12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43550
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
18

Урок на тему «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей»

Урок литературы в 9 классе

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей.

 

Автор Радькова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

 

Цели: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными; через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности; через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости

Ход урока.

1.Проверка д/з. Подготовка к восприятию.

- В современном русском языке слово «сентиментальный» чаще всего имеет неодобрительную оценку и означает «излишне чувствительный, приторно нежный, в проявлении чувств доходящий до слащавости». В 18 же веке слово «сентиментальный» означало прежде всего «способный к пережи-ванию возвышенных и тонких эмоций». Именно в таком значении использовалось это слово в романе английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», давшем название новому художественному направлению – сентиментализму. Что это за направление? (индивидуально письменно – «Особенности сентиментализма. Русский сентиментализм».)

- Манифестом сентиментализма как направления в русской литературе стала статья Н.М.Карамзина «Что нужно автору?» Как и во всяком манифесте, в нём выражен идеал – в данном случае идеальный образ писателя: «Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце… Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей… Одним словом, я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором», - утверждал Карамзин.

   Мы уже говорили о том, что сентименталисты верили: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло. В России об этом первым стал говорить именно Н.М.Карамзин. Кумиром читающей публики его сделала повесть «Бедная Лиза»,  имевшая небывалый успех. «Лизин пруд» близ Симонова монастыря в Москве на целые десятилетия превратился в место паломничества. Почему повесть, сюжет которой был не нов и с виду незамысловат, имела огромный успех у читателей?

   Об этом мы и поразмышляем сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Дома вы прочитали повесть Карамзина. Какие события лежат в её основе? Коротко охарактери-зуйте сюжет произведения.

Крестьянская девушка Лиза, соблазнённая и оставленная молодым дворянином Эрастом, бросается в пруд и погибает.

- Обычная история, распространённый сюжет. Почему же повесть Карамзина имела небывалый успех? Что нашла в ней публика, как вы думаете?

Сострадание к бедным людям, сострадание к жертвам страстей, сострадание к самому греху.

- По учению Церкви, самоубийце нет прощения, рассказчик же «Бедной Лизы» в конце повести говорит о своих героях: «Теперь, может быть, они уже примирились!» Так выражалось убеждение, что всякое страдание получит награду – это многим казалось утешительным. Кроме того, в повести Карамзина по-новому развивается идея внесословной ценности человека. Не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству – вот главные человеческие достоинства. Только крестьянки умеют по-настоящему, верно, преданно, бескорыстно, самоотверженно любить – вот о чём написал повесть Карамзин.

   Какой мы видим главную героиню произведения? Чему смогли научить её отец с матерью?

Лиза «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве». «Бог дал мне  руки, чтобы работать,- говорила  Лиза», и это убеждение воспитал в ней отец, который «любил работу, пахал хорошо землю и  вел всегда трезвую  жизнь». Мать девушки верна памяти мужа и воспитывает дочь в строгих нравственных понятиях: «кормиться трудами своими и ничего не брать даром».  Лиза – чистая, открытая, верная в любви, заботливая дочь.

- Что мы узнаём об Эрасте,  какой была его жизнь до встречи с Лизой?

«Эраст  был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом  и  добрым сердцем, добрым  от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его  в  светских  забавах, но часто не находил: скучал и жаловался   на  судьбу  свою… . Он читывал романы,  идиллии,  имел  довольно живое воображение  и  часто переселялся мысленно  в  те  времена  …, в  которые … все люди беспечно  гуляли  по лугам, купались в  чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали  под розами  и миртами  и в счастливой  праздности все  дни  свои провождали.»

- Что привлекло Эраста в Лизе?

Новизна впечатлений: «ему казалось, что  он  нашел в Лизе  то,  чего сердце его  давно искало. "Натуpa призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям",- думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет».

- Почему Эраст сразу покорил сердце девушки?

- Возможна ли любовь между крестьянкой и барином?

Самой Лизе она кажется невозможной. В самом начале знакомства с Эрастом Лиза не допускает мысли об её возможности: мать, увидев Эраста, говорит дочери: «Если бы жених твой был таков!». Все Лизино сердце затрепетало. «Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…- Лиза не договорила речи своей». После того, как Эраст побывал в доме Лизы, она думает: «Если бы тот, кто теперь занимает мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом…Мечта!» В разговоре с Эрастом после его обещаний забрать Лизу к себе после смерти матери девушка возражает: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем… Я крестьянка».

 

- Понимая, что любовь между крестьянкой и барином невозможна, Лиза, однако, влюбляется в Эраста. Вспыхнувшее чувство для девушки было всем смыслом ее жизни, Лиза поверила Эрасту. Отныне она подчиняется его воле, даже тогда, когда доброе сердце и здравый рассудок подсказывают ей поведение противоположное: скрывает от матери свидания с Эрастом, грехопадение, а после отъезда Эраста – силу тоски своей.

   Чувства героев, их состояние тесно связаны с описаниями природы. Докажите, что пейзажные зарисовки «готовят» героев и читателей, «настраивают» на определенные события.

 Прекрасное утро – встреча Лизы и Эраста, гроза – перемена в отношениях.

 

- После падения Лиза для Эраста становится «как все», и ничто больше не удерживает его от  дурной жизни. Осуждает ли Карамзин своего героя? В каких словах автора звучит оценка поступку Эраста?

  «Он  желал больше, больше и, наконец, ничего  желать  не мог,-  а  кто  знает  сердце  свое, кто размышлял о  свойстве нежнейших  его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что  исполнение всех желаний есть  самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности,  который прежде  воспалял  его воображение  и  восхищал  душу.»

 

- Карамзин не оправдывает Эраста, но и не осуждает его. Герой умён, добр, искренен, но в то же время «слаб и ветрен», поэтому становится невольной причиной гибели Лизы. Однако Эраст не злодей: «Эраст был до конца жизни своей  несчастлив. Узнав  о судьбе Лизиной, он не  мог утешиться и почитал себя убийцею».

   Осуждает ли рассказчик свою героиню за самоубийство?

Нет, он убеждён, что всякое страдание получит награду.

- И это казалось многим читателям верным. Другие же обвиняли автора в безнравственности. Мысль Карамзина, однако, глубже и того, чем восторгались почитатели, и того, чем возмущались враги: в определённых ситуациях жизнь сердца, чувствительность приводят к беде. История Эраста и Лизы тем и ценна для автора, что располагает к состраданию.

   Как же можно охарактеризовать эпитет «бедная» по отношению к Лизе?

1)Небогатая; 2)несчастная, здесь звучит авторское сочувствие.

- Как проявляются в повести черты сентиментализма?

1)В центре произведения – частная жизнь человека, тема поиска личного счастья. Особое внимание писатель уделяет психологии героев, их эмоциям.

2) Нарушены литературные границы и правила в изображении героев; Лиза и её мать имеют мало общего с настоящими крестьянками: выдуманы и приукрашены их быт, занятия, интересы, их речь не похожа на народную.

3) Язык повести отражает стремление автора к «нежности, приятности, изяществу»: обилие «чувствительных» эпитетов, слов с уменьшительными и ласкательными суффиксами.

Эпоха сентиментальных увлечений скоро прошла, сами эти увлечения начали высмеивать. Однако именно Н.М.Карамзин открыл пути для русской психологической прозы 19 века.

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (3)

Садварий Жанна Владиславовна, 18.10.18 в 21:59 4Ответить Пожаловаться
С удовольствием окунулась в давно забытое впечатление от литературного произведения. А вот образ бедной Лизы в творчестве О.А. Кипренского один из самых любимых.Спасибо, Вера Сергеевна!

Горбачёва Марина Юрьевна, 19.10.18 в 09:42 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за хороший материал!
Красильникова Ирина Сергеевна, 27.10.18 в 20:39 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный и познавательный урок, Вера Сергеевна) думаю, ученики были довольны)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.