Контрольные и проверочные работы по басням (Литература, 6 класс)

8
2
Материал опубликован 8 October 2019 в группе


И.А.Крылов. Тест по жизни и творчеству
DOCX / 14.21 Кб

 

 

1. В какой семье родился И.А. Крылов?

1) в богатой дворянской семье

2) в бедной дворянской семье

3) в семье бедного священника

4) в крестьянской семье

 

2. Какое образование получил И.А. Крылов?

1) Он учился в Славяно-греко-латинской академии.

2) И.А. Крылов окончил Московский государственный университет.

3) Будущий баснописец получил хорошее домашнее образование от учителя, которого ему выписали из Франции.

4) Отец Крылова отдал сына в губернаторский дом, где вместе с детьми тверских дворян учил французский язык. Затем, за неимением денег, в основном занимался самообразованием.

 

3. Кто помогал И.А. Крылову в учении?

1) отец

2) мама

3) гувернёр

4) дядя по материнской линии

 

4. Родоначальником басенного искусства является:

1) Эзоп

2) А.С. Пушкин

3) И.А. Крылов

4) И.С. Тургенев

 

5. Басня – это:

1) краткий рассказ нравоучительного характера

2) торжественное стихотворение

3) лирический жанр, в основе которого лежит исторический или фантастический сюжет

4) меткое изречение

 

6. Мораль басни – это:

1) фраза перед текстом, призванная кратко выразить основное содержание или идейный смысл произведения

2) самостоятельная часть произведения, в которой описывается какое-либо событие

3) расположение основных эпизодов произведения

4) краткий нравоучительный вывод

 

7. Какое средство выразительности (троп) лежит в основе басен И.А. Крылова?

1) анафора (единоначатие)

2) аллегория (иносказание)

3) литота (преуменьшение)

4) гипербола (преувеличение)

 

8. Какое произведение не написано И.А. Крыловым?

1) «Свинья под дубом»

2) «Листы и корни»

3) «Стрекоза и Муравей»

4) «Муха»

 

9. Из какой басни И.А. Крылова взят следующий отрывок?

«Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».

 

1) «Осёл и соловей»

2) «Ларчик»

3) «Листы и корни»

4) «Ворона и лисица»

 

10. Кому принадлежат слова:

«Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!»

 

1) Ослу

2) Листу

3) Механику

4) Корню

 

11. Каково лексическое значение слова «невежда»?

1) невоспитанный человек

2) озорной человек

3) несведущий в чём-либо человек

4) грубый человек

 

12. В чем смысл морали басни «Осёл и Соловей»: «Избави Бог и нас от этаких судей»?

1) все герои басни не понимают толк в искусстве

2) об искусстве часто берутся судить невежды

3) Осёл был справедливым судьей

4) чарующее пение Соловья не понравилось пастуху и пастушке

 

13. К какой басне И.А. Крылова относится следующий идейный вывод: процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества, без одних не смогут существовать другие?

1) «Ларчик»

2) «Листы и корни»

3) «Осел и Соловей»

4) «Свинья под дубом»

 

14. В какой басне И.А. Крылова высмеивается пустое мудрствование?

1) «Ларчик»

2) «Осел и Соловей»

3) «Листы и корни»

4) «Свинья по дубом»

 

6 –8 баллов – «3»

9-11 баллов – «4»

12-14 баллов – «5»


Задания для диагностики навыков смыслового чтения
DOCX / 17.35 Кб

 

Басни И.А.Крылова 6 класс

Восприятие и понимание текста

  1. Прочитайте высказывание П.А.Вяземского о баснях И.И.Дмитриева и И.А.Крылова.

«Дмитриев и Крылов – два первостатейных мастера двух различных школ. Один [Дмитриев] берет живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своей. Другой [Крылов] отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни свои; Крылов их рассказывает… Басни Дмитриева всегда басни. Басни Крылова – нередко драматизированные эпиграммы* на такой-то случай, на такое-то лицо»

*Эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Умение формулировать тезис, выражающий общий смысл текста

  1. Как оценивает творчество этих двух баснописцев П.А.Вяземский?

А) Дмитриев – более талантливый баснописец, чем Крылов.

Б) Крылов – более талантливый баснописец, чем Дмитриев.

В) Каждый из баснописцев талантлив по-своему.

Г) Ни Дмитриев, ни Крылов не обладают большим талантом.

 

Умение преобразовывать текст, используя другие формы представления информации

 

  1. На основе текста заполните таблицу «Особенности басен Дмитриева и Крылова».

Черты басен Дмитриева

Черты басен Крылова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определённой позиции.

 

  1. Дмитриев и Крылов делали переводы басен Лафонтена под одинаковыми названиями. Определите, в каком столбце даны  переводы Дмитриева, а в каком – Крылова. Затем заполните текст с пропусками, данный ниже. Для аргументации своего мнения используйте текст из задания 1 и таблицу из задания 2.
  •  
  •  

«Старик и трое молодых»

Старик, лет семьдесят, рыл яму и кряхтел;

Добро бы строить, нет! Садить ещё хотел!

А трое молодцов, зевая на работу,

Смеялися над ним.

«Старик и трое молодых»

Старик садить сбирался деревцо.

«Уж пусть бы строиться, да как садить в те лета,

Когда уж смотришь вон из света!»

Так, Старику смеясь в лицо,

Три взрослых юноши соседних рассуждали.

«Лев и Комар»

Потом с размашкою, приличною герою,

Встряхнулся, полетел, и в шею Льву впился;

У Льва глаз кровью налился;

Из пасти пена бьёт, зубами он скрежещет.

«Лев и Комар»

Сухое к Комару явил презренье Лев;

Зло взяло Комара: обиды не стерпев,

Собрался, поднялся Комар на Льва войною…

 

Я считаю, что переводы из столбца «А» принадлежат________________________, потому что ______
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Переводы из столбца «Б» принадлежат _______________________, потому что___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Умение откликаться на содержание текста, связывая информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.

 

  1. Почему Вяземский назвал басни Крылова эпиграммами? Известны ли вам басни Крылова, сочинённые «на такой-то случай, на такое-то лицо»? Напишите название хотя бы одной такой басни и  кратко опишите случай или лицо, высмеянное в басне.
  2.  

 

 

Ответы и критерии оценивания заданий

 

2) Правильный ответ – В.

Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

 

3) В таблице представлены все позиции, названные в тексте.

Черты басен Дмитриева

Черты басен Крылова

Живость, яркость красок

Правильность рисунка, очерков, линий

Более художник

Живость речи

Пишет басни

Рассказывает басни

Басни всегда басни

Басни – драматизированные эпиграммы

6-8 совпадений – 2 балла, 5-2 совпадений – 1 балл, менее 2 совпадений – 0 баллов.

4) Столбец А- переводы Дмитриева, столбец Б – переводы Крылова.

Ученик правильно определил принадлежность басен, при аргументации опирается хотя бы на одну из позиций текста или таблицы для каждого писателя – 2 балла.

Ученик правильно определил принадлежность басен, однако аргументирует свой выбор в отношении только одного писателя, опираясь на текст или таблицу – 1 балл.

Все другие варианты – 0 баллов.

 

  1. Учащимся из курса литературы (программа В.Я.Коровиной) известны, по крайней мере,  три случая (лица), аллегорически изображённые в баснях:  1812г., Наполеон и Кутузов («Волк на псарне»), чтение своих басен и разговор Крылова с вельможей, в котором последний попенял поэту на то, что тот не переводит так, как И.И.Дмитриев («Осёл и Соловей»), полемический отклик на басню М.Н.Муравьёва «Верхушка и Корень», где Крылов утверждает равную роль дворян и народа в благополучии государства («Листы и корни»).

Учащийся приводит хотя бы одно название басни и кратко описывает случай или характеризует лицо, высмеянное в басне – 2 балла, учащийся приводит хотя бы одно название басни, но не может связно изложить случай или дать характеристику лицу, высмеянному в басне – 1 балл, другие варианты – 0 баллов.

 

Итого максимум баллов за всю работу -7 баллов.

«5» - 7 баллов

«4» - 5-6 баллов

«3» - 3-4 балла

«2» - менее 3 баллов.


Русские басни. И.И.Дмитриев "Муха"
DOCX / 12.1 Кб

Ф.И.________________________________________

  1. Прочитайте статью «Русская басня». Что вы можете рассказать о басне как о литературном жанре на основании этой статьи и знаний, полученных в предыдущих классах? Напишите об этом. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Прочитайте статью об И.И.Дмитриеве  и ответьте на вопросы:
    1. Чем занимался Дмитриев до  1814г (до отставки)? ____________________________________________________________________________________
    2. Произведения каких литературных жанров принадлежат его перу? _____________________________________________________________________________________

 

  1. Прочитайте басню И.И.Дмитриева «Муха» и статью об этой басне. Выполните задания:
    1. Выпишите слова, которые говорят, что Бык трудился __________________________________________________________________________________
    2. Выпишите слова, которые говорят, что Муха не работала ____________________________________________________________________________________
    3. Выпишите слова, которые говорят о хвастовстве Мухи _____________________________________________________________________________________
    4. Аллегорией каких  человеческих качеств  являются Бык и Муха? _____________________________________________________________________________________
    5. В каких случаях можно употребить крылатые слова из басни «Мы пахали!»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарии

Спасибо, Татьяна Николаевна! Понравились "Задания для диагностики навыков смыслового чтения".

8 October 2019

Пожалуйста, Наталья Юрьевна. Вот только мои ученики, в основном, дотягивают до базового уровня : трудно даётся смысловое чтение, а может, задания сложные для 6 класса...

9 October 2019