КПК: Сложные вопросы курса «Физическая география материков и океанов» в контексте ФГОС
КПК: «СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ» В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Пояснительная записка
Актуальность модуля. Физическая география материков и океанов – одна из основных составляющих школьного курса географии. Ее традиционно изучают в 7 классе. Профессиональная организация работы, в том числе на основе информационных технологий, составления заданий повышенной сложности, использования проектных технологий поможет повысить качество преподавания, позволит организовать работу с одаренными детьми.
Цель модуля: рассмотреть отдельные вопросы содержания курса «Физическая география материков и океанов» и методики ее преподавания в контексте ФГОС и современных тенденций в образовании.
Продолжительность обучения – 36 часов.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятия |
1 | Курс ФГМиО в контексте ФГОС. Его Структура и содержание | 8 | Лекция, практическая работа, самостоятельная работа |
2 | Источники актуальной информации в курсе ФГМиО | 4 | практическая работа, самостоятельная работа |
3 | Работа с аэрокосмическими снимками и геоинформационными системами | 4 | практическая работа, самостоятельная работа |
4 | Географические олимпиады и творческие задания по географии | 8 | практическая работа, самостоятельная работа |
5 | Проектная деятельность в 7 классе | 8 | практическая работа, самостоятельная работа |
6 | Зачет | 4 | |
| Итого | 36 | |
Тема №1 Задание 1. Форма контроля освоения содержания модуля. Образец контрольно-оценочного средства.
Составьте 10 тестовых заданий по своему варианту на основе (или по типам) вопросов «Открытого банка заданий ОГЭ»
№ | Ваш вопрос | Вопрос из открытого банка заданий ОГЭ, ставший прототипом | Методическая ценность вопроса |
1 | Какие океаны омывают материк Южная Америка? А) Тихий и Индийский; Б) Тихий и Атлантический; В) Тихий и Северный Ледовитый; Г) Индийский и Северный Ледовитый. | Индийский океан не омывает побережье материка…..: 1) Евразии; 2) Южной Америки; 3) Австралии; 4) Африки. | Проверка знаний о географическом положении материков и океанов |
2 | Какая горная система расположена на материке Южная Америка? А) Атлас; Б) Саяны; В) Альпы; Г) Анды. | На каком материке находятся горы Анды? 1) ) Африка; 2 Евразия; 3) Южная Америка; 4) Австралия. | Проверка знаний и расположение горных систем на материках |
3 | Назовите главную причину климата Южной Америки? А) положение в двух полушариях; Б) засушливость; В) Влажность; Г) Ярко выраженная смена сезонов. | Для климата, какой из перечисленных природных зон характерна минимальная годовая амплитуда среднемесячных температур воздуха? 1) Степи; 2) жёстколистные вечнозеленые леса и кустарники; 3) пустыни и полупустыни; 4) Саванны. | Проверка знаний об условиях, влияющих на образование природных зон |
4 | Какое озеро находится на материке Южная Америка? А) Виктория; Б) Танганьика; В) Титикака; Г) Мичиган. | На каком материке находится озеро Мичиган? 1) Евразия; 2) Южная Америка; 3) Северная Америка; 4) Австралия. | Проверка знаний о расположении водных объектов на материках |
5 | Вдоль западного побережья Южной Америки проходит холодное течение: А) Бразильское; Б) Гольфстрим; В ) Калифорнийское; Г) Перуанское. | Течение Гольфстрим проходит вдоль побережья: 1) Африки; 2) Южной Америки; 3) Австралии; 4) Северной Америки. | |
6 | У подножия Анд, в экваториальном поясе, высотным поясом представлены: А) Саванны; Б) Сельва; В) Пустыни; Г) Степи. | В какой из перечисленных горных систем количество высотных поясов наибольшее? 1) Альпы; 2) Аппалачи; 3) Алтай; 4) Урал. | Проверка знаний о том, что такое высотная поясность |
7 | Какая из перечисленных пустынь находится на материке Южная Америка? А) Сахара; Б) Тар; В) Намиб; Г) Атакама. | На каком материке находится пустыня Гобби? 1) Африка; 2) Южная Америка; 3) Евразия; 4) Северная Америка. | Проверка знаний о пустынях мира |
8 | Какое растение является лишним в списке и не произрастает в Южной Америке? А) Гевея (каучуковое дерево); Б) Баобаб; В) Лианы; Г) Пальма. | Какая из перечисленных пород деревьев является типичной для Амазонии? 1) Гевея (каучуковое дерево); 2) Баобаб; 3) Лиственница; 4) Дуб. | Проверка знаний о растительном мире материка Южная Америка |
9 | В какой природной зоне Южной Америки лучше всего сохранился животный мир? А) Степь; Б) Саванна; В) Влажные экваториальные леса; Г) Полупустыни. | В какой природной зоне Африки хуже всего сохранился животный мир? А) Жестколистные леса и кустарники; Б) Саванна; В) Влажные экваториальные леса; Г) Полупустыни. | Проверка знаний о животном мире материков |
10 | Кто является типичным представителем животного мира Южной Америки? А) Анаконда; Б) Лев; В) Горилла; Г) Кенгуру. | На каком материке обитает эндемик коала? 1) Евразия; 2) Южная Америка; 3) Африка; 4) Австралия. | Проверка знаний о животном мире материков |
Тема №2 Форма контроля освоения содержания модуля. Образец контрольно-оценочного средства.
Задание 1. Составьте список из 5 Интернет-сайтов содержащих информацию по географии региона Земли (по Вашему варианту). Приведите обоснование включения каждого из сайтов в Ваш список. Какие критерии стали наиболее важными для выбора сайта? Как можно проверить достоверность информации, содержащейся на сайте?
1. Часто обращаюсь сама к Педагогическому сообществу и всем рекомендую зарегистрироваться в педагогическом сообществе Урок РФ. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lk Моя личная страница Педагогическое сообщество Урок РФ.
Здесь можно найти много полезной информации по любой теме. В том числе я являюсь экспертом. Аккаунт эксперта активен до 29 ноября 2020 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/lk/achievements
Каждую публикацию мы проверяем на плагиат. Работы своих учеников я всегда проверяю на плагиат https://text.ru/antiplagiat
2. Библиотека Русского географического общества: https://elib.rgo.ru/
Периодически пользуюсь материалом для подготовки к урокам и готовлю учеников к различным конкурсам и олимпиадам по таким темам: карты и атласы, путеводители, труды экспедиций, тематические коллекции и др. Доверяю сайту.
3. geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии" Статьи по разделам: Землеведение; География материков, океанов, стран; География России; Экономическая и социальная география мира. Сравнивала достоверности с другими сайтами, почти все совпадает.
4. geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии" Статьи по разделам: Землеведение; География материков, океанов, стран; География России; Экономическая и социальная география мира. Сравнивала достоверность с другими сайтами, проверяла на плагиат.
5. geografia.ru - География.ру - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, географическое общество, экзотические страны мира, увлекательные путешествия, интересные рассказы, фотоальбомы и др. Я посетила 23 страны, многие достопримечательности увидела своими глазами и достоверность сайта подтверждаю.
6. nature.worldstreasure.com - "Чудеса природы" Иллюстрированные и классифицированные по географическому расположению материалы о природных явлениях. (фото + текст, можно узнать много интересных фактов).
7. В мире географииhttps://www.sites.google.com/site/geografia524/internet-resursy-po-geografii Можно найти много полезной и достоверной информации. Проверено анти плагиатом.
Тема№3 Форма контроля освоения содержания модуля. Образец контрольно-оценочного средства.
Задание 1. Составьте подборку из трех аэрокосмических снимков, показывающих влияние древнего оледенения на природные комплексы Северной Европы. Аэрокосмические снимки должны сопровождаться набором вопросов для учащихся, ответив на которые, они смогут охарактеризовать влияние ледника на современны рельеф, гидрографическую сеть, особенности расположения растительных формаций и т.д.
Перед вами 3 аэрофотоснимка древнего оледенения Северной Америки.
Внимательно посмотрите на них и ответьте на несколько
вопросов:
1. Какие формы рельефа показаны на снимке?
2. Чем созданы эти формы рельефа?
3. Что интересного можно сказать про эти формы рельефа?
4. Благодаря образованию ледника, какие новые формы рельефа он образует?
5. Можно ли, глядя на фото, определить направление движения ледника и о чем говорит его движение?
Тема № 4-5 отработана и зачтена выступлением на конференции в прямом эфире.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Оценка качества освоения дополнительной профессиональной программы осуществляется в форме итоговой аттестации. Итоговая аттестация осуществляется после освоения всех тем программы.
Форма итоговой аттестации – зачет. Допуск к зачету обеспечивается выполнением необходимых заданий. Зачет проводится в форме итогового тестирования.
Итог: удостоверение о повышении квалификации.