Контрольные работы по химии, для студентов СПО
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Контрольная работа.
Тема. Основные понятия и законы химии. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.
Вариант №1
1.Дайте определение понятий: химический элемент, атом, молекула. Чем отличаются физические явления от химических? Приведите примеры.
2.Сформулируйте закон объемных отношений. Подтвердите закон на примере реакции взаимодействия водорода с азотом.
3. Приведите формулировку периодического закона Д.И.Менделеева. Что считал Д.И.Менделеев главной характеристикой элемента.? Как изменяются свойства элементов в периодах и группах?
4.Дайте характеристику атомов по плану: № 4
5. Определить относительную молекулярную массу веществ: Cu2O, KNO3, Na2SiО3, Н3РО4. Дать название каждому веществу.
6.Написать электронные формулы для атомов элементов: 14, 37, 41.К каким электронным семействам они относятся?
Вариант №2
1.Дайте определение понятий: моль, относительная молекулярная масса, молярный объем. Чему равен молярный объем любого газа при нормальных условиях?
2.Дайте формулировку закона Авогадро. Определите, одинаковое ли число молекул содержится в
а) 10 л азота и 10 литрах метана? б) 10 кг азота и 10 кг метана?
3.Приведите формулировку закона сохранения массы веществ. Проиллюстрируйте его на примере реакции взаимодействия оксида меди (II) с азотной кислотой.
4.Дайте характеристику атомов по плану: № 6
5.Определить относительную молекулярную массу веществ: A12(S04)3, H2SO4 , K2S, Mg(OH)2. Дать название каждому веществу.
6.Написать электронные формулы для атомов элементов: 17,38,41. К каким электронным семействам они относятся?
Вариант №3
1.Дайте определение понятий: химические реакции, химические формулы, химические уравнения. Что называется индексами в химических формулах?
2. Перечислите основные положения атомно-молекулярной теории.
3. По какому признаку элементы подразделяются на электронные семейства? Какие электронные семейства вам известны. К каким электронным семействам относятся элементы кальций, неон, скандий, церий?
4.Дайте характеристику атомов по плану: № 14
5.Определить относительную молекулярную массу веществ: SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH Дать название каждому веществу.
6.Написать электронные формулы для атомов элементов: 7,39,56. К каким электронным семействам они относятся?
Вариант №4
1.Дайте определение понятий: атом, электронное облако, главное квантовое число. Что характеризует главное квантовое число? Какие значения принимает главное квантовое число?
2.Почему в главных подгруппах сверху вниз металличность элементов увеличивается, а неметалличность уменьшается? Что характеризует электроотрицательность? Как изменяется электроотрицательность в главных подгруппах?
3. Каков физический смысл порядкового номера химического элемента? Сколько протонов, нейтронов и электронов содержит атом железа?
4.Дайте характеристику атомов по плану: № 12
5.Определить относительную молекулярную массу веществ: PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3
Дать название каждому веществу.
6.Написать электронные формулы для атомов элементов: 4,16,33.. К каким электронным семействам они относятся?
Контрольная работа.
Тема. Строение вещества.
Вариант №1
1. Какая связь называется ковалентной неполярной? Приведите схемы образования связей в молекулах бромоводорода и брома. Как называется механизм образования связи для этих случаев?
2. Дайте определение понятию длина связи. Как изменяется длина связи между атомами в молекулах фтороводорода, хлороводорода, бромоводорода, иодоводорода. Объясните, используя графические формулы для этих соединений и учитывая их положение в периодической системе.
3. Что такое валентность? Чем объясняется существование элементов с постоянной валентностью? Что является причиной переменной валентности многих элементов?
4. Напишите механизм образования связи в молекулах: SiH4, Na2S
5.Укажите типы связей и определите степени окисления атомов в молекулах следующих соединений: а) H2 , НВr , Na2 SO4 ; б) Вr2 ,НI , К2SO3
Вариант №2
1.Какую связь называют ионной? Почему она является предельным случаем ковалентной связи? Приведите схему образования хлорида натрия.
2.Дайте определение понятию «химическая связь». Каковы два обязательных условия образования ковалентной связи. Покажите на примере образования молекулы водорода из атомов.
3.Дайте определение понятию степень окисления? Какие элементы имеют постоянную степень окисления во всех сложных веществах? Чему равны высшие и низшие степени окисления элементов?
4. Напишите механизм образования связи в молекулах: K2S, N2
5.Укажите типы связей и определите степени окисления атомов в молекулах следующих соединений: а) CI2 , Na2CO3 , HF; б)Ca(OH)2 , H2 SO3, O2
Вариант №3
1.Какая связь называется металлической? Каковы ее особенности?
2. Какая связь называется донорно-акцепторной. Покажите схему образования донорно-акцепторной связи на примере иона аммония.
3. Дайте определение понятию степень окисления. Всегда ли численно совпадают степень окисления и валентность.
4. Напишите механизм образования связи в молекулах: S2 ,H2O
5.Укажите типы связей и определите степени окисления атомов в молекулах следующих соединений: а) OF2 , H2O2 , MgSO4 б) H2S, Na3PO4 , LiOH
Вариант №4
1.Какую связь называют ионной? Между атомами каких элементов она образуется? Какой заряд имеют ионы металлов? Как они называются? В какие ионы превращаются атомы неметаллов при присоединении электронов?
2. Дайте определение понятию химическая связь. Какие типы химической связи вы знаете?
3.Напишите механизм образования связи в молекулах: H2S, CI2
5.Укажите типы связей и определите степени окисления атомов в молекулах следующих соединений: а) Ca(OH)2, K3PO4, NaOH б) H2O, CO2, PH3
Контрольная работа.
Тема. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.
Вариант №1
1.Дайте определение понятию растворы. Как классифицируются растворы по агрегатному состоянию? Какие процессы протекают при растворении веществ в жидких растворителях?
2.Дайте определение понятию массовой долей растворенного вещества. По каким формулам можно рассчитать массовую долю растворенного вещества, массу раствора?
3. Какие вещества относятся к электролитам и не электролитам? Приведите примеры.
4.Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих при сливании растворов:
а) хлорида натрия и нитрата серебра;
б) соляной кислоты и карбоната калия;
в) хлорида железа (III) и гидроксида натрия.
5. Решите задачи.
1.Какая масса соли потребуется для приготовления 15%-ного раствора хлорида натрия массой 120 г.
2.Приготовлен 20%-ный раствор нитрата кальция. Вычислите массы воды и нитрата кальция, содержащиеся в 100 г такого раствора.
3. В воде массой 200 г растворили 40 г соли. Какова массовая доля соли в этом растворе.
Вариант №2
1. Дайте определение понятию дисперсные системы. Как классифицируются дисперсные системы по размеру частиц дисперсной фазы?
2. Дайте определение понятию ионы. Какие ионы называются катионами, а какие анионами? Приведите примеры катионов и анионов.
3.Сформулируйте основные положения теории электролитической диссоциации. Кто и когда предложил теорию электролитической диссоциации?
4.Написать уравнение реакции между гидроксидом калия и соляной кислоты; между хлоридом бария и сульфатом натрия; между хлоридом натрия и нитратом серебра в молекулярном и ионном виде (полном и сокращенном).
5.Решите задачи.
1.В воде массой 200 г растворили 25 г соли. Какова массовая доля соли в этом растворе.
2.Приготовлен 20%-ный раствор хлорида кальция. Вычислите массы воды и хлорида кальция, содержащиеся в 100 г такого раствора.
3.Дано 500 г 10%-ного раствора сульфата меди(II).Вычислите массу этой соли в данном растворе.
Вариант №3
1.Дайте определение понятию суспензии, эмульсии, коллоидные растворы. Привести примеры.
2. Дайте определение понятию электролиты. Какие электролиты называются сильными, а какие слабыми? Приведите примеры.
3.Чем объясняется различие в свойствах ионов и атомов одного и того же элемента?
4. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих при сливании растворов:
а) хлорида натрия и нитрата серебра;
б) соляной кислоты и карбоната калия;
в) хлорида железа (III) и гидроксида натрия.
5.Решите задачи.
1.Определите массовую долю (в %) КСl в растворе, полученном при растворении КСl массой 20 г в воде объемом 300 мл.
2.Приготовлен 10%-ный раствор хлорида алюминия. Вычислите массы воды и хлорида алюминия, содержащиеся в 200 г такого раствора.
3.Имеется раствор карбоната натрия массой 250 г, в котором содержится 50 г карбоната натрия. Вычислите массовую долю соли в этом растворе.
Вариант №4
1.Дайте определение понятию массовой долей растворенного вещества. По каким формулам можно рассчитать массовую долю растворенного вещества, массу раствора.
2. Какова главная причина электролитической диссоциации в водных растворах? Что называется степенью диссоциации? Отчего она зависит?
3. Дайте определение понятию растворы. Что такое насыщенные и ненасыщенные растворы? Что показывает коэффициент растворимости?
4. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих при сливании растворов:
а) гидроксида калия и нитрата меди (II);
б) соляной кислоты и гидроксида бария;
в) сульфата натрия и нитрата бария.
5. Решите задачи
1.Приготовлен 20%-ный раствор хлорида магния. Вычислите массы воды и хлорида магния, содержащиеся в 200 г такого раствора.
2.Имеется раствор хлорида калия массой 250 г, в котором содержится 50 г хлорида калия. Вычислите массовую долю соли в этом растворе.
3.Имеется 10%-ный раствор азотной кислоты. Вычислите массу кислоты, содержащейся в 100 г такого раствора.
Контрольная работа.
Тема. Классификация неорганических соединений и их свойства.
Вариант №1
1.Дайте определение классу оксидов. Какие типы оксидов вам известны. Приведите формулы основных оксидов, кислотных оксидов, амфотерных оксидов, безразличных оксидов. Назовите оксиды. Приведите примеры реакций характерных для основных оксидов, кислотных оксидов.
2.Приведенные формулы веществ: НNO3, CO2, KOH, P2O5, NaNO3, CaSO4, MgO, FeCl3, Cu(OH)2, SO2, HClO4, BaO, Fe2O3, LiOH, H2SiO3, Ca(OH)2, K3PO4, NaOH, Sr(OH)2 Распределите по классам: оксиды, основания, кислоты, соли.
3.При помощи периодической системы составьте формулы оксидов следующих элементов: алюминия, углерода, серы, мышьяка, цинка, железа (ΙΙ). Укажите их характер.
4.Для элементов: Nа, Аl, Si – составьте формулы высших оксидов и гидроксидов. Расположите гидроксиды по усилению кислотных свойств.
5.Среди перечисленных оксидов укажите оснóвные и кислотные: СаО, SО2, Р2О5, СuО, FеО, SiО2, Мn2О7, ВаО, заполните таблицу:
Основные оксиды | Кислотные оксиды |
6.Осуществите следующие химические превращения:
а) FеСl2 → Fе(ОН)2 → FеSО4 → Fе → FеСl2;
б) Р → Р2О5 → Н3РО4 → Nа3РО4 → Са3(РО4)2.
Вариант №2
1.Дайте определение классу оснований и амфотерных гидроксидов. Запишите формулы основных и амфотерных гидроксидов. Какие типы основных гидроксидов вам известны. Приведите примеры реакций характерных для основных и амфотерных гидроксидов.
2.Распределите по классам неорганических веществ следующие соединения и назовите их: Zn(NO3)2, HgCl2, HCl, NaOH, FeCl3, Cl2O7, HBr, BaO, Cu(OH)2, MgCl2, KCl, Ca(NO3)2, KOH, Zn(OH)2, P2O3, H3PO4, CuO, SO2, Na2CO3, H2SO4.
3.При помощи периодической системы составьте формулы гидроксидов следующих элементов: алюминия, углерода, серы, мышьяка, цинка, железа (ΙΙ). Укажите их характер.
4. Для элементов: Mg, Аl, S – составьте формулы высших оксидов и гидроксидов. Расположите гидроксиды по усилению кислотных свойств.
5.Выберите из списка, одноосновные, двухосновные и трехосновные кислоты: Н2SО4, Н3РО4, НС1, Н2СО3, НI, НNО3, Н2S, НС1О4, заполните таблицу:
одноосновные | двухосновные | трехосновные |
6.Осуществите следующие химические превращения:
а) Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al2O3 → Al(NO3)3;
б) S → SO2 → SO3 → H2SO4 → K2SO4 → BaSO4.
Вариант №3
1.Дайте определение класса кислот. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Приведите примеры реакций характерных для кислот. Особенности взаимодействия кислот с металлами.
2. Назовите следующие соединения и укажите к какому классу они относятся:
NO, Al2O3, Mn(OH)2 , Ca(H2PO4)2, N2O3 , NH4OH, H2S, K3PO4, Pb(HSO3)2,Ag2O, CrO3 , Bi(OH)3, HF, MgHPO4, Bi2O3 , Mn2O7
3.Выпишите из списка только формулы солей и дайте им названия: МgСО3, СаО, Мg(ОН)2, FеSО4, КС1, СuО, НF, Nа2SiО3, А1(ОН)3, Ва3(РО4)2, Zn(ОН)2, Zn (NО3)2, Н2SО3, Nа2SО3, К2О, КВr, заполнив таблицу:
Формула соли: | Название вещества: |
4. Запишите формулы соединений: оксид золота (I), оксид ,брома (III), гидроксид марганца (II), кремневая кислота, нитрат гидроксомеди (II), фосфат кальция, оксид алюминия, гидроксид меди (II).
5.Среди перечисленных оснований укажите щелочи и нерастворимые основания: NаОН,Сu(ОН)2,Fе(ОН)3,Са(ОН)2,Ва(ОН)2,КОН,А1(ОН)3.
Щелочи: | Нерастворимые основания: |
6.Какие из данных веществ будут взаимодействовать между собой? Напишите уравнения реакций и назовите образующиеся вещества:
а) оксид кальция, соляная кислота, оксид серы (IV), гидроксид кальция, гидроксид натрия;
б) азотная кислота, оксид бария, гидроксид натрия, оксид углерода (IV), оксид натрия.
Вариант №4
1.Дайте определение классу солей. Укажите классификацию солей. Номенклатура солей.
Приведите примеры реакций получения различных солей из основания и кислоты. С помощью каких реакций можно получить
а) кислую соль из средней; б) среднюю соль из кислой; в) среднюю соль из основной.
2.Распределите по классам неорганических веществ следующие соединения и назовите их:
МgСО3, СаО, FеSО4, КС1, НF, А1(ОН)3, Ва3(РО4)2, Zn (NО3)2, Н2SО3, Nа2SО3, К2О,Cl2O7, HBr, BaO, Cu(OH)2,Ca(NO3)2,H3PO4, Ва(ОН)2.
3.При помощи периодической системы составьте формулы гидроксидов следующих элементов: натрия, магния, цинка, железа (ΙΙ). Укажите их характер.
4. Назовите следующие соединения и укажите к какому классу они относятся:
SO3 , FeO, H2SiO3 , Cu(OH)2 , NH4NO3, Ag2O, CrO3,P2O3, CuO, Mn(OH)2 ,Bi2O3, Mn2O7 Fe(OH)2 , K2CrO4 , NaH2PO4,HgCl2,FeCl3,Ca(NO3)2.
5.Запишите формулы соединений: фтороводородная кислота (плавиковая), гидроксид кобальта (II), иодид кальция, гидросульфид бария, оксид ванадия (V), оксид кремния (IV), гидроксид олова (IV), азотистая кислота.
6.Напишите уравнения возможных реакций между веществами: оксид калия, оксид фосфора (V), гидроксид бария, серная кислота, йодид калия, нитрат свинца(II).
Контрольная работа.
Химические реакции.
Вариант №1
1.Дайте определение понятию скорость реакции. Чему равна скорость реакции? От каких факторов зависит скорость химической реакции?
2.По каким признакам можно классифицировать химические реакции? Какие реакции являются реакциями соединения, замещения, обмена, разложения?
3. Дайте определение понятию ОВР. Чем обусловлено изменение степеней окисления в ходе окислительно-восстановительных реакций? Как называется процесс отдачи электронов; процесс присоединения электронов.
4.Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:
H2 + N2 →NH3 CO +O2 → CO2
HNO3 → NO2+H2O+O2↑ Ca3N2 + H2O → Ca(OH)2 + NH3↑
Ba + H2O → Ba(OH)2 + H2↑ Mg + N2 →Mg3N2
C +Cr2 O3→ CO2 +Cr HNO3 + CaO→ Ca(NO3)2+H2O
Na + H2O → NaOH+ H2↑ Ba O+ H2SO4 → BaSO4 ↓+ H2O
5.Составьте уравнения химических реакций, описания которых вам предложены. Определите, к каким типам химических реакций принадлежит каждая химическая реакция.
а) При взаимодействии оксида кальция (негашёной извести) с водой выделяется тепло и образуется гидроксид кальция (гашеная известь).
б) При прокаливании карбоната кальция (известняка) образуется оксид кальция и оксид углерода.
в) При смешивании растворов гидроксида калия и серной кислоты протекает реакций нейтрализации.
г) Разложение нитрата натрия с образование нитрита натрия и кислорода.
6.Подберите коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Fe2O3+ CO→FeO + CO2;
H2SO4 + Mg→Mg SO4 + H2;
SiO2 + C→CO + Si;
C + HNO3→ CO2+ NO + H2O
Вариант №2
1.Дайте определение понятию химическое равновесие, константа равновесия. От чего зависит и от чего не зависит константа равновесия? Как формулируется принцип Ле Шателье?
2.Какие реакции называются обратимыми и необратимыми? Приведите примеры.
3.На какие типы разделяются все ОВР? Приведите формулы и названия важнейших веществ-окислителей; важнейших веществ -восстановителей.
4. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:
P + S →P2S3 CuO +Al → Al2O3 +Cu
HNO3 + CaCO3→ Ca (NO3)2+H2O +CO2↑ KClO3 → KCl+ O2↑
KOH+ H3PO4 → K3PO4 + H2O N2О5 + Н2О →НNО3
Li + Cl2 → LiCl Cu(NO3) → CuO+O2↑+NO2↑
KOH +AlCl3 → KCl+ Al(OH)3↓ Mg+ H3PO4 → Mg3(PO4)2 + H2↑
5.Составьте уравнения химических реакций, описания которых вам предложены. Определите, к каким типам химических реакций принадлежит каждая химическая реакция.
а) Перекись водорода постепенно разлагается. Если в пробирку с перекисью водорода насыпать оксид марганца(IV), то реакция протекает с большой скоростью. Продукты разложения - вода и кислород.
б) Горение кальция в газообразном хлоре.
в) Если железный гвоздь опустить в раствор сульфата меди, то на гвозде появится коричневый налёт.
г) Окисление оксида серы (IV) кислородом.
6.Подберите коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
S + KOH → K2S + K2SO3 + H2O
K2S + HNO3 → K2SO4 + NO + H2O
Ca + HNO3 → N2O + Ca(NO3)2 + H2O
B + HBrO3 + H2O → H3BO3 + HBr
Вариант №3
1.Дайте определение понятию химическое равновесие. Как влияет температура на состояние химического равновесия? Приведите примеры.
2. Дайте определение понятию химические реакции. По каким признакам можно классифицировать химические реакции?
3.Как называется метод, который используется для составления уравнений ОВР? Его применение в ОВР.
4. Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:
K2O + Н2О → KOH Li + N2 → Li3N
AgNO3 → Ag +O2↑+NO2↑ KOH +CuSO4 → K2SO4+ Cu(OH)2↓
Mg+ HCl → MgCl2 + H2 K2O + P2O5 → K3PO4
AgNO3 → Ag +O2↑+NO2↑ NaOH +FeSO4 → K2SO4+ Fe(OH)2↓
Zn + HCl → ZnCl2 + H2↑ Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O
5. Составьте уравнения химических реакций, описания которых вам предложены. Определите, к каким типам химических реакций принадлежит каждая химическая реакция.
а) Взаимодействие цинка с соляной кислотой.
б) При прокаливании карбоната кальция (известняка) образуется оксид кальция и оксид углерода.
в) Окисление оксида серы (IV) кислородом.
г) При смешивании растворов гидроксида калия и серной кислоты протекает реакций нейтрализации.
6.Подберите коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Al + CuCl2→AlCl3 + Cu
Ca + O2→CaO
Si + HNO3 + HF→SiF4 + NO + H2O
SO2 + Cl2 + H2O→ H2SO4 +HCl
Вариант №4
1.Дайте определение понятию скорости реакций. Сформулируйте правило Вант-Гоффа. Чему равна константа скорости?
2. Дайте определение понятию химическое равновесие. Какие внешние факторы влияют на смещение химического равновесия? Приведите примеры.
3. Дайте определение понятию химические реакции. Какие реакции являются реакциями соединения, замещения, обмена, разложения?
4.Расставьте коэффициенты, определите тип реакции:
NO2 + Н2О+O2 → HNO3 Аl2O3+ SO3 → Al2(SO4)3
Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O NaOH +H3PO4 → Na3PO4+ H2O
ZnO + HCl → ZnCl2 + H2O SO2 +O2 → SO3
P+ S → P2S3 Cr(OH)3 → Cr2O3 + H2O
Ba(OH)2 +H3PO4 → Ba3(PO4)2+ H2O Zn + HCl → ZnCl2 + H2↑
5.Составьте уравнения химических реакций, описания которых вам предложены. Определите, к каким типам химических реакций принадлежит каждая химическая реакция.
а) Горение кальция в газообразном хлоре.
б)Если железный гвоздь опустить в раствор сульфата меди, то на гвозде появится коричневый налёт.
в) Окисление оксида серы (IV) кислородом.
г) Взаимодействие цинка с соляной кислотой.
6.Подберите коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.
Ca+H2SO4→CaSO4+H2S+H2O
Be + HNO3 → Be(NO3)2 + NO + H2O
PH3 + Cl2 + H2O → H3PO4 + HCl
MnCO3 + KClO3 → MnO2 + KCl + CO2
Итоговая контрольная работа по разделу:
Общая неорганическая химия.
Вариант №1
Часть 1. Выберите правильный ответ.
А1. Число атомов всех химических элементов в молекуле серной кислоты равно:
1) 3; 2) 4 ; 3) 7; 4) 6
А2. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме фтора 199F:
1) p+ – 9; n0 – 10; ē – 19; 2) p+ – 10; n0 – 9; ē – 10;
3) p+ – 9; n0 – 10; ē – 9; 4) p+ – 9; n0 – 9; ē - 19
А3. Группа формул веществ с ковалентным типом связи:
1) H2S, P4, CO2; 2) H2, Na, CuO; 3) HCl, NaCl, H2O; 4) CaO, SO2, H2
А4. Вещество, при растворении которого в воде электролитической диссоциации практически не происходит:
1) гидроксид натрия; 2) сульфат калия; 3) хлорид серебра;
4) нитрат алюминия.
А5. Валентность фосфора в соединении Р2О3:
1) I ; 2)III ; 3)II; 4)V
А6.С раствором гидроксида натрия реагируют:
1) сульфат меди (II); 2) оксид меди (II); 3) гидроксид калия;
4) азотная кислота; 5) магний; 6) оксид углерода (IV)
А7.Вещества, формулы которых Fe2O3 и FeCl2 являются соответственно:
1) основным оксидом и основанием;
2) амфотерным оксидом и кислотой;
3) амфотерным оксидом и солью;
4) кислотой и амфотерным гидроксидом.
Часть 2. Задания на установление соответствия.
В1.Верны ли следующие высказывания? | 1) верно только а; |
а) Оксид фосфора (V) - кислотный оксид. | 2) верны оба суждения; |
б) Соляная кислота - одноосновная кислота. | 3) верно только б; |
4) оба суждения не верны |
В2.Верны ли суждения о металлах и их соединениях: | 1) верно только а; |
а) Все металлы взаимодействуют с растворами кислот с выделением газа водорода. | 2) верно только б; |
б) Водородные соединения металлов называются гидридами. | 3) верны оба суждения; |
4) неверны оба суждения |
В3. Формула вещества: | Класс соединения: |
а) Н3РО4 ; | 1) соль; |
б) SO3 ; | 2) основный оксид; |
в) Сu(OH)2 ; | 3) нерастворимое основание; |
г) CaCl2; | 4) кислотный оксид; |
5) кислота; | |
6) растворимое основание. |
В4. Исходные вещества: | Продукты реакции: |
а) NH3 и HCl; | 1) Cu(NO3)2 и H2 ; |
б) Cu и HNO3 ; | 2) NO; |
в) N2 и O2 ; | 3) NH4Cl; |
| 4) N2O5 ; |
| 5) Cu(NO3)2, H2O, NO2 |
Часть3. Запишите номер задания и полное решение.
С1.Дайте характеристику фосфора по его положению в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева.
C2. Составьте уравнения химических реакций согласно схеме:
Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe → FeSO4 → Fe(OH)2.
Назовите все сложные вещества, укажите тип реакции.
С3..Написать метод электронного баланса (определить окислитель и восстановитель): HCl + CrO3 →Cl2 + CrCl3 + H2O.
С4. Решить задачи.
1. Какая масса гидроксида натрия потребуется для превращения сульфата меди (II) массой 16 г в гидроксид меди (II)?
2. Имеется 30%-ный раствор азотной кислоты. Вычислите массу кислоты, содержащейся в 200 г такого раствора.
3.При соединении 18 г алюминия с кислородом выделяется 547 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
Вариант №2
Часть 1. Выберите правильный ответ.
А1. Число атомов всех химических элементов в молекуле фосфорной кислоты равно:
1) 3; 2) 6 ; 3) 10; 4) 8
А2. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме хлора 3517Cl
1) p+ – 18; n0 – 18; ē – 18; 2) p+ – 17; n0 – 17; ē – 17;
3) p+ – 17; n0 – 18; ē – 18; 4) p+ – 17; n0 – 18; ē – 17
А3.Группа формул веществ с ионным типом химической связи:
1) Na2S, KCl, HF; 2) K2O, NaH, NaF ; 3) CO2, BaCl2, NaOH ; 4) Ca, O2, AlCl3
А4.Вещество, которое в водном растворе полностью диссоциирует:
1) оксид меди; 2) нитрат калия; 3) сульфат бария; 4) гидроксид железа (III)
А5. Валентность серы в соединении Н2S:
1) I ; 2) III ; 3) II; 4) V
А6.В реакцию с раствором соляной кислоты вступают:
1) ртуть; 2) гидроксид магния; 3) оксид натрия;
4) карбонат натрия; 5) хлорид бария; 6) оксид серы (VI)
А7.Вещества, формулы которых SO3 и FeSO4 являются соответственно:
1) основным оксидом и солью; 2) амфотерным оксидом и кислотой ;
3) кислотным оксидом и солью; 4) кислотой и солью
Часть 2. Задания на установление соответствия.
В1. Верны ли следующие высказывания? | 1) верно только а; |
а) Серная кислота – двухосновная. | 2) верны оба; |
б) Оксид калия – основный оксид. | 3) верно только б; |
4) оба суждения не верны. |
В2. Верны ли суждения о соединениях азота: | 1) верно только а; |
а) Водный раствор аммиака имеет водную среду. | 2) верно только б; |
б) Нитраты термически неустойчивы и разлагаются с выделением кислорода. | 3) верны оба суждения |
| 4) неверны оба суждения |
В3. Формула вещества: | Класс соединения: |
а) LiOH; | 1) соль; |
б) SO2; | 2) основный оксид; |
в) HNO3; | 3) нерастворимое основание; |
г) CaCO3
| 4) кислотный оксид ; |
5) кислота; | |
6) растворимое основание |
В4. Вещества: | Продукты горения: |
а) H2S; | 1) SO2 и H2O ; |
б) Na ; | 2) CO2 ; |
в) CO ;
| 3) Na2O ; |
4) Na2O2; | |
5) SO3, H2O |
Часть3. Запишите номер задания и полное решение.
С1.Дайте характеристику алюминия по его положению в периодической таблице химических элементов Д.И. Менделеева.
С2.Составьте уравнения химических реакций согласно схеме:
Na → NaOH → Cu(OH)2 → CuO → Cu.
Назовите все сложные вещества, укажите тип реакции.
С3.Написать метод электронного баланса (определить окислитель и восстановитель): HCl + MnO2 →MnCl2 + Cl2 + H2O
С4.Решите задачи.
1.Сколько граммов гидроксида калия потребуется для взаимодействия с 70г серной кислоты?
2.Имеется раствор хлорида натрия массой 250 г, в котором содержится 50 г хлорида натрия. Вычислите массовую долю соли в этом растворе.
3.Путем сжигания серы получено 32 г оксида серы (IV), причем выделилась теплота, соответствующая 146,3 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Контрольная работа.
Тема. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.
Вариант №1
1.Что изучает органическая химия? Запишите классификацию углеводородов.
2.Какой закон лежит в основе органической химии? Перечислите его основные положения.
3. Перечислите особенности строения и свойств органических веществ.
4.Составить структурные формулы соединений: C2H6, С4Н10.
5.Составьте три структурные формулы гомологов вещества, структурная формула которого:
6.Изомерами являются вещества, формулы которых:
Вариант №2
1. Сформулируйте основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.
2. Какие виды номенклатуры органических соединений используют в настоящее время?
3. Какие виды формул используют в органической химии?
4.Составить структурные формулы соединений: C3H8, С4Н10.
5.Составьте три структурные формулы изомеров углеводорода, формула которого С6Н14.
6.В перечне формул веществ
гомологами являются: 1)АБВ; 2)АВЕ; 3)АВД; 4) БВД
Контрольная работа.
Тема. Углеводороды и их природные источники.
Вариант №1
1.Дайте характеристику гомологического ряда алканов и алкадиенов согласно плану:
а)общая формула вещества;
б)родовой суффикс;
в) виды изомерии;
г) номенклатура;
д) характерные реакции.
2. Назвать вещества по номенклатуре ИЮПАК:
3.Решите задачи на нахождение молекулярной формулы.
1.Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7%. Плотность паров углеводорода по воздуху равна 1,931. Определите молекулярную и структурную формулу.
2.Углеводород содержит 16,28% водорода. Плотность этого вещества при нормальных условиях 3,839 г/л. Найдите молекулярную формулу этого углеводорода. Написать структурную формулу.
3. Углеводород содержит 82,76% углерода. Масса 1 л этого углеводорода (н.у.) составляет 2.589 г. Найдите молекулярную формулу этого углеводорода. Написать структурную формулу.
4.Назовите преимущества природного газа перед другими видами топлива.
Вариант №2
1.Дайте характеристику гомологического ряда алкенов и алкинов согласно плану:
а) общая формула вещества;
б) родовой суффикс;
в) виды изомерии;
г) номенклатура;
д) характерные реакции.
2. Назвать вещества по номенклатуре ИЮПАК:
3.Решите задачи на нахождение молекулярной формулы.
1.Относительная плотность паров алкина по кислороду
равна 2,125. Выведите молекулярную формулу алкина. Написать структурную формулу.
2.Относительная плотность паров углеводорода по водороду равна 49. Массовая доля углерода в нем равна 85,71%, массовая доля водорода равна 14,29%. Выведите молекулярную формулу углеводорода. Написать структурную формулу.
3.Относительная плотность паров углеводорода по водороду равна 55. Массовая доля углерода в нем равна 87,27%.
Выведите молекулярную формулу углеводорода. Написать структурную формулу.
4. Укажите области применения метана.
Контрольная работа.
Тема. Кислородсодержащие органические соединения.
Вариант №1
1. Опишите химические свойства фенола. Докажите, что кислотные свойства фенола выражены сильнее, чем у воды и спиртов.
2. Напишите структурную и эмпирическую формулы вещества, название которого 5-метил-4-гексен-1-инол-3. Сравните число атомов водорода в молекуле этого спирта с числом атомов водорода в молекуле алкана с таким же числом атомов углерода. Чем объясняется это различие?
3.Составьте структурные формулы по названиям спиртов:
а) гексанол-3; б) 2-метилпентанол-2; в) н-октанол; г) 1-фенилпропанол-1;
д) 1-циклогексилэтанол.
4. Назвать вещества по номенклатуре ИЮПАК:
5. Решите задачу.
При окислении 17,2 г альдегида аммиачным раствором оксида серебра выделилось 43,2 г металла. Определите молекулярную формулу альдегида.
Составить структурные формулы изомерных альдегидов и назвать их по международной номенклатуре.
Вариант №2
1.Опишите химические свойства альдегидов. Способы получения альдегидов.
2. Сколько спиртов имеют молекулярную формулу С5Н12O? Составьте структурные формулы этих веществ и назовите их. Только ли спиртам может соответствовать эта формула? Составьте структурные формулы двух веществ, имеющих формулу С5Н12O и не относящихся к спиртам.
3.Составьте структурные формулы:
а) 2,3 – диметилпентанол – 3; в) 2-метил-3-этилгексанол – 1;
б) 2 – метилгептанол – 3; г) 2-хлорпропанол – 1
4.Назвать вещества по номенклатуре ИЮПАК:
5.Решите задачу.
Какой объём водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 37 г смеси изомерных спиртов состава С4Н9ОН с избытком металлического кальция? Составить структурные формулы всех изомеров данного спирта и назвать их по международной номенклатуре.
Итоговая контрольная работа по дисциплине
Вариант №1
ЧАСТЬ А. При выполнении заданий А1-А10 выберите один правильный ответ.
А1. Каков физический смысл порядкового номера химического элемента?
1) это число нейтронов в атоме;
2) это относительная атомная масса;
3) это число энергетических уровней в атоме;
4) это число протонов в ядре.
А2. В малом периоде находится:
1)кальций; 2)золото; 3)хлор; 4)железо.
А3. В ряду Na →K → Rb металлические свойства:
1) уменьшаются;
2) увеличиваются;
3) не изменяются;
4) сначала увеличиваются, а затем уменьшаются.
А4. Атом фосфора имеет следующее распределение электронов по энергетическим уровням:
1)1ē,8ē,5ē; 2) 2ē,6ē ,5ē; 3)2ē ,8ē,3ē ; 4)2ē ,8ē,5ē
А5. Сферическую форму имеют орбитали:
1)s- элекронов; 2)d- элекронов; 3)p- элекронов; 4)f- элекронов
А6. Химический элемент, который имеет 14 электронов это:
1)Азот; 2) Кремний; 3)Алюминий; 4)Кислород
А7. H2, O2, N2 – данные вещества образованы:
1) ковалентной полярной; 3) ионной;
2) металлической; 4) ковалентной неполярной
А8.Общая формула алкинов:
1) Сn H2n ; 3) CnH2n-2;
2) CnH2n+2; 4) CnH2n-6
А9. Название вещества, формула которого СН3 ─ СН2 ─ СН (СН3)─ С ≡ СН
1) гексин -1; 3) 3-метилгексин-1;
2) 3-метилпентин-1; 4) 3-метилпентин-4
А10.Название вещества, формула которого СН3─СН2─СН(СН3)─СН(СН3)─СОН
1) 2,3-диметилбутаналь; 3) пентаналь;
2) 2,3-диметилпентаналь; 4) 3,4-диметилпентаналь
ЧАСТЬ В. Задания на установление соответствия.
В1. Состав атома: | Положение элемента в Периодической системе: |
1. 19р+, 20n0, 19 ē; | а) 4-й период IIIБ группы; |
2. 21 р+, 24n0, 21ē; | б) 4-й период IA группы; |
3. 29р+, 35n0, 29 ē; | в) 4-й период IIIA группы; |
4. 31р+, 39n0, 31ē | г) 4-й период IБ группы. |
В2. Дисперсная система: | Агрегатное состояние дисперсной фазы / дисперсионной среды: |
1. минеральная вода; | а) газ / жидкость; |
2. снежный наст; | б) газ / твердое вещество; |
3. нержавеющая сталь; | в) твердое вещество / твердое вещество; |
4. дым | г) газ / твёрдое вещество |
В3. Неорганическое вещество: | Химическое соединение: |
1.соль; | а)N2O5; |
2.кислотный оксид; | б)CaCl2; |
3.основный оксид; | в)ZnО; |
4. амфотерный оксид | г) ВаO |
В4. Молекулярная формула органического вещества: | Класс соединения: |
1.С5Н10О5; | а) алкины; |
2.С5Н8 ; | б) арены; |
3.С8Н10 ; | в) углеводы; |
4.С4Н10О | г) простые эфиры; |
| д) многоатомные спирты |
ЧАСТЬ С. При выполнении заданий подробно запишите ход его решений и полученный
результат.
С1.Дать определение терминам: атом, группа, изотопы, дать формулировку периодического закона (современная).
С2. Подобрать коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:
KI + KClO3 + H2SO4 → KCl + I2 + K2SO4 + H2O
С3.Из перечня формул, приведенных ниже, выберите формулы веществ, относящиеся к гомологическому ряду алканов, алкенов и алкинов: C2H4, C2H6, C3H8, C3H6, C4H8, C2H2, C3H4, C4H6. Составьте структурные формулы этих соединений, дайте им названия.
С4.Составьте структурные формулы всех возможных изомеров гексана, дайте им названия.
Вариант №2
ЧАСТЬ А. При выполнении заданий А1-А10 выберите один правильный ответ.
А1. Каков физический смысл порядкового номера химического элемента?
1) это число энергетических уровней;
2) это заряд атома;
3) это относительная атомная масса;
4) это число нейтронов в ядре
А2. В большом периоде находится:
1) кальций; 2)натрий; 3)хлор; 4)азот.
А3. В ряду С → N→ O металлические свойства:
1) уменьшаются;
2) увеличиваются;
3) не изменяются;
4) сначала увеличиваются, а затем уменьшаются.
А4. Атом алюминия имеет следующее распределение электронов по энергетическим уровням:
1) 1ē,8 ē,5 ē; 2) 2ē,6 ē,5 ē; 3) 2ē,8ē,3ē ; 4) 2ē,8ē,5ē
А5. Гантелеобразную форму имеют орбитали:
1) s- элекронов; 2)d- элекронов ; 3) p- элекронов; 4) f- элекронов
А6. Химический элемент, который имеет 12 электронов это:
1)Углерод; 2) Магний ; 3)Алюминий; 4)Кремний
А7. Между атомами каких элементов химическая связь будет иметь ионный характер : 1) Li и F ; 2) C и O ; 3) S и CI; 4) Si и H
А8.Общая формула алкадиенов:
1) Сn H2n ; 3) CnH2n-2;
2) CnH2n+2 ; 4) CnH2n-6
А9. Название вещества, формула которого СН3─СН(СН3)─СН═СН─СН3
1) гексен-2; 3) 4-мнтилпентен-2;
2) 2-метилпентен-3; 4) 4-метилпентин-2
А10.Название вещества, формула которого СН3─СН(СН3)─СН(ОН)─СН3
1) бутанол-2; 3) 2-метилбутанол-3;
2) пентанол-2; 4) 3-метилбутанол-2
ЧАСТЬ В. Задания на установление соответствия.
В1. Состав атома: | Положение элемента в Периодической системе: |
1. 38р+, 50n0, 38ē; | а) 5-й период IIБ группы; |
2. 48р+, 64n0, 48ē; | б) 5-й период VIA группы; |
3. 42р+, 54n0, 42ē; | в) 5-й период IIA группы; |
4. 52 р+, 76n0, 72ē. | г) 5-й период VIБ групп |
В2. Дисперсная система: | Агрегатное состояние дисперсной фазы / дисперсионной среды: |
1.чугун; | а) твёрдое вещество / газ; |
2.смог; | б) газ / твердое вещество; |
3.пористый шоколад . | в) твердое вещество /твердое вещество; |
4.смог; | г) твёрдое вещество/ газ; |
В3. Неорганическое вещество: | Химическое соединение: |
1.соль; | а) SO3; |
2.кислотный оксид; | б) ВаCl2; |
3.основный оксид; | в) AI2О3; |
4.амфотерный оксид | г) CаO |
В4. Молекулярная формула органического вещества: | Класс соединения: |
1.С4Н6; | а) углеводы; |
2.С4Н8О2; | б) арены; |
3.С7Н8; | в) алкины; |
4.С5Н10О5 | г) сложные эфиры; |
| д) альдегиды |
ЧАСТЬ С. При выполнении заданий подробно запишите ход его решений и полученный
результат.
С1.Дать определение терминам: химический элемент, период, изотопы, дать формулировку периодического закона.
С2.Расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:
I2 + HNO3 → HIO3 + NO + H2O
С3.Из перечня формул, приведенных ниже, выберите формулы веществ, относящиеся к гомологическому ряду алканов, алкенов и алкинов: C4H8,C5H12, C2H4, C3H6, C7H16, C8H18, C8H16, C5H10.Составьте структурные формулы этих соединений, дайте им названия.
С4. Составьте структурные формулы всех возможных изомеров гептана, дайте им названия.