Кожа или живая одежда

0
1
Материал опубликован 9 October















Конспект занятия для детей

младшего школьного возраста

«КОЖА ИЛИ ЖИВАЯ ОДЕЖДА»












Кнурова Наталья Владимировна

педагог дополнительного образования

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»

Город Березники










Вид: вводное занятие.

Возраст детей: 8-9 лет.

Цель: формирование представлений у обучающихся о роли кожи в жизни человека.

Задачи.

Предметные:

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению фактов о строении, основных функциях и свойствах кожи;

- раскрыть значение кожи для организма человека;

- актуализировать знания обучающихся о гигиене и первой помощи при травматизации кожи. 

Метапредметные:

- развивать у обучающихся умение выделять главное, существенное  в изучаемом материале;

- развивать познавательный интерес обучающихся, внося в содержание занятия элементы новизны, связывая их с жизнью, используя приемы стимулирования интереса.  

Личностные:

- развивать навыки коммуникативных компетенций;

- воспитывать культуру здорового образа жизни.

Планируемые результаты. Обучающиеся получат первоначальные представления о строении, функциях и свойствах кожи человека, будут актуализированы знания о гигиене и первой помощи при травматизации кожи различного происхождения, заложены основы формирования мотивации к заботе о собственном здоровье, проявление социальной активности в области здорового образа жизни.

Оборудование. Презентация по теме занятия; холодный компресс, бинт, бактерицидный лейкопластырь, дезинфицирующие средства для игры «На приеме у врача»; предметы в «Волшебной коробке» для игры «Определи на ощупь»; два стакана с холодной и горячей водой для эксперимента «Чувствительность кожи»; видеофильмы «Как избежать переохлаждения» и «Первая помощь при солнечном ударе»;

План занятия:

Организационный этап.

Мотивационно-проблематизирующий этап.

Деятельностный этап.

Рефлексивный этап.

Организационный этап

Педагог. Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече.

Мотивационно-проблематизирующий этап

Педагог. Мы продолжаем говорить об органах чувств человека. Как вы думаете, о каком органе чувств идет речь в этих загадках?

Педагог читает три загадки. Первая – усложненная, вторая и третья загадки более простые. Если после первой подсказки дети не угадывают, о чем идет речь, то педагог читает вторую и третью подсказку.

1. Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу.

Пот наружу выделяю,

Температурой тела руковожу.

2. Она бывает черной,

Она бывает белой,

Она бывает бледной

Или загорелой.

Или вдруг покроется -

Замерзнет если сильно -

Тысячей пупырышков

И тут же станет синей.

Педагог. Вы правильно догадались, сегодня мы с вами побеседуем о нашей живой одежде - коже. (Слайд 1 – Тема занятия«Кожа или живая одежда»). Познакомимся с функциями кожи, научимся ухаживать за ней.

3. Деятельностный этап

Педагог обращает внимание детей на слайд 2, где написано научное определение слова «кожа». Кожа - наружный покров тела животных и человека. Защищает организм от внешних воздействий, участвует в осязании, обмене веществ, выделении, терморегуляции.

Педагог. Кожа - это естественная одежда нашего тела. Платья, брюки, могут порваться, износиться, стать вам малы, а кожа растет и обновляется вместе с вами.

Педагог.Вам хотелось бы знать, для чего она необходима всем нам? (Ответы детей).Сначала давайте познакомимся с ее строением.Посмотрите внимательно на свою кожу. Что вы видите? Ровная она или нет? Есть ли на ней какие-либо образования? Какого она цвета? Потрогайте, толстая она или тонкая? Твердая или мягкая?Педагог обобщает ответы детей и обращает внимание на слайд 3 «Строение кожи».

Педагог. Наша кожа состоит из трех слоев. Самый верхний слой – тонкий, но очень прочный. Он не дает пробраться внутрь микробам и защищает от повреждений. Верхний слой стареет и шелушится, а под ним, к тому времени, уже появляется новый слой. Еще в коже образуются пот и сало, которые выходят на поверхность. Рядом с волосками есть отверстия сальных желез.

Педагог. Как вы думаете, ребята, зачем происходит выделение пота и сала?(Ответы детей).

Педагог. С потом из организма выводятся вода и ненужные вещества. Сало предохраняет кожу от шелушения и образования трещинок. Это своего рода природный крем, который вырабатывает сама кожа.

Педагог. Кожа бережет нас от жары и от холода, помогает регулировать количество воды в организме. Ребята, а что происходит, когда вам жарко?(Ответы детей). В жаркие дни поры кожи открываются, мы начинаем потеть и теряем количество воды. Таким образом, тело охлаждается. Кроме этого, в коже есть много потовых протоков, по которым наружу вместе с потом выводятся вредные вещества из организма(Слайд 4).

Педагог. А как реагирует кожа на холод?(Ответы детей). В холодные дни поры закрыты, и воды в организме остается больше. От холода кожа покрывается пупырышками-мурашками, которые закрывают все отверстия в коже и не дают холоду проникать внутрь тела.А еще в самом нижнем слое кожи есть жир. Он тоже предохраняет от холода и замерзания(Слайд 5).

Физминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб думать и отвечать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)


Педагог. Мы с вами немного отдохнули, а теперь постарайтесь ответить на вопрос: Почему кожа у одних людей белая, а у других черная? (Ответы детей). Педагог обращает внимание на слайд 6. У всех людей есть всего один «краситель» кожи – меланин. Это темно-коричневый пигмент, вырабатывающийся у каждого из нас в особых кожных клетках. Если у человека нет меланина, то цвет кожи у него очень белый или розоватый. Клетки у «белых» европейцев производят мало меланина, у чернокожих африканцев – много, а в промежутке – все оттенки желтого и коричневого.

Игра «Определи на ощупь»

Ребенок на ощупь должен определить предмет, который находится в закрытой «Волшебной коробке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков, например «круглый», «мягкий», «твердый», «холодный», «шершавый» и т.д.(В коробке может лежать теннисный мяч, линейка, карандаш, квадратный кубик, ластик…).

Педагог делает вывод. Кожа помогает нам определить (ощутить) прикосновение. Особенно чувствительны кончики пальцев. Не зря мы ощупывает кончиками пальцев какой-либо предмет, чтобы получить о нем информацию.

Педагог. Давайте проведем эксперимент «Чувствительность кожи», в котором могут поучаствовать все желающие. Проверим вашу чувствительность. На столе стоят два одинаковых стакана с чистой водой, в одном – вода холодная, в другом – горячая. Посмотрите на эти два стакана. Можете ли вы увидеть различия?(Ответы детей). А теперь попробуйте рукой. Что вы чувствуете?

Дети подходят и пробуют рукой воду. Высказывают свое мнение.

Педагог. Правильно, вода холодная и горячая. Значит, с помощью кожи мы можем ощущать тепло и холод.

Педагог. Как вы думаете, что бы случилось с человеком, если бы он не чувствовал боли? (Ответы детей).Я хочу, чтобы ко мне подошел самый смелый ученик для эксперимента.

Выходит ученик. Педагог ему слегка в палец колет спицей.

Педагог. Что ты почувствовал?(Ответ ребенка). Правильно, небольшое покалывание. Кожа помогает ощутить боль и тем самым предотвратить повреждения. Привыкнуть к боли нельзя. Боль – это сигнал тревоги, призыв о помощи, посланный в мозг. На каждом малюсеньком (с ноготь мизинца) участке кожи более тысячи болевых точек. Если вы случайно пораните руку, то от болевых точек этого участка по нервам сигнал о боли мгновенно поступит в мозг. И мозг скомандует: «Руку отдернуть!» (Слайд 7). Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган – кожа!

Педагог. Почему мы про кожу мы можем сказать «живая одежда»?(Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей (слайд 8).

Кожа защищает внутренние органы от ударов, царапин, ожогов.

Предохраняет от жары и холода, регулирует количество воды в организме.

Выводит ненужные телу вещества (вместе с потом).

Позволяет ощущать прикосновения, боль, тепло, холод.

Педагог. Давайте поговорим о здоровье кожи. Обращает внимание детей на слайд 9 с изображенными людьми: один загорает и ему очень жарко, другой замерз. Что вы можете сказать о состоянии этих людей? (Ответы детей). Нужно ли беречь кожу от перегрева и переохлаждения? (Ответы детей). Если человеку жарко долгое время, то его тело перегревается. На солнце кожа получает ожоги. А если, наоборот, долго мерзнет – тело переохлаждается. И то, и другое может привести к болезням. Давайте послушаем, как правильно себя вести при перегреве или переохлаждении.

Педагог предлагает детям посмотреть видеофильм с советами врачей «Как избежать переохлаждения» и «Первая помощь при солнечном ударе».

Педагог. Порезы, ушибы, ожоги – никто из нас от них не застрахован! Все это небезопасно. И, прежде всего, страдает кожа.

Игра «На приеме у врача»

Дети подготовлены заранее. В роли врача и пациентов – дети. Разыгрывают ситуации, что нужно делать при порезах, ожогах, ушибах, демонстрируя способы оказания первой помощи.

        Педагог. Для того, чтобы кожа была здоровой, за ней необходимо правильно ухаживать. Давайте вместе попробуем составить правила ухода за кожей. (После обсуждения дети читают правила на слайде 10).

Умываться, мыть руки с мылом.

Каждый день принимать душ, раз в неделю мыть тело мочалкой.

Своевременно обрабатывать порезы, ожоги, ушибы.

Не допускать перегрева или переохлаждения кожи.

Носить чистую, удобную одежду. Одеваться по погоде.

Мини-викторина «Наша кожа»

Что такое кожа?

Перечислите три слоя кожи.

Зачем нужна кожа?

Как уберечь кожу от перегрева?

Как уберечь кожу от переохлаждения?

Какие бывают повреждения кожи?

Почему у некоторых людей кожа белая, а у других – черная?


4. Рефлексия

Педагог. 1.Что вы узнали нового о коже?

2. Что больше всего запомнилось?

3. Вы поделитесь с кем-нибудь новыми знаниями об органе чувств - коже? Что вы расскажете?

Педагог. Спасибо за занятие. До свиданья, будьте здоровы.

Литература:

1. «Я познаю мир. Тайны человека» Детская энциклопедия, М., «Астрель». 2016.

2. В.Вомина «Естествознание» Екатеринбург, «АРД ЛТД» 1998С.А.Козлова «Мой организм» М., «Владос». 2010

Интернет-источники

1. Интернет-ресурс. Гигиена кожи. http://detskiysad.ru/gigiena/212.html

2. Интернет-ресурс. Должен знать. Детская психология. https://dolzhenznat.ru/chelovek/chto-takoe-organy-chuvstv





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В тексте даны ссылки на слайды, но презентация в качестве приложения не представлена. Она повысила бы методическую ценность публикации.

9 October