Презентация «Экологическое образование в школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 12" г. Лиски Экологическое образование в школе Выполнила: Ситалова Олеся Александровна учитель химии, биологии
К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Растут и горы бытового мусора. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. Одним из негативных факторов является также ухудшение состояния здоровья детей, наличие вредных привычек, бесцельное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям. Имеют место социально-экологические проблемы: запыленность, загазованность воздушной среды в микрорайоне прилегающем к школе, не очень высокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей города. Все проводимые мероприятия служат для решения этих задач. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» В.А. Сухомлинский
Главная задача экологического образования школьников формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимание неразрывной связи человеческого общества и природы включающего систему экологических знаний, умений, мышления. Экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий. Учащиеся школы оценили экологическое состояние школьного двора и прилегающей к школе территории. Они являются биоиндикаторами - организмы, вид или сообщество, по наличию либо чрезмерному размножению которого или же отсутствию или уменьшению численности можно судить об определенном состоянии окружающей среды. Поэтому мы использовали лишайники и опавшие осенние листья как индикаторы степени загрязнения окружающей среды.
В ходе выполнения исследования были получены следующие результаты: 1. Определено проективное покрытие лишайников: наибольшая площадь проекционного покрытия наблюдается на участке №2 «Прилегающая к школе лесопосадка», наименьшее значение на участке №4 «Аллея вдоль улицы Трудовые резервы». 2. Определена частота встречаемости лишайников: наибольшее число видов представлено на участке №2 «Прилегающие к школе лесопосадка», №3 «Городской парк»; наибольшие значения частоты встречаемости зафиксированы для ксантории настенной (Xanthoria parietina). 3. Определен показатель относительной чистоты атмосферы: на всех пробных участках определяется достаточно высокий уровень загрязнения воздуха, определяется содержание SO2 0,20- 0,30 мг/м3. Оценка чистоты воздуха показала, что в целом микрорайон находится в «Зоне угнетения» (флора бедна – фисции, леканоры, ксантории) это объясняется тем, что наш микрорайон - это периферийный города. Чем ближе расположены деревья к проезжей части, тем меньше на них встречается лишайников, если они и есть, то слоевище их часто больное. 4. Определён показатель чистоты атмосферы: наибольшая чистота воздуха 4 балла (относительно чистый воздух) по двум методикам на участках: №2 «Прилегающая к школе лесопосадка», №3 «Городской парк». 5. Выявлены экологические проблемы на данных территориях и предложен комплекс мероприятий по благоустройству данных территорий. Число видов Цвет и характер роста Класс загрязнения воздуха серый желтый накипной листоватый кустистый накипной листоватый 4 - - - - - 1 3 - - - - - 2 2 - - - - - 3 1 + - - - - 4 0 - - - - - 5 - 6
Для формирования у обучающихся бережного отношения к природе, любви к родному краю и желания его сохранить организую разнообразные мероприятия и акции. Чтобы сохранить деревья на территории школы и прилегающей лесопосадке, размещены в лесу скворечники и на пришкольной территории кормушки для птиц (птицы отыскивают и поедают в большом количестве различных гусениц, жуков-листоедов; собирают насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом выкармливая птенцов, этим уничтожают вредителей леса). Большой интерес у детей вызывают экологические проекты: «Птичья столовая» Принимают участие учащиеся начальной школы и учащиеся 8-9 классов. Задачи: организация на территории школы и прилегающей лесопосадке птичьей «столовой». Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки и для каких птиц предусмотреть. Поочередно ведется дежурство и наблюдение.
Так же проводятся: «День птиц», где принимают участие учащиеся начальной школы и 9-11 классов. Для того, чтобы расширить знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека, развесить в лесу изготовленные старшеклассниками скворечники. Проводятся экскурсии в местный краеведческий музей; экологические праздники и т.д., где дети получают представление о предметах и явлениях природы в реальной обстановке; экскурсии в местный краеведческий музей, в Воронежский биосферный заповедник «Помощники леса» «Помощники леса», где принимают участие учащиеся 10-11классов., чтобы организовать и провести мероприятия по благоустройству мест массового отдыха людей и экологической пропаганде учащихся (убрать бытовой мусор в прилегающем к школе хвойном лесу, установить урны на пришкольной территории, провести информирование школьников и их родителей по данной тематике, нарисовать листовки, выпустить буклеты и сделать стенд по противопожарной безопасности в лесу). «Лес победы», где принимают участие учащиеся всех классов школы, родители школьников, местные жители. Проводится в весеннее время. Задачи: для формирования гражданской позиции, патриотических чувств, бережного и уважительного отношения к природе высажен к 9 мая 2015 года «Лес Победы» (к 70-летию Победы в ВОВ) из каштанов, дубов и др.
Проводятся: «Красная книга Воронежской области», где принимают участие учащиеся начальной школы и учащиеся 6-7 классов, чтобы выяснить, какие растения ближайшего окружения являются редкими, включены в Красные книги. Дети сами создавали презентации на темы: «Редкие растения, встречающиеся на территории Воронежской области». Международный проект: «Будущее Земли зависит от тебя», где принимают участие учащиеся начальной школы, чтобы дети выросли Творцами, а Земля-Матушка расцвела садами. Дети посадили семечки кедров и яблонь, чтобы наш город стал экологически чистым, красивым! Во время проведения эко-урока обучающиеся познакомились с проблемами экологии, узнали о роли кедра в очистке воздуха. А, главное, узнали, как растить кедр, как ухаживать за его росточками. Каждый ребенок заполняет эко-паспорт, записывает, сколько взойдет семян, когда кедры и яблони будут высажены в открытый грунт, куда будут определены на постоянное место. «Зелёный патруль», где принимают участие учащиеся начальной школы и учащиеся 7-8 классов., чтобы узнать, какие растения и животные являются редкими в Воронежской области и включены в Красную книгу; как сохранить биологическое разнообразие лесов; выяснить экологические познания жителей города по данной тематике и т.д. Дети сами создавали презентации на темы: «Лес - наш друг», «Редкие растения и животные Воронежской области», «Красная книга» и др.
Также проходят Уроки Духовности, которые направлены на воспитание бережного отношения к окружающей природе, через художественные произведения и посещения музеев на выставки художников – земляков, где дети оценивают природу в живописи. Ведь духовно – нравственное воспитание, направленно на формирование у учащихся правовых обязанностей в области охраны окружающей природы. С этой целью используем на уроках и во внеурочное время проектно – исследовательскую деятельность. Совершаем экскурсии на пленер, которые дают возможность получить наслаждение от красоты наших лесов, реки Дон, от природы окружающего города. Свое впечатление школьники передают в поэзии и живописных работах. Таким образом, изучая искусство, наблюдая за природой и эмоционально воплощая ее в своих произведениях, ребенок не может остаться равнодушным к окружающей среде родного края.