ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 7 класса на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21.12.2012;
федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004г.);
федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений РФ»;
приказ МО РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
примерная программа основного общего образования по географии 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.;
авторской программой авторов В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев «Материки, океаны, народы и страны». «Программы для общеобразовательных школ. 6-11 классы. География.- М.: Дрофа, 2008г.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся и является логическим продолжением линии освоения дисциплин по предмету география.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004г), рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), количество их изменено до 64 за счет календарного графика работы школы. Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи
Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Основная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии в 7 классе ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов на определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Распределение часов по разделам и темам является примерным.
Введение (3 часа)
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Многообразие источников географической информации. Практическое значение географических знаний. Страноведческие описания. Географическая культура человека.
Практическая работа № 1 «Нанесение маршрутов путешествий с определением расстояний».
РАЗДЕЛ I. Главные особенности природы Земли (12 часов)
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (3 часа)
Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли. Карта строения земной коры. Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа.
Практическая работа № 2 . «Определение направлений передвижения литосферных плит и возможное размещение материков через млн. лет».
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли(4 часа)
Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Что можно узнать по ней о климате. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.
Практическая работа № 3 . «Климат и условия жизни людей. Приспособляемость».
Тема 3. Гидросфера(3 часа)
Воды Мирового океана. Движение воды в океане. Океан как среда жизни.
Мировой океан – главная часть гидросферы.
Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Схемы поверхностных течений в океане. Льды. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Тема 4. Биосфера (2 часа)
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и преобразование энергии. Роль живых организмов в формировании природы. Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие. Природная зона. Широтная зональность. Высотная поясность.
Практическая работа № 4. «Анализ схем круговорота веществ и энергии».
Контрольная работа № 1. «Главные особенности природы Земли».
РАЗДЕЛ II. Океаны и материки (47 часов)
Тема 5. Океаны (4 часа)
Тихий океан. История исследования. Выдающиеся мореплаватели и исследователи. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Важнейшие течения. Тайфуны и цунами.
Атлантический океан. История исследования, выдающиеся мореплаватели.
Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Главные течения. Характерные представители животного и растительного мира.
Индийский океан. История исследования. Васко да Гама, Дж. Кук. Размеры и географическое положение океана. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природы океана. Особенности растительного и животного мира океана.
Северный Ледовитый океан. История исследования. Размеры и географическое положение. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природных условий Арктики. Характерные представители растительного и животного мира.
Тема 6. Африка (9часов).
История исследования материка: путешествия финикийцев, Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.И. Вавилов.
Размеры и географическое положение Африки.
Особенности строения земной коры и размещение основных форм рельефа. Крупнейшие равнины и горы Африки. Размещение важнейших видов полезных ископаемых.
Климат Африки. Распределение температуры воздуха и осадков. Африка – самый жаркий материк Земли. Климатические пояса Африки и их характерные черты.
Внутренние воды Африки. Особенности внутренних вод Африки. Крупнейшие реки, озёра, водопады материка.
Природные зоны Африки. Характеристика природных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны и пустыни Африки. Типичные почвы, характерные представители животного и растительного мира. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки.
Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Крупнейшие народы. Особенности хозяйства, культуры и быта африканских народов.
Географическое районирование Африки.
Практическая работа № 5. «Географическое положение Африки».
Практическая работа № 6. «Определение причин и разнообразия природных зон материка».
Практическая работа № 7. «Описание население и хозяйства одной страны».
Тема 7. Австралия и Океания (5 часов)
История открытия и исследования Австралии и Океании. Выдающиеся путешественники и исследователи: А. Тасман, Дж. Кук, Н.Н. Миклухо-Маклай.
Размеры, особенности географического положения и природы Австралии. Крупнейшие формы рельефа. Австралия – самый сухой материк Земли. Саванны и пустыни Австралии. Своеобразие растительного и животного мира. Эндемики Австралии. Население Австралии. Австралийский Союз. Регионы Австралии: Восточная, Центральная и Северная Австралия.
Океания. Особенности природы и населения.
Практическая работа № 8. «Сравнить природные зоны Австралии».
Тема 8. Южная Америка (6 часов)
История открытия и исследования Южной Америки. Выдающиеся путешественники и исследователи.
Размеры и географическое положение материка.
Особенности строения земной коры, размещение главных форм рельефа и важнейших видов полезных ископаемых.
Особенности климата и внутренних вод Южной Америки. Южная Америка – самый влажный материк Земли. Крупнейшие реки, озёра и водопады.
Природные зоны Южной Америки: сельва, кампос и льянос, пампа, пустыни и области высотной поясности.
Страны и народы Южной Америки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Хозяйство, культура и быт южноамериканских народов.
Регионы Южной Америки.
Практическая работа № 9. «Географическое положение Южной Америки».
Практическая работа №10. «Сравнительная характеристика речных систем Африки и Южной Америки».
Тема 8. Антарктида (3 часа)
История открытия и исследования Антарктиды. Выдающиеся путешественники и исследователи.
Географическое положение Антарктиды. Антарктика. Особенности природы. Антарктида – самый холодный материк Земли. Ледниковый покров материка. Антарктические пустыни.
Практическая работа № 11. «Сравнительная характеристика Арктики и Антарктики».
Контрольная работа № 2. «Южные материки».
Тема 9. Северная Америка (6 часов)
История открытия и исследования материка. Выдающиеся путешественники и исследователи.
Размеры материка, его географическое положение.
Характерные черты строения земной коры, рельефа распространения полезных ископаемых.
Краткая характеристика климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки, озёра, водопады и ледники.
Особенности распространения природных зон, типичные почвы, растительность и животный мир Северной Америки. Арктические пустыни, тундра, леса умеренного пояса, прерии, пустыни, саванны, переменно-влажные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Национальные парки.
Крупнейшие страны Северной Америки. Характерные черты населения Северной Америки, особенности культуры и быта.
Регионы Северной Америки.
Практическая работа № 12. «Климатические пояса и области Северной Америки».
Практическая работа № 13. «Население Северной Америки»
Тема 10. Евразия (13 часов)
Размеры, географическое положение и история исследования Евразии. Выдающиеся путешественники и исследователи.
Особенности строения земной коры. Крупнейшие равнины и горы Евразии. Особенности размещения важнейших полезных ископаемых.
Особенности климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки и озёра.
Характерные черты размещения природных зон Зарубежной Евразии, типичные почвы, флора и фауна. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, саванны, переменно-влажные и влажные экваториальные леса. Области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки и заповедники.
Крупнейшие страны и народы Евразии. Особенности их хозяйства, культуры и быта. Выдающиеся памятники истории и культуры стран Европы и Азии.
Краткая характеристика регионов Зарубежной Европы на примере отдельных стран.
Краткая характеристика регионов Зарубежной Азии на примере отдельных стран.
Практическая работа № 14. «Географическое положение Евразии».
Практическая работа №15. «Зависимость размещения полезных ископаемых от рельефа и тектоники».
Практическая работа № 16. «Климатические пояса и области Евразии. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека».
Практическая работа №17. «Описание крупной реки».
Практическая работа № 18. «Сравнение природных зон Евразии и С. Америки по 40 с.ш.»
Практическая работа № 19. «Страны Европы».
Практическая работа № 20. «Страны Азии».
Контрольная работа № 3 «Евразия».
РАЗДЕЛ III. Географическая оболочка – наш дом (2 часа)
Закономерности географической оболочки и взаимодействие общества и природы. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Практическая работа № 1. «Нанесение маршрутов путешествий с определением расстояний».
2. Практическая работа № 2. «Определение направлений передвижения литосферных плит и возможное размещение материков через млн. лет».
3. Практическая работа № 3. «Климат и условия жизни людей. Приспособляемость».
4. Практическая работа № 4. «Анализ схем круговорота веществ и энергии».
5. Практическая работа № 5. «Географическое положение Африки».
6. Практическая работа № 6. «Определение причин и разнообразия природных зон материка».
7. Практическая работа № 7. «Описание население и хозяйства одной страны».
8. Практическая работа № 8. «Сравнить природные зоны Австралии».
9. Практическая работа № 9. «Географическое положение Южной Америки».
10. Практическая работа №10. «Сравнительная характеристика речных систем Африки и Южной Америки».
11. Практическая работа № 11.«Сравнительная характеристика Арктики и Антарктики».
12. Практическая работа № 12. «Климатические пояса и области Северной Америки».
13. Практическая работа № 13. «Население Северной Америки».
14. Практическая работа № 14. «Географическое положение Евразии».
15. Практическая работа №15. «Зависимость размещения полезных ископаемых от рельефа и тектоники».
16. Практическая работа № 16. «Климатические пояса и области Евразии. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека».
17. Практическая работа №17. «Описание крупной реки».
18.Практическая работа№ 18.«Сравнение природных зон Евразии и С.Америки по 40 с.ш.»
19. Практическая работа № 19. «Страны Европы».
20. Практическая работа № 20. «Страны Азии».
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа № 1 . «Главные особенности природы Земли».
Контрольная работа № 2 . «Южные материки».
Контрольная работа № 3 . «Евразия».
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Наименование разделов |
Всего часов |
Практические работы |
Контрольные работы |
Введение |
3 |
1 |
|
Главные особенности природы Земли |
12 |
||
А) Литосфера и рельеф Земли |
3 |
1 |
|
Б) Атмосфера и климаты Земли |
4 |
1 |
|
В) Гидросфера Земли |
3 |
||
Г) Биосфера |
2 |
1 |
1 |
Океаны и материки |
47 |
||
А) Океаны |
4 |
||
Б) Африка |
9 |
3 |
|
В) Австралия и Океания |
5 |
1 |
|
Г) Южная Америка |
7 |
2 |
|
Д) Антарктида |
3 |
1 |
1 |
Е) Северная Америка |
6 |
2 |
|
Ж) Евразия |
13 |
7 |
1 |
Географическая оболочка - наш дом |
2 |
||
ИТОГО |
64 |
20 |
3 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УМК
Коринская В.А. География материков и океанов. М.: изд. «Просвещение» - 2014
Атлас с комплектом контурных карт «Атлас. География материков и океанов. 7 класс». / Федеральная служба геодезии и картографии России – М.: Просвещение, 2014
Учебно-методические пособия:
Коринская В.А. Методическое пособие для учителя.
Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии 6-10 классы.
Дюкова С.Е. тематический тестовый контроль по географии материков и океанов 7 класс.
Крылова О.Е. Дидактические материалы по географии материков и океанов.
Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 класса. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны.
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru
2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru
3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru
7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru
Дополнительная литература:
Баринова И.И. - Современный урок географии, Методические разработки уроков для 7
класса: Материки и океаны. - М.: Школьная Пресса, 2008.
Елисеева Р.М. - География. Практическое пособие, 7 класс. - М.: Издат - Школа, , 2010.
Коринская В.А., Душима КВ., Щенёв В.А.- География материков и океанов. 7 кл.: Методическое пособие. - М.: Д
Уроки географии Кирилла и Мефодия – 7 класс
Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2011.
Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. – М.: Русские словари, 2010
Смирнова Т.А. -Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя
Америка, Евразия) Книга для чтения - М.: Просвещение, 2000.
Географическая энциклопедия: Страны мира.
Европа (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
Северная и Южная Америка (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)