12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Татьяна Шелдунова51
Россия, Курская обл.

ОКОУ «Курская школа-интернат» учитель географии

ШЕЛДУНОВА Татьяна Парфирьевна

Тема урока « ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ»

 

Цель:

- дать характеристику основным положениям теории литосферных плит и рассказать о современных представлениях о происхождении материков и океанов, в том числе об основных крупных плитах литосферы;

- формировать познавательный интерес к изучаемой теме;

- работать над произношением и ударением обучающихся.

Тип урока - комбинированный

Оборудование - компьютер с установленной программой

Power point 2003

карточные стрелки

Наглядность - карта «Строение земной коры»

таблица «Внутреннее строение Земли»

Рисунки учебника № 8 стр. 23

9 стр. 24

11 стр.26

Приложение - презентация, выполненная в программе

Power point 2007

 

ХОД УРОКА.

Оргмомент – проверка работы аппаратов с помощью вопросов:

а/ Какой сейчас урок?

б/ Что изучает география?

в/ Что такое природа?

г/ Какая сегодня погода?

2.Обобщение изученного материала по теме «Ведение»

/ решение кроссворда – устно/

             

М

   
 

 

   

А

           
     

Т

           
         

Е

   
     

Р

         
       

И

           
         

К

   
             

И

   

 

крепкий устойчивый участок Земли

самый холодный материк на Земле

земная кора – это

неровности Земли – это

материк, на котором мы живем

самый теплый океан на Земле

самый теплый материк

самый маленький материк

Ш. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

« ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ»

 

Повторение материала курса физической географии :

а/ Назовите элементы внутреннего строения Земли

б/ Что такое земная кора ?

в/ Что такое мантия?

г/ Почему «расплавленная» горная порода ?

Работа с учебником + слайд

СЛАЙД № 1 « Внутреннее строение земной коры»

ШЕПОТОМ / без экрана/ проговаривается материал :

Литосфера – это земная кора

Мантия – это расплавленная горная порода

 

Затем обучающиеся знакомятся с основными видами земной коры, рассматривая рисунок № 7 стр.23 и называют виды земной коры и определяют различия в их строении.

Новый материал учащиеся узнают из объяснительного рассказа учителя с прочтением текста, который демонстрируется на компьютере

 

ПЛИТЫ ЛИТОСФЕРЫ

Земная кора разбита глубокими трещинами, которые достигают мантии. Эти гигантские трещины делят литосферу на несколько больших плит толщиной от 60 до 100 километров. Границы между плитами проходят по хребтам, ущельям, горам.

Плиты есть и в океане и на суше.

Выделяют семь огромных плит на Земле.

Вопрос; Что такое плиты ?

 

ПЛИТЫ – ЭТО БОЛЬШИЕ УЧАСТКИ ЗЕМНОЙ КОРЫ, КОТОРЫЕ ОТДЕЛЯЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ГЛУБОКИМИ ТРЕЩИНАМИ.

Вопрос: Какой толщины трещины?

Где образуются трещины?

Учитель показывает границы плит на стенной карте « Строение земной коры» и называет семь наиболее крупных плит ;

- ЕВРАЗИЙСКАЯ

- АФРИКАНСКАЯ

- АМЕРИКАНСКАЯ

- ИНДО – АВСТРАЛИЙСКАЯ

- ТИХООКЕАНСКАЯ

- АНТАРКТИЧЕСКАЯ

СЛАЙД №2

Учащиеся прочитывают названия плит

Читают хором слайд

Плиты лежат на мантии.

Мантия – это ___________ /самостоятельно дают ответ/

Плиты горизонтально перемещаются относительно друг друга.

Плиты расходятся, сходятся, разламываются.

Сила, которая движет плитами – внутренняя.

Скорость движения плит от 1 до 6 см в год.

 

/ Учитель в ходе рассказа прикалывает к стенной карте картонные стрелки, на которых обозначена средняя скорость движения плит. Это позволяет учащимся наглядно увидеть всю картину направлений перемещения/.

Вопросы : 1. На какой части земной коры лежат плиты?

2.Какова скорость плит в год?

3. Как перемещаются плиты?

СЛАЙД № 3 « ДНО ОКЕАНА»

Учитель сообщает, если заглянуть в океан, то мы увидим : ущелья, равнины, острова, вулканы, горы. Дно Океана неровное.

В результате погружения подводных аппаратов в озеро Байкал, океанологи сообщают, что «трещина, которая начинает развиваться под озером Байкал в будущем не остановится. Ее возраст 20 млн. лет . Берега Байкала будут постепенно расходиться и на его месте, возможно, возникнет океан.» /А. Подражанский/

СЛАЙД № 4 « МАРИАНСКАЯ ВПАДИНА И ГОРА ЭРЕВЕСТ

 

Учащиеся сравнивают высоту горы и ущелья.

Подводя итоги объяснительного материала, учитель подчеркивает,

что окончательное создание теории литосферных плит еще предстоит ученым : ведь наши современные представления о строении и составе внутреннего вещества Земли пока ограничены.Но уже сейчас эта теория объясняет многие вопросы происхождения материков и впадин Океанов.

Проследим цепочку развития Земли в разное время .

Развитие Земли :

СЛАЙД № 5 «200 МЛН лет назад»

На земле был один материк ПАНГЕЯ, окруженный океаном.

СЛАЙД № 6– « 135 МЛН ЛЕТ НАЗАД»

Со временем на нем возникли глубинные разломы и образовалось два континента – в Южном полушарии ГОНДВАНА, а в Северном - ЛАВРАЗИЯ

СЛАЙД № 7 - « В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ»

Образовались современные шесть материков и четыре океана. Назовите, какие материки и океаны в настоящее время на планете Земля.

Учащиеся называют и показывают материки и океаны.

СЛАЙД № 8 – « ЧЕРЕЗ 50 МЛН ЛЕТ»

Предполагают , что примерно через 50 млн лет разрастутся Атлантический океан и Индийский. Тихий океан – уменьшится в размерах. Африка сместится на север. Австралия пересечет экватор и придет в соприкосновение с Евразией. Однако это только прогноз, который требует уточнения.

ВЫВОД: Очертание берегов океанов и материков изменяется.

IV.Работа с контурной картой « Строение земной коры»

Нанести на контурную карту « Строение земной коры» границы литосферных плит и подписать плиты

V. Домашнее задание : вопросы на стр. 22 / 1,2,3/ - устно + к/к

 

ЛИТЕРАТУРА

В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев

География материков и океанов , 7 класс , Дрофа, г. Москва. 2006 год

Энциклопедический словарь Атлас Мира, География . Джиллиан Доэрти и др. , Москва, Росмэн. 2004

О.В. Крылова, Уроки географии, Москва, Просвещение. 2000 г.

Н.А.Максимова, За страницами учебника географии, Москва, Просвещение, 1998 г.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.