Контрольно-оценочное пособие по географии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Тема «Природные зоны России»

0
0
Материал опубликован 31 January в группе

Контрольно-оценочное пособие по географии

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Тема «Природные зоны России»


Автор-составитель: Тихонова Ирина Анатольевна,

учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории

ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»


Пояснительная записка.


Цель. Учебное пособие предназначено для контроля и оценки качества усвоения материала по курсу географии 7 класса обучающимися с интеллектуальными нарушениями.


Задачами пособия являются:

1. Контроль и управление процессом приобретения обучающимися с интеллектуальными нарушениями необходимых знаний, умений и навыков.

2. Оценка достижений обучающимися с интеллектуальными нарушениями в процессе изучения географии с выделением положительных (отрицательных), предупреждающих (корректирующих) мероприятий.


Контрольно-оценочные материалы представлены в виде спецификаций контрольно-измерительного материала. Данное контрольно-оценочное пособие включает семь контрольно-измерительных материалов и один итоговый по теме «Природные зоны России»: зона арктических пустынь, зона тундры, лесная зона, зона степей, зона полупустынь и пустынь, зона субтропиков, высотная поясность в горах.

В контрольно-оценочные материалы включены задания вида: продолжи ряд слов и обобщи, исключи лишнее, сравни и выдели сходства и отличия, установи соответствия, узнай по картинке и по описанию, сделай вывод.

На последней странице пособия находится контрольно-оценочный лист, с помощью которого отслеживается выполнение однотипных заданий, намечаются предупреждающие (корректирующие) мероприятия и в конце года ведётся мониторинг сформированности интеллектуальных учебных умений и навыков.

Актуальность разработки пособия обусловлена необходимостью ведения мониторинга сформированности универсальных учебных действий и оценки метапредметных результатов обучения.

Данное контрольно-оценочное пособие найдёт широкое применение среди учителей географии специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, обучающих детей с интеллектуальными нарушениями или с недостаточностью интеллектуального развития.



Тема 1: Зона арктических пустынь


1.Продолжи ряд слов и обобщи: Баренцево, Лаптевых, Восточно-Сибирское, ___________________________ - это ____________________.


2.Найди лишнее и зачеркни:

Мхи, водоросли, деревья, лишайники.


3.Сравни моржа и тюленя. В таблицу запиши сходства и отличия.

Сходства

Отличия

1)




2)




1)




2)


4.Установи соответствия. Соедини линиями.


Нарвал

Камбала                                                                        РЫБА

Кайра

Тупик                                                                            МОРСКОЕ ЖИВОТНОЕ

Белуха

Треска                                                                           ПТИЦА


5.Узнай по описанию. Что это?

Крупная глыба льда, плавающая в океане. Она представляет большую опасность для кораблей.

t1738307638aa.pngЭто ____________________________________.


6.Объясни, почему северное Баренцево море не замерзает даже зимой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 2: Зона тундры


1.Продолжи ряд слов и обобщи:

Вороника, осока, пушица, ______________________ - это _______________.


2.Найди лишнее и зачеркни:

Кулик, гагарка, куропатка, песец.


3.Сравни ягель и бруснику. В таблицу запиши сходства и отличия.

Сходства

Отличия

1)




2)




1)




2)


4.Установи соответствие. Соедини линиями.


Печора                                                         ПОРТОВЫЙ ГОРОД


Дудинка                                                      РЕКА


Таймыр                                                       ПОЛУОСТРОВ


5.Узнай по картинке и описанию. Что это? Свечение разряженных слоёв воздуха. Красивейшее явление природы. Во время него небо окрашивается во все цвета радуги, и такая цветная бахрома дрожит и переливается.

t1738307638ab.pngЭто __________________________________.


6.Объясни, почему каждую весну в тундру прилетают огромные стаи птиц? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3: Лесная зона


1.Продолжи ряд слов и обобщи:

Куница, горностай, соболь, __________________________________ - это

_________________________________.


2.Найди лишнее и зачеркни:

Амур, Селигер, Ладожское, Онежское.


3.Сравни ель и пихту. В таблицу запиши сходства и отличия.

Сходства

Отличия

1)



2)



1)




2)


4.Установи соответствия. Соедини линиями.

Лиственница

Клён                                                             ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО

Осина

Кедр

Ольха                                                          ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО

Сосна


5.Узнай по картинке и описанию. Кто это? Самое крупное животное зоны лесов. В Сибири его называют сохатым. Питается ягелем, листьями и побегами деревьев. Его копыта широко раздвигаются и помогают ему передвигаться по топким лесным болотам и снегу.

t1738307638ac.pngЭто ____________________________.


6.Объясни, почему надо бережно относиться к природным богатствам (лесам, полезным ископаемым)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4: Зона степей


1.Продолжи ряд слов и обобщи:

Тушканчик, сурок, хомяк, __________________________________ - это ____________________________________________.


2.Найди лишнее и зачеркни:

Пшеница, подсолнечник, кукуруза, ковыль.


3.Сравни дрофу и ястреба. В таблицу запиши сходства и отличия.

Сходства

Отличия

1)




2)




1)




2)


4.Установи соответствия. Соедини линиями.

Сурок                                                    НАСЕКОМОЕ

Гадюка

Кузнечик                                              ГРЫЗУН

Полоз

Сверчок                                                ЗМЕЯ

Суслик


5.Узнай по картинке и описанию. Что это? Это растение имеет кустистую шарообразную форму. После созревания оно высыхает, становится лёгким, отрывается от земли и при малейшем ветре катится по степи.


t1738307638ad.pngЭто ____________________________________.


6.Объясни, почему в чернозёмных степях мало диких животных?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5: Зона полупустынь


1.Продолжи ряд слов и обобщи:

Полынь, солянка, саксаул, ________________________________ - это _____________________________________.


2.Найди лишнее и зачеркни:

Тушканчик, сайгак, лось, варан.


3.Сравни лошадь и верблюда. В таблицу запиши сходства и отличия.

Сходства

Отличия

1)




2)



1)




2)


4.Установи соответствие. Соедини линиями.


Ахтуба                                                  ОЗЕРО


Баскунчак                                            ГОРОД


Элиста                                                  РЕКА


5.Узнай по картинке и описанию Что это?

Участок земли в пустыне, где благодаря рекам, каналам и подземным водам развивается богатая растительность.

t1738307638ae.pngЭто _______________________________.


6.Объясни, почему верблюд может ходить по горячему песку и не обжигает ног?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема 6: Зона субтропиков


1.Продолжи ряд слов и обобщи:

Инжир, хурма, айва, _________________________ - это _________________.


2.Найди лишнее и зачеркни:

Чёрное море, Белое море, Карское море, Баренцево море.


3.Сравни зиму субтропиков и зиму Архангельской области. В таблицу запиши сходства и отличия.

Сходства

Отличия

1)




2)




1)




2)


4.Установи соответствия. Соедини линиями.


Туапсе                                            РЫБА


Самшит                                          РАСТЕНИЕ


Кефаль                                          ГОРОД


5.Узнай по картинке и описанию. Что это? Гигантская трава, но по внешнему виду напоминает дерево. Растёт очень быстро. Высота взрослого растения достигает 40 метров.

t1738307638af.pngЭто ___________________________.


6.Объясни, почему в зоне субтропиков много городов-курортов?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 7: Зона высотной поясности



1.Продолжи ряд слов и обобщи:

Кавказ, Алтай, Саяны, _________________________ - это ______________.



2.Найди лишнее и зачеркни:

Эльбрус, Яик, Мунку-Сардык, Белуха.



3.Сравни Кавказские горы и Уральские горы. В таблицу запиши сходства и отличия.

Сходства

Отличия

1)




2)





1)




2)


4.Установи соответствия. Соедини линиями.

Белуха                                                        КАВКАЗ


Народная                                                   АЛТАЙ


Эльбрус                                                     САЯНЫ


Мунку-Сардык                                           УРАЛ


5.Узнай по описанию, о каких горах идёт речь?

Эти горы разделяют Россию на азиатскую и европейскую часть. Они не имеют высоких вершин. Эту горную систему долго называли Каменным поясом. Это ___________________________________________________.



6. Объясни, почему Уральские горы называют «малахитовой шкатулкой»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая работа

Тема 8: Природные зоны России


1. Продолжи ряд слов и обобщи: тайга, зона арктических пустынь, ___________, ___________________, ____________________, _________________________ - это ________________________________.


2.Определи, кто лишний. Вычеркни.

ЧЕРЕПАХА, ВЕРБЛЮД, ЛОСЬ, ВАРАН, ТУШКАНЧИК.


3. Сравни зону арктических пустынь и тундру. Сделай записи в таблице.

сходства

отличия




4. Установи соответствие. Соедини линиями.


ЛИШАЙНИК                                                      ЛЕСНАЯ ЗОНА


КАРЛИКОВАЯ ИВА                                          ТУНДРА


ДУБ                                                                   ПУСТЫНЯ


КОВЫЛЬ                                                           СУБТРОПИКИ


ПЕСЧАНАЯ АКАЦИЯ                                        ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ


МАГНОЛИЯ                                                       СТЕПЬ


5. Узнай по описанию, о какой природной зоне идёт речь.

Это было некое подобие тропинки, по обе стороны которой была сухая выгоревшая колючка. Барханы поднимались всё выше. На вершине крутого склона рос саксаул. Солнце просвечивало сквозь него.

Это ______________________________________________________________.


6.Объясни, почему изменяются почвы, животный и растительный мир России с севера на юг?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольно-оценочный лист


2 балла – задание выполнено самостоятельно и без ошибок.

1 балл – задание выполнено не полностью или с недочётами, после подробного разъяснения педагогом или с использованием текста в учебнике.

0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно.


Тема

Задание

№1

Задание

№2

Задание

№3

Задание

4

Задание

5

Задание

6

%

оценка

1









2









3









4









5









6









7









8









Средний балл













Источники информации


1.Бгажнокова И.М. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2010.

2.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География, 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2013.

3.Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии России для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2005.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.