12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Завражная1140
учитель русского языка и литературы БМОУ г.Горловки "Школа № 42"
Россия, Донецкая Народная Респ., Горловка
2

Урок «Контрольное сочинение №1. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»»

 

9 класс литература 13.10.2017

Цель: проверить уровень сформированности навыков написания сочинения по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся; развитие письменной связной речи; развивать логику и внимание; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Тип урока: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы, цели урока.

Работа над темой и целью урока.

1.Выбор темы для написания сочинения.

Образ Лизы в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».

Образ Эраста в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».

Повесть Н.Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы. 
    Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н.М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов. 
    Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка - изящного, утонченного, «салонного». 
    Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» - показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия. 
    Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны. 
    В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом. 
    Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью. 
    Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, - говорила Лиза Эрасту, - когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста». 
    Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» - думал Эраст. 
    Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую. 
    Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл. 
    Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду. 
    Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав о гибели дочери. Да и судьба Эраста сложилась несчастливо. Он не мог простить себе гибели Лизы до конца своей жизни. 
    Интересно, что в повести есть еще одно действующее лицо - это автор. Он активно участвует в повествовании, всей душой сочувствует Лизе, как взрослый товарищ, журит Эраста. 
    Именно образ автора вносит большой лиризм и дает образцы «салонного» языка: «Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!», «Они обнимались - но целомудренная, стыдливая Цинтия не скрывалась от них за облако: чисты и непорочны были их объятия», «Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности!» 
    Повесть «Бедная Лиза» явилась первым образцом сентименталистской прозы в России. Оно, помимо художественных достоинств (язык, стиль, попытка передачи психологического состояния героев), провозглашает ценную идею. По Карамзину, все люди равны, в одинаковой степени достойны уважения. Больше того, простолюдины могут быть благороднее дворян. 
    Именно Карамзин показал, что главным героем произведения словесности может быть простой человек, мир его чувств, жизнь его сердца.

 Образ Эраста в Повести Карамзина «Бедная Лиза»

Николай Михайлович Карамзин - крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления.

Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься? » - настораживается Эраст. «Жестокий! Можешь ли ты об этом спрашивать? » - успокаивает его Лиза.

Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии... ». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.

Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив - деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках.

Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове.

Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.

С образом Эраста как антагониста Лизы в способности культивировать чувство, доводить его до уровня эмоциональной экзальтации осуществлено в повести также традиционное для сентиментализма противопоставление человека «цивилизованного» «естественному». «Отравленный» меркантильностью общества Эраст оказался не способным исполнить долг по отношению к соблазнённой им Лизе. Причём, одним из мотивов скоротечности любви у Эраста, наряду с ветреностью, является у Карамзина также и потеря Лизой духовного совершенства: «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Трагическое противоречие, возникшее между Лизой и Эрастом, – результат несовпадения экзальтированного природного чувства героини, нарушившей мораль, и «рассудочной» расчётливости героя, породивших аморальный поступок. В контексте созданного Карамзиным сюжета аморальность поступков Эраста связана как со слабостью характера и меркантильностью, так и с обусловленным «каменистостью» среды его мира отсутствием способности к чувству. Нарушение героями морального закона ведёт к разрушению мира идиллии.

Восстановление идиллии в топосе повести оказывается невозможным – встречи введённого в сюжет на правах равноправного образа автора-повествователя с раскаявшимся Эрастом происходят у пустой, «без дверей, без полу» хижины Лизы.

В "Бедной Лизе" Н.М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор "благозвучных" и "не портящих вкуса" слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.

 Образ Эраста в Повести Карамзина «Бедная Лиза»

Николай Михайлович Карамзин - крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления.

Лучшей повестью Карамзина справедливо признана «Бедная Лиза» (1792), в основу которой положена просветительская мысль о внесословной ценности человеческой личности. Проблематика повести носит социально-нравственный характер: крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры раскрыты в отношении героев к любви. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием: она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста. Лиза любит Эраста самозабвенно, не задумываясь о последствиях своей страсти. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее мать очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься? » - настораживается Эраст. «Жестокий! Можешь ли ты об этом спрашивать? » - успокаивает его Лиза.

Эраст изображен в повести не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Это был, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии... ». Таким образом, цельному, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Вначале он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.

Следует заметить, что образу Эраста сопутствует весьма прозаический лейтмотив - деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывали к себе осудительное отношение. Настоящая искренняя помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках.

Эраст при первой же встрече с Лизой стремится поразить ее воображение своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Лиза решительно отказывается от этих денег, что вызывает полное одобрение и ее матери. Эраст, желая расположить к себе мать девушки, просит только ему продавать ее изделия и всегда стремится платить в десять раз дороже, но «старушка никогда не брала лишнего». Лиза, любя Эраста, отказывает посватавшемуся к ней зажиточному крестьянину. Эраст же ради денег женится на богатой пожилой вдове.

Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствовал о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего снизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с устоями крепостнического мира, идиллии быть не могло.

С образом Эраста как антагониста Лизы в способности культивировать чувство, доводить его до уровня эмоциональной экзальтации осуществлено в повести также традиционное для сентиментализма противопоставление человека «цивилизованного» «естественному». «Отравленный» меркантильностью общества Эраст оказался не способным исполнить долг по отношению к соблазнённой им Лизе. Причём, одним из мотивов скоротечности любви у Эраста, наряду с ветреностью, является у Карамзина также и потеря Лизой духовного совершенства: «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Трагическое противоречие, возникшее между Лизой и Эрастом, – результат несовпадения экзальтированного природного чувства героини, нарушившей мораль, и «рассудочной» расчётливости героя, породивших аморальный поступок. В контексте созданного Карамзиным сюжета аморальность поступков Эраста связана как со слабостью характера и меркантильностью, так и с обусловленным «каменистостью» среды его мира отсутствием способности к чувству. Нарушение героями морального закона ведёт к разрушению мира идиллии.

Восстановление идиллии в топосе повести оказывается невозможным – встречи введённого в сюжет на правах равноправного образа автора-повествователя с раскаявшимся Эрастом происходят у пустой, «без дверей, без полу» хижины Лизы.

В "Бедной Лизе" Н.М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор "благозвучных" и "не портящих вкуса" слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.

4.Написание сочинения на черновик.

5.Редактирование.

6.написание на чистовик.

Итог.

Домашнее задание.

Подготовиться к внеклассному чтению.

Стихи и рассказы Н.Карамзина.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.