Контрольно-измерительный материал по предмету ОБЖ
.Результаты освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», подлежащие проверке (знания и умения)
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
• владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
• оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для ведения здорового образа жизни;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
• адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
• прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей
• оказания первой медицинской помощи;
• развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
• вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
• основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
• основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
• порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
• состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
• основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
• требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
• предназначение, структуру и задачи РСЧС;
• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Перечень элементов содержания учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», включенных в задания зачета.
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно - сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороной.
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой медицинской помощи.
Другие государственные службы в области безопасности.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
Прохождение военной службы по контракту.
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Соблюдение норм международного гуманитарного права.
Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.
Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Дни воинской славы России – дни славных побед.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.
Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Социальная роль женщины в современном обществе. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и злоупотребления наркотическими веществами. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика.
Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья.
Влияние двигательной активности на здоровье человека.
Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.
Задания для проведения зачета.
Итоговые задания для оценки качества
подготовки выпускников по основам безопасности жизнедеятельности
Вариант 1
Инструкция: из предложенных вариантов ответа выберите один правильный и запишите его букву.
Уровень усвоения 2
Задание № 1
Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:
Варианты ответа:
а) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут, отсутствие средств связи;
б) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;
в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.
Задание № 2
Готовясь к походу, вам необходимо правильно подобрать одежду. Каким ниже перечисленным требованиям она должна соответствовать:
Варианты ответа:
а) одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в несколько слоев;
б) одежда должна быть из синтетических материалов;
в) одежда должна быть из однотонного или камуфлированного материала, чистой и сухой.
Задание № 3
К преступлениям небольшой тяжести относятся:
Варианты ответа:
а) неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает одного года лишения свободы;
б) умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы;
в) умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
Задание № 4
Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, — это:
Варианты ответа:
а) лесной пожар;
б) стихийный пожар;
в) природный пожар.
Задание № 5
Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть:
Варианты ответа:
а) отсутствие специальных устройств удаления дыма, легко сбрасываемых конструкций на взрывоопасных производствах, наличие инертных газов в зоне взрыва;
б) понижение давления в технологическом оборудовании, отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;
в) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и давления внутри производственного оборудования.
Задание № 6
РСЧС создана с целью:
Варианты ответа:
а) прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.
Задание № 7
Комиссия по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления является координирующим органом РСЧС на:
Варианты ответа:
а) региональном уровне;
б) федеральном уровне;
в) объектовом уровне;
г) местном уровне;
д) территориальном уровне.
Задание № 8
Ядерное оружие — это:
Варианты ответа:
а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);
б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.
Задание № 9
Какими путями отравляющие вещества (ОВ) проникают в организм человека:
Варианты ответа:
а) в результате их попадания на одежду, обувь и головные уборы;
б) в результате вдыхания зараженного воздуха, попадания ОВ в глаза, на кожу или при употреблении зараженной пищи и воды;
в) в результате их попадания на средства защиты кожи и органов дыхания.
Задание № 10
В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды? Выберите правильный ответ:
Варианты ответа:
а) начальный период, период инфицирования, опасный период, пассивный период, заключительный период;
б) предынкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период, выздоровление;
в) скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление.
Задание № 11
Причинами сердечной недостаточности могут быть:
Варианты ответа:
а) ревматические поражения сердечной мышцы, пороки сердца, инфаркт миокарда, физическое перенапряжение, нарушение обмена веществ и авитаминозы;
б) внутреннее и наружное кровотечение, повреждение опорно-двигательного аппарата, переутомление, тепловой и солнечный удары;
в) тяжелые повреждения, сопровождающиеся кровопотерей, размозжение мягких тканей, раздробление костей, обширные термические ожоги.
Задание № 12
Самым надежным способом остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов рук и ног является:
Варианты ответа:
а) наложение давящей повязки;
б) пальцевое прижатие;
в) наложение жгута;
г) максимальное сгибание конечности.
Задание № 13
При оказании первой помощи в случае перелома запрещается:
Варианты ответа:
а) проводить иммобилизацию поврежденных конечностей;
6) вставлять на место обломки костей и вправлять на место вышедшую кость;
в) останавливать кровотечение.
Задание № 14
Каковы правильные действия по нанесению прекардиального удара в области грудины:
Варианты ответа:
а) прекардиальный удар, короткий и достаточно резкий, наносится в точку, на грудине выше мечевидного отростка на 2—3 см, локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен вдоль тела пострадавшего, сразу после удара выяснить — возобновилась ли работа сердца;
б) прекардиальный удар наносится ладонью в точку, расположенную на грудине выше мечевидного отростка на 2—3 см и на 2 см влево от центра грудины, локоть руки, наносящей удар, должен быть направлен поперек тела пострадавшего, удар должен быть скользящим;
в) прекардиальный удар наносится ребром сжатой в кулак ладони в точку, расположенную на грудине выше мечевидного отростка на 2—3 см и на 2 см влево от центра грудины, после первого удара сделать второй удар.
Задание № 15
Режим жизнедеятельности человека — это:
Варианты ответа:
а) система деятельности человека в быту и на производстве;
б) установленный порядок работы, отдыха, питания и сна;
в) индивидуальная форма существования человека в условиях среды обитания.
Задание № 16
Основными средствами развития силы мышц являются упражнения:
Варианты ответа:
а) с внешним сопротивлением;
б) с выполнением наклонов и махов;
в) требующие высокой скорости.
Задание № 17
Для обеспечения совместимости с другими людьми требуются три основных качества характера:
Варианты ответа:
а) способность критически относиться к себе, терпимость, доверие;
б) доброжелательность, понимание, красноречие;
в) волевые качества, темперамент, настойчивость.
Задание № 18
Брак может быть расторгнут:
Варианты ответа:
а) по заявлению одного из супругов или их ближайших родственников;
б) по заявлению обоих супругов или по просьбе одного из них;
в) по заявлению или просьбе совершеннолетних детей супругов.
Задание № 19
Образование раковых опухолей у курильщиков вызывают:
Варианты ответа:
а) цианистый водород, содержащийся в табаке;
б) никотин;
в) эфирные масла, содержащиеся в табаке;
г) радиоактивные вещества, содержащиеся в табаке.
Задание № 20
Вооруженные Силы — это:
Варианты ответа:
а) вооруженная система государства, обеспечивающая защиту его интересов, находящаяся в постоянной боеготовности для отпора возможной агрессии со стороны других государств;
б) составная часть государства, защищающая его рубежи от нападения противника, владеющая современной военной техникой и вооружением;
в) вооруженная организация государства, предназначенная для защиты интересов страны и являющаяся важнейшим орудием политической власти.
Задание № 21
Военно-Морской Флот — это:
Варианты ответа:
а) вид вооруженных сил, который предназначен для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил;
б) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач по разгрому военно-морских сил противника;
в) вид войск, обеспечивающий решение стратегических и локальных боевых задач с применением специальной военной техники и вооружения.
Задание № 22
Под обороной государства понимается:
Варианты ответа:
а) вооруженная система государства, обеспечивающая защиту его интересов от агрессии со стороны других государств;
б) система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;
в) система военных реформ, направленных на совершенствование Вооруженных Сил государства для подготовки их к вооруженной защите от агрессии.
Задание № 23
Боевые традиции — это:
Варианты ответа:
а) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;
б) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы;
в) специальные нормы, предъявляемые к психологическим и нравственным качествам военнослужащего в период прохождения воинской службы.
Задание № 24
Из приведенных волевых качеств определите те, которые наиболее необходимы для выполнения воинского долга:
Варианты ответа:
а) решительность, выдержка, настойчивость в преодолении препятствий и трудностей, которые возникают в процессе военной службы и мешают ей;
б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;
в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, непримиримость к неуставным взаимоотношениям.
Задание № 25
Под воинской обязанностью понимается:
Варианты ответа:
а) прохождение военной службы в мирное и военное время, самостоятельная подготовка к службе в Вооруженных Силах;
б) установленный законом почетный долг граждан с оружием в руках защищать свое Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности;
в) долг граждан нести службу в Вооруженных Силах только в период военного положения и в военное время.
Задание № 26
Заключение по результатам освидетельствования категории «Б» означает:
Варианты ответа:
а) годен к военной службе с незначительными ограничениями;
б) временно не годен к военной службе;
в) ограниченно годен к военной службе.
Задание № 27
Общие правила и обязанности военнослужащих, взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц.полка и его подразделений, а также правила внутреннего распорядка определяет:
Варианты ответа:
а) Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации;
в) Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задание № 28
Какую ответственность несут военнослужащие за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести:
Варианты ответа:
а) административную;
б) уголовную;
в) дисциплинарную.
Задание № 29
В качестве знака, обозначающего желание воюющей стороны эвакуировать раненых и потерпевших кораблекрушение, а также гражданских лиц из зоны боевых действий используется знак:
Варианты ответа:
а) белый квадрат с красной полосой;
б) синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;
в) белый флаг;
г) красный крест или красный полумесяц на белом фоне.
Задание № 30
Русская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова нанесла поражение превосходящей по численности турецкой эскадре у мыса Тендра:
Варианты ответа:
а) в 1853 г.;
б) в 1709 г.;
в) в 1790 Г.
Вариант 2
Инструкция: из предложенных вариантов ответа выберите один правильный и запишите его букву.
Уровень усвоения 2
Задание № 1
Какая задача при подготовке и проведении туристского похода является главной:
Варианты ответа:
а) обеспечение безопасности;
б) выполнение целей и задач похода;
в) полное прохождение маршрута.
Задание № 2
Каким из ниже перечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:
Варианты ответа:
а) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
б) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;
в) воспользуетесь попутным транспортом.
Задание № 3
К преступлениям средней тяжести относятся:
Варианты ответа:
а) умышленные действия, за совершения которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает четырех лет лишения свободы;
б) неосторожные действия, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы;
в) умышленные и неосторожные действия, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.
Задание № 4
Процесс горения протекает при наличии:
Варианты ответа:
а) возможности для теплообмена;
б) горючего вещества, окислителя и источника воспламенения;
в) горючего вещества и восстановителя.
Задание № 5
Выходить из зоны химического заражения следует:
Варианты ответа:
а) навстречу потоку ветра;
б) по направлению ветра;
в) перпендикулярно направлению ветра.
Задание № 6
При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:
Варианты ответа:
а) находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;
б) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;
в) находиться в средствах индивидуальной защиты, периодически снимать и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.
Задание № 7
Назовите закон, определяющий права и обязанности граждан России в области защиты от ЧС:
Варианты ответа:
а ) Федеральный закон «О гражданской обороне»;
б) Федеральный закон «Об обороне»;
в) Закон Российской Федерации «О безопасности»;
г) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Задание № 8
Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
Варианты ответа:
а) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электро - магнитный импульс;
б) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва, облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра, изменение состава атмосферного воздуха;
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва, резкое увеличение силы тока в электроприборах и электрооборудовании.
Задание № 9
Основными источниками радиоактивного заражения являются:
Варианты ответа:
а) ядерные реакции, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, и радиоактивный распад осколков (продуктов) деления в облаке взрыва;
б) продукты деления ядерного заряда и радиоактивные протоны, образующиеся в результате воздействия нейтронов как на материалы, из которых изготовлен ядерный боеприпас, так и на некоторые элементы, входящие в состав грунта в районе взрыва;
в) светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и нагретым воздухом.
Задание № 10
Бактериологическое оружие — это:
Варианты ответа:
а) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназначенными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельскохозяйственных культур;
б) специальное оружие, применяемое для массового поражения сельскохозяйственных животных и источников воды;
в) оружие массового поражения людей на определенной территории.
Задание № 11
Из приведенных определений здоровья выберите то, которое принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):
Варианты ответа:
а) здоровье человека— это отсутствие болезней и физических недостатков;
б) здоровье человека — это отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом;
в) здоровье человека -— это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Задание № 12
В приведенной ниже цепочке способов передачи инфекции допущена ошибка. Найдите ее. В настоящее время известны следующие способы передачи инфекции:
Варианты ответа:
а) фекально-оральный;
в) механический;
г) жидкостный;
д) переносчиками зоонозных инфекций;
е) контактный или контактно-бытовой.
Задание № 13
Какова последовательность оказания первой медицинской помощи при ушибах:
Варианты ответа:
а) на место ушиба наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
б) на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;
в) на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение.
Задание № 14
Все продукты питания могут быть поделены на группы:
Варианты ответа:
а) животного и растительного происхождения;
б) минеральные и искусственные;
в) мясные и молочные.
Задание № 15
Гиподинамия — это:
Варианты ответа:
а) физическое перенапряжение организма;
б) избыток движения;
в) недостаток движения.
Задание № 16
В России официальным признается гражданский брак, который:
Варианты ответа:
а) официально не зарегистрирован, но личные и имущественные отношения между мужчиной и женщиной продолжались не менее 3 лет;
б) зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
в) зарегистрирован в территориальных органах внутренних дел по месту жительства мужа или жены.
Задание № 17
Права и обязанности родителей и их детей определены:
Варианты ответа:
а) Конституцией Российской Федерации;
б) Гражданским кодексом Российской Федерации;
в) Кодексом о браке и семье.
Задание № 18
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — это болезнь, имеющая вирусную природу. Вирус СПИДа — это вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Какое отрицательное воздействие ВИЧ оказывает на организм человека:
Варианты ответа:
а) поражает те клетки нашего организма, которые предназначены для борьбы с вирусной инфекцией, способной поражать клетки головного мозга, вызывая серьезные неврологические расстройства;
б) поражает центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат и кровеносную систему человека;
в) вызывает раковые заболевания различных органов, поражает внутренние органы: легкие, печень, селезенку, поджелудочную железу, лимфатическую систему.
Задание № 19
К видам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:
Варианты ответа:
а) Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот;
б) Сухопутные войска, воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска;
в) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска.
Задание № 20
Воздушно-десантные войска — это:
Варианты ответа:
а) вид вооруженных сил, предназначенный для боевых действий в тылу противника;
б) род войска, предназначенный для боевых действий в тылу противника;
в) вид войск, обеспечивающий выполнение боевых задач на территории, занятой противником, с применением специальной военной техники.
Задание № 21
Законом Российской Федерации «О безопасности» установлено, что безопасность — это:
Варианты ответа:
а) условия, при которых постоянно сохраняется целостность и неприкосновенность территории государства;
б) такое состояние вооруженных сил, при котором исключаются любые агрессии со стороны других государств;
в) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Задание № 22
Воинский коллектив — это:
Варианты ответа:
а) воинское подразделение одного рода войск, обеспечивающее выполнение поставленного перед ним боевого задания;
б) группа военнослужащих, объединенных совместным воинским трудом и общими интересами в военном деле;
в) подразделение военнослужащих, имеющих общие цели и задачи в мирное или военное время.
Задание № 23
Воинские ритуалы —- это:
Варианты ответа:
а) торжественные мероприятия, совершаемые в повседневных условиях, во время праздничных торжеств и других случаях;
б) торжественные мероприятия, совершаемые в воинских подразделениях в праздничные дни;
в) установленные воинскими уставами церемонии, совершаемые военнослужащими при несении гарнизонной и караульной служб.
Задание № 24
Военная служба исполняется гражданами:
Варианты ответа:
а) только в Вооруженных Силах Российской Федерации;
б) в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерация и войсках гражданской обороны;
в) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и формированиях.
Задание № 25
Заключение по результатам освидетельствования категории «Г» означает:
Варианты ответа:
а) не годен к военной службе;
б) временно не годен к военной службе;
в) годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Задание № 26
Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации подразделяются на:
Варианты ответа:
а) уставы родов войск и строевые;
б) тактические, стрелковые и общевоинские;
в) боевые и общевоинские.
Задание № 27
Какой устав определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск:
Варианты ответа:
а) Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации;
в) Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задание № 28
На военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены:
Варианты ответа:
а) в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) в Уголовном кодексе Российской Федерации;
в) в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Задание № 29
Одним бело-голубым щитом обозначается:
Варианты ответа:
а) особая защита культурных ценностей;
б) сооружение гражданской обороны;
в) нейтральная зона;
г) общая защита культурных ценностей.
Задание № 30
Куликовская битва между русским войском во главе с Дмитрием Донским и войском Золотой Орды произошла:
Варианты ответа:
а) в 1240 г.;
б) в 1380 г.;
в) в 1480 г.
Вариант 3
Инструкция: из предложенных вариантов ответа выберите один правильный и запишите его букву.
Задание № 1
Укажите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях из предложенных ниже.
Варианты ответа:
а) кипячение воды;
б) очистка через фильтр из песка, ваты и материи;
в) очистка через фильтр из песка и материи;
г) добавление в воду марганцовки.
Задание № 2
Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум, и понимает, что этажом выше на лестничной клетке находится пьяная компания. Выберите из предлагаемых вариантов действий то, которое могли бы посоветовать девушке.
Варианты ответа:
а) спокойно подниматься домой;
б) дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры;
в) ждать, пока они уйдут.
Задание № 3
К особо тяжким преступлениям относятся.
Варианты ответа:
а) неосторожные действия, за совершения которых предусмотрено
наказание свыше восьми лет лишения свободы;
б) умышленные преступления, за совершение которых предусмотрено наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание;
в) преступление, совершенное умышленно и по неосторожности, за совершение которого предусмотрено наказание от десяти до пятнадцати лет лишения свободы.
Задание № 4
При внезапном наводнении до прибытия помощи следует.
Варианты ответа:
а) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое или цветное полотнище, чтобы вас обнаружили;
б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;
в) спуститься на нижний этаж здания и подавать световые сигналы.
Задание № 5
К поражающим факторам взрыва относятся.
Варианты ответа:
а) осколочные поля и ударная волна;
б) высокая температура и волна прорыва;
в) сильная загазованность местности.
Задание № 6
Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации ЧС.
Варианты ответа:
а) система сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
б) система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;
в) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Задание № 7
Гражданская оборона — это.
Варианты ответа:
а) система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время;
б) система обеспечения постоянной готовности органов государственного управления для быстрых и эффективных действий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действий на территории Российской Федерации;
в) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Задание № 8
Проникающая радиация — это:
Варианты ответа:
а) поток гамма-лучей и нейтронов;
б) поток невидимых нейтронов;
в) поток радиоактивных протонов.
Задание № 9
Химическое оружие — это:
Варианты ответа:
а) оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ;
б) оружие массового поражения, действие которого основано на изменении состава воздушной среды в зоне заражения;
в) оружие массового поражения, действие которого основано за счет применения биологических средств.
Задание № 10
Средства коллективной защиты — это:
Варианты ответа:
а) инженерные сооружения гражданской обороны для защиты от оружия массового поражения и других современных средств нападения;
б) легкие сооружения для защиты населения от побочного действия атмосферы;
в) средства защиты органов дыхания и кожи.
Задание № 11
Артериальное кровотечение из сосудов верхних и нижних конечностей останавливают в два этапа:
Варианты ответа:
а) прижимают артерию выше места повреждения к кости, а затем накладывают стандартный или импровизированный жгут;
б) прижимают артерию чуть ниже места повреждения, после остановки кровотечения накладывают давящую повязку.
Задание № 12
Признаками перелома являются:
Варианты ответа:
а) тошнота и рвота, нарушение функции конечности, ее деформация и подвижность;
б) нарушение функции конечности, сильная боль при попытке движения ею, деформация и некоторое ее укорочение, подвижность костей в необычном месте;
в) временная потеря зрения и слуха, появление сильной боли при попытке движения конечностью.
Задание № 13
Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при закрытых переломах:
Варианты ответа:
а) дать обезболивающее средство, провести иммобилизацию, на место перелома наложить холод, доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
б) дать обезболивающее средство, сделать перевязку, доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
в) на место перелома наложить тугую повязку, дать обезболивающее, доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Задание № 14
Порядок действий по определению признаков клинической смерти следующий:
Варианты ответа:
а) определить наличие отечности нижних и верхних конечностей, убедиться в реагировании зрачков глаз на свет, в отсутствии речи у пострадавшего;
б) убедиться в отсутствии сознания, реакции зрачка на свет, дыхания и пульса на сонной артерии;
в) убедиться в полной дыхательной активности, в наличии у пострадавшего слуха, а также ушибов, травм головы или позвоночника.
Задание № 15
Одной из составляющих здорового образа жизни является:
Варианты ответа:
а) малоподвижный образ жизни;
б) оптимальный уровень двигательной активности;
в) небольшие и умеренные физические нагрузки;
г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах.
Задание № 16
Какие функции выполняет кожа человека:
Варианты ответа:
а) оберегает организм от механических и химических повреждений, от проникновения во внутреннюю среду патогенных микроорганизмов, регулирует температуру тела, дает возможность осязать предметы, чувствовать боль, тепло, холод;
б) защищает внутренние органы от воздействия солнечной радиации, регулирует обмен веществ в организме, дает возможность вредным веществам, накапливающимся в организме, выходить через поры наружу в атмосферу;
в) оберегает организм от физических воздействий среды обитания, регулирует давление и температуру внутри тела человека в зависимости от параметров среды обитания, создает барьер для проникновения в организм инфекций и болезнетворных бактерий.
Задание № 17
Семья — это:
Варианты ответа:
а) социальная группа, состоящая из мужчины и женщины, объединенных условиями среды обитания, единой моралью и взаимным идеологическим мировоззрением к жизни;
б) выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условии для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществление преемственности поколений;
в) ячейка общества, объединяющая мужчину и женщину для совместной жизни и продолжения потомства.
Задание № 18
Признаки наркотического отравления — это:
Варианты ответа:
а) насморк, горечь во рту, заливистый беспричинный смех, пожелтение кожи;
б) тошнота и рвота, головокружение, кровотечение из носа, кашель, насморк;
в) повышение мышечного тонуса, сужение зрачков и ослабление их реакции на свет, покраснение кожи.
Задание № 19
Военно-Воздушные Силы — это:
Варианты ответа:
а) вид вооруженных сил, предназначенный для нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим, промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной разведки и воздушных перевозок;
б) вид войск, предназначенный для проведения боевых действий в воздухе, подавления живой силы и техники противника, переброски в заданные районы воздушно-десантных войск, поддержки в военных операциях частей и соединений Военно-Морского Флота и Сухопутных войск;
в) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач в воздухе при ведении военных действий как на своей территории, так и на территории противника.
Задание № 20
Обороноспособность государства — это:
Варианты ответа:
а) степень подготовленности Вооруженных Сил к защите от агрессии;
б) степень его подготовленности к защите от агрессии;
в) степень подготовленности органов управления государства противостоять угрозам агрессии со стороны противника.
Задание № 21
Внутренние, нравственные качества, достоинство воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга, — это:
Варианты ответа:
а) героизм;
б) воинская доблесть;
в) воинская честь.
Задание № 22
Почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги — это:
Варианты ответа:
а) ордена и медали;
б) ценные подарки;
в) ведомственные знаки.
Задание № 23
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на учет осуществляется:
Варианты ответа:
а) в период с 1 сентября по 30 ноября в год достигается гражданами возраста 15 лет;
б) в период с 1 июня по 30 августа в год достижения гражданами возраста 16 лет;
в) в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданами возраста 17 лет.
Задание № 24
Заключение по результатам освидетельствования категории «А» означает:
Варианты ответа:
а) годен к военной службе;
б) ограниченно годен к военной службе;
в) не годен к военной службе.
Задание № 25
К общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации относятся:
Варианты ответа:
а) Устав внутренней и гарнизонной служб ВС РФ, Устав караульной службы ВС РФ, Устав корабельной службы, Строевой устав ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ;
б) Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации;
в) Устав внутренней службы ВС РФ, Устав гарнизонной службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ.
Задание № 26
Призыву на военную службу подлежат граждане:
Варианты ответа:
а) мужского и, как исключение, женского пола, в возрасте от 18 до 28 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными к военной службе;
б) мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет, состоящие на воинском учете и не пребывающие в запасе;
в) мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не пребывающие в запасе и не имеющие права на освобождение от военной службы.
Задание № 27
Военнослужащие, совершившие административное правонарушение, как правило, несут административную ответственность по:
Варианты ответа:
а) Уголовному кодексу Российской Федерации;
б) Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации;
в) законодательству о труде.
Задание № 28
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам и защищать ее от врагов — это:
Варианты ответа:
а) воинский долг;
б) героизм;
в) патриотизм.
Задание № 29
Эмблема «красный крест на белом фоне» была официально признана в качестве отличительного знака обществ оказания помощи раненым:
Варианты ответа:
а) в 1914 г.;
б) в 1812 г.;
в) в 1876 г.;
г) в 1863 г.
Задание № 30
Битва русского войска во главе с Александром Невским с рыцарями немецкого Ливонского ордена на льду Чудского озера произошла:
Варианты ответа:
а) в 1223 г.;
б) в 1380 г.;
в) в 1242г.
Вариант 4
Инструкция: из предложенных вариантов ответа выберите один правильный и запишите его букву.
Уровень усвоения 2
Задание № 1
Каковы требования к месту сооружения временного жилища:
Варианты ответа:
а) место среди сухостоя, который можно использовать для костра, на берегу реки на уровне воды;
б) ровная возвышенная продуваемая площадка, рядом источник воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи сигналов бедствия;
в) недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и ягод.
Задание № 2
Наиболее подходящие места для укрытия в здании при землетрясении:
Варианты ответа:
а) места под прочно закрепленными столами, рядом с кроватями, у колонн, проемы в капитальных внутренних стенах, углы, образованные капитальными стенами, дверные проемы;
б) места под подоконником, внутри шкафов, комодов, гардеробов, углы, образованные внутренними перегородками;
в) вентиляционные шахты и короба, балконы и лоджии, места внутри кладовок и встроенных шкафов.
Задание № 3
К особо тяжким преступлениям относятся:
Варианты ответа:
а) неосторожные действия, за совершение которых предусмотрено наказание свыше восьми лет лишения свободы;
б) умышленные преступления, за совершение которых предусмотрено наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание;
в) преступление, совершенное умышленно и по неосторожности, за совершение которого предусмотрено наказание от десяти до пятнадцати лет лишения свободы.
Задание № 4
Производственные аварии и катастрофы относятся к:
Варианты ответа:
а) ЧС экологического характера;
б) ЧС техногенного характера;
в) ЧС природного характера;
г) стихийным бедствиям.
Задание № 5
Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ — это:
Варианты ответа:
а) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;
б) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
в) лучистый поток энергии;
г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц,
вызывающих ожоги.
Задание № 6
Координирующим органом РСЧС на территориальном уровне, охватывающем территорию субъектов Российской Федерации, является комиссия по чрезвычайным ситуациям:
Варианты ответа:
а) органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
б) межведомственная;
в) ведомственная.
Задание № 7
Спасательная группа общеобразовательного учреждения состоит из:
Варианты ответа:
а) звена жизнеобеспечения, звена общественного питания, звена эвакуации и рассредоточения;
б) звена связи и оповещения, звена обслуживания защитных сооружений, поста радиационного и химического контроля;
в) противопожарного звена, звена оказания первой медицинской помощи, спасательных звеньев.
Задание № 8
Что может служить защитой от светового излучения:
Варианты ответа:
а) любые преграды, не пропускающие свет: укрытия, тень густого дерева, забор и т. п.;
б) простейшие средства защиты кожи и органов дыхания;
в) различные водоемы и источники воды.
Задание № 9
Электромагнитный импульс — это:
Варианты ответа:
а) электромагнитные соединения, которые способны поражать людей и животных на больших площадях и проникать в различные сооружения;
б) кратковременный электрический разряд большой мощности, возникающий в эпицентре ядерного нарыва и способный выводить из строя электроприборы, электрооборудование и электроустановки на больших расстояниях в зависимости от зоны действия взрыва;
в) кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве боеприпаса в результате взаимодействия гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве, с атомами окружающей среды.
Задание № 10
Оповещение о чрезвычайной ситуации — это:
Варианты ответа:
а) заблаговременная информация для населения о возможной опасности;
б) доведение до населения и государственных органов управления сообщения о проводимых защитных мероприятиях, обеспечивающих безопасность граждан во время чрезвычайных ситуациях или в* военное время;
в) доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации через систему оповещения РСЧС.
Задание № 11
Основным содержанием аварийно-спасательных работ являются действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций они проводятся и четыре этапа. Какие? Выберите правильный ответ:
Варианты ответа:
а) поиск и обнаружение пострадавших, обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по деблокированию пострадавших, оказание пострадавшим первой медицинской помощи, эвакуация пострадавших из зон опасности;
б) определение маршрутов поиска пострадавших, выдвижение спасателей к месту обнаружения пострадавших, проведение спасательных работ, первоочередное жизнеобеспечение пострадавших;
в) составление плана работ, определение методов проведения работ, проведение работ с применением инженерной техники, подведение итогов.
Задание № 12
Иммунную функцию выполняют:
Варианты ответа:
а) легкие, сердце, кровь, головной мозг;
б) почки, легкие, поджелудочная железа, нервная система;
в) костный мозг, печень, селезенка, лимфатическая система.
Задание № 13
Кровотечение бывает следующих видов:
Варианты ответов:
а) венозное, артериальное, капиллярное, паренхиматозное, смешанное;
б) венозное, артериальное, легочное, носовое;
в) поверхностное, глубокое, смешанное.
Задание № 14
Первая медицинская помощь при разрывах связок и мышц —это:
Варианты ответа:
а) на поврежденное место наложить холод и тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
б) на поврежденное место нанести йодную сетку и наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
в) срочно распарить поврежденное место, а затем наложить тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему, дать ему обезболивающее средство, придать поврежденной конечности возвышенное положение и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Задание № 15
Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при открытых переломах:
Варианты ответа:
а) придать пострадавшему удобное положение, аккуратно вправить кость в первоначальное положение, наложить повязку и провести иммобилизацию, доставить пострадавшего в лечебное учреждение;
б) дать обезболивающее средство, провести иммобилизацию конечности, направить пострадавшего в лечебное учреждение;
в) остановить кровотечение, наложить стерильную повязку, дать обезболивающее средство, провести иммобилизацию, доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Задание № 16
Здоровый образ жизни — это:
Варианты ответа:
а) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье;
б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья;
в) система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от вредных привычек.
Задание № 17
Какие основные функции выполняет питание в жизни человека:
Варианты ответа:
а) осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем;
б) снижает психологические и физические нагрузки;
в) поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой.
Задание № 18
Личная гигиена включает в себя выполнение гигиенических правил, требований и норм, направленных:
Варианты ответа:
а) на сохранение здоровья отдельного человека, его работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний;
б) на точное выполнение законов природы, влияющих на здоровье человека и его безопасную жизнедеятельность в условиях среды активного обитания;
в) на постоянное поддержание здоровья человека независимо от воздействия на него внешних (физических, химических, психических, социальных и т. п.) и внутренних факторов природной среды.
Задание № 19
Из приведенных ниже ответов выберите тот, в котором определены препятствия для заключения брака, установленные в ст. 10 «Основ законодательства о браке и семье», т. е. не допускается заключение брака:
Варианты ответа:
а) между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом браке, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами;
б) между лицами, отбывающими наказание за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и лицами, находящимися под су¬дом и следствием;
в) между лицами разной национальности и разного вероисповедания.
Задание № 20
СПИД практически всегда передается следующим образом:
Варианты ответа:
а) при половом контакте с инфицированным человеком, через недостаточно простерилизованные медицинские инструменты, при переливании крови;
б) через пищу, пищевые продукты, предметы домашнего обихода, через кровососущих насекомых;
в) при поцелуях, рукопожатиях, объятиях, при пользовании общественным туалетом, душем, бассейном.
Задание № 21
Сухопутные войска — это:
Варианты ответа:
а) вид Вооруженных Сил, предназначенный преимущественно для ведения боевых действий на суше;
б) вид войск, предназначенный для решения стратегических и локальных боевых задач;
в) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач при ведении военных действий.
Задание № 22
Самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служебных обязанностей в мирное время — это:
Варианты ответа:
а) воинская доблесть;
б) воинская честь;
в) мужество.
Задание № 23
Особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, — это:
Варианты ответа:
а) специальная грамота командования о присвоении воинской части
гвардейского звания;
б) Боевое Знамя воинской части;
в) государственная награда воинской части за боевые заслуги.
Задание № 24
Персональный воинский учет ведется:
Варианты ответа:
а) специально уполномоченным сотрудником органа управления образованием района (города);
б) управлениями (отделами) кадров военных округов;
в) районными (городскими) военными комиссариатами.
Задание № 25
Какой правовой акт устанавливает права и свободы военнослужащих:
Варианты ответа:
а) Федеральный закон «О статусе военнослужащих»;
б) Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;
в) Указ Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации».
Задание № 26
Какой устав определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевой подготовке, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и порядок действий при внезапном нападении противника:
Варианты ответа:
а) Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации;
в) Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Задание № 27
Военнослужащие за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, могут быть подвергнуты уголовному наказанию:
Варианты ответа:
а) народными судами территорий, на которых совершено уголовное преступление;
б) только военными судами;
в) судами чести офицеров и прапорщиков.
Задание № 28
Военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для:
Варианты ответа:
а) подготовки научных и педагогических кадров;
б) ведения научной и научно-исследовательской работы;
в) подготовки командных, инженерно-технических и специальных кадров для вооруженных сил и повышения их квалификации.
Задание № 29
Основными документами международного гуманитарного права являются:
Варианты ответа:
а) четыре Женевских конвенции и два Дополнительных протокола к ним;
б) Декларация прав человека;
в) "Устав Организации Объединенных Наций»
Задание № 30
Бородинское сражение между русской армией М. И. Кутузова и французской армией Наполеона произошло:
Варианты ответа:
а) в 1825 г.;
б) в 1815 г.;
в) в 1812 г
Критерии оценки знаний и умений студентов на зачете
Эталон правильных ответов
на задания по оценке качества подготовки выпускников дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
1 вариант
№ вопроса
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
00 б а в а в б г в б
10 в а в б а б а а б г
20 в а б б а б а а в в
30 в
Весь вариант рассчитан на решение в течение одного урока (45 минут).
В соответствии с предлагаемой методикой оценка «отлично» может быть поставлена студенту, верно ответившему на 27 - 30 заданий одного из вариантов, «хорошо» 23-26 задании, «удовлетворительно» 15-22 задания. Если студент правильно ответил только на 14 заданий и менее, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно».
Эталон правильных ответов
на задания по оценке качества подготовки выпускников дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
2 вариант
№ вопроса
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
00 а а в б в а г а б
10 а в в а а в б в а а
20 а в б а в б в а а г
30 б
Весь вариант рассчитан на решение в течение одного урока (45 минут).
В соответствии с предлагаемой методикой оценка «отлично» может быть поставлена студенту, верно ответившему на 27 - 30 заданий одного из вариантов, «хорошо» 23-26 задании, «удовлетворительно» 15-22 задания. Если студент правильно ответил только на 14 заданий и менее, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно».
Эталон правильных ответов
на задания по оценке качества подготовки выпускников дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
3 вариант
№ вопроса
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
00 а б б б а в в а а
10 а а б а б б а б в а
20 б в а в а б в б в г
30 в
Весь вариант рассчитан на решение в течение одного урока (45 минут).
В соответствии с предлагаемой методикой оценка «отлично» может быть поставлена студенту, верно ответившему на 27 - 30 заданий одного из вариантов, «хорошо» 23-26 задании, «удовлетворительно» 15-22 задания. Если студент правильно ответил только на 14 заданий и менее, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно».
Эталон правильных ответов
на задания по оценке качества подготовки студентов дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
4 вариант
№ вопроса
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
00 б а б б а а в а в
10 в а в а а в б в а а
20 а а а б в а а б в а
30 в
Весь вариант рассчитан на решение в течение одного урока (45 минут).
В соответствии с предлагаемой методикой оценка «отлично» может быть поставлена студенту, верно ответившему на 27 - 30 заданий одного из вариантов, «хорошо» 23-26 задании, «удовлетворительно» 15-22 задания. Если студент правильно ответил только на 14 заданий и менее, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно».
Оценка качества
«5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно.
Образец итоговых заданий предназначен для подготовки студентов к итоговой аттестации за курс дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и текущему контролю качества знаний. Эти же материалы могут служить опорой для преподавателя-организатора ОБЖ при составлении вопросов текущего контроля знаний, осуществляемого по мере прохождения программы курса. Образец заданий дает возможность составить общее представление о том, какие вопросы программы курса ОБЖ подлежат текущему и итоговому контролю, а также может выполнять функцию своеобразного глоссария основных знаний и навыков обучающихся по каждому разделу программы. Приведенные в образце варианты ответов составлены таким образом, что верным всегда будет ответ, обозначенный буквой а). Это позволяет использовать данные в образце тестовые задания для составления вариантов компьютерного тестирования с использованием стандартных тестирующих программ.
Варианты итоговой оценки знаний составлены на базе обязательного минимума содержания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Причем преподаватель по предложенным вариантам может сам составлять тестовые задания, согласно требованиям к уровню подготовки выпускников. Они могут использоваться преподавателем в ходе итоговой аттестации студентов.
Общая относительно невысокая сложность заданий в каждом варианте определяется целью их разработки. В каждом варианте имеется 30 заданий. Весь вариант рассчитан на решение в течение одного академического часа (45 минут). Задача студентов состоит в том, чтобы на специальном бланке или листе бумаги проставить напротив номеров вопросов букву, под которой числится верный, по его мнению, ответ. Задача преподавателя ОБЖ состоит в том, чтобы проверить правильность ответов студентов по прилагаемой таблице и выставить текущую или итоговую оценку.
В соответствии с предлагаемой методикой оценка «отлично» может быть поставлена студенту, верно ответившему на 27 - 30 заданий одного из вариантов, «хорошо» 23-26 задании, «удовлетворительно» 15-22 задания. Если студентов правильно ответил только на 14 заданий и менее, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно».
Методика выставления оценок студентам по результатам итогового тестирования может изменяться по усмотрению преподавателя и методистов научно-методических центров в ходе согласования, доработки и уточнения предложенных материалов.
Образец и варианты тестовых заданий разработаны применительно к совместному изучению учебного материала юношами и девушками.
Следует отметить, что данные тесты недостаточны для полноценной и всесторонней диагностики и оценки всей совокупности знаний студентов, полученных при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности, особенно в части проверки практических навыков. Если стоит цель оценить всю совокупность знаний студентов, то кроме тестов необходимо использовать другие формы проверки.
Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых на зачете.
Бланк, для заполнения ответов, комплект тестовых заданий для каждого обучающегося.
45 минут
Государственная лицензионно-аттестационная служба
Российской Федерации
Город (район)__________________________________________________________
Образовательное учреждение___________________________________________
Группа _______________________________
Фамилия,________________________________________________________________
Предмет ____________________________________________
Вариант (код теста)________________________________________________________
Дата _____________________________________________
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
|||||||||
10 |
|||||||||
20 |
|||||||||
30 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Смирнов, А. Т.
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников ; под ред. А. Т. Смирнова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, из-во "Просвещение". - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 351 с. - (Академический школьный учебник).
Смирнов, А. Т.
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников ; под ред. А. Т. Смирнова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, из-во "Просвещение". - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2012. - 320 с. - (Академический школьный учебник).
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. : Учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - 4-е изд., испр. - М. : Дрофа, 2012. - 288 с.
Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. - М. : Астрель, 2012. - 382 с
Косолапова, Н. В.
Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 320 с
Смирнов, М. А.
Основы военной службы [Текст] : учеб. пособие / М. А. Смирнов, В. А. Васнев. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2012. - 239 с.
Уголовное право : Учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Д. Гаухмана и проф. С.В. Максимова. - М. : Элит, 2012. - 392 с.
Уголовное право [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Я. Казанцев [и др.]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. - 304 с.
Гомола, А. И.
Семейное право [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола, И. А. Гомола, Е. Н. Саломатов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 128 с.
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Б. Варющенко [и др.] ; под ред. Н. М. Киршина. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 320 с. - (Среднее профессиональное образование).
Справочники, энциклопедии
Изотова М.А., Царева Т.Б. Полная энциклопедия орденов и медалей России. — М., 2008.
Ионина Н.А. 100 великих наград. — М., 2009.
Каменев А.И. Энциклопедия русского офицера. — М., 2008. Каторин Ю.Ф. Танки: иллюстрированная энциклопедия. — М., 2011. Лубченков Ю.Н. Русские полководцы. — М., 2009.
Интернет-ресурсы
www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ). www.mvd.ru (сайт МВД РФ). www.mil.ru (сайт Минобороны). www.fsb.ru (сайт ФСБ РФ).
www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии). www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks). www.school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www.ru/book (Электронная библиотечная система).
www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»). www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных Сил).
www.simvolika.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность). www.militera.lib.ru (Военная литература).