Урок математики для 2 класса «Прямоугольник и его свойства»
План-конспект урока (2 класс) учитель начальных классов МОУ СШ № 128 Красильникова Людмила Михайловна
Предметная область: математика
Тема урока: Прямоугольник и его свойства.
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся со свойствами прямоугольника и применение знаний на практике.
Задачи:
Сформировать четкое представление о прямоугольнике;
Организовать исследовательскую деятельность по определению свойств прямоугольника;
Предметные результаты:
Знать:
Определение понятия «прямоугольник»;
Внешний вид прямоугольника;
Характеристику прямоугольника: длина и ширина;
Свойства прямоугольника;
Алгоритм построения прямоугольник;
Правила измерения длины и ширины;
Уметь:
Распознавать прямоугольник среди других геометрических фигур;
Распознавать объекты, формы которых содержат прямоугольник в реальной жизни;
Отличать прямоугольник от других четырехугольников;
Объяснять разницу между прямоугольником и ромбом, прямоугольником и трапецией;
Отличать длину и ширину;
Находить и измерять длину и ширину;
Называть свойства прямоугольника;
Строить прямоугольник на листе;
Объяснять разницу между двумя прямоугольниками.
Метапредметные
Личностные:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); определять успешность выполнения своего знания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания), для решения учебной задачи в один шаг; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
слушать и понимать речь других; взаимодействовать в паре.
Ресурсы:
презентация
лист деятельности
модели прямоугольников, четырехугольников
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и формы |
Средства |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||
I.Самоопре-деление к деятельности (Орг. момент) |
Включение в деловой ритм урока Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Ребята, сегодня мы с вами постараемся углубить математические знания, узнать что-то новое. Давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку и пожелаем удачной работы. Ведь с маленькой удачи начинается большой успех. Итак, в добрый путь. |
Приветствуют учителя и друг друга, жмут руку и желают удачной работы. Включаются в деловой ритм урока |
Л.. вызвать желание у детей работать, настроить на трудовую деятельность, развитие организационных умений Р. -самостоятельно организовывать свое рабочее место; -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний |
На экране и на партах фигуры: -Как называются все эти фигуры? - Они все одинаковые? - Назовите эти фигуры. - А мы все знаем об этих фигурах? - Какая из этих фигур отличается от других? - Почему? |
- Это четырехугольники - Они все разные. 1-ромб 2- прямоугольник 3 – трапеция - Нет. - 2 - у нее прямые углы. |
наглядный объяснительно-иллюстративный, фронтальный |
презентация |
К. -формировать умения слушать и понимать других; -формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Р. -формировать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. П. -формировать умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы |
||||||||||||||||||||||||||||||
III. Мотивационная и целевая установка на урок |
Исчезают все фигуры, остается прямоугольник - Какая тема урока? - Какую цель мы поставим на урок? - Какие задачи мы поставим? |
Прямоугольник и его свойства. - Узнать, что такое прямоугольник и его свойства. - Распознавать прямоугольник среди других геометрических фигур; - Отличать прямоугольник от других четырехугольников; - Объяснять разницу между прямоугольником и ромбом, прямоугольником и трапецией; - Называть свойства прямоугольника; - Строить прямоугольник на листе; |
словесный фронтальный |
презентация |
Р. -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; -определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Л. -формировать эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Усвоение новых знаний |
1) Вывод определения «прямоугольник» - Рассмотрите прямоугольник.
- К какой группе мы его отнесли? Значит, прямоугольник – это ……четырехугольник. - А чем прямоугольник отличается от остальных фигур в этой группе? - А как определить, что углы прямые? - Так что же такое прямоугольник? |
-Четырехугольники - Все углы прямые. - Измерить с помощью угольника. Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые. |
Поисковый Наглядный Фронтальный индивидуальный |
Лист деятельности, презентация
|
П. -формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков; - формировать умение выдвижение гипотез и их обоснование; (общеучебные) знаково-символическое моделирование Р. - планировать и прогнозировать; - планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -волевая саморегуляция в ситуации затруднения; |
||||||||||||||||||||||||||||||
2) Характеристика длины и ширины прямоугольника. - Рассмотрите прямоугольники.
- Сравните стороны, что заметили? - Как можно назвать стороны, которые длиннее? - Как можно назвать стороны, которые короче? |
- Одни стороны длиннее, а другие короче. - Такую сторону можно назвать длина. - Такую сторону можно назвать ширина. |
исследовательский Наглядный Фронтальный индивидуальный |
Лист деятельности, презентация |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3) Свойства прямоугольника На партах лежат прямоугольники - Посмотрите внимательно на прямоугольник, вглядитесь, может, вы еще что- то интересное заметите у прямоугольника? (Дополнительно: - Обратите внимание на стороны прямоугольника) - А как можно назвать эти стороны, которые находятся напротив друг друга? - Эти стороны, находящиеся напротив друг друга, называются противоположными. (На экране появляется противоположные стороны) - Измерьте стороны прямоугольника, находящиеся друг напротив друга. Сделайте вывод. - Как доказать, что стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые по длине, если нет линейки? - Какой вывод можно сделать? - Дайте определение прямоугольника по его свойствам. |
- Стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые по длине.
- Они положены друг против друга.
Учащиеся измеряют стороны. -Противоположные стороны одинаковые - Проверить сгибанием. Вывод: противоположные стороны равны.
Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны. |
презентация
Модели прямоугольников |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Первичное закрепление |
1)Распознавание прямоугольников среди других фигур. - Найдите прямоугольники и определите их количество. Проверка! |
Поисковый Наглядный Фронтальный индивидуальный |
Лист деятельности, презентация |
Р. -формировать умения планировать свою деятельность; -формировать умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. К. -формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. П. -формировать умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы. -сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
2) Отличие длины и ширины - Рассмотрите чертежи. Выберите те прямоугольники, на которых правильно обозначены длина и ширина 5 9 2 3 4
8 - Данные внесите в таблицу.
- Объясните свой выбор. |
- Правильно поставлены измерения у зеленого прямоугольника. - У красной и синей |
исследовательский Наглядный Фронтальный групповой |
Лист деятельности, презентация |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3)Распознавание прямоугольников в реальной жизни - Назовите предметы, которые имеют форму прямоугольника |
Поисковый Наглядный Фронтальный индивидуальный |
Лист деятельности, презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4)Объяснение разницы между прямоугольником и ромбом, прямоугольником и трапецией. - Дайте названия фигурам и сравните их. И И
- Какой вывод можно сделать? |
Вывод: только у прямоугольника все противоположные стороны равны и все углы прямые |
исследовательский Наглядный Фронтальный групповой |
Лист деятельности, презентация |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5) Составление алгоритма построения прямоугольника. - Как мы будем строить прямоугольник? 6) Построение прямоугольника на листе, используя изученные свойства. - Сейчас я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы сможете применить новые знания. - Надо достроить треугольник до прямоугольника. - Какие свойства вы использовали для этого? (Мы знаем, что противоположные стороны прямоугольника равны, поэтому легко смогли достроить фигуру). - Обязательно ли было измерять длины сторон? (Нет) |
1.Поставим точку в угол клеточки. 2.От точки вправо отложим длину, начертим отрезок 3. От точки отложим вниз ширину, начертим ширину. 4.Проведем отрезок второй ширины 5. Проведем отрезок второй длины |
исследовательский Наглядный Фронтальный групповой |
Лист деятельности, презентация |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6)Составление справки Справка Дана прямоугольнику, который является __________, имеет _____стороны, ____________угла, которые все _______________. Прямоугольник имеет _________и__________. Противоположные стороны ________________. |
Поисковый Фронтальный индивидуальный |
Лист деятельности, презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности. |
- Какая тема нашего урока? - Какую цель мы поставили? Задачи? - Какие свойства прямоугольника вы узнали? -А вам пригодятся в жизни знания, полученные на уроке? - Насколько ты приблизился к достижению поставленных целей? Определи степень достигнутых результатов (обведи нужный ответ)
|
индивидуальный |
Лист деятельности, презентация |
Р. -формировать умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. К. -формировать умения слушать и понимать других. Л. -ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание |