муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г.Перевоза» Тема «Краеведческий подход в экологическом образовании» «Изучая предков, узнаём самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живём, и к чему мы должны стремиться» В.О. Ключевский Автор: Лисенкова Нина Ивановна учитель биологии МАОУ СШ №2 г.Перевоза
Цель работы Развитие активных личностных природоориентированных интересов, умений и навыков учащихся, через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность в пространстве родной традиционной культуры
Задачи Сбор и обработка информации в традициях неразрушающего природопользования местного населения. Педагогическое осмысление и популяризация художественно-промыслового компонента географически конкретной традиционной культуры как совокупности исторически развивающихся природохозяйственных форм, оптимальных в социоприродном пространстве этой культуры. Создание условий для формирования природоориентированного мироощущения личности ребёнка психолого-диагностическим путём, а именно, через вовлечение ребят в общение с носителями традиционной природоориентированной культуры.
Аннотация Краеведение в школе, воспитывая любовь к отчему краю, вовлекает школьников в практическую деятельность по охране окружающей природной среды во время различных внеклассных мероприятий. Экологическое краеведение помогает учащимся сельских школ глубже и всесторонне подойти к изучению памятников природы и истории, народных традиций своей местности. Краеведение имеет высокий нравственно-эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение близлежащего природносоциального окружения. Оно раскрывает конкретную модель исторически обусловленной взаимосвязи человека и природы. Конкретизация общечеловеческих ценностей на локальном уровне осуществляется в следующих взаимосвязанных направлениях: сохранение природы родного края и здоровья населения, культ предков, национальных традиций по экологически оправданному поведению, семейного уклада жизни. Краеведческий принцип позволяет целостно раскрыть локальные экологические проблемы посредством воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, сформировать качество личности, составляющие основу экологической культуры
Эффективность экологического образования и воспитания = Знания + Степень участия школьников в улучшении природного окружения
Актуальность традиционной культуры На уровне государства Для этносов Нижегородской области Для гражданина Развитие патриотической и гражданской позиции Решение проблем экологического кризиса Обеспечивает сохранение и самобытность их культуры Самореализует, находит воплощение своих интересов
Экологически образованная личность Познавательная активность (знания) Эмоциональное восприятие природы (эстетические чувства) Осмысление традиционной культуры Практическая деятельность в улучшении природного окружения
Контроль за успехами членов кружка и сравнение результатов со знаниями других учеников в школьных предметах, связанных с деятельностью кружка (географии, истории, биологии, ИЗО) Качество уровня знаний участие в экологической деятельности Качество уровня знаний учащихся (обучающихся на «4» и «5»)
Участие в районных олимпиадах по биологии, географии, истории.
Формирование у детей положительного эмоционального отношения к природе. В результате анкетирования детей и их родителей удалось установить четыре группы детей по их эмоциональному отношению к природе. 1. Имеющие положительно-эмоциональное отношение к любым объектам природы. 2. Имеющие положительно-эмоциональное отношение только к интересующим их объектам. 3. Имеющие безразличное отношение к объектам природы, не проявляющие особый интерес к ним. 4. С явно выраженным неудовлетворительным отношением к окружающим природным объектам. Год 2003 2004 2005 2006 1 28% 36% 64% 76% 2 22% 30% 25% 15% 3 44% 22% 11% 9% 4 6% 2% 0% 0%
Участие школьников в экологической деятельности (5-9 кл.).
Заключение Этно-экология в качестве комплексного подхода к изучению родного края природы и жизни народа способствует тому, чтобы заинтересовать, вовлечь учащихся в работу по исследованию, сохранению и возрождению природы и культуры своей малой родины. Особенно ценно прямое общение учащихся с носителями конкретной традиционной культуры, «живое» участие в природно-социальном контексте локальной традиционной культуры, где дети получают не только необходимые знания, умения и навыки по изучению традиционного экологического компонента, но показывает его культурное и экологическое значение. Многолетняя краеведческая работа с учащимися в целях их экологического образования помогла мне разработать свою методику экспедиционного сбора информации по различным природосберегающим фольклорно-этноэкологическим аспектам традиционной культуры родного края. Дальнейшую работу в этом направлении представляю в систематизации результатов материалов исследовательских этно-экологических проектов внутри района, создании карты этно-экологических троп Перевозского района, сборе материала для книги о фольклорно-мифологических природных объектах мира дикой природы и мира человека.
Трефилова Раиса Поликарповна
Светлана Гендриковна