Рабочая программа по «Основам информатики» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» 7-8 класса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (1 вариант) составлена на основе:
АООП образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) Ростовской школы-интерната № 42
Учебного плана ГКОУ РО "Ростовская школа-интернат № 42"
Программы факультатива “Информационная культура школьников в коррекционных классах VIII вида” Петровой И.Е.
Программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII вида Никандровой М.В.
Цель: сформировать представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Задачи:
- познакомить обучающихся с приёмами работы на компьютере и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с учётом индивидуальных возможностей.
Общая характеристика. Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной жизни в различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях.
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и
редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер.
Работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD И POWER POINT. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных (с использованием различных технических
средств: фото- и видеокамеры, микрофона и т.д.). Сканирование рисунков и текстов. Организация системы файлов и папок, сохранение изменений в файле. Распечатка файла. Использование сменных носителей (флэш-карт), учётограничений в объёме записываемой информации.
Поиск и обработка информации: информация, её сбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера. Структурирование информации, её организация и представление в виде таблиц, схем, диаграмм и пр.
Общение в цифровой среде: создание, представление и передача сообщений.
Гигиена работы с компьютером: использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Выполнение компенсирующих упражнений.
Место учебного предмета. Учебный предмет «Основы информатики» входит в образовательную область «Математика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение отводится: 7 класс - 1 час в неделю, 33 часа в год, 8 класс - 2 часа в неделю, 58 часов в год в соответствии с календарным графиком на 2016-2017 учебный год.
Содержание учебного предмета.
Содержательная линия |
Класс |
Практика работы на компьютере |
7, 8 |
Работа с простыми информационными объектами. |
7, 8 |
Работа с простыми информационными объектами. |
7, 8 |
Поиск и обработка информации |
7, 8 |
Общение в цифровой среде |
7, 8 |
Технология ввода информации в компьютер |
8 |
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
Личностные
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами литературных произведений;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- наличие мотивации к труду, работе на результат;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов средствами литературных произведений.
Предметные (АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной
системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
-пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
-пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Результаты освоения учебного курса, предмета и система их оценки.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:
3 - «удовлетворительно» |
если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий |
4 - «хорошо» |
если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий |
5 - «очень хорошо» (отлично) |
если обучающиеся верно выполняют свыше 65% |
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки, которые стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Календарно-тематическое планирование. 7 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
Виды контроля |
I четверть - 8 часов |
|||||
Практика работы на компьютере. |
8 |
||||
1 |
Техника безопасности в кабинете информатики. Компьютеры в нашей жизни. |
1 |
06.09 |
Соблюдать правила ТБ в кабинете информатики. |
|
2 |
Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. |
1 |
13.09 |
Называть, показывать основные устройства компьютера. |
|
3 |
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. |
1 |
20.09 |
Знать, называть, показывать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. |
|
4 |
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. |
1 |
27.09 |
Включать и выключать компьютер и подключаемые к нему устройства. |
|
5-6 |
Клавиатура. Клавиши и их назначение при наборе текста. |
2 |
04.10 11.10 |
Знать, называть, показывать клавиатуру, мышь. Набирать текст. |
|
7-8 |
Пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора |
2 |
18.10 25.10 |
||
II четверть - 7 часов |
|||||
Практика работы на компьютере. |
1 |
||||
9 |
Безопасные приёмы работы на компьютере. Правила ТБ. |
1 |
08.11 |
Соблюдать правила ТБ в кабинете информатики. Называть, показывать основные устройства компьютера. |
|
Работа с простыми информационными объектами. |
6 |
||||
10-11 |
Текст (создание, сохранение). |
2 |
15.11 22.11 |
Создавать документ, называть, сохранять его. Удалять слово, предложение, весь документ. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. |
|
12-13 |
Текст (преобразование, сохранение). |
2 |
29.11 06.12 |
||
14 |
Текст (удаление). |
1 |
13.12 |
||
15 |
Ввод небольшого текста. Практическая работа. |
1 |
20.12 |
||
III четверть - 10 часов |
|||||
Работа с простыми информационными объектами. |
10 |
||||
16 |
Редактирование текста. Практическая работа. |
1 |
17.01 |
Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. |
|
17-18 |
Таблица (создание, сохранение). |
2 |
24.01 31.01 |
Создавать документ, называть, сохранять его. Создавать таблицу, сохранять, преобразовывать её. Удалять слово, предложение в таблице. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст в таблице. |
|
19-20 |
Таблица (преобразование, сохранение). |
2 |
07.02 14.02 |
||
21 |
Таблица (удаление). |
1 |
21.02 |
||
22 |
Вывод текста на принтер. |
1 |
28.02 |
Выводить текста на принтер. |
|
23-24 |
Работа с рисунками в графическом редакторе. |
2 |
07.03 14.03 |
Создавать документ. Работать с рисунками в графическом редакторе. Сохранять рисунок. |
|
25 |
Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. |
1 |
21.03 |
Создавать документ, папку. Называть и переименовывать их. Переносить на другие носители. |
|
IV четверть - 8 часов |
|||||
Поиск и обработка информации |
4 |
||||
26 |
Информация, её сбор, анализ и систематизация. |
1 |
04.04 |
Искать информацию в компьютере и в сети Интернет, на съёмном носителе (флешке). Переносить информацию в документ, систематизировать и анализировать найденную информацию. |
|
27 |
Способы получения, хранения, переработки информации. |
1 |
11.04 |
||
28 |
Поиск информации в Интернете. |
1 |
18.04 |
||
29 |
Поиск информации внутри компьютера, на съёмном носителе. |
1 |
25.04 |
||
Общение в цифровой среде |
4 |
||||
30 |
Создание почтового ящика. |
1 |
02.05 |
Создавать почтовый ящик. Входить в созданный почтовый ящик. Принимать и передавать сообщения. |
|
31-32 |
Создание и передача сообщений. |
2 |
16.06 23.05 |
||
33 |
Создание странички в социальной сети. |
1 |
30.05 |
Создавать странички в социальной сети. Входить на свою страницу. Принимать и передавать сообщения. |
Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Основные виды учебной деятельности |
Виды контроля |
I четверть - 17 часов |
|||||
Практика работы на компьютере. |
8 |
||||
1 |
Техника безопасности в кабинете информатики. Компьютеры в нашей жизни. |
1 |
01.09 |
Соблюдать правила ТБ в кабинете информатики. |
|
2 |
Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. |
1 |
05.09 |
Называть, показывать основные устройства компьютера. |
|
3 |
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. |
1 |
08.09 |
Знать, называть, показывать назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. |
|
4 |
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. |
1 |
12.09 |
Включать и выключать компьютер и подключаемые к нему устройства. |
|
5-6 |
Клавиатура. Клавиши и их назначение при наборе текста. |
2 |
15.09 19.09 |
Знать, называть, показывать клавиатуру, мышь. Набирать текст. |
|
7-8 |
Пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора |
2 |
22.09 26.09 |
||
Работа с простыми информационными объектами. |
9 |
||||
9-10 |
Текст (создание, сохранение). |
2 |
29.09 03.10 |
Создавать документ, называть, сохранять его. Удалять слово, предложение, весь документ. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. |
|
11-12 |
Текст (преобразование, сохранение). |
2 |
06.10 10.10 |
||
13 |
Текст (удаление). |
1 |
13.10 |
||
14-15 |
Ввод небольшого текста. Практическая работа. |
2 |
17.10 20.10 |
||
17-18 |
Редактирование текста. Практическая работа. |
2 |
24.10 27.10 |
Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. |
|
II четверть - 14 часов |
|||||
Работа с простыми информационными объектами. |
|||||
19-20 |
Таблица (создание, сохранение). |
2 |
07.11 10.11 |
Создавать документ, называть, сохранять его. Создавать таблицу, сохранять, преобразовывать её. Удалять слово, предложение в таблице. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст в таблице. |
|
21-22 |
Таблица (преобразование, сохранение). |
2 |
14.11 17.11 |
||
23 |
Таблица (удаление). |
1 |
21.11 |
||
24-25 |
Работа с таблицей. Практическая работа. |
2 |
24.11 28.11 |
||
26 |
Вывод текста на принтер. |
1 |
01.12 |
Выводить текста на принтер. |
|
27-28 |
Работа с рисунками в графическом редакторе. |
2 |
05.12 08.12 |
Создавать документ. Работать с рисунками в графическом редакторе. Сохранять рисунок. |
|
29-30 |
Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и папок. |
2 |
12. 12 15.12 |
Создавать документ, папку. Называть и переименовывать их. Переносить на другие носители. |
|
31 |
Ввод небольшого текста. Практическая работа. |
1 |
19.12 |
Создавать документ, называть, сохранять его. Удалять слово, предложение, весь документ. Набирать текст без ошибок. Редактировать текст. |
|
32 |
Редактирование текста. Практическая работа. |
1 |
22.12 |
||
III четверть - 17 часов |
|||||
Поиск и обработка информации |
7 |
||||
33-34 |
Информация, её сбор, анализ и систематизация. |
2 |
12.01 16.01 |
Искать информацию в компьютере и в сети Интернет, на съёмном носителе (флешке). Переносить информацию в документ, систематизировать и анализировать найденную информацию. |
|
35-36 |
Способы получения, хранения, переработки информации. |
2 |
19.01 23.01 |
||
37-38 |
Поиск информации в Интернете. |
1 |
26.01 |
||
39 |
Поиск информации внутри компьютера. |
1 |
30.01 |
||
40 |
Поиск информации на съёмном носителе. |
1 |
02.02 |
||
Общение в цифровой среде |
5 |
||||
30 |
Создание почтового ящика. |
1 |
02.05 |
Создавать почтовый ящик. Входить в созданный почтовый ящик. Принимать и передавать сообщения. |
|
31-32 |
Создание и передача сообщений. |
2 |
06.02 09.02 |
||
33 |
Создание странички в социальной сети. |
1 |
13.02 |
Создавать странички в социальной сети. Входить на свою страницу. Принимать и передавать сообщения. |
|
34 |
Передача и принятие сообщений в социальных сетях. |
1 |
16.02 |
||
Технология ввода информации в компьютер |
9 |
||||
35-36 |
Ввод текста. |
2 |
20.02 27.02 |
Набирать текст. |
|
37-38 |
Запись звука с помощью микрофона. |
2 |
02.03 06.03 |
Записывать звуки с помощью микрофона и воспроизводить их на компьютере (самостоятельно или с помощью учителя). Воспроизводить скачанные звуки. |
|
39-40 |
Запись изображения с помощью видеокамеры. |
2 |
09.03 13.03 |
Записывать изображения с помощью видеокамеры их на компьютере (самостоятельно или с помощью учителя). Воспроизводить видео. |
|
41-42 |
Сканирование рисунков. |
2 |
16.03 20.03 |
Сканировать рисунки. |
|
43 |
Редактирование сканированных рисунков. |
1 |
23.03 |
Редактировать сканированные рисунки. |
|
IV четверть - 15 часов |
|||||
Технология ввода информации в компьютер |
15 |
||||
44-45 |
Сканирование фотографий. |
2 |
03.04 06.04 |
Сканировать фотографии. |
|
46 |
Редактирование сканированных фотографий. |
1 |
10.04 |
Редактировать фотографии. |
|
47 |
Сканирование текста. |
1 |
13.04 |
Сканировать текст. |
|
48 |
Сканирование таблицы. |
1 |
17.04 |
Сканировать таблицы. |
|
49 |
Распечатка текста. |
1 |
20.04 |
Распечатывать текст. |
|
50 |
Распечатка рисунков, фотографий. |
1 |
24.04 |
Распечатывать фотографии, рисунки. |
|
51 |
Использование сменных носителей (флэш-карт). |
1 |
27.04 |
Использовать сменные носители для хранения информации, переносить информацию на сменный носитель и наоборот. |
|
52 |
Учёт ограничений в объёме записываемой информации. |
1 |
04.05 |
Определять объём хранящейся информации на сменном носителе. |
|
53 |
Создание презентаций. Размер слайда. |
1 |
11.05 |
Создавать презентацию (самостоятельно, под руководством учителя). Определять размер слайда. Использовать шаблон для создания презентации. Выполнять разметку слайда: располагать заголовок, текст, объекты на слайде). Использовать эффекты для вывода заголовка, текста и объектов; перехода от слайда к слайду. Выводить презентацию. |
|
54 |
Шаблон оформления (дизайн слайда). |
1 |
15.05 |
||
55-56 |
Разметка слайда (расположение заголовков, текста и объектов на слайде). |
2 |
18.05 22.05 |
||
57 |
Эффект перехода от слайда к слайду. |
1 |
25.05 |
||
58 |
Способы вывода презентаций. |
1 |
29.05 |
Материально-техническое обеспечение предмета: компьютеры для обучающихся, сканер, принтер, проектор, экран, компьютер, копировальный аппарат, носители электронной информации, цифровая фото и видеокамера, бумага для принтера.