12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Марина Юрьевна Степанова312
учитель русского языка,стаж работы 35 лет
Россия, Алтайский край, с Воздвиженка

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

Руководитель М О учителей гуманитарного цикла

________________ Квак М.А.

 

Протокол № _____ от

«____»____________2017 г

«УТВЕРЖДАЮ»

 

      Директор

______________ Школьник А.А.

 

      Приказ № _____ от

«____»____________2017г.

 

Рабочая программа

по русскому языку 8 класс

 

 

 

Составитель

Степанова Марина Юрьевна.

учитель русского языка и литературы , первая категория.

 

с. Воздвиженка 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  на  основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427и от 10 ноября 2011 г. N 2643.

В соответствии с :

- примерными программами по отдельным учебным предметам общего образования;

.-  федеральным  перечнем учебников на 2014 – 2015 г., утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;

 - основной образовательной программой  основного общего образования, утверждённой приказом директора школы от 02.04.2015 г. № 21 ;

- годовым  календарным графиком МБОУ Воздвиженская СОШ на 2016-2017 учебный год,

- учебным  планом  МБОУ Воздвиженская СОШ на 2016-2017 учебный год, утверждённого приказом директора школы от 29.08.2015 г. № 42__ ;

-    программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М.Т.Баранов, М.Просвещение 2008.

- положением  о рабочей программе, утверждённым  приказом директора школы

от 27.05.15 г. № 25;

 

 

          Русский  язык  -   язык  русского  народа.  Он  служит  ему  средством:

А) общения   во  всех  сферах  жизни;

Б) хранения  и  передачи  информации;

В) связи  поколений  русских  людей,  живших  в  разные  эпохи.

Свободное  владение  родным  русским  языком  -  надежная  основа  каждого  русского  человека  в  его  жизни,  труде,  творческой  деятельности.  Для  реализации  этой  цели  необходимо  поднять  обучение  русскому  языку  на  новый  качественный  уровень,  соответствующий  условиям  и  потребностям  современного  общества,  усилить  практическую  направленность  обучения  русскому  языку,  повысить  эффективность  каждого  урока.

Задачи  преподавания  русского  языка.  Учебный  предмет  «Русский  язык»  в  современной  школе  имеет  познавательно  -  практическую  направленность,  т.е.  он  дает  учащимся  знания  о  родном  языке  и  формирует  у  них  языковые  и  речевые  умения.  Это  специальные  цели  его  преподавания.  Вместе  с  тем  «Русский  язык»  выполняет  и  общепредметные  задачи.

Специальными  целями  преподавания  русского  языка  в  школе  являются  формирование  языковой,  коммуникативной  и  лингвистической  компетенции  учащихся.

 

 

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

 Общепредметными  задачами  работы  по  русскому  языку  в  школе  являются  воспитание  учащихся  средствами  данного  предмета;  развитие  их  логического  мышления;  обучение  школьников  умению  самостоятельно  пополнять  знания  по  русскому  языку;  формирование  общеучебных  умений  -  работа  с  книгой,  со  справочной  литературой,  интернет-ресурсами,  совершенствование  навыков  чтения  и  т.д.  В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ  сформулирована общая стратегия  обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.               Изучение  русского  языка  в  8   классе направлено на достижение следующих целей:           

освоение  знаний  о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете, о самостоятельных и служебных частях речи, условиях выбора орфограмм и пунктограмм,  критериях определения частей речи;   

овладение умениями познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; различать части речи, давать им характеристику,  распознавать орфограммы и пунктограммы,  определять условия их выбора,  описывать и обобщать результаты наблюдений за языковыми явлениями  и единицами, связно строить свою речь;

развитие  познавательных интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей,  самостоятельности  в  приобретении  новых  знаний, умений и навыков, при решении и выполнении  практических задач  с использованием новых информационных  технологий,  речевой культуры, грамотности;

воспитание  убежденности  в возможности  собственной конкурентоспособности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание  интереса и любви к русскому языку;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач  в повседневной жизни и общественной деятельности, совершенствования  речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности  к речевому самосовершенствованию.   Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей  школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.                                                                                                   

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

 В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции учащихся, обозначено первым разделом.  Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Все эти требования реализованы в настоящей рабочей программе.

Наряду с традиционными уроками необходимо  использовать такие формы занятий, как практикумы, консультации, собеседования, в хорошо подготовленных классах – семинары, творческие зачеты и т.д.  Для успешной работы в рамках комплексной подачи материала учитель должен приобщить учащихся к использованию научно-популярной литературы (словарей, справочников, пособий, энциклопедий) по русскому языку и лингвистике в целом. В данной  рабочей программе при изучении каждой темы обозначены уроки обобщающего характера.

 Программа содержит:

Ø     систему понятий из области  синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении;

Ø     речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,  формирование коммуникативных умений и навыков;

Ø     сведения об основных нормах русского литературного языка;

Ø     перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом.

 

Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

 Разделы учебника "Русский язык. 8 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

 

Место учебного  предмета в учебном плане

Примерная программа основного общего образования по русскому языку  рассчитана на 105 ч в год ( в случае 35 учебных недель), авторская программа рассчитана на 102 ч. в год.

Учебный календарный график  на данный учебный год рассчитан на 34 учебных недель, поэтому авторская программа будет выполнена полностью.

Изменений нет. Работаю согласно программе.

Срок реализации -1год.

Плановых контрольных уроков 7, уроков развития речи-17 .

 

В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:

v  урок изучения и первичного закрепления знаний ;

v  урок закрепления новых знаний и выработки умений;

v  урок обобщения и систематизации знаний;

v  урок проверки, оценки и контроля знаний;

v  урок коррекции знаний;

v  комбинированный урок;

v  урок применения знаний;

v  урок развития речи.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

ü    традиционное обучение;

ü    активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

ü    интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);

ü    уровневая дифференциация;

ü    проблемное обучение;

ü    информационно-коммуникационные технологии;

ü    здоровьесберегающие технологии;

ü    коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

 

2.ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

  По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями

 

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.

 

Формы контроля:

- диктант ( с заданием, словарный, подготовленный, цифровой,  объяснительный, предупредительный, терминологический);

-комплексный анализ текста;

-осложнённое списывание;

-тест;

-составление сложного и простого плана;

-изложение текста ( подробное, сжатое, выборочное)

-составление диалога на заданную тему;

-составление текста определённого стиля и типа речи;

-сочинение

 -редактирование текста.

 Виды  контроля:

o        самоконтроль;

o        взаимоконтроль;

o        контроль учителя;

o        промежуточный;

o        текущий;

o        итоговый

 

  Система оценивания конечных результатов обучения:   рейтинговая система оценки знаний (балловая).

 

 

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)   В переносе слов;

2)   На правила, которые не включены в школьную программу;

3)   На еще не изученные правила;

4)   В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)   В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1)   В исключениях из правил;

2)   В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)   В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4)   В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5)   В написании ы и  и после приставок;

6)   В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7)   В собственных именах нерусского происхождения;

8)   В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9)   В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»

                                 Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития..

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

 

Основные критерии оценки

 

 

 

Оценки

Содержание и речь

Грамотность

"5"

1.            Содержание работы полностью со- ответствует теме.

2.    Фактические ошибки отсутствуют.

3.    Содержание излагается последовательно.

4.         Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.         Достигнуто стилевое единство и вы- разительность текста. В целом в работе допускается 1 недочѐт в содержании и 1—2 речевых недочѐта.

Допускаются: 1 орфографиче- ская, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

"4"

1.          Содержание работы в основном со- ответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.       Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.            Имеются     незначительные     нарушения

Допускаются:                            2

орфографические          и         2

пунктуационные ошибки, или

1      орфографическая       и      3

пунктуационные ошибки, или

4    пунктуационные    ошибки

 

 

последовательности в изложении мыслей.

4.           Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.                  Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочѐтов в содержании и не более 3— 4 речевых недочѐтов.

При отсутствии орфографи- ческих ошибок, а также 2 грамматические ошибки

3

1.            В работе допущены существенные отклонения                        от        темы.

2.       Работа достоверна в главном, но в ней имеются  отдельные  фактические  неточности.

3.                 Допущены отдельные нарушения последовательности           изложения.

4.           Беден словарь и однообразны упо- требляемые синтаксические конструкции; встречается неправильное словоупотребление.

5.    Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочѐтов в содержании и 5 речевых недочѐтов.

Допускаются:                            4

орфографические          и         4

пунктуационные ошибки, или 3  орфографические  ошибки и

5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

2

1.    Работа       не       соответствует        теме.

2.  Допущено много фактических  неточностей.

3.  Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи  неправильного словоупотребления.

4.  Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.  Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочѐтов в содержании и до 7 речевых недочѐтов

Допускаются:                            7

орфографических          и         7

пунктуационных ошибок, или

6     орфографических       и     8

пунктуационных    ошибок,    5

орфографических          и         9

пунктуационных    ошибок,    8

орфографических и 6 пунк- туационных ошибок, а  также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеются более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

 

 

 

 

 

 

Примечание

1.    При оценке сочинения необходимо учитывать

2.    самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

3.    Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

4.    Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

5.    На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов». 

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:

в изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  смешение лексики разных исторических эпох;

  употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  стилистически неоправданное повторение слов;

  неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  Синтаксические

а)         Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б)         ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

В) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.

                                       Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци­онной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение при­дается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от­метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложе­ний за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени­вались баллом «2» и «1» .

 

 

 

 

 

 

                                                                   3.Содержание обучения

 

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

 

Повторение пройденного в 5 - 7 классах (6 ч + 2 ч)

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (2 ч)

I.                   Повторение пройденного о словосочетании в V  классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II.                 Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3+1 ч)

I.                   Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II.                 Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в  предложении, выразительно читать предложения.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (6+2ч)

I.                   Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II.                 Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III.              Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6  +2ч)

I.                   Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II.                  Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III.               Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (9 +2ч)
            I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
           II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения (2ч)

Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (12+2ч)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
            II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
            III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращение, вводные слова и междометия (9+2ч)

I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
            II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
           III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения (18+2ч)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
           II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
           III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь (6+1ч)
           I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
           II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
          III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (5+1ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Учебно-тематический план

 

Раздел

Кол-во часов по программе

Функции русского языка в современном мире

1

Повторение пройденного в 5-7 классах

6 +2

Словосочетание

2

Простое предложение

3 +1

Главные члены предложения

6 +2

Второстепенные члены предложения

6 +2

Простые односоставные предложения

9 +2

Неполные предложения

2

Однородные члены предложения

12 +2

Обращения, вводные слова и междометия

9+2

Обособленные члены предложения

18 +2

Прямая и косвенная речь

6 +1

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

5 +1

Итого

102

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Календарно-тематическое планирование

 

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Контрольно-оценочная деятельность на уроке

Информационные ресурсы/оборудование

Сроки

1\1

Функции русского языка в современном мире

1

Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка

Беседа

 

2.09

 

Повторение пройденного в 5-7 классах

6+2

 

 

 

 

2\1

Пунктуация и орфография.

1

Правила орфографии и пунктуации.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос,

 

5.09

3\2

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

1

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка

 

6.09

4\3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Индивидуальный опрос,

выборочная проверка

 

9.09

5\4

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий

 

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка

 

12.09

6/5

Р/р Изложение (упр 27)

 

1

Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц.

 

 

13.09

7\6

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

 

1

НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными, местоим. и наречиями

Индивидуальная проверка (тестовый контроль), фронтальный опрос.

 

 

16.09

8\7

Р/рСочинение (упр 36)

1

 

 

 

19.09

9\8

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в

6-7 классах»

1

Диктант с грамматическим заданием

Входной контроль, индивидуальный контроль

 

20.09

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

 

 

 

 

 

 

Словосочетание

2

 

 

 

 

10\1

Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании : согласование, управление, примыкание.

1

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса, их синтаксическая роль

Устный опрос

 

23.09

11\2

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные)

1

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания

Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос.

 

 

 

Простое предложение

3+1

 

 

 

 

12\1

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная ) основа предложения.

1

Структура  просто­го     предложения. Главные  члены двусоставного предложения,   Ос­новные типы грам­матических основ.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

 

 

13\2

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

1

 

Текущий контроль,

 

 

 

14\3

Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.  Логическое ударение.

1

Прямой и обратный порядок    слов в предложении. Интонационные сред­ства,  основные элементы    интона­ции  (изменение тона, громкость, темп произноше­ния, паузы, логиче­ское ударение).

индивидуальный контроль

 

 

15/4

Р/р Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

1

Сопоставительный анализ репродукций картин. А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением    па­мятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневни­ковая запись, пись­мо,  рассказ). План сочинения.

Индивидуальная проверка

 

 

 

Простые двусоставные предложения

 

 

 

 

 

 

Главные члены предложения

6+2

 

 

 

 

16\1

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.

1

Главные члены двусоставного предложения, спо­собы выражения подлежащего.

Индивидуальный опрос, взаимопроверка.

 

 

17\2

Повторение изученного о сказуемом

1

Виды   сказуемого. Простое    глаголь­ное   сказуемое   и способы   его   вы­ражения. Составление предложений по заданным схемам.

Индивидуальный опрос, взаимопроверка.

 

 

18\3

Составное глагольное сказуемое

1

Составное       гла­гольное       сказуе­мое,  способы   его выражения.

Выборочная проверка

 

 

19

20/4-5

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории)своей местности.(упр 102)

2

Сочинение

Индивидуальный опрос, Тематический контроль

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

21\6

Составное именное сказуемое

1

Составное     имен­ное        сказуемое, способы   его   вы­ражения.

Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос.

 

 

22\7

 

 

23\8

Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

1

 

 

1

Особенности связи подлежащих и ска­зуемых, постановка знаков  препинания между  подлежа­щим и сказуемым

Тестовый контроль Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос.

 

 

 

 

Второстепенные члены предложения

6+2

 

 

 

 

24\1

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение

1

Дополнение     пря­мое   и   косвенное. Способы   выраже­ния дополнения

Индивидуальный опрос

 

 

25\2

Несогласованное определение

1

Определение,способы выражения определений,

согласованные и несогласованные определения

Индивидуальный опрос, взаимопроверка.

 

 

26\3

Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.

1

Приложение как разновидность оп­ределения.   Знаки препинания  при приложении

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

 

 

27/4

Р/р Ораторская речь, её особенности.

1

Ораторская речь, её особенности

Тематический контроль

Самостоятельная работа.

 

 

 

28/5

Р/р Публичное выступление об истории своего края.

1

Публичное выступление об истории своего края.

Тематический контроль

Самостоятельная работа.

 

 

 

29\6

Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное)

1

Виды           обстоя­тельств по значе­нию. Способы вы­ражения     обстоя­тельств

Тестовый контроль

 

 

30\7

Сравнительный оборот; знаки препинания при нём.

1

Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос

 

 

31\8

Контрольный диктант  по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение

Текущий  индивидуальный контроль

 

 

 

Простые односоставные предложения

9+2

 

 

 

 

32\1

Группы односоставных предложений.

1

Односоставные предложения,     их основные   группы. Главный член од­носоставного предложения

Текущий контроль

Беседа.

Устный и письменный опрос.

 

 

 

 

3

3\2

Односоставные предложения с главным членом сказуемым. (Определённо-личные )

1

Определенно-личные  предложения. Их  структурные  и смысловые      осо­бенности.

Текущий контроль

Беседа.

Устный и письменный опрос.

Объяснительный  диктант

 

 

34\3

Неопределённо-личные предложения

1

Неопределенно-личные предложе­ния,   их   структур­ные и смысловые особенности

Текущий контроль

Беседа.

Устный  опрос.

Объяснительный  диктант

 

 

35\4

Безличные предложения

1

Безличные    пред­ложения, их струк­турные и смысло­вые особенности

Беседа.

Устный и письменный опрос.

Объяснительный  диктант

 

 

36\5

Безличные предложения

1

Безличные    пред­ложения, их струк­турные и смысло­вые особенности

Текущий контроль

Комбинированный опрос

 

 

37\6

Назывные предложения

1

Назывные     пред­ложения. Их струк­турные и смысло­вые особенности

Беседа

 

 

38-

39/

7-8

Рассказ на свободную тему

( упр 419)

 

2

Особенности рассказа на свободную тему, жанры.

Тематический контроль

Самостоятельная работа.

 

 

 

40\9

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

1

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Текущий контроль

Комбинированный опрос

 

 

41\10

Повторение по теме «Простые односоставные предложения»

1

Виды односоставных предложений

Работа с тестами

Текущий контроль.

Беседа.

Объяснительный , распределительный диктанты

 

 

42\11

Контрольный диктант по теме «Простые односоставные предложения»

1

Диктант с грамматическим заданием

Тематический контроль

Самостоятельная работа

 

 

 

Неполные предложения

2

 

 

 

 

43\1

Понятие о неполных предложениях

1

Предло­жения   полные   и неполные.   Непол­ные   предложения в диалоге и сложном предложении

Предварительный контроль

Самостоятельная работа

 

 

44\2

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

1

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

Текущий контроль

Устный опрос.

Беседа.

 

 

 

Однородные члены предложения

12+2

 

 

 

 

45\1

Повторение изученного об однородных членах предложения.

1

Предложения осложненные и с однородными   чле­нами. Средства связи   однородных членов   предложения.  Интонацион­ные и пунктуационные осо­бенности предложения   с  однород­ными членами

Предварительный контроль

 

 

 

46\2

Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

1

Предложения с однородными   чле­нами. Средства связи   однородных членов   предложения.  Интонацион­ные и пунктуационные осо­бенности предложения   с  однород­ными членами

Текущий контроль

Беседа

 

 

47\3

 

 

Однородные и неоднородные определения

1

Однородные и неоднородные определения.

Текущий контроль

Беседа

 

 

48\4

Ряды однородных членов предложения.

1

Ряды однородных членов предложения

Текущий контроль

Комментированный диктант.

 

 

59\5

Разделительные знаки препинания между однородными членами

1

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Текущий контроль

Комментированный диктант.

 

 

50\6

Обобщающие слова при однородных членах.

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Текущий контроль

Устный опрос.

Беседа

 

 

51/7

Р/р Рассуждение на основе литературного произведения

1

Рассуждение на основе литературного произведения

Тематический контроль

Сочинение

 

 

52\8

Обобщающие слова при однородных членах.

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Текущий контроль

Устный опрос.

Беседа

 

 

53\9

 

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении

1

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении

Текущий контроль

Устный опрос.

Беседа

 

 

54\

10

 

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении

1

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении

Текущий контроль, объяснительный диктант

 

 

55\

11

 Вариативность постановки знаков препинания.

 

 

 

1

Вариативность постановки знаков препинания.

 

Текущий контроль, объяснительный диктант

 

 

56/

12

Р/р Сочинение-описание по картине Ю. Пименова «Спор» или В.Попкова «Осенние дожди»

1

Описание на основе картины, структура отзыва

Тематический контроль

Самостоятельная работа

 

 

57\13

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

1

Средства связи од­нородных     членов предложения. Знаки препинания   при однородных членах. Интонационные     и пунктуационные особенности   пред­ложений с однородными членами

Текущий контроль

Устный  и письменный опрос.

Беседа.

 

 

58\14

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

1

Грамматические задания по теме, основные пунктуацион­ные орфографические и правила

Тематический контроль

Самостоятельная работа.

 

 

 

Обращения, вводные слова и междометия

9+2

 

 

 

 

59\1

Повторение изученного об обращении.  Распространённое обращение.

1

Обращение,      его функции  и  спосо­бы        выражения. Выделительные знаки при обраще­нии

Предварительный контроль.

Беседа. Работа с текстом.

 

 

60\2

Выделительные знаки препинания при обращениях.

1

На­блюдение за употреблением об­ращений  в  разго­ворной речи, язы­ке художественной литературы и офи­циально-деловом стиле

Текущий контроль.

 Устный и письменный опрос

 

 

61\3

Вводные слова.

1

Выделительные знаки    препинания при   вводных   сло­вах,    словосочета­ниях

Беседа

 

 

62\4

Вводные предложения

1

Вводные      слова, словосочетания   и знаки   препинания при них

Текущий контроль.

 Устный и письменный опрос

 

 

63\5

Вставные конструкции.

1

Вводные   конструк­ции (слова, слово­сочетания, пред­ложения).    Группы вводных   конструк­ций   по   значению.

Устный и письменный опрос

 

 

64\6

Междометия в предложении.

1

Междометия в предложении

Предварительный контроль.

Беседа. Работа с текстом.

 

 

65

66/7-8

Р/р Публичное выступление на общественно значимую тему.(упр 386)

2

Публичное выступление на общественно значимую тему

Тематический контроль

Публичное выступление.

Самостоятельная работа

 

 

67\9

Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

1

Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

 

Беседа. Работа с текстом.

 

 

68\10

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

1

Способы обработки текста, вводные      слова, словосочетания   и знаки   препинания при них

Текущий контроль

Беседа.

Самостоятельная работа по карточкам

 

 

69\11

Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия».

1

Группы вводных слов и выражений по зна­чению. Вводные предложения  и вставные конструк­ции. Обращение и способы его выра­жения.  Знаки  пре­пинания

Тематический контроль.

Диктант

 

 

 

Обособленные члены предложения

18+2

 

 

 

 


70\1

Понятие об обособлении.

1

Понятие   об   обо­соблении     второ­степенных  членов предложения

Предварительный контроль.

Беседа.

 

 

 

71\2

72\3

73\4

 

Обособленные определения и обособленные  приложения.

3

Обособление    согласованных   рас­пространенных    и нераспространен­ных  определений. Выделительные знаки   препинания при них

Текущий контроль

Письменный опрос

 

 

74\5

75\6

76\7

Обособленные обстоятельства.

3

Обособление    обстоятельств,     вы­раженных деепри­частным оборотом и одиночным дее­причастием

Текущий контроль

Письменный опрос

 

 

77\8

78\9

79\

10

Уточнение как вид обособленного члена предложения.

3

Обособленные уточняющие чле­ны предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах   предложе­ния

Текущий контроль.

Устный опрос.

Беседа

 

 

80\

11

81\

12

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения.

2

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах   предложе­ния

Текущий контроль.

Устный опрос.

Беседа

 

 

82\

13

83\

14

Выделительные знаки препинания при обособленных  уточняющих  членах предложения.

2

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах   предложе­ния

Текущий контроль.

Устный опрос.

Беседа. Диктант

 

 

84/15

 

Р/р Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

1

 

Тематический контроль

Самостоятельная работа.

 

 

85/16

Р/р Сочинение-характеристика человека

(упр 165)

1

 

Тематический контроль

Самостоятельная работа.

 

 

86\17

Синтаксические синонимы обособленных членов , их    текстообразующая  роль.

1

Синтаксические синонимы обособленных членов , их    текстообразующая  роль.

Текущий контроль.

Устный опрос.

Беседа

 

 

87\18

Повторение  по теме «Обособленные члены»

1

Обособление   вто­ростепенных   чле­нов   предложения. Постановка знаков препинания       при обособлении.   На­блюдение         над употреблением предложений        с обособленными членами  в устной и письменной речи

Текущий контроль.

Устный опрос и письменный .

Беседа

 

 

88\19

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены»

1

Проверить качество усвоения теоретического материала по теме.

Проконтролировать навыки и умения применять  полученные знания на практике.

Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях.

Тематический контроль.

Диктант

 

 

89\20

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

 

Текущий контроль.

Беседа.

Предупредительный диктант

 

 

 

Прямая и косвенная речь

6+1

 

 

 

 

90\1

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

1

Способы  передачи чужой речи. Пред­ложения с прямой речью.      Раздели­тельные и выдели­тельные знаки пре­пинания в предло­жениях   с   прямой речью

Текущий контроль, объяснительный диктант

 

 

91\2

Слова автора внутри  прямой речи.

1

Пред­ложения с прямой речью.      Раздели­тельные и выдели­тельные знаки пре­пинания в предло­жениях   с   прямой речью

Текущий контроль.

Беседа.

Предупредительный диктант

 

 

92\3

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью речью.

1

Предложения       с прямой   речью. Замена  косвенной речи прямой

Текущий контроль.

Беседа.

Предупредительный диктант

 

 

93/4

Р/р Сравнительная характеристика двух хорошо знакомых лиц; особенности строения данного текста.

(упр 264)

1

Сравнительная характеристика двух хорошо знакомых лиц; особенности строения данного текста

Тематический контроль

Сочинение. Самостоятельная работа.

 

 

94\5

Косвенная  речь.

1

Предложения       с косвенной   речью. Замена       прямой речи косвенной

Текущий контроль.

Беседа.

Предупредительный диктант

 

 

95\6

Цитаты. Знаки препинания при цитировании.

1

Цитаты    и    знаки препинания      при них

Текущий контроль.

Беседа.

Предупредительный диктант

 

 

96\7

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

1

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Текущий контроль, объяснительный диктант

 

 

 

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

5+1

 

 

 

 

97\1

Словосочетание и предложение.

1

Синтаксические и морфологические нормы

Текущий контроль

Беседа.

Устный опрос

 

 

98\2

Однородные члены предложения.

1

Пунктуация как сис­тема правил пра­вописания предложений. Знаки пре­пинания, их функции.  Одиночные  и парные знаки пре­пинания. Со­четания  знаков препинания.    Роль пунктуации в пись­менном общении

Текущий контроль

Беседа.

Устный и письменный опрос

 

 

99/3

Р/р  Сочинение повествовательного характера с элементами описания.

1

Проверка навыков написания сочинения повествовательного характера с элементами описания, проверка орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся

Тематический контроль. Самостоятельная работа

 

 

100\4

Осложнённое предложение

1

Виды осложнённых предложений

Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос

 

 

101\5

Контрольный итоговый диктант по теме «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе»

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Итоговый контроль

 

 

102\6

Анализ контрольного диктанта. Заключительный урок.

1

Орфография как сис­тема правил пра­вописания предложений. Трудные случаи орфографии

Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос

 

 

 

6.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

 

1.Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008

2.Учебник «Русский язык 8 класс» Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, , А.Д. Дейкина О.М. Александрова. М.:Просвещение, 2011

3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2000

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.