Открытое внеклассное мероприятие «Космическое путешествие» (2–3 класс)

4
1
Материал опубликован 31 March 2020 в группе

Открытое внеклассное мероприятие
Тема занятия:
«Космическое путешествие».
Цель: с помощью игры обобщить, расширить и проверить уже имеющиеся знания детей о планетах Солнечной системы, о космосе и космонавтах.
Задачи:
формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос, познакомить с ролью животных в исследовании космоса, показать значимость космоса в жизни и деятельности человека;
развивать познавательную и творческую активность, формировать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности; прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике;
расширять словарный запас и кругозор учащихся, развивать познавательную активность, коммуникативные способности. 
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, карточки с заданиями для работы в группах, карточки с названиями качеств человека, макеты планет, рисунки и иллюстрации по теме, выставка книг о космосе.
Педагогические технологии:
Групповые Игровые ИКТ 
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Окружающий нас мир
Интересно познавать. 
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать. (слайд 1 вид Земли из космоса)
Учитель: Сегодня у нас будет интересное занятие. Нам предстоит совершить увлекательное путешествие.
2.
Актуализация опорных знаний.
1уч. Был, говорят, где – то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса! – 
Все позабыли свои адреса
.
2 уч. Ищут, волнуются, смотрят кругом:
«Где эта улица? Где этот дом?»
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
3 уч. Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно, 
Чтобы проверить, знаешь ли точно, 
Где ты живешь? Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

Учитель: Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Так, где же находится наш общий дом – наша Родина, Россия? (слайд 2 карта России) 
- Чтобы назвать его адрес, послушайте загадку:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
Земля.

Учитель : - Какой адрес? (Вселенная, планета Земля) 
3. Беседа с элементами театрализации.
Учитель: А можете ли вы ответить: где живёт Земля? Нет? Тогда давайте спросим об этом Землю, пусть она сама расскажет, ведь сегодня такое увлекательное занятие.
- Земля! Земля! Скажи, пожалуйста, нам свой адрес!

Земля: Слышу, слышу… Отвечу вам, хоть и некогда мне разговаривать: кручусь, верчусь без отдыха день и ночь… Слушайте. 
Мой родной район – Солнечная система. Своё имя она получила в честь щедрого светила Солнца, которое сияет в самом её центре. Солнце одаривает теплом и светом всех, кто живёт в этом районе.

Знайте, дети, наше Солнце, 
Что нам светит сквозь оконце – 
Шаровидная звезда, 
А не как сковорода. 
А планеты-шалунишки, 
Словно мячики-малышки, 
Рядом с солнышком всегда, 
Как праматерь им звезда. 
Самый первый к Солнцу мячик – 
Очень шустрый мальчик-с-пальчик, 
То Меркурий, младший сын, 
Самый быстрый из детин. 
Дальше девочка-Венера. 
За вуалью-атмосферой 
Прячет личико своё. 
Полюбуйтесь на неё! 
Третьей мчит планета наша. 
В целом мире нету краше! 
Это милая Земля, 
Мы живём на ней, друзья.
А за ними – красный Марс, 
Грозный, как могучий барс. 
Следом катится Юпитер – 
Самый рослый небожитель. 
А за ним Сатурн, Уран. 
Каждый – тоже великан. 
За планетою Ураном 
Мчит Нептун орбитой странной. ( «Солнечная система» )

Земля: Мы все безостановочно вращаемся вокруг Солнца, каждая по своей дороге – орбите много – много тысячелетий подряд. И чем дальше находится планета от светила, тем, как видите, длиннее её орбита.

Учитель: Послушай, Земля, не скучно ли вам путешествовать в одиночестве по таким длинным космическим дорогам?

Земля: Мы все не одиноки, почти у каждой планеты есть спутники. У меня – Луна.
Учитель: Земля, а где находится твой район – Солнечная система, в каком городе?

Земля: В городе, который называется Галактика. (Слайд Галактика)
И таких районов, как мой, в нём бесконечно много. Взгляните на вечернее небо, и вы увидите звёзды. Всё небо усыпано крошечными светлячками. До сих пор никто точно не знает, сколько их. И все они находятся в стране, которая называется Вселенная. У неё нет начала и нет конца. Свою страну люди могут облететь на самолёте, объехать на машине. Мою – даже мысленно, в воображении – невозможно ни объехать, ни облететь – такая она громадная!
Учитель: С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! (слайд Золотая колесница) Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (слайд Герои сказок) 
Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. (слайд воздушный шар)
Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы.(слайд аэроплан)
Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт:

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? ( космонавт)

4. Постановка цели занятия.
Учитель: Кто догадался, о чём пойдёт речь на занятии? (О космосе) 
5. Работа над лексическим значением слов.
Учитель:
Как вы понимаете, что такое космос? (слайд)
Словарь Ожегова так объясняет лексическое значение слова.
Космос - Вселенная, мир.

Учитель: Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости хороших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас – 
И вот мы к полету готовы сейчас. 
Я предлагаю отправиться в космическое путешествие. (слайд)
6. Знакомство с историей космонавтики.
Учитель:
Космическая орбитальная станция
У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Как работают космонавты?
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. 

Животные-космонавты
Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Собаки-космонавты 
Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 кг, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и
3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.

Первый космонавт
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Больше часа - 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. 
В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
1 уч. Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин-
Простой советский парень! 
2 уч. В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
3 уч.
Мы знаем, что Юрий Гагарин
В реальность мечту воплотил.
Героем он стал настоящим
И в космос полет совершил.


Искусственные спутники:
4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные. Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.
Выход в открытый космос
Ещё одной памятной датой в истории космонавтики стал
март 1965 года. Человек впервые оставил свой космический дом и вышел в открытое пространство Вселенной. 18 марта Алексей Леонов совершает первый выход в открытый космос с корабля «Восток-2». Он удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провёл в открытом космосе 12 минут 9 секунд.  Этот полёт открыл новый этап в освоении космоса и доказал, что человек может жить и работать вне корабля.

Первая женщина космонавт

16 июня 1963 года в 12 часов 30 минут(71 час) по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль "Восток-6" впервые в мире пилотируемый женщиной – гражданкой Советского Союза космонавтом товарищем Терешковой Валентиной Владимировной. В соответствии с поставленными задачами запуск корабля "Восток-6" осуществлен в период нахождения на орбите космического корабля "Восток-5", запущенного в Советском Союзе 14 июня 1963 года, Быковским Валерием Федоровичем. Космонавт товарищ Терешкова Валентина Владимировна удовлетворительно перенесла вывод корабля на орбиту и переход к состоянию невесомости.

7. Закрепление полученных знаний
Учитель: А теперь попробуем ответить на вопросы.
1. -Кто из живых существ первым полетел в космос? ( собаки, кролики, насекомые)
2. – Как готовили собак в космическое путешествие?( собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.)
3. - Когда появился первый искусственный спутник Земли? 4 октября
- Какую работу выполняют спутники? ( спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.
4. – Кто был первым космонавтом? (это был Юрий Алексеевич Гагарин)
- Сколько длился первый полёт?( 
108 минут (1час 48 минут)
- Чем памятен март 1965 г.? (Алексей Леонов совершает первый выход в открытый космос)
5. - Как называется второй дом космонавтов?( он называется орбитальная станция)
6.-Расскажите о специальной одежде для космонавтов.( скафандр – это специальный герметичный костюм)
7. - Любой ли человек может стать космонавтом?

8.   Игра «Собери слово»

Учитель: Поиграем в игру. На столе у вас карточки со слогами. Соберите из них слово-качество настоящего космонавта.
Слова: космонавт, трудолюбивый, умный, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный. 

1 чт. Чтоб ракетой управлять,

Нужно смелым, сильным стать,

Слабых в космос не берут,

Ведь полёт – нелёгкий труд!”

2 чт.- Показаться и врачу –
Здесь экзамен строгий.
Слабакам не по плечу
Звездные дороги.
На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки.

3 чт.- Барокамера, бассейн,
Где мы невесомы…
Это космонавтам всем
Хорошо знакомо.
Вот кабину карусель
Кружит круг за кругом.
Не снаряд, а просто зверь
Эта центрифуга.

4 чт. - Очень много предстоит
Испытаний разных.
Тот, кто в космос полетит,
Их пройти обязан.
Он профессии любой
Должен знать секреты –
Ведь на высоте такой
Не спросить совета.

Учитель: Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются  карточки с названием качеств космонавтов.) 

9. Знакомство с «космическими правилами»
Учитель: В полёте космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете. 
Космонавт, не забудь, Во вселенную держишь ___ (путь).

Главным правилом у нас, Выполнять любой____ (приказ).

Космонавтом хочешь стать Должен много, много____ (знать).

Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит____ (труд).

Только дружных звездолёт Может взять с собой _____ (в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых Не возьмём мы на _____ (орбиту).
10. Эстафета загадок
Учитель: Ребята, планета Земля приготовила для вас загадки. 
1. Чтобы глаз вооружить и со звёздами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный …телескоп 

2. Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.

Вам расскажет обо всем умный дядя …. Астроном

3. Астроном - он звездочёт, знает все наперечёт!

Только лучше звёзд видна в небе полная …луна

4. До Луны не может птица долететь и прилуниться,

Но зато умеет это делать быстрая …ракета

5. У ракеты есть водитель, невесомости любитель.

По-английски: "астронавт", а по-русски … космонавт

6. Космонавт сидит в ракете и ругает всё на свете –

На орбите как назло появилось …НЛО

7. НЛО летит к соседу из созвездья Андромеды,

В нём от скуки волком воет злой зелёный…гуманоид

8. Гуманоид с курса сбился, в трех планетах заблудился,

Если звёздной карты нету, не поможет скорость… света

9. Свет быстрее всех летает, километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам, нам - тепло, хвосты - …кометам

10. Всё комета облетела, всё на небе осмотрела. Видит, в космосе нора - это чёрная …дыра
11. В чёрных дырах темнота чем-то чёрным занята.

Там окончил свой полет межпланетный … звездолет

12. Звездолет - стальная птица, Он быстрее света мчится.

Познаёт на практике звёздные …галактики

11. Танцевальная пауза
Учитель: В космосе космонавты в свободное время поют, рисуют и даже сочиняют стихи. А у нас «космический» танец.
12. Заключительная часть.
Когда Юрий Гагарин вернулся на Землю после своего полета, он написал такие строки: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета! Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» (слайд слова Ю.Гагарина )

1 уч. Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —  
Ведь другой, похожей, нету! (слайд Береги планету!)
13. Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
 - Что запомнилось?

 - Что было интересно? 

14. Песня « Про космос»
Вы спешите ребята в свой класс,
Без учёбы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас,
Но без знаний на Марс не возьмут!
Ребята! Готовьтесь к полёту!
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс
!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Объемное, познавательное занятие!

1 April 2020