Урок «Кожа – первая «одежда» (Окружающий мир, 3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: «Кожа – первая «одежда».
Цели: познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей; формировать потребности беречь своё здоровье.
Оборудование: лупы, предметы для игры «Волшебный мешочек» (расчёска, зубная щётка, полотенце, зеркало, мыло), зеркальце, акварельные краски, кисти, баночки, влажные салфетки, сигнальные карточки для игры «Светофор здоровья», компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией.
Универсальные учебные действия
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.
Познавательные: анализировать текст, делать выводы. Выделять главное, проводить сравнение. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.
I.Организационный момент.
-Доброе утро! Настроимся на хорошую работу. Впереди у нас много нового и интересного!
II .Проверка усвоения предыдущей темы.
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
- Что такое система органов?
- Какие системы органов вы знаете?
- В чём сходство человека с другими организмами?
- Почему необходимо хорошо знать свой организм?
- Почему солнце, воздух и вода – самые лучшие и верные друзья нашему организму?
(Создание ситуации успеха). Мини-тест.
Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка. В ней 7 рядов. В каждом ряду по 3 слова. Каждый ряд соответствует номеру вопроса. Итак, я задаю вам 1 вопрос, а вы в первом ряду красным маркером заштриховываете верные ответы. Верных ответов в ряду может быть 2.
Итак, начнём.
1. К органам пищеварительной системы относятся: в карточке заштрихуйте верные ответы.
1 |
сердце |
желудок |
кишечник |
2 |
кишечник |
лёгкие |
Желудок |
2 |
печень |
мозг |
Желудок |
4 |
лёгкие |
Уши |
Нос |
5 |
Чувствует запахи |
Чувствует прикосновения |
Различает вкус |
6 |
Глаз |
нос |
Уши |
7 |
печень |
Головной мозг |
нервы |
2. Органами дыхания являются:
3. Какой орган управляет деятельностью всего организма?
4. Органами чувств являются…
5. Благодаря языку человек….
6. Органом слуха является…
7. Нервная система состоит….
Ребята, посмотрите на карточку, что у вас получилось? (пятёрки). Поднимите вверх карточку те, у кого получились пятёрки.
Молодцы! Значит, вы все справились с заданием.
ΙΙI. Работа по теме.
Постановка темы урока.
‒ А теперь прочтите тему нашего сегодняшнего урока (СЛАЙД 1): «Первая «одежда». Надёжная защита организма». Вы, наверное, подумали, что мы сегодня будем говорить об одежде, о моде? Конечно, хорошо бы приобрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождём, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, чтобы она не мялась, не выцветала. А ведь такая одежда есть. Послушайте загадку и подумайте, о чём идёт речь?
Вот одежда, так одежда!
В ней уютно и тепло,
Под дождём не промокает
И не мнётся ни за что!
А ещё не выцветает,
И дышать легко нам в ней,
И носить её мы можем,
Не снимая много дней. (Кожа.)
‒ Правильно. Это кожа – особый орган человека.СЛАЙД 2
‒ Что бы вы хотели узнать о коже? (Свободные высказывания детей.)
‒ Давайте попробуем сегодня ответить на некоторые из них. А начнём мы с практической работы. Откройте учебники на стр. 11 Чтобы ответить на вопрос, нужно знать свойства и функции кожи. Начнём исследование и будем заполнять таблицу. Ответьте на первый вопрос: для чего нужна кожа?
‒ От чего она защищает?
‒ О какой функции кожи мы говорили? (защитная).
2. Исследовательская работа. (Дети в парах проводят исследования, постепенно заполняется таблица.)
– Посмотрите на кожу на своей руке, потрогайте её. Что можете о ней сказать? Какая она? (Тонкая, упругая, мягкая, прочная.)
– Какого она цвета? (Бледно-розовая.)
– Посмотрите на кожу через лупу. Что вы видите? (Маленькие отверстия – поры.)
– Как вы думаете, для чего они? (Кожа дышит, через них выходят жир и пот.)
– Что ещё видите? (Волоски.)
‒ Обратите внимание – на месте сгибов: локти, пальцы, колени, кожа имеет складки. Зачем они? Проведём опыт-наблюдение: правой рукой захватите складки кожи на суставе пальца левой руки, а теперь медленно согните палец. Что происходит? (Без складок наши пальцы, руки, ноги не смогли бы легко сгибаться.)
Свойства кожи |
Функции кожи |
Тонкая. Упругая. Мягкая. Прочная. Бледно-розовая. Имеет отверстия (поры), волоски, складки, линии (рисунок). |
1. Защитная функция. 2. Выделительная функция. 3. Осязательная функция. 4. Регулирует температуру. |
3. Проведём опыт 1. (Вызываются 3-4 ученика, которые красят акварельной краской палец и оставляют отпечаток на бумаге.)
‒ Какой можно сделать вывод? (Все отпечатки разные.)
– У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». Вероятность совпадений рисунка на одном и том же пальце практически невозможна. Где используется это свойство кожи?
- Правильно, в криминалистике давно используются отпечатки пальцев для поимки преступников. Наука, изучающая линии, рисунок пальцев называется дактилоскопией. Мы изучили наружный слой кожи. Наше исследование не закончилось. Мне опять нужен помощник.
4. Проведём опыт 2. (Вызывается ученик. Он проводит по лбу пальцем, а затем прижимает его к стеклу.)
– Что осталось на стекле? (Пятно.)
– Что это? (Пятно жира, которое выделяет кожа.)
‒ Откуда он берётся?
‒ Зачем коже жир? (Он смазывает кожу, не даёт ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной, как детский крем.)
‒ Через поры выделяется не только жир, но и пот. Он выделяется всегда; только мы его замечаем, когда потовыделение идёт сильно. А когда человек сильно потеет? (При физической нагрузке.)
‒ Почему потному человеку нельзя выходить на улицу раздетым, особенно на ветер? (Пот слишком быстро испаряется, резко охлаждая организм, человек простывает.)
‒ Чем отличается пот от обычной воды? (Солёный.)
– О какой функции кожи мы узнали? (Выделительная функция.)
5. Проведение игры «Волшебный мешочек».
(Ученик достаёт из мешочка разные предметы с закрытыми глазами и называет их: мыло, полотенце, зубная щётка, зеркало, расчёска).
‒ Для чего нужны все эти предметы? (Соблюдать личную гигиену.)
– Как называется эта функция кожи? (Осязательная функция.)
Рассказ учителя о регуляции температуры тела кожей СЛАЙД 3, СЛАЙД 4
8.Подвижная физминутка
Я мороза не боюсь - руки на пояс, повороты влево. вправо
Я с ним крепко подружусь- хлопаем в ладоши
Подойдёт ко мне Мороз- шагаем
Тронет щёку, тронет нос- показали щёку, нос
Значит надо не зевать- хлопаем в ладоши
Прыгать, бегать и играть.- бег на месте
6. В гостях у Мойдодыра и Айболита.СЛАЙД 5
Самостоятельная работа по учебнику с целью получения информации.
1 группа: - Как следить за чистотой кожи?
2 группа: - Чем полезен ежедневный душ ?
3 группа: - Какие повреждения на коже могут возникнуть? Как правильно обработать раны?
4 группа: - Первая помощь при ожогах.
5 группа : - Первая помощь при обморожении.
Ответы детей.
Вывод СЛАЙД 6 КАКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ КОЖИ нам следует избегать?СЛАЙД 7
‒ Итак, кожа очень важна для нашего организма. Она помогает человеку почувствовать тепло, холод, жару, мороз, боль .
ΙV. Закрепление.
Игра «Выбери ответ» СЛАЙД 8
V. Рефлексия.СЛАЙД 9
‒ Выберите и закончите любое предложение:
На сегодняшнем уроке я узнал(а)…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел(а)…
Хочу похвалить своих одноклассников за…
‒ Спасибо всем за работу. Желаю вам творческих успехов Слайд 10
«Кожа – первая «одежда».
PPT / 783.5 Кб