, нестись вскач.., пригреет чуть(чуть).
Задание №3. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы. Подчеркните приложения.
С первой же выставки передвижников Третьяков приобрел около десятка картин, и среди них такие, как Г(г)рачи прилетели Саврасова, С(с)основый бор Шишкина и М(м)айская ночь Крамского. Пробиваясь сквозь толпу громко разговаривая хохоча прошло человек шесть матросов черноморцев.
Задание № 4. Выпишите только номер предложения и грамматическую основу, в скобках укажите тип односоставного предложения.
1. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня. 2. Другого сторожа на место Антипича не назначили. 3. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам.
Задание 5. Распределите предложения на 3 группы:
односоставные назывные;
двусоставные неполные;
двусоставные полные.
Магазин — за углом. Где у нас тетрадь? Везде красота. Ласковая собачка. Длинная и утомительная дорога. Новогодняя ночь волшебная. Волк и Ягнёнок. Вон машина.
Задание №6. Распределите предложения на 2 группы:
двусоставные полные предложения;
двусоставные неполные предложения (хотя бы одно простое предложение в составе сложного является неполным).
Поставьте, где необходимо, тире. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
Самая трогательная птица жаворонок. Сапфирами мерцают крупные звезды, льдинками звезды поменьше. Березка и другие шумят ветками а эта (осина) каждым листочком. Старые лиственницы, лишенные ветвей и коры, самое лучшее топливо. Семью семь сорок девять. С одной стороны башню освещали прожектора со стройплощадки, а с другой луна, висевшая в просвете высокого облака. Глаза словно вишенки. Арбуз не овощ а ягода.
Задание №7. Составьте 5 предложений со глаголом «петь» но так, чтобы в первом предложении «рисовать» было подлежащим, во втором — сказуемым, в третьем — дополнением, в четвёртом — определением, в пятом — обстоятельством.
Контрольная работа за I полугодие 2022-2023 учебного года
8 класс
Задание №1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
(1) Грибы самое уд..вительное р..стение. (2) Они питомц.. сырых туманов. (3) Цветы дети солнца грибы дети тени. (4) Ле..че находить грибы по росе а еще лучше в дождь. (5) Настоящие боровики р..стут в ельниках, осенью в брусничных и черничных лощинах. (6) На полянках, поодаль от деревьев, груп..ами р..стут черные подберезовики в сырых местах серые. (7) В сухих перелесках встретиш.. подберезовик с черно(бурой) шляпкой в сырых мшистых с зеленоватой. (8) Из пластинчатых грибов после рыжиков самые вкусные опенки. (9) Груздей и белянок больше всего в северных районах П(п)одмосковья. (10) Крупные — сол..т, мелкие молоденькие — маринуют.
Выполните задания по тексту:
Выпишите номера предложений, в которых поставили тире между подлежащим и сказуемым.
Выпишите номера неполных предложений.
Выпишите номер односоставных предложений.
Выпишите номера безличных предложений.
Выпишите номер безличного неполного предложения.
Выпишите номер определённо-личного предложения.
Выпишите номер неопределённо-личного предложения.
Объясните постановку тире в 10 предложении. Напишите это предложение в том варианте, где постановка тире не требуется.
Задание №2. Распределите словосочетания на 3 группы в зависимости от типа связи, в 4-ю группу выпишите не словосочетания:
согласование — …
управление — …
примыкание — …
не является словосочетанием (указать почему) — …
Колебл..мый ветром, стро..щиеся дома, обид..вший малыша, скле..нный клеем, гружен..ый вагон, сочинение (не)написано, задолг.. до ра..света, весёлый и добрый, (по)праз..ничному городу, выглядеть (по)праз..ничному, бежать (на)перегонки, (в)течени.. недел.., ударить наотмаш., исполнить точь(в)точь.
Задание №3. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы. Подчеркните приложения.
Пушкин историк рука об руку шел с Пушкиным художником работая одновременно над И(и)сторией Пугачева и повестью К(к)апитанская дочка.
Задание № 4. Выпишите только номер предложения и грамматическую основу, в скобках укажите тип односоставного предложения.
1. Только давай выйдем как можно пораньше! 2. Вообще там денег тратить не любили. 3. В лесах было холодно.
Задание № 5. Распределите предложения на 3 группы:
односоставные назывные;
двусоставные неполные;
двусоставные полные.
Школа — напротив книжного магазина. Где здесь планетарий? Кругом веселье. Милый котик. Сложный учебный год. Задача занимательная. Мороз и солнце. Вот остановка.
Задание № 6. Распределите предложения на 2 группы:
двусоставные полные предложения;
двусоставные неполные предложения (хотя бы одно простое предложение в составе сложного является неполным).
Поставьте, где необходимо, тире. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
Белая ночь сочетание безмолвия ночи со светом дня. Красная рябина как царица осеннего леса. Февраль силён метелью а март капелью. Каждый вздох что радости глоток. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Снег сошёл земля оделась травой, деревья листвой. Не исправить ошибку значит совершить новую. Умелому хлеборобу дождь не помеха. Человек, равнодушный к родному языку, дикарь.
Задание №7. Составьте 5 предложений со глаголом «петь» но так, чтобы в первом предложении «читать» было подлежащим, во втором — сказуемым, в третьем — дополнением, в четвёртом — определением, в пятом — обстоятельством.