Занятие в старшей группе на тему «Воздух и его свойства»
Тема: «Воздух и его свойства»
Воспитатель: Иванова Анна Николаевна
Возрастная группа: старшая группа
Цель: ознакомление с понятием «воздух» и его свойствами.
Задачи:
Знакомить с понятием «воздух», его ролью в жизни человека;
Формировать представление о ветре как о движении воздуха;
Расширять кругозор;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- беседа о воздухе и ветре;
- наблюдение за ветром;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление лодок, вееров.
- чтение фрагментов сказок «Сказка о Царе Салтане..», «Соловей-Разбойник».
Оборудование и материалы:
Стаканчики, коктейльные палочки, игрушки резиновые, поролон, подносы 2 шт., лодки, веера, тазики с водой, султанчики.
Ход занятия.
За дверью звенит колокольчик
- Дети, кто-то к нам идет в гости.
(воспитатель заглядывает за дверь)
- Отгадайте, кто это?
«Сегодня все ликуют!
В пуках у детворы
От радости танцуют
Воздушные ….(шары)» (воспитатель вносит воздушные шары)
- Дети, а что внутри шаров, вам подскажет отгадка следующей загадки:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
-Что это?
-Воздух!
- Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые. Мы с вами находимся в нашей лаборатории «Юные экспериментаторы».
Опыт №1 «Воздух-невидимка».
- Мы собираемся делать опыты с воздухом. А где же он? Дети, вы не видите воздух вокруг нас?
- Нет!
А) –Берем надутый шар и развязываем его. Подставляем султанчик, что происходит?
Дети: Листочки движутся от воздуха, который был заперт в шар.
Б) Берем трубочки, вдыхаем воздух и дуем в нее. В воде образовались пузыри. Почему?
Воздух из легких попал в воду, образовались пузыри.
Опыт 2
-Берем резиновые игрушки. Что в них есть? Почему они легкие?
Дети: Воздух - он легкий, поэтому они должны плавать.
- Давайте, дети поиграем в игру «Плавает – не плавает» .
Дети раскладывают игрушки на 2 подноса: на 1 поднос положить игрушки, которые плавают, а на 2й – которые не плавают.
Вывод: воздух невилимый, легкий, бесцветный.
Опыт №2 «Воздух легче воды»
- Юные экспериментаторы, переверните стакан вверх дном, накройте лодочку и медленно опустите вниз. Что получилось? Вода попала в стакан? Почему?
Дети: Воздух вверху давит на воду и не дает ей зайти в стакан.
- А если наклонить стакан? Что изменилось
Дети: появились пузырьки – это воздух выходит из стакана, т.к. он легче воды, вода занимает его место.
Игра
Опыт №3 «Ветер это движение воздуха» (дыхательная гимнастика)
- Юные экспериментаторы, представьте себе, что перед вами море. Попробуйте подуть на воду, на лодки. Что с ними происходит?
Дети: Они плывут.
- А если не дуть ?
Значит воздух двигался и образовался … Ветер!
-Да, ветер!
Физкультминутка «Ветер»
Вывод: ветер – это движение воздуха. (Можно предложить игру «Морской бой». Дуть так сильно, пока лодки не перевернуться) Можно использовать веер, как вариант.
Опыт №4 «Воздух можно услышать».
-Вы слышали воздух?
-нет!
-Возьмите трубочку и подуйте в нее. Что вы слышите?
-Свист!
-Значит воздух, попадая в трубочку, издает звук.
На этом сегодня работа в нашей лаборатории заканчивается, на следующем занятии мы продолжим знакомиться с его свойствами. А сейчас давайте еще раз вспомним, что мы узнали о воздухе.
Дети: Воздух не видимый, легкий; ветер – это движение воздуха, воздух может издавать звук; воздух заполняет все пространство между предметами и внутри них.
Ватолина Светлана Анатольевна
Бойко Светлана Владимировна