Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Астрономия»
Министерство образования Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский техникум промышленности и транспорта»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора (по УМР)
_________ В.Н. Долженкова
«___»_____________ 2022 г.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
по ___________ ОУП.05 Астрономия_________________________
наименование учебного предмета
15.02.12_Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного
оборудования (по отраслям)
специальность
Разработал преподаватель ОГАПОУ «Шебекинский техникум промышленности и транспорта» |
_______________ подпись |
______В.Ф. Войтенко__ И.О. Фамилия |
Рассмотрены и одобрены на заседании
Цикловой комиссии ОМ и ЕН
Протокол № _____
от ___.____________2022
Председатель ЦК __________ ___В.Ф. Войтенко____
Шебекино, 2022
СОСТАВ КОМПЛЕКТА
|
Стр. |
1. Паспорт комплекта оценочных (контрольно-измерительных) материалов
|
3 |
Область применения
|
3 |
Описание процедуры оценки и системы оценивания по программе
|
3 |
1.2.1. Общие положения об организации оценки |
3 |
1.2.2.. Промежуточная аттестация
|
3 |
1.3.Инструменты оценки теоретического материала
|
3 |
Оценочные (контрольно-измерительные) материалы
|
5 |
Оценочные тесты и проверочные задания
|
5 |
2.2. Междисциплинарные задания |
28 |
2.3.Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для теоретического этапа промежуточной аттестации
|
40 |
Критерии оценок
|
44 |
Перечень информационных источников |
45 |
ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Область применения
Комплект оценочных (контрольно-измерительных) материалов предназначен для оценки по учебному предмету _ОУП.05 Астрономия
по специальности:15.02.12_Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Описание процедуры оценки и системы оценивания по программе
Общие положения об организации оценки
При оценке ответов обучающихся учитываются:
Знания о явлениях: признаки явления, по которым оно обнаруживается; условия, при которых протекает явление; связь данного явления с другими; объяснение явления на основе научной теории; примеры учета и использования его на практике.
Знания о понятиях и величинах: явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной); определение понятия (величины); формулы, связывающие данную величину с другими; единицы измерения величины; способы измерения величины.
Знания о законах: формулировка и математическое выражение закона; опыты, подтверждающие его справедливость; примеры учета и применения на практике;
Знания о теориях: опытное обоснование теории; основные понятия, положения, законы, принципы; основные следствия; практические применения; границы применимости
Знания о приборах: назначение, принцип действия и схема устройства; применение и правила пользования прибором.
Оценке подлежат умения:
-применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
- самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и интернете;
- пользоваться справочными таблицами.
Промежуточная аттестация
Шифр |
Наименование элемента программы |
Вид промежуточной аттестации |
Форма проведения |
НО 08 |
Астрономия |
Дифференцированный зачет |
Тестирование |
Инструменты оценки для теоретического материала
Наименование знания (умения), проверяемого в рамках компетенции (-ий)
|
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
Тип заданий |
Проверяемые результаты обучения
|
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра; смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики
|
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся: -обнаруживает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а так же правильное определение величин, их единиц и способов измерения; -правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; -строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации; -может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но обучающийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка «3» ставится, если большая часть ответа удовлетворяют требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул. Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованием программы.
|
Устная письменная |
Устный опрос, тестирование |
Знания о явлениях Знания о понятиях и величинах Знания о законах Знания о теориях Знания о приборах |
Оценочные (контрольно-измерительные) материалы
2.1. Оценочные тесты и проверочные задания.
Планеты земной группы.
1 ВАРИАНТ.
Планеты земной группы. Как их еще называют?
А ) внутренние планеты +
Б внешние планеты
В планеты-гиганты
Планеты земной группы:
А ) обладают высокой плотностью и состоят из кислорода и тяжелых элементов +
Б обладают низкой плотностью и состоят из водорода и других газов
В обладают низкой плотностью и состоят из кислорода, газов и тяжелых элементов
Количество спутников у планет земной группы:
А ) у Земли – один, у Марса – два, у Венеры – нет спутников, у Меркурия – нет спутников +
Б у Земли – один, у Марса – два, у Венеры – один, у Меркурия – нет спутников
В у Земли – один, у Марса – один, у Венеры – один, у Меркурия – нет спутников
4. Какая из планет земной группы расположена ближе к Солнцу?
А Меркурий +
Б Земля
В Марс
5. Период обращения Меркурия вокруг Солнца:
А ) 88 земных суток +
Б 100 земных суток
В 376 земных суток
6. Период обращения Марса вокруг Солнца:
А ) 687 земных суток +
Б 365 земных суток
В 88 земных суток
7.Период обращения Венеры вокруг Солнца:
А 88 земных суток
Б ) 224,7 земных суток +
В 687 земных суток
8. Как называется спутники Марса?
А Фобос и Деймос +
Б Харон и Вирбий
В Аквилон и Диес
9. «Явление Ломоносова» - о какой планете идет речь?
А Земля
Б Марс
В) Венера +
10. «Красная планета» - о какой планете идет речь?
А Венера
Б Меркурий
В Марс +
11. На ХIХ Генеральной ассамблее Международного астрономического
Союза в 1985 году было принято называть детали рельефа Венеры:
а- любыми известными именами
Б только мужскими именами
В) только женскими именами +
12. Самая маленькая планета в солнечной системы?
А Земля
Б Марс
В ) Меркурий +
13.Кто провел первые телескопические наблюдения Марса?
А) Галилео Галилей +
Б Джерард Койпер
В Николай Коперник
14.В 2008 году на Марсе была обнаружена вода. В каком состоянии?
А в жидком
Б) в состоянии льда +
В в желеобразном
15 .Поверхность какой планеты земной группы больше всего напоминает поверхность Луны по количеству ударных кратеров?
А) Меркурий +
Б Земля
В Венера
2 ВАРИАНТ
1.Какие планеты входят в земную группу?
А) Земля, Венера, Марс, Меркурий +
Б Земля, Луна, Венера, Марс
В Земля, Марс, Сатурн, Уран
2.Строение планет земной группы:
А небольшое каменное или металлическое ядро, несколько слоев
газов ,кольца из пыли и льда
Б ) ядро из железа с примесью никеля, мантия из силиката и кора из
разрушенной мантии +
В ядро, мантия, кольца из пыли и льда
3 Атмосфера Земли:
А) азотно-кислородная +
Б углекислотная
В водородная
4 Планета Меркурий названа в честь
А ) древнеримского вестник богов, покровителя путников и торговцев +
Б древнеримского бога сна
В древнеримского бога утренней звезды
5. Планета Марс названа в честь
А древнеримского бога богатства
Б ) древнеримского бога войны +
В древнеримского бога морей и землетрясений
6.Планета Венера названа в честь
А )древнеримской богини любви +
Б древнеримской богини победы
В древнеримской богини земли
7.Очередность расположения планет земной группы по направлению от
Солнца
А 1.Меркурий, 2. Земля, 3.Венера, 4.Марс
Б) 1.Меркурий, 2.Венера, 3.Земля, 4.Марс +
В 1.Марс, 2.Венера, 3.Земля, 4. Меркурий
8.Спутники Венеры:
А ) не существует естественных спутников, но есть один квазиспутник +
Б один естественный спутник
В нет спутников
9.Какие планеты земной группы не имеют магнитного поля или оно незначительно?
А )Венера , Марс +
Б Земля Меркурий
В Земля, Марс
10.Высочайшая гора Марса называется:
А) Олимп +
Б Каньон
В Арес
11.Какая планета имеет самый большой диапазон температур на поверхности в Солнечной системе?
А Марс
Б ) Меркурий +
В Венера
12. Какая планета земной группы обладает биосферой?
А ) Земля +
Б Марс
В Венера
13. В каком году Земля была сфотографирована из космоса?
А )в 1959 году +
Б в 1961 году
В в 1968 году
14. На какой планете земной группы нет сезонов?
А Марс
Б)Земля
В Венера +
15. Программа «Аврора» Европейского космического агентства. Ее цель?
А ) Подготовка к лунной и марсианской миссии с высадкой первых
космонавтов на Марсе до 2035 года +
Б отбор астронавтов для полета на Венеру
В отправка космических кораблей для изучения Луны
Планеты-гиганты Солнечной системы
1 ВАРИАНТ
1.Планеты-гиганты. Как их еще называют?
А внутренние планеты
Б ) внешние планеты +
В планеты земной группы
2.Планеты-гиганты:
А обладают высокой плотностью и состоят из кислорода и тяжелых элементов
Б обладают низкой и средней плотностью и состоят из водорода и других газов
В ) обладают низкой и средней плотностью, состоят из газов и тяжелых элементов +
3.Количество спутников у планет-гигантов:
А ) у Юпитера -67, у Сатурна-62, у Урана-27, у Нептуна-14 +
Б у Юпитера -16, у Сатурна - 17, у Урана-16, у Нептуна-8
В у Юпитера-1, у Сатурна-2, у Урана-3, у Нептуна-4
4.Как планеты-гиганты расположены по порядку и направлению , начиная от Солнца?
А ) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун +
Б Сатурн, Нептун, Уран, Юпитер
В Нептун, Юпитер, Сатурн, Уран
5.Кольца Сатурна. Их количество:
А ) 3 основных и 4 второстепенных +
Б 7 одинаковых
В 6 основных и 2 второстепенных
6.Что такое «Большое красное пятно» и с какой планетой оно ассоциируется:
А ) гигантский ураган в атмосфере Юпитера +
Б кольцо Сатурна
В шторм Урана
7.Единственный спутник планеты-гиганта из всех спутников Солнечной системы, который обладает существенной атмосферой:
А Титания
Б) Титан +
В Ио
8.В чем состоит уникальность Урана?
А ) вращается «лёжа на боку: наклон оси вращения к плоскости эклиптики приблизительно равен 980 +
Б вращается как волчок
В движется в обратном направлении
9.В честь какого древнеримского бога названа планета Нептун?
А бог плодородия
Б бог неба и дневного света
В ) бог морей и потоков +
10.Гипотеза Батыгина-Брауна - о какой планете идет речь?
А Юпитер
Б Плутон
В ) Девятая
11.Планета Уран впервые открыта:
А известна с глубокой древности
Б Уильям Гершель 13 марта 1781
В ) Христиан Гюйгенс 25 марта 1655
12. Кто впервые открыл Ганимед?
А Симон Марий
Б Николай Коперник
В ) Галилео Галилей +
13.В отдельную категорию «ледяных гигантов» входят:
А ) Уран и Нептун
Б Сатурн и Юпитер
В Юпитер и Уран
14.Щель Коломбо – это?
А элемент поверхности Сатурна
Б ) элемент структуры колец Сатурна
В элемент поверхности Урана?
15.Скорость ветров на Юпитере?
А ) более 600км/час
Б около 20км/час
В ветра на Юпитере отсутствует
2 ВАРИАНТ
1.Какие планеты входят в группу планет-гигантов?
А) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
Б Земля, Луна, Венера, Марс
В Земля, Марс, Сатурн, Уран
2.Строение планет-гигантов:
А ) небольшое каменное или металлическое ядро, несколько слоев
газов, кольца из пыли и льда
Б несколько слоев водорода в различном физическом состоянии
В ядро, магния, кольца из пыли и льда
3.Какой спутник является самым крупным в Солнечной системе:
А ) Ганимед
Б Луна
В Титан
4.Из чего состоит атмосфера Сатурна:
А ) водород, гелий и газообразный метан
Б водород, кислород, азот
В жидкий водород, жидкий азот, гелий
5. Масса Юпитера.
А в 200 раз больше земной
Б ) в 318 раз больше земной
В в 100 раз больше земной
6.Самые крупные спутники Юпитера:
А ) Ио, Ганимед, Каллисто, Европа
Б Титан, Энцелад
В Титания, Оберон, Ариэль, Миранда, Умбриэль
7. Самая легкая из внешних планет:
А Нептун
Б ) Уран
В Сатурн
8.Что такое «троянцы Нептуна»:
А его спутники
Б вихри
В ) астероиды
9.Самая большая известная планета-гигант?
А экзопланета TrES-4 A b
Б ) Юпитер
В Уран
10.Древнеримский бог посева. Какая планета-гигант названа его именем:
А ) Сатурн
Б Юпитер
В Уран
11.Единственный спутник в Солнечной системе, обладающий собственной магнитосферой?
А Титан
Б ) Ганимед
В Европа
12.Автоматическая межпланетная станция НАСА «Пионер-10» в 1973 году была запущена для изучения
А ) Юпитера
Б Сатурна
В Урана
13.Период полного обращения Урана вокруг Солнца?
А ) 84 земных года
Б 20 земных лет
В 140 земных лет
14. «Пастух» кольца F Сатурна - это спутник
А Урана
Б ) Сатурна
В Нептуна
15.В параде планет 10 марта 1982 года принимали участие
А ) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон, который на тот момент считался планетой
Б Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Уран расположились в созвездии Рыб
В Меркурий, Венера, Марс и Сатурн встретились в созвездии Тельца, а пятая - Юпитер – в созвездии Близнецов
Малые тела Солнечной системы
Вариант 1
Часть А. Выберите один правильный ответ.
1. Астероиды – это
А. небольшие небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите;
Б. достаточно крупные тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца, между орбитами Марса и Юпитера.
В. крупные тела правильной формы, обращающиеся вокруг Солнца;
Г. мельчайшие тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца.
2. Самый большой из найденных метеоритов весил около:
А. 30 т; Б. 100 т; В. 60 т; Г. 20 т.
3. Упавшие на Землю космические тела называют:
А. болидами; Б. кометами;
В. метеорами; Г. метеоритами.
4. Хвост кометы состоит из:
А. льда и мелкой пыли; Б. крупных твердых частиц и льда;
В. газа и мелкой пыли; Г. крупных твердых частиц, льда и газов.
5. По мнению учёных, пояс астероидов – это куски несформировавшейся планеты:
А. Церера; Б. Плутон; В. Фаэтон; Г. Фетида.
6. Плазменный хвост кометы направлен:
А. к Солнцу; Б. по траектории движения за кометой;
В. от Солнца; Г. по траектории движения перед кометой.
7. Имеют вид огненного шара и оставляют после своего полёта след, который можно наблюдать в течение 15 минут: А. астероиды; Б. кометы; В. метеоры; Г. болиды.
8. Кода мелкие камешки и песчинки влетают в атмосферу Земли с огромными скоростями, возникают:
А. метеоры; Б. кометы; В. метеориты; Г. астероиды.
9. Самый большой известный метеорит:
А. Тунгусский; Б. Гоба; В. Челябинский; Г. Галлея.
Часть Б. Выберите номера верных утверждений.
Астероиды – это крупные звезды.
Большинство астероидов движутся между орбитами планет Марса и Юпитера.+
Кометы состоят из ядра, головы и хвоста.+
Самая известная комета – Церера.
Метеориты – упавшие на Землю космические тела.+
В переводе с греческого языка метеориты - это «парящие в воде».
У одной и той же кометы не может быть несколько хвостов.+
По своему составу метеориты могут быть как каменными, так и железными.+
Вариант 2
Часть А. Выберите один правильный ответ.
1. Кометы – это
А. небольшие небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите; +
Б. достаточно крупные тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца, между орбитами Марса и Юпитера.
В. крупные тела правильной формы, обращающиеся вокруг Солнца;
Г. мельчайшие тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца.
2. Крупнейший астероид – это …
А. Юнона; Б. Галлея; В. Паллада; Г. Веста.+
3. «Парящими в воздухе» принято называть:
А. малые планеты; Б. кометы; В. метеоры; + Г. метеориты.
4. Космические частицы раскаляются и вспыхивают в результате трения об атмосферу на высоте:
А. 110-130 км; Б. 80-100 км; + В. 50-70 км; Г. 20-40 км.
5. Звездоподобными называют:
А. астероиды; + Б. кометы; В. метеоры; Г. метеориты.
6. Самая известная комета – это:
А. Веста; Б. Галлея; + В. Донати; Г. Аренда-Роланда.
7. Наиболее опасным для земной цивилизации на данный момент считается астероид:
А. Апофис; + Б. Церера; В. Лютеция; Г. Паллада
8. Главный пояс астероидов проходит:
А. между орбитами Венеры и Земли; Б. между орбитами Земли и Марса;
В. между орбитами Марса и Юпитера; + Г. между орбитами Юпитера и Сатурна.
9. Твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли, называется:
А. метеором; Б. кометой; В. метеоритом; + Г. астероидом.
Часть Б. Выберите номера верных утверждений.
Астероид – это малая планета.+
Болид – это мельчайшее тело неправильной формы, движущееся вокруг Солнца.
Ядро кометы только газообразное.
Метеор – световое явление, возникающее при сгорании частичек космической пыли в атмосфере Земли.+
Падение метеоритов на поверхность Земли явление достаточно частое.+
Слово «комета» в переводе означает «волосатая».+
Кометы не заметны невооруженным глазом.
Астероиды – это достаточно крупные тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца, между орбитами Марса и Юпитера.+
СОЛНЦЕ ВАРИАНТ 1
1. По современным научным данным возраст Солнца составляет…
А) 2 миллиарда лет
Б) 5 миллиардов лет +
В) 500 миллиардов лет
Г) 300 миллиардов лет
2. Как называется линия на диске планеты или спутника, отделяющая освещенное (дневное) полушарие от тёмного (ночного).
А) Альмукантрат
Б) Параллакс
В) Терминатор +
Г) Факула
3. Самым распространенным элементом на Солнце является
А) гелий
Б) водород +
В) гелия и водорода примерно поровну
Г) этот вопрос не имеет смысла, так как Солнце - это плазма
4. Как называется поток мегаионизированных частиц (в основном гелиево-водородной плазмы), истекающий из солнечной короны со скоростью 300-1200 км/c в окружающее космическое пространство?
А) протуберанцы
Б) космические лучи
В) солнечный ветер +
5. К какому спектральному классу относится Солнце?
А) А
Б) F
В) G +
Г) М
6. В какой части Солнца протекают термоядерные реакции?
А) в ядре +
Б) в фотосфере
В) в протуберанцах
7. Затмение Солнца для наблюдателя наступает
А) если Луна попадает в тень Земли
Б) если Земля находится между Солнцем и Луной
В) если Луна находится между Солнцем и Землёй +
Г) нет правильного ответа
8. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?
А) Хромосфера
Б) Фотосфера +
В) Солнечная корона
9. Какая звезда ближайшая к Солнцу?
А) Арктур
Б) Альфа Центавра
В) Бетельгейзе
Г) Проксима Центавра +
10.Какова температура поверхности солнца?
А)3 000 0С
Б)5 800 0С +
В)10 000 0С
Г)15 000 000 0С
Вариант 2
СОЛНЦЕ
1.Ближайшая к Земле звезда - это
А) Венера, с древности называемая «утренней звездой»
Б) Солнце +
В) Альфа Центавра
Г) Полярная звезда
2.Из каких двух газов, в основном, состоит Солнце?
А)кислород
Б) гелий +
В) азот
Г) аргон
Д) водород +
3. Какова температура поверхности Солнца?
а)2800 градусов Цельсия
б)5800 градусов Цельсия
в)10000 градусов Цельсия
г)15 млн градусов Цельсия
4.Солнечная энергия является результатом
а) термоядерного синтеза +
б) горения
5. Внешняя излучающая поверхность Солнца называется
А) фотосферой +
Б) атмосферой
В) хромосферой
6. Фотосинтез возможен благодаря наличию в клетках растений
А) глюкозы
б) хлорофилла +
в) углекислого газа
Г) кислорода
7. Чем объясняется движение Земли вокруг Солнца?
а) действием центробежной силы +
б) действием силы инерции
в) действием силы поверхностного натяжения
г) действием силы упругости
8. Согласно современным взглядам на происхождение Солнца и солнечной системы, они образовались из
а) Других звёзд и планет
б) Большого взрыва
в) газопылевого облака +
9. Солнце зажглось приблизительно
А) 100 млн. лет назад
Б) 1 млрд.лет назад
В) 4,5 млрд. лет назад +
Г) 100 млрд. лет назад
10. В процессе старения Солнце превратиться
а) в синего карлика
б) в красного карлика
в) в красного гиганта +
г) в синего гиганта
ЗВЕЗДЫ
1 ВАРИАНТ
1)Как называется одна из древнейших обсерваторий на Земле?
а)Стоунхендж +
б)Пирамида Хеопса
в)Пирамида Кукулькана
г)Европейская южная обсерватория
2) То, что Земля имеет форму шара, первым(и) выяснил(и)
а)Галилео Галилей
б)Клавдий Птолемей
в)Пифагор и Парменид +
г)Николай Коперник
3)Из каких двух газов, в основном, состоит солнце?
а)кислород
б)гелий +
в)азот
г)аргон
д)водород +
4)Солнечная энергия является результатом
а)термоядерного синтеза +
б)горения
5)Какие лучи не воспринимает человеческий глаз? (выбрать два ответа)
а)белый свет
б)красный цвет
в)фиолетовый цвет
г)инфракрасное излучение +
д)ультрафиолетовое излучение +
6)Форма орбиты Земли:
а)эллипс +
б)круг
в)параллелограмм
7)Причиной смены времен года на Земле является
а) наклон земной оси+
б)форма орбиты Земли
в)расстояние до Солнца
г)солнечные затмения
8) Во время солнечного затмения пятно, образованное лунной тенью,
может достигать
а)10 м
б)100 м
в)100 км +
г)10.000км
9) Фотосинтез возможен благодаря наличию в клетках растений
а) глюкозы
б)хлорофилла +
в)углекислого газа
г)кислорода
10) Чем объясняется движение Земли вокруг Солнца?
а)действием центробежной силы +
б)действием силы инерции
в)действием силы поверхностного натяжения
г)действием силы упругости
11) Сочинение «Всеобщая естественная история и теория неба» было написано
а)Зигмундом Фрейдом
б)Эммануилом Кантом +
в)Альбером Эйнштейном
г)Исааком Ньютоном
12) Процесс образования планет может длиться
а) 10 000 лет
б)100 000 лет
в) 1 000 000 000 лет
г)100 000 000 лет +
13)Преимущественно из газов состоят следующие планеты:
а) Меркурий и Марс
б) Плутон и Юпитер +
в) Венера и Земля
г) газовая планета
14) Белый карлик - это
а) потухшая и остывающая звезда +
б) только что образовавшаяся звезда
в) звезда, находящаяся очень далеко от Земли
г) газовая планета
15) Нейтронная звезда
а) невероятно мала (относительно космических объектов) и легка
б) невероятно мала и тяжела +
в) очень велика и легка
г) очень велика и тяжела
16) Как называется слой, в котором формируется подавляющая часть излучения, приходящего к наблюдателю?
a. фотосфера звезды +
b. верхний слой
c. внутренний слой звезды
17) Перечислите оболочки Солнца
a. фотосфера, корона
b. хромосфера, корона
c. фотосфера, хромосфера и корона
18) Самые верхние слои атмосферы Солнца образуют солнечную
a. фотосферу
b. стратосферу
c. корону +
19) Какие активные образования на диске Солнца вы знаете?
a. солнечные пятна, факелы, протуберанцы, пятна-вспышки +
b. солнечные камни, ущелья
c. солнечные деформации и выступы
20) Самая яркая звезда это
a. Сириус +
b. Мимоза
c. Денеб
21) Чем обусловлен цвет звезды?
a. температурой +
b. влажностью
c. расположением
22) Выберите правильное название диаграммы взаимосвязей характеристик звезд.
a. диаграмма Ресселла
b. диаграмма Герцшпрунга
c. диаграмма Герцшпрунга-Ресселла +
23) Большинство звезд сконцентрировались на диаграмме в узкой полосе, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему. Укажите название этой полосы.
a. главная последовательность +
b. ряд
c. колонна
24) Самая известная пара звезд это –
a. Алькор и Мицар +
b. Хадар и Альтаир
c. Акрукс и Антарес
25) Как называются звезды, которые изменяют свою светимость (видимую яркость, блеск, видимую звездную величину)?
a. мерцающие звезды
b. переменные звезды +
c. звезды хамелеоны
d. сверхновые звезды
26) Укажите виды переменных звезд:
a. новые и старые звезды
b. новые и сверхновые звезды +
c. открытые и еще не открытые звезды
Вариант 2
1. Как называется ближайшая к Земле звезда, которая является самым ярким объектом на небе?
a.Сириус
b.Персей
c.Солнце +
2. Полная энергия, которую излучает звезда в единицу времени это –
a.светимость +
b.свет
c.яркость
3. Какой наукой описываются процессы поглощения и излучения?
a.электротехника
b.квантовая механика +
c.термодинамика
4. Перечислите нагретые тела, которые испускают электромагнитное излучение, а также имеют оптическую толщину больше единицы
a.твердые и жидкие
b.твердые и газообразные
c.твердые, жидкие, газообразные +
5. Мощность теплового излучения определяется законом
a.Стефана-Больцмана +
b.Павлова
c.Коперника
6. Распределение энергии в спектре звезды определяется
a. законом Вина +
b. законом Джоуля
c. законом Ньютона
7. Как называется слой, в котором формируется подавляющая часть излучения, приходящего к наблюдателю?
a. фотосфера звезды +
b. верхний слой
c. внутренний слой звезды
8. Какие элементы преобладают в химическом составе звезд?
a. водород (около 65% по массе) и гелий (около 35% по массе) +
b аргон (около 65% по массе) и хлор (около 35% по массе)
c. фосфор (около 65% по массе) и алюминий (около 35% по массе)
9. Перечислите оболочки Солнца
a. фотосфера, корона
b. хромосфера, корона
c. фотосфера, хромосфера и корона +
10. Назовите оболочку Солнца, получившую название «цветная сфера» за яркий красный цвет
a. фотосфера
b. хромосфера +
c. стратосфера
11. В какой оболочке формируются почти все радио- и рентгеновские излучения Солнца?
a. в короне +
b. в хромосфере
c. в стратосфере
12. Как называется явление образования ярких площадок на Солнце, разделенных более темными промежутками?
a. грануляция +
b. эрозия
c. коррозия
13. Оболочка Солнца, которая состоит из огромного количества отдельных светящихся струй вещества, называется
a.корона
b.фотосфера
c.хромосфера +
14. Самые верхние слои атмосферы Солнца образуют солнечную
a. фотосферу
b. стратосферу
c. корону +
15. Как называется явление постоянного истечения плазмы солнечной короны в межпланетное пространство?
a. волновой ветер
b. солнечный ветер +
c. межгалактический ветер
16. Какие активные образования на диске Солнца вы знаете?
a. солнечные пятна, факелы, протуберанцы, пятна-вспышки +
b. солнечные камни, ущелья
c. солнечные деформации и выступы
17. Появление и развитие активных образований на Солнце называется
a. солнечной активностью +
b. лунной активностью
c. солнечным движением
18. Частота появления солнечных пятен циклически меняется с периодом около
a.11,2 года +
b.20,5 года
c.10,5 года
19. Солнечная активность характеризуется
a. Биномом Ньютона
b. числом Вульфа +
c. таблицей Пифагора
20. Самая яркая звезда это
a. Сириус +
b. Мимоза
c. Денеб
21. Чем обусловлен цвет звезды?
a. температурой +
b. влажностью
c. расположением
22. Выберите правильное название диаграммы взаимосвязей характеристик звезд.
a. диаграмма Ресселла
b. диаграмма Герцшпрунга
c. диаграмма Герцшпрунга-Ресселла +
23. Большинство звезд сконцентрировались на диаграмме в узкой полосе, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему. Укажите название этой полосы.
a. главная последовательность +
b. ряд
c. колонна
24. Самая известная пара звезд это –
a. Алькор и Мицар +
b. Хадар и Альтаир
c. Акрукс и Антарес
25. Как называются звезды, которые изменяют свою светимость (видимую яркость, блеск, видимую звездную величину)?
a. мерцающие звезды
b. переменные звезды +
c. звезды хамелеоны
26. Укажите виды переменных звезд:
a. новые и старые звезды
b. новые и сверхновые звезды +
c. открытые и еще не открытые звезды
Тест по теме «Наша Галактика».
Вариант 1
1.Что тянется серебристой полосой по обоим полушариям звездного неба, замыкаясь в звездное кольцо?
А. планеты
Б. туманность
В. Млечный Путь +
Г. Солнечная система
2. В каком году и кем было установлено, что Млечный Путь состоит из колоссального множества очень слабых звёзд?
А. 1512 году Николаем Коперников
Б. 1545 году Николаем Коперников
В. 1713году Галилео Галилеем
Г . 1610 году Галилео Галилеем +
3. Сколько звезд в Галактике?
А. 900 млрд
Б. 200 млрд +
В. 600 млрд
Г. 100 млрд
4. Где расположен центр нашей Галактики?
А. в созвездии Стрельца +
Б. в созвездии Лебедя
В. оба ответа правильны
Г. нет правильного ответа
5. К какому виду галактик относится наша Галактика?
А. эллиптическая
Б. спиральная +
В. Неправильная
Г. линзовидная
6. От какого древнегреческого слова происходит слово «галактика»?
А. Дорога
Б. Звезда
В. Сосуд
Г. Молоко +
7. Что из этого встречается у некоторых галактик?
А. Штанины
Б. Рукава +
В. Воротники
Г. Плечи
8. Что находится в центре Млечного Пути?
А. Красный гигант
Б. Солнечная система
В. Сверхмассивная черная дыра +
Г. Туманность
9. Какая галактика в будущем может поглотить Млечный Путь?
А. Большое Магелланово Облако
Б. Галактика Вертушка
В. Галактика Водоворот
Г. Галактика Андромеды +
10. Диаметр нашей Галактики составляет
А. 100 тыс. св. лет +
Б. 50 тыс. св. лет.
В. 200 тыс. св. лет
Г. 500 тыс. св. лет
11.Соберите последовательность «Эволюция Вселенной и Жизни»
А)15 млрд.лет назад 1. Возникновение Вселенной
Б) 5 млрд.лет назад 2. Образование Галактик
В)4,6 млрд.лет назад 3. Образование Солнца
Г)4,5 млрд.лет назад 4. Образование Земли
Д)4 млрд лет назад 5. Возникновение Жизни
Е) 40 тыс лет назад 6. Возникновение Человека Разумного
вариант 2
1. Из чего состоит галактическое гало?
А разреженного горячего газа
Б звёзд
В тёмной материи
Г все ответы верны +
2. Какова структура нашей Галактики (согласно классификации Хаббла)?
А) Эллиптическая
Б) Неправильная
В) Линзовидная
Г) Спиральная +
3. Где в Галактике расположена Солнечная система?
А) В центре Галактики.
Б) В ядре Галактике.
В) В основной плоскости диска Галактики, ближе к краю +
Г) В темной зоне.
4.Наша Галактика называется:
А) Млечная дорога Б) Млечный путь + В) Орион
5. Наша Галактика Млечный путь состоит из:
А)Земля
Б) Солнечная система
В) Все отдельные звезды, видимые невооруженным глазом
Г) все ответы верны +
6. Структура нашей Галактики (Млечный путь), она состоит из:
А) Диск, Ядро, Гало
Б) Диск, Ядро, Рукава, Гало +
В) Диск, Рукава, Гало
Г) Ядро, Диск
7. Галактика - это
А гравитационно-связанная система из звёзд, звёздных скоплений, межзвёздного газа и пыли, тёмной материи, планет. Все объекты в составе галактики участвуют в движении относительно общего центра масс+
Б крупные формирования звезд, планет, газа, пыли, которые удерживаются вместе силой гравитации
В крупные формирования звезд, планет, Солнечных систем, газа, пыли, которые удерживаются вместе силой гравитации
8. Ближе всего к нам расположена галактика под названием:
А. Туманность Андромеды
Б. Галактика Сомбреро
В) Галактика Треугольника +
9. Другое название Галактики Андромеды
А) М33
Б)М31 +
В)А61
Г)М81
10.Соберите последовательность «Эволюция Вселенной и Жизни»
А)15 млрд.лет назад 1. Возникновение Вселенной
Б) 5 млрд.лет назад 2. Образование Галактик
В)4,6 млрд.лет назад 3. Образование Солнца
Г)4,5 млрд.лет назад 4. Образование Земли
Д)4 млрд лет назад 5. Возникновение Жизни
Е) 40 тыс лет назад 6. Возникновение Человека Разумного
Тест "Галактики"
Вариант N 1.
Темная полоса, идущая вдоль диска спиральной галактики
А) непрозрачный слой межзвездной среды, скопление межзвездной пыли и газа; +
Б) скопление холодных звезд поздних спектральных классов;
В) места, в которых отсутствуют яркие звезды;
Г) места, в которых много планетарных туманностей.
Наиболее компактная область галактик, в которой наблюдается сильная концентрация звезд – в каждом кубическом парсеке находятся тысячи звезд, называется
А) гало;
Б) ядро галактики; +
В) спиральная ветвь;
Г) диск.
Гигантские молекулярные облака располагающиеся в Галактике и имеющие температуру Т= 5 – 10К, характерное время жизни 10 млн. лет – 100 млн. лет и массу, около миллиона масс Солнца, связаны
А) с гало Галактики;
Б) с шаровыми звездными скоплениями;
В) с пульсарами;
Г) с очагами звездообразования. +
Источниками космических лучей являются
А) солнечные вспышки;
Б) пульсары;
В) ядро Галактики;
Г) красные сверхгиганты;
Д) все вышеперечисленное. +
Светимость галактики с активным ядром (квазара, сейфертовской галактики) L=1040 Дж/с. Во сколько раз светимость галактики с активным ядром превышает светимость нашей Галактики?
А) в 100 раз;
Б) в 1000 раз; +
В) в 10000 раз;
Г) в 100000 раз;
Д) в миллион раз.
Линзообразные галактики с закрученными вокруг ядра спиральными рукавами из молодых звезд, газа и пыли представляют собой
А) спиральные галактики; +
Б) неправильные галактики;
В) эллиптические галактики;
Г) радиогалактики.
Джеты по современным данным образуются вследствие
А) истечения заряженных частиц в окрестности черной дыры в центре галактики и сжатые в струю сильным магнитным полем; +
Б) сильного "галактического ветра" в плоскости галактик;
В) результата эволюции шаровых скоплений в гало галактик;
Г) одновременного взрыва нескольких сверхновых звезд.
По современным представлениям из анализа наблюдательных данных, полученных рентгеновским телескопом "Чандра", основная причина активности галактики М82:
А) процесс бурного "взрывного" звездообразования, сопровождающийся мощными вспышками сверхновых; +
Б) результат взрыва в ядре, при котором газ вылетает со скоростями около 1000 км/с;
В) результат взаимного столкновения с соседней галактикой М81;
Г) результат вхождения галактики М82 в область межгалактического водорода повышенной плотности.
К какому типу галактик относится Туманность Андромеды?
А) эллиптическая галактика;
Б) спиральная галактика без перемычки; +
В) спиральная галактика с перемычкой;
Г) неправильная галактика.
Нет большого количества красных сверхгигантов, что соответствует по современным эволюционным представлениям о молодости галактик
А) в эллиптических галактиках;
Б) в спиральных галактиках с перемычкой;
В) в спиральных галактиках без перемычки;
Г) в неправильных галактиках. +
Если цвет галактики голубоватый, галактика излучает в оптических спектральных линиях, которые возникают при облучении газа ультрафиолетовым излучением голубых сверхгигантов и регистрируется мощное излучение "теплой" межзвездной пыли, это говорит о
А) повышенной активности звездообразования; +
Б) пониженной активности звездообразования;
В) вспышке нескольких сверхновых звезд одновременно в недалеком прошлом;
Г) повышенной частоте вспышек новых звезд.
При интенсивном звездообразовании в молодых галактиках
А) галактики характеризуются низкой степенью металличности и повышенным количеством голубых сверхгигантов; +
Б) галактики характеризуются высокой степенью металличности;
В) галактики характеризуются повышенным содержанием красных гигантов и красных сверхгигантов;
Г) в галактиках содержится большое количество пыли.
Вариант N 2.
Галактика, почти лишенная межзвездного газа, не содержащая молодых звезд и имеющая только сферическую подсистему
А) эллиптическая; +
Б) взаимодействующая;
В) спиральная;
Г) неправильная.
Вращение галактик обнаруживается с помощью
А) эффекта Допплера;
Б) закона Хаббла;
В) закона Кеплера;
Г) закона всемирного тяготения. +
Процесс звездообразования практически полностью прекратился миллиарды лет назад в галактиках
А) эллиптических; + Б) спиральных; В) неправильных; Г) во всех типах галактик идет с одинаковой интенсивностью в настоящее время.
К какому типу относится галактика Большое Магелланово Облако? А) эллиптическая галактика; Б) спиральная галактика без перемычки; В) спиральная галактика с перемычкой; Г) неправильная галактика. +
Гигантская галактика Сомбреро (М 104), имеющая мощную пылевую полосу, относится
А) к спиральным галактикам, но видимым с ребра; +
Б) к эллиптическим;
В) к неправильным;
Г) к взаимодействующим галактикам.
Индикаторами звездообразования в галактиках являются
А) планетарные туманности;
Б) массивные звезды и окружающие их эмиссионные туманности; +
В) скопления межзвездной пыли;
Г) шаровые скопления.
Гигантская эллиптическая галактика Центавр А (NGC5128), являющаяся мощным источником радиоизлучения, имеет гигантский газовопылевой диск в результате
А) обычной эволюции эллиптических галактик;
Б) поглощения галактикой Центавр А спиральной галактики в недалеком прошлом; +
В) вхождения в область повышенной концентрации межгалактической пыли;
Г) процесса бурного "взрывного" звездообразования, сопровождающегося мощными вспышками сверхновых.
Источниками пыли в галактике являются
А) Планетарные туманности;
Б) Взрывы сверхновых;
В) Протозвезды;
Г) Красные гиганты;
Д) Все выше перечисленное. +
К голубым компактным карликовым галактикам относятся
А) галактики с низкой светимостью, малыми размерами, слабым звездообразованием и не имеющие больших облаков ионизованного водорода;
Б) карликовые галактики с облаками неионизованного водорода, имеющие большое количество звезд поздних спектральных классов;
В) галактики с низкой светимостью, малыми размерами и высокой степенью металличности;
Г) молодые галактики с низкой светимостью, имеющие сильный эмиссионный спектр, гигантские области ионизованного водорода и интенсивное звездообразование. +
Светимость галактики с активным ядром (квазара, сейфертовской галактики) L=10 40 Дж/с. Масса активной галактики ежегодно уменьшается за счет излучения на
А) миллиард тонн;
Б) порядка 1023 кг ( сравнимо с массой Луны);
В) порядка 10 27 кг (сравнимо с массой Земли);
Г) порядка 1030 кг ( сравнимо с массой Солнца). +
Если галактика излучает в оптических спектральных линиях, которые возникают при облучении газа ультрафиолетовым излучением голубых сверхгигантов и регистрируется мощное излучение "теплой" межзвездной пыли, и ее цвет голубоватый, это говорит о:
А) повышенной активности звездообразования; +
Б) пониженной активности звездообразования;
В) вспышке нескольких сверхновых звезд одновременно в недалеком прошлом;
Г) повышенной частоте вспышек новых звезд.
Яркая центральная часть сферической составляющей, видная как вздутие диска галактики
А) ядро;
Б) шаровое скопление;
В) балдж; +
Г) все выше перечисленное.
Проверочные задания
Тема 1.Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты:
1. Установить подвижную карту на день и час наблюдений.
дата наблюдения__________________
время наблюдения ___________________
2. перечислите созвездия, которые размещены в северной части неба от горизонта до полюса мира._______________________________________________________________
3. Найти созвездия, которые размещены между точками запада и севера 10 октября в о 21 час._______________________________________________________________
4. Определить, можно ли увидеть созвездия Девы, Рака, Весов, в полночь 15 сентября.
Дева __
Рак__
Весы__
5) Определить, будут ли заходить созвездия Малая медведица, Волопас, Орион.
Малая медведица___
Волопас___
Орион___
6. Определить, какие созвездия будут около горизонта 5 мая в полночь. _______________________
7) Найти экваториальные координаты звезды Веги.
Вега ( α Лиры)
Прямое восхождение а = _________
Склонение δ = _________
8)Указать созвездие, в котором находится объект с координатами:
а=0 часов 41 минута, δ = +410
9. Найдите положение Солнца на эклиптике сегодня, определите длительность дня. Время восхода и захода Солнца
Восход____________
Заход_____________
10. Время пребывания Солнца в момент верхней кульминации.________________
11. В каком зодиакальном созвездии находится Солнце во время верхней кульминации?
12. Определить свой знак зодиака
Дата рождения___________________________
созвездие __________________
Тема 2. Строение Солнечной системы.
В чём сходство и отличие планет земной группы и планет гигантов. Заполнить в виде таблицы:
Планеты Солнечной системы |
|||
Планеты земной группы |
Планеты - гиганты |
||
особенности |
сходства |
особенности |
|
|
|
|
2. Выберите планету по варианту в списке:
Планета |
Вариант |
|||
Меркурий |
1 |
9 |
17 |
25 |
Венера |
2 |
10 |
18 |
26 |
Земля |
3 |
11 |
19 |
27 |
Марс |
4 |
12 |
20 |
28 |
Юпитер |
5 |
13 |
21 |
29 |
Сатурн |
6 |
14 |
22 |
30 |
Уран |
7 |
15 |
23 |
31 |
Нептун |
8 |
16 |
24 |
32 |
Составьте доклад про планету Солнечной системы по варианту, ориентируясь на вопросы:
Чем отлична планета от других?
Какую массу имеет эта планета?
Какое положение планеты в Солнечной системе?
Сколько длится планетарный год и сколько сидерические сутки?
Сколько сидерических суток укладывается в один планетарный год?
Средняя продолжительность жизни человека на Земле -70 земных лет, сколько планетарных лет может прожить человек на этой планете?
Какие детали можно рассмотреть на поверхности планеты?
Какие условия на планете, можно ли её посетить?
Сколько у планеты спутников и какие?
3.Подберите к соответствующему описанию нужную планету:
Меркурий |
|
Наиболее массивна |
Венера |
|
Орбита сильно наклонена к плоскости эклиптики |
Земля |
|
Наименьшая из планет гигантов |
Марс |
|
Год приблизительно равен двум земным годам |
Юпитер |
|
Ближайшая к Солнцу |
Сатурн |
|
По размерам близка к Земле |
Уран |
|
Имеет наибольшую среднюю плотность |
Нептун |
|
Вращается, лежа на боку |
Плутон |
|
Имеет систему живописных колец |
Тема 3. Характеристики звёзд.
Выберите звезду в соответствии с вариантом.
Рассчитать физические характеристики звёзд.
Укажите положение звезды на диаграмме спектр-светимость.
№ |
звезда с температурой |
Масса М |
Размер R |
Параллакс |
плотность Р г/см 3 |
Светимость, L, L© |
Время жизни t, лет |
расстояние r, пк |
1 |
50 000 |
100 |
10000 |
0,121// |
|
|
|
|
2 |
20000 |
70 |
1000 |
0,101// |
|
|
|
|
3 |
10000 |
50 |
200 |
0,35// |
|
|
|
|
4 |
5000 |
30 |
100 |
0,512// |
|
|
|
|
5 |
7000 |
10 |
10 |
0,114// |
|
|
|
|
6 |
8000 |
5 |
5 |
0,316// |
|
|
|
|
7 |
6000 |
1 |
1 |
0,565// |
|
|
|
|
8 |
3000 |
0,005 |
0,1 |
0,054// |
|
|
|
|
9 |
15 000 |
3 |
0,7 |
0,189// |
|
|
|
|
10 |
4000 |
2 |
10 |
0,012// |
|
|
|
|
Необходимые формулы:
Средняя плотность:
Светимость:
Время жизни:
Расстояние до звезды:
Тема 4. Теории происхождения и эволюции Вселенной.
Назовите галактику, в которой мы живем:
Классифицируйте нашу галактику по системе Хаббла:
Нарисуйте схематически строение нашей галактики, подпишите основные элементы. Определите положение Солнца.
Как называются спутники нашей галактики?
Сколько времени необходимо, чтобы свет прошёл сквозь нашу Галактику по её диаметру?
Какие объекты являются составными частями галактик?
К лассифицируйте объекты нашей галактики по фотографиям
Какие объекты являются составными частями Вселенной?
Какие галактики составляют население Местной группы?
В чем проявляется активность галактик?
Что представляют собой квазары и на каких расстояниях от Земли они находятся?
Опишите, что наблюдается на фотографиях:
Влияет ли космологическое расширение Метагалактики на расстояние от Земли
До Луны; □
До центра Галактики; □
До галактики М31 в созвездии Андромеды; □
До центра местного скопления галактик □
14) Назовите три возможных варианта развития Вселенной по теории Фридмана.
2.2 . Междисциплинарные задания
Планируемые результаты освоения учебного предмета Астрономия
Личностные результаты:
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
ЛР 13. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость
ЛР 19. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования,
Метапредметные результаты:
МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
МР 03. Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645). МР 08. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
МР 05. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности
МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
Предметные результаты (базовый уровень):
ПРб.01. Сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственновременных масштабах Вселенной.
ПРб.02. Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.
ПРб.03. Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой.
ПРб.04. Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии.
ПРб.05. Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области
Синхронизация предметных, личностных и метапредметных результатов с общими и профессиональными компетенциями
Наименование ОК, ПК согласно ФГОС СПО |
Наименование личностных результатов согласно ФГОС СПО |
Наименование метапредметных результатов согласно ФГОС СОО |
ОК 01.* Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций |
МР 03. Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
ОК 02.* Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 05.* Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций |
МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645). МР 08. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
ОК 03.* Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 10.* Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках |
ЛР 19. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования, |
МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях |
ОК 04.* Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 6.** Работать в команде, эф |
ЛР 13. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость |
МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
ОК 06.* Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих |
МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей |
ОК 07.* Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой |
|
ОК 09.* Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
|
МР 05. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности |
Синхронизации предметных результатов УП с ПК с учетом профиля обучения
|
|
ПК 1.1 Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу. |
ПРб.01 ПРб.02 ПРб.03 ПРб.04 ПРб.05 |
ПК 3.1 Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования. |
ПРб.01 ПРб.02 ПРб.03 ПРб.04 ПРб.05 |
Преемственность образовательных результатов с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы среднего профессионального образования
Образовательные результаты |
ОП.01 Инженерная графика |
МДК 04.01 Слесарно-ремонтные работы |
ПРб.02 ПРб.03 |
Знать: основные понятия и термины, используемые в инженерной графике приборы и инструменты для измерений: линий, углов. Уметь: пользоваться приборами и инструментами, используемыми при черчении деталей приборами и инструментами, используемыми при черчении деталей |
Уметь производить плоскостную и пространственную разметку |
Механизмы отбора содержания учебного предмета с учетом профессиональной направленности
Предметное содержание ОД |
Образовательные результаты |
Наименование ПМ, МДК |
Варианты междисциплинарных заданий |
Раздел 1. Основные элементы небесной сферы. Небесные координаты
Раздел 3. Земля и Луна — двойная планета
|
ПРб.04
ПРб.01, ПРб.02 ПРб.05
|
МДК 04.01 Слесарно-ремонтные работы
МДК 01.01 Осуществление монтажных работ промышленного оборудования |
Изобразить на чертеже: небесную сферу в проекции на плоскость горизонта.; небесную сферу в проекции на плоскость небесного меридиана; восход и заход Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Мини-проект Модель небесной сферы
Изучить устройство первого лунохода, системы автоматизации управления. Подготовить сообщения по темам: Как был устроен первый луноход. История создания первого лунохода История лунной программы СССР Изготовить модель Лунохода из подручных средств
|
Междисциплинарные задания
Раздел. 1
Задание 1. Изобразить на чертеже небесную сферу в проекции на плоскость горизонта.
Решение: Как известно, проекцией какой-либо точки А на какую-либо плоскость является точка пересечения плоскости и перпендикуляра, опущенного из точки А к плоскости. Проекцией отрезка, перпендикулярного к плоскости, является точка. Проекцией круга, параллельного плоскости, является такой же круг на плоскости, проекцией круга, перпендикулярного к плоскости, является отрезок, а проекцией круга, наклоненного к плоскости, является эллипс, тем более сплюснутый, чем ближе угол наклона к 90o. Таким образом, для того, чтобы начертить проекцию небесной сферы на какую-либо плоскость, надо опустить на эту плоскость перпендикуляры из всех точек небесной сферы. Последовательность действий следующая. Прежде всего, необходимо начертить круг, лежащий в плоскости проекции, в данном случае это будет горизонт. Затем нанести все точки и линии, лежащие в плоскости горизонта. В данном случае это будет центр небесной сферы C, и точки юга S, севера N, востока E и запада W, а также полуденная линия NS. Далее опускаем перпендикуляры на плоскость горизонта из остальных точек небесной сферы и получаем, что проекцией зенита Z, надира Z' и отвесной линии ZZ' на плоскость горизонта является точка, совпадающая с центром небесной сферы C (см. рис. 3). Проекцией первого вертикала является отрезок EW, проекция небесного меридиана совпадает с полуденной линией NS. Точки, лежащие на небесном меридиане: полюса P и P', а также верхняя и нижняя точки экватора Q и Q' проецируются поэтому на полуденную линию тоже. Экватор является большим кругом небесной сферы, наклоненным к плоскости горизонта, поэтому его проекция - это эллипс, проходящий через точки востока E, запада W, и проекции точек Q и Q'.
|
Задание 2. Изобразить на чертеже небесную сферу в проекции на плоскость небесного меридиана.
Решение:
|
Задание 3 .
Изобразить на чертеже восход и заход Солнца в дни равноденствий и солнцестояний.
Решение:
Задание 4. Мини-проект «Модель небесной сферы»
Предварительно обучающиеся получают задание: из альбомных листов приготовить заготовки деталей (см. рис ).
Круг диаметром 10 см (а), два полукруга (б) и четыре четверти круга (в). Полукруг имеет полоску, а четверть круга два сектора для приклеивания. На рисунке эти детали заштрихованы.
Круг в готовой модели будет небесным меридианом. На нем обучающиеся наносят точки зенита Z, надира Z΄, проводят отвесную линию ZZ΄. Далее проводят полуденною линию перпендикулярно отвесной (диаметр). Ось мира проводят под углом φ (широта места наблюдения) к полуденной линии. Отмечают на небесном меридиане точки полюсов мира P и P΄. Соответственно под полюсами мира на полуденной линии отмечают точки севера С (N) и юга Ю (S). Осталось провести проекцию плоскости небесного экватора. Для этого через центр круга проводят линию, перпендикулярно оси мира.
На полукруге отмечают точки востока В и запада З, затем загибают полоску и приклеивают деталь (б) к детали (а). Получили горизонтальную плоскость. После этого приклеивают детали (в) к проекции плоскости небесного экватора. Готовая модель небесной сферы показана на рисунке (г).
Собранная обучающимися модель небесной сферы облегчает усвоение основных точек, линий и плоскостей. Она имеет практическое применение в дальнейшем при изучении горизонтальных и экваториальных координат. Мини-проект можно рассматривать как средство формирования учебных умений и интереса к предмету астрономия.
Раздел. 3.
Задание 1.
Изучить устройство первого лунохода, системы автоматизации управления.
Задание 2.
Подготовить сообщения по темам:
Как был устроен первый луноход.
История создания первого лунохода
История лунной программы СССР
Задание 3.
Изготовить модель Лунохода из подручных средств
Контроль и оценка результатов освоения УП с учетом профессиональной направленности ООП СПО
Объект контроля согласно ФГОС СОО |
Объект контроля с учетом профессиональной направленности |
Средства контроля |
Результаты контроля с учетом профиля |
ПРб.02, ПРб.03
ПРб.01, Прб.02 |
ПРб.02, ПРб.03, ОК 01, ОК 02, ОК 03,ОК 05,МР 04, МР 01 , ПК 1.1, ПК 3.1
ПРб.01,ПРб.02 ОК 01, ОК 02, ОК 03,ОК 05,МР 04, МР 01 , ПК 1.1, ПК 3.1
|
Раздел 1. Изобразить на чертеже: небесную сферу в проекции на плоскость горизонта.; небесную сферу в проекции на плоскость небесного меридиана; восход и заход Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Раздел 3 Изучить устройство первого лунохода, системы автоматизации управления. Подготовить сообщения по темам: Как был устроен первый луноход. История создания первого лунохода История лунной программы СССР
|
Владеет навыками: использования инструментов, при черчении ; схематического изображения пространственных отношений
Владеет навыками работы с различной информацией |
ПРб.04 |
ПРб.01–04, МР 03, МР 0, ЛР 04, ЛР 13, ОК 3, ОК 4, ПК 2.1 |
Мини проект |
Имеет целостное представление об окружающем мире, понимает сущность наблюдаемых явлений. Сформирован элемент навыка выполнения модели изготавливаемого изделия |
2.3. Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для теоретического этапа промежуточной аттестации
Каждый вариант итоговой работы состоит из тестовых заданий и включает в себя 20 заданий, отличающихся по содержанию, форме и уровню сложности. К каждому заданию дано 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
В контрольных измерительных материалах представлено содержание всех основных разделов курса астрономии.
Общее количество экзаменационных заданий по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела.
Время выполнения теста: 75 минут
Вариант № 1
1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …
1. Астрометрия
2. Астрофизика
3. Астрономия
4. Другой ответ
2.Гелиоцентричну модель мира разработал …
1. Хаббл Эдвин
2. Николай Коперник
3. Тихо Браге
4. Клавдий Птолемей
3.К планетам земной группы относятся …
1. Меркурий, Венера, Уран, Земля
2. Марс, Земля, Венера, Меркурий
3. Венера, Земля, Меркурий, Фобос
4. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер
4.Второй от Солнца планета называется …
1. Венера
2. Меркурий
3. Земля
4. Марс
5. Межзвездное пространство …
1. не заполнено ничем
2. заполнено пылью и газом
3.заполнено обломками космических аппаратов
4. другой ответ.
6. Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и направлением из центра Земли называется …
1. Часовой угол
2. Горизонтальный параллакс
3. Азимут
4. Прямое восхождение
7. Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется …
1. Астрономическая единица
2. Парсек
3. Световой год
4. Звездная величина
8. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …
1. точках юга
2. точках севере
3. зенит
4. надир
9. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …
1. небесный экватор
2. небесный меридиан
3. круг склонений
4. настоящий горизонт
10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …
1.Годинний угол и склонение
2. Прямое восхождение и склонение
3. Азимут и склонение
4. Азимут и высота
11. Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний движение на небесной сфере называется …
1. небесный экватор
2. небесный меридиан
3. круг склонений
4. эклиптика
12. Линия вокруг которой вращается небесная сфера называется
ось мира
2. вертикаль
3. полуденная линия
4. настоящий горизонт
13. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 5h 20m, δ = + 100
1. Телец
2. Возничий
3. Заяц
4. Орион
14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …
1. Перигелий
2. Афелий
3. Прецессия
4. Нет правильного ответа
15. Главных фаз Луны насчитывают …
1. две
2. четыре
3. шесть
4.восемь
16. Угол который, отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до вертикала светила называют …
1. Азимут
2. Высота
3. Часовой угол
4. Склонение
17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это утверждение …
1. первый закон Кеплера
2. второй закон Кеплера
3. третий закон Кеплера
4. четвертый закон Кеплера
18.Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют …
1.Рефлекторним
2.Рефракторним
3. менисковый
4. Нет правильного ответа.
19.Установил законы движения планет …
1. Николай Коперник
2. Тихо Браге
3. Галилео Галилей
4.Иоганн Кеплер
20.К планетам-гигантам относят планеты …
1. Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран
2. Плутон, Нептун, Сатурн, Уран
3. Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер
4. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран
Вариант № 2
1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …
1. Астрометрия
2. Звездная астрономия
3. Астрономия
4. Другой ответ
2.Геоцентричну модель мира разработал …
1. Николай Коперник
2. Исаак Ньютон
3. Клавдий Птолемей
4. Тихо Браге
3. Состав Солнечной система включает …
1. восемь планет.
2. девять планет
3. десять планет
4. семь планет
4. Четвертая от Солнца планета называется …
1. Земля
2. Марс
3. Юпитер
4. Сатурн
5. Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющая собственное называется …
1. Небесной сферой
2. Галактикой
3. Созвездие
4. Группа зрение
6. Угол, под которым из звезды был бы виден радиус земной орбиты называется …
1. Годовой параллакс
2. Горизонтальный параллакс
3. Часовой угол
4. Склонение
7. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …
1. надир
2. точках севере
3. точках юга
4.зенит
8 Большой круг, проходящий через полюса мира и зенит называется …
1. небесный экватор
2. небесный меридиан
3. круг склонений
4.настоящий горизонт
9. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия называется …
Солнечные сутки
2. Звездные сутки
3. Звездный час
4. Солнечное время
10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем направлениям называется …
1. звездная величина
2. яркость
3. парсек
4.светимость
11. Вторая экваториальная система небесных координат определяется …
1.Годинний угол и склонение
2. Прямое восхождение и склонение
3. Азимут и склонение
4. Азимут и высота
12. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 20h 20m, δ = + 350
1. Козерог
2. Дельфин
3. Стрела
4. Лебедь
13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …
1. 11 созвездий
2. 12 созвездий
3. 13 созвездий
4. 14 созвездий
14. Затмение Солнца наступает …
1. если Луна попадает в тень Земли.
2. если Земля находится между Солнцем и Луной
3. если Луна находится между Солнцем и Землей
4. нет правильного ответа.
15. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Это утверждение …
1. первый закон Кеплера
2. второй закон Кеплера
3. третий закон Кеплера
4. четвертый закон Кеплера
16. Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют …
1. Солнечным
2. Лунно-солнечным
3. Лунным
4. Нет правильного ответа.
17.Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало называют …
1.Рефлекторним
2.Рефракторним
3. менисковый
4. Нет правильного ответа
18. Система, которая объединяет несколько радиотелескопов называется …
1.Радиоинтерферометром
2.Радиотелескопом
3.Детектором
4. Нет правильного ответа
19. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …
1. Астрометрия
2. Звездная астрономия
3. Астрономия
4. Другой ответ
20. Закон всемирного тяготения открыл …
1. Галилео Галилей
2. Хаббл Эдвин
3. Исаак Ньютон
4. Иоганн Кеплер
Ответы
Вариант №1 Вариант №2
№ вопроса |
Ответ |
№ вопроса |
Ответ |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
4 |
1 |
4 |
2 |
5 |
2 |
5 |
3 |
6 |
2 |
6 |
1 |
7 |
2 |
7 |
4 |
8 |
4 |
8 |
4 |
9 |
1 |
9 |
2 |
10 |
1 |
10 |
4 |
11 |
4 |
11 |
1 |
12 |
1 |
12 |
4 |
13 |
4 |
13 |
3 |
14 |
1 |
14 |
3 |
15 |
2 |
15 |
1 |
16 |
1 |
16 |
3 |
17 |
3 |
17 |
2 |
18 |
2 |
18 |
1 |
19 |
4 |
19 |
3 |
20 |
3 |
20 |
3 |
Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом. Таким образом, максимальное количество первичных баллов, которое можно получить при выполнении теста – 20.
Оценка в пятибалльной шкале |
Критерии оценки
|
|
«2» |
Выполнено мене 70% задания |
Набрано менее 14 баллов |
«3» |
Выполнено70-80% задания |
Набрано 14-15 баллов |
«4» |
Выполнено 80-90%задания |
Набрано 16-17 баллов |
«5» |
Выполнено более 90% задания |
Набрано 18 баллов и более |
3.КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Оценка устных ответов обучающихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
-обнаруживает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а так же правильное определение величин, их единиц и способов измерения;
-правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
-строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации;
-может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но обучающийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится, если большая часть ответа удовлетворяют требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованием программы.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4.1. Основные источники:
1. Астрономия 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций/В.М. Чаругин-2-е изд., Москва «Просвещение»,2018
4.2. Дополнительные источники:
Астрономия 11 класс, БА Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут - М.: Просвещение, 2014г.
Климишин И.А. Астрономия наших дней.- М.: 1986.
Климишин И.А. Открытие Вселенной.- М.: 1987
Мухин Л.М. Мир астрономии, 1987.
Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной.- М.: Недра, 1990.
Паркер Б. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной.- М.: Наука, 1991.
4.3. Интернет – ресурсы:
http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics
http://www.school363.1t.ru/dist http://www.school363.1t.ru/
http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/phys/konon/work.html
44