Контрольные и проверочные работы по басням (Литература, 6 класс)
И.А.Крылов. Тест по жизни и творчеству
DOCX / 14.21 Кб
1. В какой семье родился И.А. Крылов?
1) в богатой дворянской семье
2) в бедной дворянской семье
3) в семье бедного священника
4) в крестьянской семье
2. Какое образование получил И.А. Крылов?
1) Он учился в Славяно-греко-латинской академии.
2) И.А. Крылов окончил Московский государственный университет.
3) Будущий баснописец получил хорошее домашнее образование от учителя, которого ему выписали из Франции.
4) Отец Крылова отдал сына в губернаторский дом, где вместе с детьми тверских дворян учил французский язык. Затем, за неимением денег, в основном занимался самообразованием.
3. Кто помогал И.А. Крылову в учении?
1) отец
2) мама
3) гувернёр
4) дядя по материнской линии
4. Родоначальником басенного искусства является:
1) Эзоп
2) А.С. Пушкин
3) И.А. Крылов
4) И.С. Тургенев
5. Басня – это:
1) краткий рассказ нравоучительного характера
2) торжественное стихотворение
3) лирический жанр, в основе которого лежит исторический или фантастический сюжет
4) меткое изречение
6. Мораль басни – это:
1) фраза перед текстом, призванная кратко выразить основное содержание или идейный смысл произведения
2) самостоятельная часть произведения, в которой описывается какое-либо событие
3) расположение основных эпизодов произведения
4) краткий нравоучительный вывод
7. Какое средство выразительности (троп) лежит в основе басен И.А. Крылова?
1) анафора (единоначатие)
2) аллегория (иносказание)
3) литота (преуменьшение)
4) гипербола (преувеличение)
8. Какое произведение не написано И.А. Крыловым?
1) «Свинья под дубом»
2) «Листы и корни»
3) «Стрекоза и Муравей»
4) «Муха»
9. Из какой басни И.А. Крылова взят следующий отрывок?
«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».
1) «Осёл и соловей»
2) «Ларчик»
3) «Листы и корни»
4) «Ворона и лисица»
10. Кому принадлежат слова:
«Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!»
1) Ослу
2) Листу
3) Механику
4) Корню
11. Каково лексическое значение слова «невежда»?
1) невоспитанный человек
2) озорной человек
3) несведущий в чём-либо человек
4) грубый человек
12. В чем смысл морали басни «Осёл и Соловей»: «Избави Бог и нас от этаких судей»?
1) все герои басни не понимают толк в искусстве
2) об искусстве часто берутся судить невежды
3) Осёл был справедливым судьей
4) чарующее пение Соловья не понравилось пастуху и пастушке
13. К какой басне И.А. Крылова относится следующий идейный вывод: процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества, без одних не смогут существовать другие?
1) «Ларчик»
2) «Листы и корни»
3) «Осел и Соловей»
4) «Свинья под дубом»
14. В какой басне И.А. Крылова высмеивается пустое мудрствование?
1) «Ларчик»
2) «Осел и Соловей»
3) «Листы и корни»
4) «Свинья по дубом»
6 –8 баллов – «3»
9-11 баллов – «4»
12-14 баллов – «5»
Задания для диагностики навыков смыслового чтения
DOCX / 17.35 Кб
Басни И.А.Крылова 6 класс
Восприятие и понимание текста
- Прочитайте высказывание П.А.Вяземского о баснях И.И.Дмитриева и И.А.Крылова.
«Дмитриев и Крылов – два первостатейных мастера двух различных школ. Один [Дмитриев] берет живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своей. Другой [Крылов] отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни свои; Крылов их рассказывает… Басни Дмитриева всегда басни. Басни Крылова – нередко драматизированные эпиграммы* на такой-то случай, на такое-то лицо»
*Эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
Умение формулировать тезис, выражающий общий смысл текста
- Как оценивает творчество этих двух баснописцев П.А.Вяземский?
А) Дмитриев – более талантливый баснописец, чем Крылов.
Б) Крылов – более талантливый баснописец, чем Дмитриев.
В) Каждый из баснописцев талантлив по-своему.
Г) Ни Дмитриев, ни Крылов не обладают большим талантом.
Умение преобразовывать текст, используя другие формы представления информации
- На основе текста заполните таблицу «Особенности басен Дмитриева и Крылова».
Черты басен Дмитриева |
Черты басен Крылова |
|
|
|
|
|
|
Умение формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции.
- Дмитриев и Крылов делали переводы басен Лафонтена под одинаковыми названиями. Определите, в каком столбце даны переводы Дмитриева, а в каком – Крылова. Затем заполните текст с пропусками, данный ниже. Для аргументации своего мнения используйте текст из задания 1 и таблицу из задания 2.
|
|
«Старик и трое молодых» Старик, лет семьдесят, рыл яму и кряхтел; Добро бы строить, нет! Садить ещё хотел! А трое молодцов, зевая на работу, Смеялися над ним. |
«Старик и трое молодых» Старик садить сбирался деревцо. «Уж пусть бы строиться, да как садить в те лета, Когда уж смотришь вон из света!» Так, Старику смеясь в лицо, Три взрослых юноши соседних рассуждали. |
«Лев и Комар» Потом с размашкою, приличною герою, Встряхнулся, полетел, и в шею Льву впился; У Льва глаз кровью налился; Из пасти пена бьёт, зубами он скрежещет. |
«Лев и Комар» Сухое к Комару явил презренье Лев; Зло взяло Комара: обиды не стерпев, Собрался, поднялся Комар на Льва войною… |
Я считаю, что переводы из столбца «А» принадлежат________________________, потому что ______
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Переводы из столбца «Б» принадлежат _______________________, потому что___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Умение откликаться на содержание текста, связывая информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.
- Почему Вяземский назвал басни Крылова эпиграммами? Известны ли вам басни Крылова, сочинённые «на такой-то случай, на такое-то лицо»? Напишите название хотя бы одной такой басни и кратко опишите случай или лицо, высмеянное в басне.
Ответы и критерии оценивания заданий
2) Правильный ответ – В.
Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
3) В таблице представлены все позиции, названные в тексте.
Черты басен Дмитриева |
Черты басен Крылова |
Живость, яркость красок |
Правильность рисунка, очерков, линий |
Более художник |
Живость речи |
Пишет басни |
Рассказывает басни |
Басни всегда басни |
Басни – драматизированные эпиграммы |
6-8 совпадений – 2 балла, 5-2 совпадений – 1 балл, менее 2 совпадений – 0 баллов.
4) Столбец А- переводы Дмитриева, столбец Б – переводы Крылова.
Ученик правильно определил принадлежность басен, при аргументации опирается хотя бы на одну из позиций текста или таблицы для каждого писателя – 2 балла.
Ученик правильно определил принадлежность басен, однако аргументирует свой выбор в отношении только одного писателя, опираясь на текст или таблицу – 1 балл.
Все другие варианты – 0 баллов.
- Учащимся из курса литературы (программа В.Я.Коровиной) известны, по крайней мере, три случая (лица), аллегорически изображённые в баснях: 1812г., Наполеон и Кутузов («Волк на псарне»), чтение своих басен и разговор Крылова с вельможей, в котором последний попенял поэту на то, что тот не переводит так, как И.И.Дмитриев («Осёл и Соловей»), полемический отклик на басню М.Н.Муравьёва «Верхушка и Корень», где Крылов утверждает равную роль дворян и народа в благополучии государства («Листы и корни»).
Учащийся приводит хотя бы одно название басни и кратко описывает случай или характеризует лицо, высмеянное в басне – 2 балла, учащийся приводит хотя бы одно название басни, но не может связно изложить случай или дать характеристику лицу, высмеянному в басне – 1 балл, другие варианты – 0 баллов.
Итого максимум баллов за всю работу -7 баллов.
«5» - 7 баллов
«4» - 5-6 баллов
«3» - 3-4 балла
«2» - менее 3 баллов.
Русские басни. И.И.Дмитриев "Муха"
DOCX / 12.1 Кб
Ф.И.________________________________________
- Прочитайте статью «Русская басня». Что вы можете рассказать о басне как о литературном жанре на основании этой статьи и знаний, полученных в предыдущих классах? Напишите об этом. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитайте статью об И.И.Дмитриеве и ответьте на вопросы:
- Чем занимался Дмитриев до 1814г (до отставки)? ____________________________________________________________________________________
- Произведения каких литературных жанров принадлежат его перу? _____________________________________________________________________________________
- Прочитайте басню И.И.Дмитриева «Муха» и статью об этой басне. Выполните задания:
- Выпишите слова, которые говорят, что Бык трудился __________________________________________________________________________________
- Выпишите слова, которые говорят, что Муха не работала ____________________________________________________________________________________
- Выпишите слова, которые говорят о хвастовстве Мухи _____________________________________________________________________________________
- Аллегорией каких человеческих качеств являются Бык и Муха? _____________________________________________________________________________________
- В каких случаях можно употребить крылатые слова из басни «Мы пахали!»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ахметшина Наталья Юрьевна
Стригачева Татьяна Николаевна