12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойко Алла Анатольевна90
Учитель высшей категории. Стаж работы-25 лет
Россия, Ростовская обл.
Материал размещён в группе «Мониторинг качества знаний»
4

Урок «Повесть Н.М Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма»

 

Таблица 1.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

 

ФИО (полностью)

Бойко Алла Анатольевна

 

Место работы

МБОУ Задонская СОШ

 

Должность

Преподаватель русского и литературы

 

Предмет

Литература

 

Класс

9а класс

 

Тема и номер урока в теме

Повесть Н.М Карамзина « Бедная Лиза» как произведение сентиментализма .

 

Базовый учебник

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 93 с.

1. Цель урока: обобщить знания о специфике сентиментализма как литературного направления в европейской и русской литературе XVIII века; проанализировать основные элементы сентиментализма в поэзии и художественной прозе Карамзина в контексте творчества европейских сентименталистов.

2. Задачи:

обучающие:

- определить основные черты сентиментализма как литературного направления в русской и европейской культуре XVIII века; помочь школьникам осознать связь русского сентиментализма с европейским сентиментализмом;

- пополнить круг сведений о Н.М. Карамзине как крупнейшем представителе русского сентиментализма и многогранной личности;

- проанализировать лирику и прозу Н.М. Карамзина в контексте творчества европейских сентименталистов.

- развивать умение анализировать литературное произведение в рамках литературного направления.

- понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней.

- учить пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.

- учить интерпретировать сюжет картин;

- учить написанию творческих работ на заданную тему (при домашней работе с карточками дифференцированного характера).

- развивающие:

- учить умению анализировать; сопоставлять сюжеты, характеры героев, творческий почерк разных писателей; устанавливать причинно-следственные связи в логике поведения героев, синтезировать – обобщать, делать выводы;

- развивать умение работать индивидуально и в группе;

- воспитательные:

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Карамзина и европейских писателей XVIII века.

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира.

3. Тип урока – традиционный, с элементами интеграции; урок обобщения и пополнения знаний.

4. Формы работы учащихся – анализ художественных текстов, в т.ч. сравнительный анализ, обработка информации, изложенной в электронном модуле и учебнике (составление таблицы), комментирование содержания картин, письменная работа по карточкам дифференцированного характера, пересказ краткого содержания литературных произведений с элементами анализа.

5. Необходимое техническое оборудование –

1. Учебник «Литература. 9 класс» под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 93 с.

2. Тексты стихотворений Н.М. Карамзина «Поэзия», «Выздоровление» и «К соловью» и повести «Бедная Лиза», стихотворения И.В. Гете, Э. Юнга, Дж. Томсона, романы И.В. Гете «Страдания молодого Вертера», Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза».

3. Дополнительная литература (выставка для рекомендации школьникам)

Лотман ЮМ. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Осетров ЕМ. Три жизни Карамзина. М., 1985.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. М., 2006

4. Репродукции с картин

5. ПК с выходом в Интернет

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

I. Предкоммуникативный этап

Слайд с темой и целями урока

1. Объявление темы и целеполагание.

- Ребята, мы продолжаем знакомиться с разделом «Из русской литературы XVIII века» и сегодня обращаемся к творчеству Н.М. Карамзина.

Тема нашего занятия - «Творчество Н.М. Карамзина как вершина русского сентиментализма».

Наша цель – рассмотреть принципы сентиментализма как литературного направления в европейской и русской литературе XVIII века; выяснить место и роль Карамзина в истории русской литературы XVIII века как крупнейшего представителя русского сентиментализма; выявить основные черты сентименталистской поэтики Карамзина на материале его лирических и эпических произведений в контексте творчества европейских сентименталистов.

   
     

2. Актуализация знаний

-

Вспомним, что вы знаете о сентиментализме.

Ответы учащихся (определение понятия, толкование термина «сентиментализм»)

 
 

II. Коммуникативный этап

Модуль И

«Сентиментализм как художественное направление в литературе и искусстве»

1.Слово учителя.

- Особенность литературы XVIII века состояла в том, что сосуществовали два литературных направления – классицизм и сентиментализм. Вы уже знаете, в чем состояла особенность классицизма, познакомились с писателями-классицистами.

Выясним, что собой представлял европейский сентиментализм как литературное направление, каковы место и роль русского сентиментализма в европейском литературном процессе. Для этого обратимся к информационной базе Интернета.

(Просмотр модуля «Сентиментализм»).

- Итак, при каких обстоятельствах и по какой причине возник сентиментализм?

- Каково взаимоотношение русского и европейского сентиментализма?

Он возник в недрах классицизма, как реакция на классицизм и его поэтику.

Уже сформировавшиеся в Европе принципы поэтики были восприняты и переосмыслены русскими писателями на русском материале.

 
   

ПК или интерактивная доска (при составлении таблицы)

2. Систематизация знаний по теории литературы над понятием сентиментализм.

Работа с учебником и составление сравнительной таблицы «Литературные направления XVIII века»1.

-Составим сравнительную таблицу «Литературные направления XVIII века», чтобы хорошо это представить и выделить черты сентиментализма как второго литературного направления, обусловленного классицизмом. Для этого воспользуемся информацией, представленной в просмотренном модуле и материалом учебника на стр. 69-70. Она будет необходима нам для анализа произведений Карамзина и европейских сентименталистов в аспекте литературного направления.

- Какой вывод мы можем сделать, опираясь на эту таблицу?

- Кроме того, литература сентиментализма готовила переход к новому литературному направлению – романтизму.

Коллективное составление сравнительной таблицы «Литературные направления XVIII века».

Вывод:

Литература сентиментализма представляла собой более современное направление, которое закрепляло за человеком право на частную жизнь и при активной гражданской позиции.

 
   

Модуль И

«Н.М. Карамзин Слово о писателе»

3. Систематизация сведений о жизни и творчестве Н.М. Карамзина.

- Вам уже знакомо творчество Н.М. Карамзина. Вспомним основные вехи его биографии. В этом нам поможет информационный модуль. Просмотрите информацию, представленную в модуле, и отметьте, что нового вы узнали из этого проекта.

(Просмотр модуля)

- Однако не все сведения о специфике литературной деятельности нашли отражение в модуле. Предлагаю дополнить информацию о писателе, поскольку это необходимо нам для осознания мировоззрения писателя.

Ответы детей.

Реферирование подготовленного ученика, который освещает факты биографии и этапы творческого пути писателя:

• принадлежность Карамзина к старинному дворянскому роду, круг его детского чтения;

• служба в лейб-гвардии Преображенском полку и знакомство с И.И. Дмитриевым;

• вступление в масонскую ложу «Златой венец» и увлечение переводами;

• создание первой сентиментальной повести «Евгений и Юлия»;

• путешествие по Европе и знакомство с видными философами и писателями, присутствие в Париже во время Великой французской революции, создание книги «Письма русского путешественника»;

• отход от масонов и погружение в литературную деятельность (повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» как образцы «сентиментальной» прозы);

• создание предромантических элегий и литературные споры с «архаистами»;

• смерть первой жены и обретение семейного счастья во втором браке;

• назначение придворным историографом и работа над «Историей государства Российского».

 
 

 

Дидактический материал – карточки для групповой работы (см. Приложение № 2).

4. Анализ поэтических произведений Н.М. Карамзина в аспекте литературного направления

(проверка домашнего задания – предварительная групповая работа по карточкам дифференцированного характера).

- Рассмотрим, в чем же состояло новаторство Карамзина-сентименталиста. Для этого обратимся к его лирике.

Дома вы по вариантам анализировали стихотворения Н.М. Карамзина. Обменяемся нашими наблюдениями.

- 1 группа готовила анализ фрагмента стихотворения Н.М. Карамзина «Поэзия». Отвечает ….

- Выполним коллективно задание № 11 данного варианта. Найдем элементы, которое позволят нам определить данное произведение как новую поэзию – сентиментальную.

 

- Сравните фрагмент Н.М. Карамзина с произведениями европейских сентименталистов Э. Юнга и И.В. Гете. Что их объединяет? Аргументируйте свой ответ, опираясь на признаки сентиментализма.

- 2 группа рассматривала стихотворение «Выздоровление». К доске идет….

- Определим черты сентиментализма в данном стихотворении.

- Сравним это стихотворение со стихотворениями европейских сентименталистов Э. Юнга, Дж. Томсона, И.В. Гете.

- 3 группа рассматривала стихотворение «К соловью». К доске идет….

- Определим черты сентиментализма в данном стихотворении.

- Сравним это стихотворение со стихотворениями европейских сентименталистов Э. Юнга, Дж. Томсона, И.В. Гете.

- Какой вывод о роли Карамзина можно сделать, рассмотрев его стихотворения в контексте европейской поэзии?

 

Выступления уч-ся с анализом отрывка из стихотворения Карамзина «Поэзия».

Коллективная работа. Определение черт сентиментализма в отрывке из стихотворения «Поэзия».

Аргументация ответов, с опорой на признаки сентиментализма в сравнительной таблице.

Выступления уч-ся с анализом стихотворения Карамзина «Выздоровление».

Ответы детей с опорой на текст и на признаки сентиментализма в сравнительной таблице.

Вывод:

Сентименталистская лирика Карамзина стала движением вперед в направлении к раскрепощению содержания и самого языка литературы.

Сентиментализм сформировал новую литературную ситуацию, связанную с постижением сокровенной части человеческого «я», мира его чувств, внутренних движений и переживаний. В этом отношении

 
     

5. Работа по определению черт сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

- Обратимся к прозе Карамзина. Повесть «Бедная Лиза вам уже знакома».

- Вспомним сюжет повести.

- Обратите внимание на смысл названия повести – «Бедная Лиза».

Каков идейный смысл произведения?

Поясните значение знаменитой карамзинской фразы «и крестьянки любить умеют!» Прокомментируйте.

Краткий пересказ содержания повести одним их учеников.

Эпитет «бедная» передает отношение автора к своей героине, а также ее способность сильно переживать.

И крестьянки любить умеют.

В умении чувствовать и переживать нет сословных границ. Люди различаются не по сословиям, а по способности любить и сохранять верность и порядочность в отношениях.

 
     

Работа с иллюстрацией к повести «Бедная Лиза» в учебнике литературы (стр. 80).

- Обратите внимание на иллюстрацию к «Бедной Лизе» на странице 80 учебника. Как вы думаете, какой эпизод повести проиллюстрирован? Подтвердите словами из текста повести.

- Какой представлена Лиза? Соответствует ли созданный образ Карамзинской Лизе? Докажите.

Она опоэтизирована.

Карамзин, как все сентименталисты, поэтизировали крестьян, подчеркивая их природную свежеть непосредственности, умение чувствовать красоту и тонкость и сложность переживаний, в т.ч. любовных.

 
   

Репродукции картин художников И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

Иллюстрирование мысли Карамзина «и крестьянки умеют любить» в контексте интерпретации сюжетов картин И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

- Обратите внимание на репродукции с картин художников И.П. Аргунова и А.Г. Венецианова.

- Кого вы видите на картине художников И.П. Аргунова?

_ Как, при помощи каких деталей создает потрет молодой крестьянки художник?

- Какие детали вы считаете главными и почему?

- Какое настроение передано художником?

- Каким настроением пронизана картина А.Г. Венецианова «Жнецы»?

- Что является центром картины?

- Какая деталь является значимой и важной для понимания мысли художника и почету?

- Можно ли рассматривать эту деталь как метафору?

- Что побудило художника обратиться именно к этому сюжету?

- Какова его творческая задача?

- Подтверждают ли сюжеты рассмотренных картин наш вывод о поэтизации сентименталистами крестьян, предположение за ними умения чувствовать красоту, тонкость и сложность переживаний?.

- А мысль Карамзина о том, что «и крестьянки умеют любить»? Докажите.

-Какой вывод можете сделать

Комментирование содержания картин

Девушка в русском костюме отличается духовной красотой и естественность. Все в ней прекрасно природной, натуральной красотой. Взгляд серых глаз серьезен и прям. Такая если полюбит, то сильно, надежно и навсегда. Картина «Жнецы» поэтизирует любовное чувство молодых крестьян, подчеркивает их способность постигать красоту, выражать красоту – трепетность и нежность молодых влюбленных подчеркивают трепетные бабочки на руке крестьянки. Бабочка в искусстве символизирует душу, способность чувствовать и переживать высокие чувства).

Аргументации школьников

Сентиментализм в искусстве и литературе прибегал к поэтизации характеров людей простого сословия, подчеркивая духовное равенство людей всех сословий как детей природы. Говорил о губительности цивилизации и о близости к природе как облагораживающем источнике.

 
   

Слайд

« Важнейшие черты сентименталистской поэтики в повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”»:

• использование детали для характеристики внешности и отражения внутреннего мира личности;

• непрямое называние чувств героев, роль жеста в передаче их душевного состояния;

• особая роль пейзажа;

• отсутствие однозначности в авторской характеристике персонажа;

• функция рассказчика в повести, роль лирических отступлений;

• обилие изобразительно-выразительных средств (психологические эпитеты, повторы, преобладание экспрессивных конструкций).

- Вернемся к повести «Бедная Лиза». Какие черты сентиментализма наличествуют в повести?

- Найдите в тексте описания внешности героев. Прочитайте их.

- Как создает портрет автор?

- Какая деталь внешности является основной в портрете Карамзина?

- Как описывает автор переживаемые героями чувства?

Найдите и прочитайте эти фрагменты.

- Найдите описание природы в повести и прочитайте.

- Какова роль пейзажа в развитии сюжета повести?

- Каков основной конфликт повести?

- Где рождается противоречий, т.е. в какой момент исчезает гармония и начинаются страдания Лизы?

- Каков характер конфликта?

- Заметим, что в литературе сентиментализма этот конфликт является основным.

- Какова функция рассказчика в повести?

- Есть ли в повести лирические отступления? Найдите и прочитайте.

-Какова роль лирических отступлений?

- Найдите фрагменты, в которых передается переживание Лизы и Эраста. Какие средства выбирает автор для передачи эмоционального состояния героев?

- Приведите примеры из текста психологических эпитетов, лексические и синтаксические повторы, преобладание экспрессивных конструкций.

- Подведем итог нашим наблюдениям.

(демонстрация слайда)

- Все это – важнейшие черты сентименталистской поэтики в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». «Поэтика» - это набор основных приемов создания текста.

В этом важнейшая заслуга писателя, поскольку для литературы 18 века это было новаторским движением вперед.

Чтение цитаты.

Избирательно, скупо, при помощи основных деталей.

Глаза, поскольку они отражают внутренний мир личности.

Он обращается к жестам в передаче их душевного состояния.

Чтение цитаты.

Чтение цитаты.

У пейзажа особая роль – он служит передаче чувства человека.

Конфликт чувства и долга (нравственных традиций).

Когда Лиза по причине сильного чувства нарушила нравственные традиции поведения девушки.

Это конфликт между чувством

Он передает не только сюжет истории, но и выражает собственное отношение – сочувствие Лизе, осуждение «воспитателей» слабого Эраста и т.д.

Цитаты из повести.

Они отражают авторское отношение к истории.

Обильные и разнообразные эпитеты и метафоры

(цитируют).

Примеры повторов и экспрессивных конструкций.

 
     

6. Сравнительный анализ повести «Бедная Лиза» и романа И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».

- Повесть «Бедная Лиза пользовалась необычайной популярностью в России». А в Европе господствовал другой герой – молодой Вертер, герой сентиментального романа И.В. Гете «Страдания молодого Вертера».

- Кто читал этот роман? Кратко расскажите его содержание.

- Сравним фрагменты произведений Гете и Карамзина.

Читаем 1-е письмо Вертера. Можно ли соотнести этот фрагмент с поведением, языком героев «Бедной Лизы»?

- Кого из героев напоминает Вертер? Почету?

- Сравните пейзажи в «Бедной Лизе» и «Вертере». Какой вывод вы можете сделать?

- Посмотрите на эпизод первой встречи с Лоттой. Можно ли найти аналогии в произведении Карамзина?

- Какой вывод вы сделаете, сравнив два произведения – русского и германского авторов?

Краткий пересказ содержания романа Гете учеником. (См. Приложение 3).

Ищут элементы поэтики сентиментализма, объединяющие «Вертера» и «Лизу» (используя таблицы и слайды)

- Эраста. Так мог писать Эраст.

- Это сентиментальный пейзаж. Он наполнен чувством и соотносится с состоянием героя!

- Да, так воспринимает Лизу Эраст в моменты их первых встреч.

Вывод об общности содержания, стиля и языка произведений Гете и Карамзина.

 
 

III. Посткоммуникативный этап.

 

1. Разбор домашнего задания. Инструктаж перед домашней творческой работой.

- Этот вывод станет вашим домашним заданием. Вам необходимо сравнить сюжеты, героев и принципы создания образов в произведениях Гете и Карамзина. Найти черты сентиментализма и сделать вывод. Работа выполняется письменно в рабочих тетрадях.

2. Рефлексия.

- Итак, обратимся к теме нашего занятия

Какие цели мы ставили? Проверим, достигли ли мы их.

3. Оценка собственной работы.

Оценка работы класса и отдельных студентов.

рефлексия

 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

 

«Сентиментализм как художественное направление в литературе и искусстве»

 

Модуль И

http://fcior.edu.ru/card/28485/sentimentalizm-kak-napravlenie-v-literature-i-iskusstve-uglublennoe-izuchenie.html

 

Н.М. Карамзин. Слово о писателе»

 

Модуль И

http://fcior.edu.ru/card/28450/n-m-karamzin-slovo-o-pisatele-bazovoe-izuchenie.html

 

Репродукции картин художников И.П. Аргунова «Портрет неизвестной»

и

А.Г. Венецианова «Жнецы»

   

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c4ab9dc-417d-42d6-94fc-ca245b5da368/Argunov.PortretNeizvestnoj.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b854e19-efe9-4f1f-9c08-3bf5d177654e/Venetsianov.Zhnetsy.jpg

Приложение 1.

Сравнительная таблица ««Литературные направления XVIII века»

Классицизм

Сентиментализм

Ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон творчества. Античность – материал для формирования сюжетов и героев в новой литературе.

Преимущественная ориентация на современность.

Невнимание к частной жизни человека.

Внимание к внутренней жизни самого человека (миру его чувств, переживаний).

Гражданственность как ценностное приоритетное качество идеального человека.

Человек – гражданин вселенной.

Чувство, чувствительность – ключевые слова сентиментализма.

Приоритет разума перед чувствами.

Утверждение права человека на богатый мир чувств и эмоциональных переживаний.

Схематичность, обобщенность характеров героев.

Утверждение неповторимости, индивидуальности человеческой личности.

Четкое разграничение общественного и личного, сознательного и стихийного, Природы и цивилизации.

Показ сложного взаимодействия общественного и личного, сознательного и стихийного. Природы и цивилизации.

Внешние описания составляют условный фон, на котором развивается действие.

Внешние описания (пейзаж, интерьер) даны через призму восприятия героев, как отражение их чувств и переживаний.

Теория трех штилей. Четкое разграничение стилей и в соответствии с этим строгая иерархия жанров: высокий (трагедия, ода, героическая поэма), низкий (комедия, басня, сатира), средний (элегия, песня, повесть и т.д.)

Размывание жанровых границ.

Появление новых жанров: роман в письмах, сентиментальное путешествие, любовная повесть и т.д.

Принцип трех единства в драматургии (единство места, времени, действия).

 

Преобладание книжной лексики, старославянизмов

Демократизация языка, отказ от части отягощающей старославянской лексики проникновение разговорной лексики (слов и оборотов, звучащих в гостиных дворянской интеллигенции).

Крупнейшие представители европейского классицизма: Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Ж. Лафонтен.

Крупнейшие представители русского классицизма: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов.

Крупнейшие представители европейского сентиментализма: Дж. Томсон, Э. Юнг, Ж.Ж. Руссо, И.В. Гете, Клопшток и др.

Крупнейшие представители русского сентиментализма: А.И. Радищев, Н.М. Карамзин как крупнейший представитель русского классицизма.

Приложение 2.

Задания по теме: «Карамзин как представитель русского сентиментализма в контексте европейской литературы XVIII века»

Вариант 1

Прочтите отрывок из стихотворения Н.М. Карамзина «Поэзия». Каким настроением проникнуто произведение? Какие строки содержат эмоциональный накал?

Едва был создан мир огромный, велелепный,

Явился человек, прекраснейшая тварь,

Предмет любви творца, любовию рожденный;

Явился — весь сей мир приветствует его,

В восторге и любви, единою улыбкой.

Узрев собор красот и чувствуя себя,

Сей гордый мира царь почувствовал и бога,

Причину бытия — толь живо ощутил

Величие творца, его премудрость, благость,

Что сердце у него в гимн нежный излилось,

Стремясь лететь к отцу... Поэзия святая!

Се ты в устах его, в источнике своем,

В высокой простоте! Поэзия святая!

Благословляю я рождение твое!..

2. Для понимания содержания стихотворения уточните по словарю значения устаревших слов (старославянизмов):

велелепный – (велий – великий, большой и лепый – красивый) – прекрасный;

тварь (от творить – создавать) – создание, творение;

творец – создатель, Бог;

сей, се – этот, это;

собор – совокупность;

благость – доброта, щедрость.

К какому стилю относятся эти слова?

3. Определите тему приведенного фрагмента. Для этого обратите внимание на заголовок и ключевые слова текста. Найдите строки, в которых тема выражена.

4. Как определен человек в стихотворении? Найдите специальные средства, которые использованы для описания человека (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.). Выпишите их и подумайте, почему автор использовал именно эти средства? Какую роль играют они в тексте стихотворения?

5. Как окружающий мир встретил рождение человека? Найди строки в тексте и приготовь их к цитации.

6. Как ощущает себя сам человек? Найди строки в тексте и приготовь их к цитации.

7. Каким ощутил Бога человек? Процитируй строки из приведенного фрагмента стихотворения.

8. Как и при каких обстоятельствах возникло творчество, поэзия? Найди строки в тексте и процитируй их.

9. Какие чувства вызывает поэзия, творчество у автора? Почему? Обоснуйте свое мнение, опираясь на текст.

10. Обратите внимание на слово, выделенное курсивом. Можно ли считать это слово ключевым для понимания эстетической установки автора?

11. Найдите черты сентиментализма в данном фрагменте.

12. Сравните стихотворение Н.М. Карамзина «Поэзия» с одой Г.Р. Державина «Бог». Чем эти произведения сходны и в чем отличаются?

13. Сравните фрагмент Н.М. Карамзина с произведениями других европейских поэтов XVIII века, работавших в сентиментальном направлении. Можно ли найти в них общие элементы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на признаки сентиментализма.

Эдуард Юнг (1683 – 1765)2

И.В. Гете (1749 – 1832)

О человеке

Сколь нищ и щедр, величествен и низок,

Сколь усложнен и чуден человек!

Сколь величавей тот, который создал

Его себе подобным в этом мире,

В нем сочетая крайности такие!

Чудесный сплав различных двух естеств,

Изысканная связь миров далеких!

Звено в цепи существ столь бесконечных!

Посредник меж ничтожеством и богом!

Небесный луч, коснеющий в пыли,

Божественный, хотя в пыли коснеет!

Он — сколок безусловного величья,

Наследник Славы! Он же — чадо праха!

Бессмертный в немощи своей и тля!

Червь, бог! — я за себя дрожу и в дебрях

Души моей теряюсь. Мысль, как гостья,

Изумлена, на все взирая в страхе,

Дивясь себе самой. Как ум кружится!

Пред человеком человек есть тайна!

Ликуя, страждет! Веселясь, печален!

То он восторжен, то мятется духом!

Кто сохранит мне жизнь? Кто жизнь отымет?

Меня из гроба Серафим3 не вырвет

И легионы ангелов не смеют,

Пусть даже плоть и ввергнута в гробницу,

Предать не смеют тлену с плотью — душу.

Вечерняя песня художника

Когда бы клад высоких сил

В груди, звеня, открылся!

И мир, что в сердце зрел и жил,

Из недр к перстам пролился!

Бросает в дрожь, бросает в боль,

Но не могу смириться,

Раз одарив меня, изволь,

Природа, покориться!

Могу ль забыть, как глаз обрел

Нежданное прозренье?

Как дух в глухих песках нашел

Источник восхищенья?

Как ты дивишь, томишь меня

То радостью, то гнетом!

Струями тонкими звеня.

Вздымаясь водометом.

Ты дар дремавший, знаю я,

В моей груди омыла

И узкий жребий для меня

В безбрежность обратила!

Вариант 2

Прочтите отрывок из стихотворения Н.М. Карамзина «К соловью». Каким настроением проникнуто произведение? Какие строки содержат эмоциональный накал?

К соловью

Пой во мраке тихой рощи,

Нежный, кроткий соловей!

Пой при свете лунной нощи!

Глас твой мил душе моей.

Но почто ж рекой катятся

Слезы из моих очей,

Чувства ноют и томятся

От гармонии твоей?

Ах! я вспомнил незабвенных,

В недрах хладныя земли

Хищной смертью заключенных;

Их могилы заросли

Все высокою травою.

Я остался сиротою...

Я остался в горе жить,

Тосковать и слезы лить!..

С кем теперь мне наслаждаться

Нежной песнию твоей?

С кем Природой утешаться?

Все печально без друзей!

С ними дух наш умирает,

Радость жизни отлетает;

Сердцу скучно одному -

Свет пустыня, мрак ему.

Скоро ль песнию своею,

О любезный соловей,

Над могилою моею

Будешь ты пленять людей?

2. Определите тему приведенного стихотворения. Для этого обратите внимание на заголовок и ключевые слова текста. Найдите строки, в которых тема выражена.

 

3. Разделите это стихотворение на части и определите микротему каждой из частей.

4. Какие чувства вызывает у лирического героя пение соловья? Найдите специальные средства, которые использованы для этого (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.). Выпишите их.

5. В чем противоречивость этих чувств?

6. О каких потерях вспоминает лирический герой? Какие средства использованы для передачи тоски и одиночества лирического героя? Найдите строки и запишите в тетрадь.

7. Как вы понимаете смысл последней строфы? Почету она отделена от основного текста? Аргументируйте свой ответ, опираясь на содержание стихотворения.

8. Какую роль в данном стихотворении играют образы соловья и Природы? Какие средства и с какой целью использует автор, характеризуя их? Обратите на факт написания слова «Природа» с заглавной буквы.

9. Какова основная мысль (идея) данного стихотворения?

11. Можно ли считать это стихотворение произведением сентиментализма? Докажите, опираясь на основные черты сентиментализма как литературного направления.

12. Сравните стихотворение Н.М. Карамзина с произведениями других европейских поэтов XVIII века, работавших в сентиментальном направлении. Можно ли найти в них общие элементы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на признаки сентиментализма.

Джемс Томсон (1700 – 1748)

И.В. Гете (1749 – 1832)

Осень

(Из поэмы «Времена года»)

…Пора для тех, кого чарует осень,

Уйти в себя от праздных толп людских,

Чтобы парить над суетностью мира,

И попирать порок своей пятою,

И умирять волнующие страсти,

И слиться с тишиной в безгласной роще.

Так, одинокий, в созерцаньи, в грезах

Я по лугам скитаюсь побуревшим

Иль провожу в печальной роще дни,

Где еле слышно песня раздается,

Лесничего труд тяжкий облегчая.

Быть может, птичка, овдовев, льет песни,

Чуть слышным рокотом тревожа рощу;

А коноплянки, жаворонки, стаи

Дроздов, чье безыскусственное пенье

Столь позднею порою пополняет

Всю музыку роящихся теней,

Лишенные напевных дум, тревожно

Сидят на мертвых ветках и дрожат:

Нет яркости и трепета в их крыльях.

И щебетанье их полно разлада...

К луне

Зыбким светом облекла

Долы и кусты,

В мир забвенья унесла

Чувства и мечты.

Успокоила во мне

Дум смятенных рой,

Верным другом в вышине

Встала надо мной.

Эхо жизни прожитой

Вновь тревожит грудь,

Меж весельем и тоской

Одинок мой путь.

О, шуми, шуми, вода!

Буду ль счастлив вновь?

Все исчезло без следа —

Радость и любовь.

Самым лучшим я владел,

Но бегут года.

Горек, сердце, твой удел —

Жить в былом всегда.

О вода, шуми и пой

В тишине полей.

Слей певучий говор твой

С песнею моей, —

По-осеннему ль черна,

Бурно мчишься ты,

По-весеннему ль ясна,

Ты поишь цветы.

Счастлив, кто бежал людей,

Злобы не тая,

Кто обрел в кругу друзей

Радость бытия!

Все, о чем мы в вихре дум

И не вспомним днем,

Наполняет праздный ум

В сумраке ночном.

Вариант 3

Прочтите отрывок из стихотворения Н.М. Карамзина «Выздоровление». Каким настроением проникнуто произведение? Какие строки содержат эмоциональный накал?

Выздоровление

Нежная матерь Природа!

Слава тебе!

Снова твой сын оживает!

Слава тебе!

Сумрачны дни мои были.

Каждая ночь

Медленным годом казалась

Бедному мне.

Желчию облито было

Все для меня;

Скука, уныние, горесть

Жили в душе.

Черная кровь возмущала

Ночи мои

Грозными, страшными снами,

Адской мечтой.

Томное сердце вздыхало

Ночью и днем.

Тронули матерь Природу

Вздохи мои.

Перст ее, к сердцу коснувшись,

Кровь разжидил;

Взор ее светлый рассеял

Мрачность души.

Все для меня обновилось;

Всем веселюсь:

Солнцем, зарею, звездами,

Ясной луной.

Сон мой приятен и кроток;

Солнечный луч

Снова меня призывает

К радости дня.

2. Определите тему приведенного стихотворения. Для этого обратите внимание на заголовок и ключевые слова текста. Найдите строки, в которых тема выражена.

3. Разделите это стихотворение на части и озаглавьте каждую из частей. Как соотносятся эти части между собой (повтор, антитеза, параллелизм)?

4. Найдите в стихотворении фрагмент, в котором описывается болезненное состояние лирического героя. К каким специальным средствам прибегает поэт в передаче эмоционального и физического состояния лирического героя (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)? Какие из них преобладают? Почему?

5. Как вы понимаете выражение «желчию облито было все для меня»?

6. Найдите фрагмент, в котором говорится о выздоровлении лирического героя. К каким специальным средствам прибегает поэт в передаче этого состояния? Какие из них преобладают? Почему?

7. Какова основная мысль (идея) стихотворения?

8. Можно ли считать это стихотворение произведением сентиментализма? Докажите, опираясь на основные черты сентиментализма как литературного направления.

12. Сравните стихотворение Н.М. Карамзина с произведениями других европейских поэтов XVIII века, работавших в сентиментальном направлении. Можно ли найти в них общие элементы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на признаки сентиментализма.

Эдуард Юнг (1683 – 1765)4

И.В. Гете (1749 – 1832)

Пробуждение ночью

(отрывок из поэмы «Ночные думы»)

Сон сладкий — сил утраченных бальзам!

Как мимолетный дух, покой даришь ты

Счастливцам, но минуешь ты скорбящих:

Бежишь ты горя, легкокрылой гость,

Смежая вежды тем, кто слез не ведал.

От сна я вновь тревожно пробуждаюсь;

Вы, вечным сном почившие, блаженны!

В могилках ваших грезы не роятся.

Я ж пробуждаюсь, встав из моря грез

Печальных, где, надежд лишась отрадных,

Мой ум средь волн вообразимых горя

Тонул и уронил руль управленья.

Я встал, но пробужденье — смена мук,

Горчайшая из горьких! Слишком краток

День для моих скорбей, а ночь слепая,

В самом зените царства своего…

Майская песня

Как все ликует,

Поет, звенит!

В цвету долина,

В огне зенит!

Трепещет каждый

На ветке лист,

Не молкнет в рощах

Веселый свист.

Как эту радость

В груди вместить!

Смотреть! И слушать!

Дышать! И жить!

Любовь, роскошен

Твой щедрый пир!

Твое творенье —

Безмерный мир!

Ты все даришь мне:

В саду цветок,

И злак на ниве,

И гроздный сок!

Скорее, друг мой,

На грудь мою!

О, как ты любишь!

Как я люблю!

Находит ландыш

Тенистый лес

Стремится птица

В простор небес.

А мне любовь лишь

Твоя нужна,

Дает мне радость

И жизнь она.

Мой друг, для счастья,

Любя, живи, —

Найдешь ты счастье

В своей любви!

Приложение 3

И.В. Гете

Страдания юного Вертера

4 мая 1771 г.

Как счастлив я, что уехал! Бесценный друг, что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя, мы были неразлучны, а теперь расстались, и я радуюсь! Я знаю, ты простишь мне это. Ведь все прочие мои привязанности словно нарочно были созданы для того, чтобы растревожить мне душу. Бедняжка Леонора! И все-таки я тут ни при чем! Моя ли вина, что страсть росла в сердце бедной девушки, пока меня развлекали своенравные прелести ее сестрицы!

И все же — совсем ли я тут неповинен? Разве не давал я пищи ее увлечению? Разве не были мне приятны столь искренние выражения чувств, над которыми мы частенько смеялись, хотя ничего смешного в них не было, разве я... Ах, да смеет ли человек судить себя! Но я постараюсь исправиться, обещаю тебе, милый мой друг, что постараюсь, и не буду, по своему обыкновению, терзать себя из-за всякой мелкой неприятности, какую преподносит нам судьба; я буду наслаждаться настоящим, а прошлое пусть останется прошлым.<…>

А вообще живется мне здесь отлично. Одиночество — превосходное лекарство для моей души в этом райском краю, и юная пора года щедро согревает мое сердце, которому часто бывает холодно в нашем мире. Каждое дерево, каждый куст распускаются пышным цветом, и хочется быть майским жуком, чтобы плавать в море благоуханий и насыщаться ими.

Город сам по себе мало привлекателен, зато природа повсюду вокруг несказанно прекрасна. Это побудило покойного графа фон М. разбить сад на одном из холмов, расположенных в живописном беспорядке и образующих прелестные долины. Сад совсем простой, и с первых же шагов видно, что планировал его не ученый садовод, а человек чувствительный, искавший для себя радостей уединения...

10 мая

Душа моя озарена неземной радостью, как эти чудесные весенние утра, которыми я наслаждаюсь от всего сердца. Я совсем один и блаженствую в здешнем краю, словно созданном для таких, как я. Я так счастлив, мой друг, так упоен ощущением покоя, что искусство мое страдает от этого. Ни одного штриха не мог бы я сделать, а никогда не был таким большим художником, как в эти минуты. Когда от милой моей долины поднимается пар и полдневное солнце стоит над непроницаемой чащей темнот леса и лишь редкий луч проскальзывает в его святая святых, а я лежу в высокой траве у быстрого ручья и, прильнув к земле, вижу тысячи всевозможных былинок и чувствую, как близок моему сердцу крошечный мирок, что снует между стебельками, наблюдаю эти неисчислимые, непостижимые разновидности червяков и мошек и чувствую близость всемогущего, создавшего нас по своему подобию, веяние вселюбящего, судившего нам парить в вечном блаженстве, когда взор мой туманится и все вокруг меня! и небо надо мной запечатлены в моей душе, точно образ возлюбленной,— тогда, дорогой друг, меня часто томит мысль: «Ах! Как бы выразить, как бы вдохнуть в рисунок то, что так полно, так трепетно живет во мне, запечатлеть отражение моей души, как душа моя — отражение предвечного бога!» Друг мой... Но нет! Мне не под силу это, меня подавляет величие этих явлений.

30 мая

… Сегодня я наблюдал сцену, которую надо просто описать, чтобы получилась чудеснейшая в мире идиллия. <…>

Если ты после такого предисловия ждешь чего-то возвышенного, изысканного, то жестоко обманешься; такое сильное впечатление произвел на меня всего лишь крестьянский парень. <…> Крестьянский парень вышел из ближнего дома и стал починять плуг... Юноша понравился мне с виду, и я заговорил с ним, расспросил об его жизни: вскоре мы познакомились <…>. Он рассказал мне, что служит в работниках у одной вдовы и она очень хорошо с ним обращается. Он так много говорил о ней и до того ее расхваливал, что я сразу понял — он предан ей телом и душой. По его словам, она женщина уже немолодая, первый муж дурно обращался с ней, и она не хочет больше выходить замуж; из рассказа его совершенно ясно было, что краше ее, милее для него нет никого на свете, что он только и мечтает стать ее избранником и заставить ее позабыть провинности первого мужа, но мне пришлось бы повторить все слово в слово, чтобы дать тебе представление о чистоте чувства, о любви и преданности этого человека. Мало того, мне нужен был бы дар величайшего поэта, чтобы охватить и выразительность его жестов, и звучность голоса, и затаенный огонь во взорах. Нет, никакими словами не описать той нежности, которой дышало все его существо: что бы я ни сказал, все выйдет грубо и нескладно. Особенно умилила меня в нем боязнь, что я неверно истолкую их отношения и усомнюсь в ее благонравии. Только в тайниках своей души могу я вновь прочувствовать, как трогательно он говорил о ее осанке, о ее теле, лишенном юной прелести, но властно влекущем и пленительном для него. В жизни своей не видел я, да и не воображал себе неотступного желания, пламенного, страстного влечения в такой нетронутой чистоте.

Не сердись, если я признаюсь тебе, что воспоминание о такой искренности и непосредственности чувств потрясает меня до глубины души и образ этой верной и нежной любви повсюду преследует меня и сам я словно воспламенен ею, томлюсь и горю…

16 июня

Не знаю, удастся ли мне описать по порядку, каким образом я познакомился с одним из прелестнейших в мире созданий. <…>

Слушай же! <…>

Я писал тебе недавно, что познакомился с амтманом С. и он пригласил меня посетить его уединенную обитель. Я пренебрег этим приглашением и, вероятно, так и не побывал бы у него, если бы случайно не обнаружил сокровища, спрятанного в этом укромном уголке.

Наша молодежь затеяла устроить загородный бал, в котором я охотно принял участие. Я предложил себя в кавалеры одной славной, миловидной, но, впрочем, бесцветной девушке, и было решено, что я заеду в карете за моей дамой и ее кузиной, что по дороге мы захватим Шарлотту С. и вместе отправимся на праздник. «Сейчас вы увидите красавицу»,— сказала моя спутница, когда мы широкой лесной просекой подъезжали к охотничьему дому. «Только смотрите не влюбитесь!» — подхватила кузина. «А почему?» — спросил я. «Она уже просватана за очень хорошего человека,— отвечала та,— он сейчас в отсутствии, поехал приводить в порядок свои дела после смерти отца и устраиваться на солидную должность». Эти сведения произвели на меня мало впечатления.

Солнце еще не скрылось за горной грядой, когда мы подъехали к воротам. <…>

Я вышел из кареты, и служанка, отворившая ворота, попросила обождать минутку: мамзель Лотхен сейчас будет готова. Я вошел во двор, в глубине которого высилось красивое здание, поднялся на крыльцо, и, когда переступил порог входной двери, передо мной, предстало самое прелестное зрелище, какое мне случалось видеть.

В прихожей шестеро детей от одиннадцати до двух лет окружили стройную, среднего роста девушку в простеньком белом платье с розовыми бантами на груди и на рукавах. Она держала в руках каравай черного хлеба, отрезала окружавшим ее малышам по куску, сообразно их годам и аппетиту, и ласково оделяла каждого, и каждый протягивал ручонку и выкрикивал «спасибо» задолго до того, как хлеб был отрезан, а потом одни весело, вприпрыжку убегали со своим ужином, другие же, те, что посмирнее, тихонько шли к воротам посмотреть на чужих людей и на карету, в которой уедет их Лотхен. «Простите, что я затруднила вас и заставила дам дожидаться,— сказала она.— Я занялась одеванием и распоряжениями по дому на время моего отсутствия и забыла накормить детишек, а они желают получить ужин только из моих рук». Я пробормотал какую-то банальную любезность, а сам от всей души восхищался ее обликом, голосом, движениями и едва успел оправиться от неожиданности, как она убежала в соседнюю комнату за перчатками и веером…

1 Колонка «Классицизм» уже предлагается заполненной (для экономии времени урока).

2 Карамзин охотно переводил стихотворные произведения Юнга.

3 Серафим – по христианской мифологии высший ангельский чин.

4 Карамзин охотно переводил стихотворные произведения Юнга.

Опубликовано в группе «Мониторинг качества знаний»


Комментарии (1)

Смоленцева Галина Леонидовна, 30.12.18 в 11:49 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Алла Анатольевна, за такой анализ литературного текста, который остаётся в душах детей.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.