Компетентностный подход в образовании
«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»
Раимбердиева Гульмира Ергешовна
Средняя школа №2, г.Тараз
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь.
Древняя китайская мудрость
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «знания», «умения» и «навыки» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании, как попытка отказаться от книжно-абстрактного знания как центра и смысла школьного образования. Это признание того, что подлинное знание – это индивидуальное знание, созидаемое в опыте собственной деятельности.
Компетентность и компетенции – это термины, часто используемые в педагогике, по поводу которых еще нет единства, не ясно также, чем же данные понятия отличаются от традиционных умений и навыков. В связи с этим, нельзя не согласиться со справедливым замечанием российских разработчиков: «Стратегии модернизации содержания общего образования …», что «речь не должна идти о быстром и тотальном переходе школы на компетентностный подход.
В связи с увеличением самостоятельности учащихся, а также с изменениями, происходящими в системе образования, необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс является очевидной. Кроме того, необходимость вхождения Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, отмечается в целом ряде документов Министерства образования и науки РК.
За последние годы в образования Республики Казахстан в переходе на компетентностный подход был изменен не один раз. Например, изначально был наиболее на то время приемлемый подход, предложенный И. А. Зимней, которая выдвинула термин «ключевые компетенции». Но если листать страницы интернета и искать в образовательных или научных книгах зарубежного, российского или отечественного происхождения, нелегко будет найти конкретных и научно обоснованных, общеизвестных список ключевых компетенции. В соответствии с вхождением Казахстана в Болонский процесс, обозначающий внедрение новшеств и инноваций в отечественное образование и реализацию глобализации, были определены восемь базовых/ключевых компетенций, которые следует формировать у обучающихся на всех уровнях образования: навыки общения на родном языке; навыки общения на иностранном языке; навыки использование знаний по элементарной математики, научные и технологические навыки; гражданские и социальные навыки; дижитальные навыки; навыки умения учиться; навыки формирования ценностей на основе мировой и национальной культуры; навыки предпринимательства. Такие базовые/ключевые компетенции стали основой для компетентностной педагогики.
Компетентностная педагогика подразумевает коренное изменение содержания, задач, принципов, методологии, учебного плана и т.д., предъявляемые к современному уроку 21-ого века.
Компетентностный подход на сегодняшний день обретает огромную популярность в системах формального образования – начиная от школы и заканчивая последипломным образованием и повышением квалификации.
Привлекательность компетентностного подхода заключается в том, что он имеет очень практическую философию и направленность. В его рамках конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть – овладел набором необходимых для этого компетенций.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов действий), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
А.В. Хуторской пытается разделить данные понятия, имея в виду «под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)».
Б.И. Хасан считает, что «компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым», а «компетентность – это то, чего достиг из желаемого или вмененного конкретный человек».
В целом же компетентность/компетенция еще не устоявшиеся термины.
Компетентностный подход способен, по мнению ученых (Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова), соединить требования « школы и жизни», позволит оценить реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный учеником. « Компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения». Хуторской А. В.
Под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. И поскольку ключевым словом в определении компетентности является слово «компетенция», то именно его и стоит точно определить.
Определения понятие «компетенция» разнятся. Более того, в качестве примера компетенций иногда приводят и отдельные навыки (управление конфликтом), и свойства личности (общительность, ответственность, аналитический склад ума), и психологические установки (ориентация на достижение). Но ведь сам по себе ни один из этих компонентов (знания, навыки, установки и т.д.) не является компетенцией по отношению к деятельности специалиста, а является лишь одним из ее элементов.
Но, тем не менее, если выделить суть, то все эти примеры и определения говорят об одном и том же - о неких индивидуальных характеристиках, позволяющих специалисту быть эффективным в своей области деятельности. Правда, иногда под компетенцией понимают требование должности к специалисту, но, на мой взгляд, это о том же, но в другом контексте.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.
Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.
Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:
- требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
- специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
- система педагогической культуры учителя
С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность учителя - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность
В литературе присутствуют два варианта понимания и реализации компетентностного подхода: личностно- и практико-ориентированный. Первый вариант основан на необходимости развития личности, что является давней традицией образования и усугубляется требованиями, возникающими в контексте «атомизации» общества. Практико-ориентированный вариант в большей степени связан с изменением рынка труда, массовизацией (демократизацией) высшего образования, повышением требований работодателей к выпускникам вузов как будущим специалистам. В работе доказывается, что и первый, и второй варианты не способствуют реализации данного подхода. Первый сводится к переживаниям по поводу нехватки ресурсов, особенно школьного образования, которое и так уже ориентировано на развитие личности, а второй вариант ориентирует высшее образование на увеличение объема прикладных дисциплин, что свидетельствует о крайне узком и как результат не вполне адекватном понимании практического аспекта образования.
Применение компетентностного подхода предполагает не небольшую модификацию существующей модели образования, а изменение образовательного пространства и повседневных практик всех субъектов. Во-первых, размываются границы между формальным и неформальным образованием (компетентность развивается на основе всей познавательной активности индивида); во-вторых, меняются характеристики привычных ролей обучающего и обучающегося (исследовательская деятельность не предполагает жестко закрепленного иерархичного взаимодействия); в-третьих, расширяется пространство интерпретаций изучаемого материала; в-четвертых, меняются привычные способы организации образовательной среды.
Независимо от продуктивных методик и технологий, которые использует учитель, он должен помнить правила:
1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
13. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти правила-советы – только небольшая часть педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Необходимо помнить их, наследовать им, руководствоваться ими. Высшая задача педагога состоит в том, чтобы дать детскому «Я» возможность проявлять потребность быть самим собой и развивать его возможности самореализации.
Ученик должен обладать способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и даст возможность сформировать у ученика компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.
Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность.
Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.: ООО Мир книги, 2001. - 66 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : авторская версия.-
[М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.]- 19 с.
3. Леднев В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика/ В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков — М., 2002.- С.50-59
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.- 2003.-№ 5. - С. 36-45.
5. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике/Полонский В.М.-М.,2000.- С. 89-90.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов – М., Русский язык, 1989. -С. 289.
7. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство/ А.С. Белкин.- Челябинск, 2004.
С. 35-40.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002// Центр «Эйдос» http://www.eidos.ru/