Рабочая программа по русскому языку за 9 класс по УМК Т.А. Ладыженской

1
0
Материал опубликован 7 February 2018

Рассмотрено на заседании методического объединения Председатель МО _______________

/Петренко Л.В./

«____»__________________2017 год

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/ Шлыкова С. В./

«____»____________2017 год

Утверждено

Руководитель образовательного

учреждения _______________

/Бабина Г. В./

«____»____________2017 год

 

Рабочая программа

Учебного курса

«Русский язык»

9 класс

Составитель: Елисеева И.В.

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса является

компонентом основной образовательной программы основного общего образования школы, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной образовательной программы по русскому языку

для основного общего образования, авторской программы «Русский язык». Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других (М., «Просвещение» 2011) и позволяет формировать УУД по предмету.

Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством:

- общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);

- хранения и передачи информации;

- связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной Язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной

деятельности, самообразования;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её

функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитиеречевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование

коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названийпунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень

орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение мстапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования(слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русскоголитературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия

литературным нормам.

Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших

требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений

анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.

Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении,его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного

запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами

лингвистических словарей.

Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыковграмотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологиислов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарныхдиктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению Словаря-минимума, необходимого для грамотного человека. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым

создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию и коррекции умений и навыков школьников.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашлаотражение в структуре программы.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года выделяются специальные часы.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 98 часов (2 часа в неделю).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их

содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение различными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового

оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной

жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как

национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового

стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии

русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,

словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и

грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

9 класс

Введение

1.Общие сведения о русском языке(1)

Русский язык в современном мире.

2.Повторение пройденного в 5 – 8 класса (8)

Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Функциональные разновидности языка: функциональные стили. Особенности языка художественной литературы.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Предложения с обособленными членами. Обращения, его функции и способы выражения. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Речь как деятельность. Письмо. Написание изложения. Речь как деятельность. Письмо. Написание сочинения.

3.Сложное предложение. Культура речи(2)

1.Смысловое, структурное и интонационное единство

сложного предложения.

Сложносочиненные предложения (7)

2.Классификация сложных предложений. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Знаки препинания и их функции. Авторское употребление знаков препинания. Интонация сложного предложения.

3.Речевая деятельность. Письмо. Написание сочинений различных функциональных стилей. Речь как деятельность. Письмо. Написание изложения. Сложносочинённое предложение, его строение. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами, разделительными, противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.

III. Речь как деятельность. Письмо. Написание сочинения – описание по картине.

Сложноподчинённые предложения(25)

1.Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, отличие союзов от союзных слов.

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи предложений. Виды сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия уступки, цели и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Сложноподчиненные предложения места Сложноподчиненны предложения степени и сравнения. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

II. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Речь как деятельность. Письмо. Создание собственных письменных текстов. Отзыв о прочитанном произведении.

Бессоюзные сложные предложения (8)

I. Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Речь как деятельность Сочинение. Речь как деятельность. Письмо. Изложение.

Сложные предложения с различными видами связи(8)

1. Типы сложных предложений с разными видами связи. Правильное построение сложных предложений разных видов. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Публичная речь.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III Речевая деятельность. Письмо. Создание собственных письменных текстов на актуальные учебные темы на основе отбора необходимой информации. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Речь как деятельность. Письмо. Изложение. Речь как деятельность. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах(9)

1.Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексика. Фразеология. Морфемика как минимальная значимая единица языка. Словообразование. Особенности словообразования слов различных частей речи. Морфология как раздел грамматики. Синтаксис как раздел грамматики. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Пунктуация как система

правил правописания предложений.

2.Речевая деятельность. Письмо. Сочинение по типу задания «С» ЕГЭ

по русскому языку.

Тематическое планирование по дисциплине

«Русский язык. 9 класс»

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Развитие речи, практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельные и, ч.

Экскур сии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1

Международное значение русского языка

Понятие о литературном языке

1

-

-

-

-

-

2

Повторение изученного в V-VIII классах

8

4

-

-

-

-

3

Сложное предложение. Культура речи

2

1

-

-

-

-

4

Сложносочинённые предложения

7

1

2

-

-

-

5

Сложноподчинённые предложения

25

4

1

-

-

-

6

Бессоюзные сложные предложения

8

1

1

-

-

-

7

Сложные предложения с различными видами связи

8

2

1

-

-

-

8

Повторение и систематизация изученного в классах

9

-

1

-

-

-

 

ИТОГО:

68

13

6

     

Календарно - тематический план 9 класс

( 2ч. в неделю – 68 ч.)

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Самостоятельные работы ч.

Дата проведения занятия

Развитие речи, практические работы, ч.

Контрольные работы, ч.

1

Международное значение русского языка

Понятие о литературном языке

1

       

2

Повторение изученного в V-VIII классах

8

4

     

2.1

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. §1-2

1

1

     

2.2

Р/р Стили языка. §3

1

1

     

2.3

Простое предложение и его грамматическая основа. §4

1

       

2.4

Предложения с обособленными членами. §5

1

       

2.5

Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6

1

       

2.6

Р/р Подготовка к изложению с продолжением

1

1

     
 

Письмо изложения в тетрадях

1

       

2.7

Р/р Анализ изложения.

1

1

     

2.8

Способы сжатого пересказа текста.

1

       

3

Сложное предложение. Культура речи

2

1

     

3.1

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1

       

3.2

Р.Р.Сочинение по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»

1

1

     

4

Сложносочинённые предложения

7

1

2

   

4.1

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. §11-12

1

       

4.2

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14

Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15

1

       

4.3

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. §16-17

1

       

4.4

Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненное предложение»

1

 

1

   

4.5

Контрольный диктант по теме «ССП»

1

 

1

   

4.6

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Подбор материалов. Письмо сочинения в тетрадях

1

1

     

4.7

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

       

5

Сложноподчинённые предложения

25

4

1

   

5.1

Понятие о сложноподчиненном предложении. §18 Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §19

1

       

5.2

Союзы и союзные слова в СПП. §20

1

       

5.3

Роль указательных слов в СПП. §21

1

       

5.4

Роль указательных слов в СПП. §21 Закрепление.

1

       

5.5

Р.р. Сжатое изложение

1

1

     

5.6

Анализ изложений.

1

       

5.7

Виды придаточных предложений.

1

       

5.8

СПП с придаточными определительными. §22

1

       

5.9

СПП с придаточными изъяснительными. §23

1

       

5.10

Р.р.Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения (по упр. 106)

1

1

     

5.11

Письмо в тетрадях

1

       

5.12

СПП с придаточными изъяснительными. §23

1

       

5.13

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. §24-25

1

       

5.14

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. §26

1

       

5.15

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. §27

1

       

5.16

Р/р Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

1

1

     

5.17

Работа в тетрадях

1

       

5.18

Анализ сочинений.

1

       

5.19

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28

1

       

5.20

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 Закрепление.

1

       

5.21

Повторение и обобщение по теме «СПП».

Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. §29-30

1

       

5.22

Р/р Подготовка к изложению с включением дополнительного материала

1

1

     

5.23

Написание изложения в тетрадях

1

       

5.24

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

 

1

   

5.25

Анализ. Работа над ошибками.

1

       

6

Бессоюзные сложные предложения

8

1

1

   

6.1

Понятие о БСП. Интонация в БСП. §31-32

1

       

6.2

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. §33

1

       

6.3

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34

1

       

6.4

Р.р. Сочинение-отзыв по картине Н.М.Ромадина

«Село Хмелевка»

1

1

     

6.5

Анализ. Работа над ошибками

1

       

6.6

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35

1

       

6.7

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного. §36

1

       

6.8

Контрольный тест по материалам ГИА по теме «БСП»

1

 

1

   

7

Сложные предложения с различными видами связи

8

2

1

   

7.1

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37

1

       

7.2

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38

1

       

7.3

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39

1

       

7.4

Р.р. Сжатое изложение фрагмента из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

1

1

     

7.5

Р.р. Публичная речь. §40

1

1

     

7.6

Повторение и закрепление изученного

1

       

7.7

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

 

1

   

7.8

Анализ. Работа над ошибками.

1

       

8

Повторение и систематизация изученного в классах

9

 

1

   

8.1

Фонетика и графика. §41

1

       

8.2

Лексикология (лексика) и фразеология. §42

1

       

8.3

Морфемика. §43

1

       

8.4

Словообразование §44

1

       

8.5

Морфология. §45

1

       

8.6

Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46

1

       

8.7

Орфография. Пунктуация. §47

1

       

8.8

Административный контрольный диктант

1

 

1

   

8.9

Анализ. Работа над ошибками.

1

       
 

ИТОГО:

68

13

6

   
             


 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс:

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2015

Контрольно-измерительные материалы:

1.Контрольно-измерительные материалы.

Русский язык: 9 класс/Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013

2.Тростенцова JI. А., Стракевич М. М., Ладыженская Н. В. и др. Русский язык.

3.Тростенцова Л. А., Подстреха Н. М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс.

Методические рекомендации

4.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. идр.Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику.

М: Просвещение 2013

5.Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык: Поурочные разработки. 9 класс.

6.Запорожец А. И. Русский язык. Изучение синтаксиса. 8— 9 классы (из опыта работы).

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

http://www.alledu.ru – ―Все образование в интернет‖. Образовательный информационный портал.

http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

Ресурсы для дистанционных форм обучения:

Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru

Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru

Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru

Открытый колледж – http://www.college.ru

ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме –http://www.fipi.ru.

Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Выпускник научится:

- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими

информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,

просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные

монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с

соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

- использовать знание алфавита при поиске информации;

- различать значимые и незначимые единицы языка;

- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

- членить слова на слоги и правильно их переносить;

- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,

грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

- проводить лексический анализ слова;

- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов

(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

- проводить морфологический анализ слова;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведенииморфологического анализа слов;

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения ихструктурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

- находить грамматическую основу предложения;

- распознавать главные и второстепенные члены предложения;

- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной

структуры;

- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и

морфологический анализ в практике правописания;

- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

- использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и

выразительного словоупотребления;

- опознавать различные выразительные средства языка;

- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

- использовать этимологические данные для объяснения правописания и

лексического значения слова;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.