12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ткачева Марина Николаевна3064
Работаю в школе с 1989 года после окончания Дальневосточного Государственного Университета. Все время работала в одной школе. Кроме географии, вела астрономию, технологию. С первого года работы было классное руководство. Выпустила много детей, сейчас уже
Россия, Приморский край, Лучегорск
Материал размещён в группе «географы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 7 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21.12.2012;

федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004г.);

федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений РФ»;

приказ МО РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

примерная программа основного общего образования по географии 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.;

авторской программой авторов В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев «Материки, океаны, народы и страны». «Программы для общеобразовательных школ. 6-11 классы. География.- М.: Дрофа, 2008г.

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся и является логическим продолжением линии освоения дисциплин по предмету география.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004г), рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), количество их изменено до 64 за счет календарного графика работы школы. Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Основные цели и задачи

Курс географии материков и океанов — это вто­рой по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведче­ских знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в об­разовании и воспитании учащихся.

Основная цель курса — раскрыть законо­мерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудниче­ства в решении проблем окружающей среды.

Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете лю­дей, раскрыть разнообразие ее природы и насе­ления, ознакомить со странами и народами, сформи­ровать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необхо­димых каждому человеку нашей эпохи.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии в 7 классе ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов на определенной территории Земли.

Программа содержит новые направления географического образования:

-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.

Распределение часов по разделам и темам является примерным.

 

Введение (3 часа)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Многообразие источников географической информации. Практическое значение географических знаний. Страноведческие описания. Географическая культура человека.

Практическая работа № 1 «Нанесение маршрутов путешествий с определением расстояний».

РАЗДЕЛ I. Главные особенности природы Земли (12 часов)

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (3 часа)

Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли. Карта строения земной коры. Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа.

Практическая работа № 2 . «Определение направлений передвижения литосферных плит и возможное размещение материков через млн. лет».

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли(4 часа)

Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Что можно узнать по ней о климате. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.

Практическая работа № 3 . «Климат и условия жизни людей. Приспособляемость».

Тема 3. Гидросфера(3 часа)

Воды Мирового океана. Движение воды в океане. Океан как среда жизни.

Мировой океан – главная часть гидросферы.

Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Схемы поверхностных течений в океане. Льды. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Тема 4. Биосфера (2 часа)

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и преобразование энергии. Роль живых организмов в формировании природы. Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие. Природная зона. Широтная зональность. Высотная поясность.

Практическая работа № 4. «Анализ схем круговорота веществ и энергии».

Контрольная работа № 1. «Главные особенности природы Земли».

РАЗДЕЛ II. Океаны и материки (47 часов)

Тема 5. Океаны (4 часа)

Тихий  океан.  История  исследования.  Выдающиеся  мореплаватели  и  исследователи.  Размеры,  географическое  положение,  крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Характерные  черты  водных  масс.  Важнейшие  течения.  Тайфуны  и  цунами. 

Атлантический  океан.  История  исследования,  выдающиеся  мореплаватели.

Размеры,  географическое положение,  крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Характерные черты  водных  масс.  Главные  течения.  Характерные представители  животного  и  растительного  мира.

Индийский  океан.  История  исследования.  Васко  да  Гама,  Дж. Кук.  Размеры  и  географическое  положение  океана.  Крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Особенности  природы  океана.    Особенности  растительного  и  животного  мира  океана.

Северный  Ледовитый  океан.  История  исследования.  Размеры  и  географическое  положение.  Крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Особенности  природных  условий  Арктики.    Характерные  представители  растительного  и  животного  мира.

Тема 6. Африка (9часов).

История  исследования  материка:  путешествия  финикийцев,  Васко  да  Гама,  Д. Ливингстон,  Г. Стэнли,  Н.И.  Вавилов.

Размеры  и  географическое  положение  Африки.

Особенности  строения  земной  коры  и  размещение  основных  форм  рельефа.  Крупнейшие  равнины и  горы  Африки.  Размещение  важнейших  видов  полезных  ископаемых.

Климат  Африки.  Распределение  температуры  воздуха  и  осадков.  Африка – самый  жаркий  материк  Земли.  Климатические  пояса  Африки  и  их  характерные  черты. 

Внутренние  воды  Африки.  Особенности  внутренних  вод  Африки.  Крупнейшие реки,  озёра,  водопады  материка.

Природные  зоны  Африки.  Характеристика  природных  зон  Африки:  влажные  экваториальные  леса,  саванны  и  пустыни  Африки.  Типичные  почвы,  характерные  представители  животного  и  растительного  мира.  Особо  охраняемые  территории.  Крупнейшие  национальные  парки.

Страны  и  народы  Африки.  Особенности  формирования  политической  карты  Африки.  Крупнейшие  страны.  Особенности  расового  и  национального  состава.  Крупнейшие  народы.  Особенности  хозяйства,  культуры  и  быта  африканских  народов.

Географическое  районирование  Африки.

Практическая работа № 5. «Географическое положение Африки».

Практическая работа № 6. «Определение причин и разнообразия природных зон материка».

Практическая работа № 7. «Описание население и хозяйства одной страны».

Тема 7. Австралия  и  Океания (5 часов)

История  открытия  и  исследования Австралии  и  Океании.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  А. Тасман,  Дж. Кук,  Н.Н. Миклухо-Маклай.

Размеры,  особенности  географического  положения  и  природы  Австралии.  Крупнейшие  формы  рельефа.  Австралия – самый  сухой  материк  Земли.  Саванны  и  пустыни  Австралии.  Своеобразие  растительного  и  животного  мира.  Эндемики  Австралии.  Население  Австралии.  Австралийский  Союз.  Регионы  Австралии:  Восточная,  Центральная  и  Северная  Австралия.

Океания.  Особенности  природы  и  населения. 

Практическая работа № 8. «Сравнить природные зоны Австралии».

Тема 8. Южная  Америка (6 часов)

История  открытия  и  исследования  Южной Америки.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи.

Размеры  и  географическое  положение  материка.

Особенности  строения  земной  коры,  размещение  главных  форм  рельефа  и  важнейших  видов  полезных  ископаемых.

Особенности  климата  и  внутренних  вод  Южной  Америки.  Южная  Америка – самый  влажный  материк  Земли.  Крупнейшие  реки, озёра  и  водопады.

Природные  зоны  Южной  Америки:  сельва,  кампос  и  льянос,  пампа,  пустыни  и  области  высотной  поясности.

Страны  и  народы  Южной  Америки.  Крупнейшие  страны.  Особенности  расового и  национального  состава.  Хозяйство,  культура  и  быт  южноамериканских  народов.

Регионы  Южной  Америки.

Практическая работа № 9. «Географическое положение Южной Америки».

Практическая работа №10. «Сравнительная характеристика речных систем Африки и Южной Америки».

Тема 8. Антарктида (3 часа)

История  открытия  и  исследования  Антарктиды.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи.

Географическое  положение  Антарктиды.  Антарктика.  Особенности  природы.  Антарктида – самый  холодный  материк  Земли.  Ледниковый  покров  материка.  Антарктические  пустыни.

Практическая работа № 11. «Сравнительная характеристика Арктики и Антарктики».

Контрольная работа № 2. «Южные материки».

Тема 9. Северная  Америка (6 часов)

История  открытия  и  исследования  материка.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи.

Размеры  материка,  его  географическое  положение.

Характерные  черты  строения  земной  коры,  рельефа    распространения  полезных  ископаемых.

Краткая  характеристика  климата  и  внутренних  вод  материка.  Крупнейшие  реки,  озёра,  водопады  и  ледники.

Особенности  распространения  природных  зон,  типичные  почвы,  растительность  и  животный  мир  Северной  Америки.  Арктические  пустыни,  тундра,  леса  умеренного  пояса,  прерии,  пустыни,  саванны,  переменно-влажные  леса,  области  высотной  поясности.  Особо  охраняемые  территории.  Национальные  парки.

Крупнейшие  страны  Северной  Америки.  Характерные  черты  населения  Северной  Америки,  особенности  культуры  и  быта.

Регионы  Северной  Америки.

Практическая работа № 12. «Климатические пояса и области Северной Америки».

Практическая работа № 13. «Население Северной Америки»

Тема 10. Евразия (13 часов)

Размеры,  географическое  положение  и  история  исследования  Евразии.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи.

Особенности  строения  земной  коры.  Крупнейшие  равнины  и  горы  Евразии.  Особенности  размещения  важнейших  полезных  ископаемых.

Особенности  климата  и  внутренних  вод  материка.  Крупнейшие  реки  и  озёра.

Характерные  черты  размещения  природных  зон  Зарубежной  Евразии,  типичные  почвы,  флора  и  фауна.  Арктические  пустыни,  тундра,  тайга,  смешанные  и  широколиственные  леса,  степи,  пустыни,  саванны,  переменно-влажные  и  влажные  экваториальные  леса.  Области  высотной  поясности.  Особо  охраняемые  территории.  Крупнейшие  национальные  парки  и  заповедники.

Крупнейшие  страны  и  народы  Евразии.  Особенности  их  хозяйства,  культуры  и  быта.  Выдающиеся  памятники  истории  и  культуры  стран  Европы  и  Азии.

Краткая  характеристика  регионов  Зарубежной  Европы  на  примере  отдельных  стран.

Краткая  характеристика  регионов  Зарубежной  Азии  на  примере  отдельных  стран.

Практическая работа № 14. «Географическое положение Евразии».

Практическая работа №15. «Зависимость размещения полезных ископаемых от рельефа и тектоники».

Практическая работа № 16. «Климатические пояса и области Евразии. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека».

Практическая работа №17. «Описание крупной реки».

Практическая работа № 18. «Сравнение природных зон Евразии и С. Америки по 40 с.ш.»

Практическая работа № 19. «Страны Европы».

Практическая работа № 20. «Страны Азии».

Контрольная работа № 3 «Евразия».

РАЗДЕЛ III. Географическая оболочка – наш дом (2 часа)

Закономерности  географической  оболочки  и  взаимодействие  общества  и  природы.  Изменение  природы  хозяйственной  деятельностью  человека.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Практическая работа № 1. «Нанесение маршрутов путешествий с определением расстояний».

2. Практическая работа № 2. «Определение направлений передвижения литосферных плит и возможное размещение материков через млн. лет».

3. Практическая работа № 3. «Климат и условия жизни людей. Приспособляемость».

4. Практическая работа № 4. «Анализ схем круговорота веществ и энергии».

5. Практическая работа № 5. «Географическое положение Африки».

6. Практическая работа № 6. «Определение причин и разнообразия природных зон материка».

7. Практическая работа № 7. «Описание население и хозяйства одной страны».

8. Практическая работа № 8. «Сравнить природные зоны Австралии».

9. Практическая работа № 9. «Географическое положение Южной Америки».

10. Практическая работа №10. «Сравнительная характеристика речных систем Африки и Южной Америки».

11. Практическая работа № 11.«Сравнительная характеристика Арктики и Антарктики».

12. Практическая работа № 12. «Климатические пояса и области Северной Америки».

13. Практическая работа № 13. «Население Северной Америки».

14. Практическая работа № 14. «Географическое положение Евразии».

15. Практическая работа №15. «Зависимость размещения полезных ископаемых от рельефа и тектоники».

16. Практическая работа № 16. «Климатические пояса и области Евразии. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека».

17. Практическая работа №17. «Описание крупной реки».

18.Практическая работа№ 18.«Сравнение природных зон Евразии и С.Америки по 40 с.ш.»

19. Практическая работа № 19. «Страны Европы».

20. Практическая работа № 20. «Страны Азии».

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольная работа № 1 . «Главные особенности природы Земли».

Контрольная работа № 2 . «Южные материки».

Контрольная работа № 3 . «Евразия».

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

Введение

3

1

 

Главные особенности природы Земли

12

   

А) Литосфера и рельеф Земли

3

1

 

Б) Атмосфера и климаты Земли

4

1

 

В) Гидросфера Земли

3

   

Г) Биосфера

2

1

1

Океаны и материки

47

   

А) Океаны

4

   

Б) Африка

9

3

 

В) Австралия и Океания

5

1

 

Г) Южная Америка

7

2

 

Д) Антарктида

3

1

1

Е) Северная Америка

6

2

 

Ж) Евразия

13

7

1

Географическая оболочка - наш дом

2

   

ИТОГО

64

20

3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УМК

Коринская В.А. География материков и океанов. М.: изд. «Просвещение» - 2014

Атлас с комплектом контурных карт «Атлас. География материков и океанов. 7 класс». / Федеральная служба геодезии и картографии России – М.: Просвещение, 2014

Учебно-методические пособия:

Коринская В.А. Методическое пособие для учителя.

Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии 6-10 классы.

Дюкова С.Е. тематический тестовый контроль по географии материков и океанов 7 класс.

Крылова О.Е. Дидактические материалы по географии материков и океанов.

Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 класса. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны.

Интернет-ресурсы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru

2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru

3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru

6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru

7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru

Дополнительная литература:

Баринова И.И. - Современный урок географии, Методические разработки уроков для 7

класса: Материки и океаны. - М.: Школьная Пресса, 2008.

Елисеева Р.М. - География. Практическое пособие, 7 класс. - М.: Издат - Школа, , 2010.

Коринская В.А., Душима КВ., Щенёв В.А.- География материков и океанов. 7 кл.: Методическое пособие. - М.: Д

Уроки географии Кирилла и Мефодия – 7 класс

Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2011.

Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. – М.: Русские словари, 2010

Смирнова Т.А. -Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя

Америка, Евразия) Книга для чтения - М.: Просвещение, 2000.

Географическая энциклопедия: Страны мира.

Европа (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)

Северная и Южная Америка (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.