Умножение натуральных чисел и его свойства (Математика, 5 класс)
Технологическая карта урока математики в 5 А классе по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства»
Учебник: Математика, 5 класс. Н.Я. Веленкин, В.И. Жохова, А.С.Чеснаков, С.И. Шварцбурд. - 35-е изд. «Мнемозина», 2016
Тип урока: урок систематизации знаний
Форма урока: урок-практикум
Образовательная цель урока: совершенствование навыков умножения натуральных чисел с применением свойств умножения натуральных чисел; применение рациональных приёмов вычислений; продолжение работы над текстовыми задачами, способствовать развитию речи в т. ч. и математической, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Деятельностная цель урока: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства».
Планируемые результаты деятельности обучающихся:
Предметные: обучающиеся должны уметь применять правила умножения натуральных чисел, сложения, вычитания натуральных чисел, правило сравнения натуральных чисел; анализировать и осмысливать текст задачи, составлять план решения задачи (арифметическим способом).
Метапредметные: обучающиеся должны обнаруживать и попытаться формулировать учебную проблему; осуществлять самооценку, уметь понимать точку зрения другого, слушать.
Личностные: обучающиеся должны учиться осуществлять самооценку, объяснять самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности.
Дидактическая структура (этапы урока), время |
Смысловой блок (содержание) |
Методы и формы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемый результат, формирование УУД |
||||||||||||||||||
1 Организационный момент, 3 мин. |
Создание благоприятного психологического настроя на работу |
Словесный
Коллективная |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Ребята, проверьте свою готовность к уроку. Кто полностью готов, посмотрите на меня и улыбнитесь. Спасибо. Я хочу начать наш урок с игры «Добрый день». -Я буду говорить слова «Добрый день», а те, кого это касается, помашут мне рукой. -Добрый день всем мальчикам! -Добрый день всем девочкам! -Добрый день всем у кого сейчас хорошее настроение! -Добрый день всем у кого сейчас плохое настроение! -Добрый день всем детям и гостям нашего урока! Ребята обратите внимание! У каждого на парте есть дополнительный материал к уроку и геометрические фигуры с помощью которых вы будите себя оценивать. Треугольник – оценка 3, квадрат – оценка 4, пятиугольник - оценка 5. За каждое решение и свои ответ и вы выбираете соответственную фигуру в зависимости от того как вы справились с задачей. Лист самооценки Физминутка Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот». |
Включаются в деловой ритм урока. Выполняют Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
||||||||||||||||||
III Актуализация субъектного опыта учащихся, 7 мин.
|
Проверка умений осуществлять умножение натуральных чисел.
|
Наглядный
Парная работа |
Организация актуализации требований к ученику с позиций учебной деятельности: устного счёта и повторения основных типов примеров на умножение натуральных чисел и свойств умножения. Для того чтобы преодолеть все трудности даже во время урока нужно работать в команде и иметь много друзей. Предлагаю вам выбрать девиз нашей команды. Вам в помощь, чтобы быстрее справится с выбором девиза, предлагаю выполнить следующее задание. Обратите внимание на большом листе есть «Таблица расшифровки» и задания из 2 вариантов. Дружненько решайте, какая пара быстрее решит и расшифрует девиз поднимает руку. Таблица расшифровки.
Задания. Выполни умножение: 12∙5=60(В) 5∙20=100(М) 25∙4=100(М) 70 ∙5=350(Ы) 20∙6=120(Е) 100∙10=1000(С) 125∙8=1000(С) 80∙7=560(И) 8∙40=320(Т) 25∙2=50(Л) 30∙4=120(Е) 11∙8=88(А) Молодцы! все справились на отлично. Обратите внимание на ответы. Далее на парте есть буквы, выходим по одному и крепим на доске девиз(выходят соблюдая порядок). Девиз: «Вместе мы – сила» Ребята вернитесь ещё раз к решениям и обратите внимание! Некоторые примеры дают ответ 50, 100, 1000. Прочитайте их. Нужно их запомнить в дальнейшем вам пригодится для выполнения устного счета. |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся поднимаются с мест и выходят к доске и крепят букву, которая была у него на парте. |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала |
||||||||||||||||||
IV Постановка цели и задач урока, 7 мин.
|
Мотивация учебной деятельности учащихся |
Словесный
Работа с учебником
Индивидуальная |
Мотивирует учащихся на определение темы и цели урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы; обращает внимание на грамотность при написании даты и темы урока Ребята с помощью решеных примеров, как вы думайте, какую тему повторяем и закрепляем. (Умножение натуральных чисел и его свойства). Из истории математике.
Предлагаю решить следующие примеры. (выходят к доске и решают) 23*512 Как вы думайте, как нужно поступить, при умножения в столбик? 50*786*2 Кто подскажет, как можно выполнить умножение устно. 1673*1 2561*0 126*100 Как вы поняли, для успешной работы на уроке нам понадобится знание свойств умножения. Повторим их. (Ребята формулируют свойства умножения) а ∙ в = в ∙ а – переместительное а ∙ (в ∙ с) = (а ∙ в) ∙ с – сочетательное 1∙ n = n ∙ 1 = n 0 ∙ n = n ∙ 0 = 0 |
Записывают в тетрадь дату, определяют тему урока.
Слушают учителя.
Выполняют самостоятельно, потом проверяют ответы.
Отвечают на вопросы учителя.
Предлагают рациональные способы вычисления и повторяют свойства из учебника стр. 67. |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
||||||||||||||||||
V Применение изученного в новой ситуации, 5 мин.
|
Усвоение учениками нового способа действий |
Наглядный и практический
Парная |
Организация и контроль над процессом решения примеров. Организует усвоения учениками нового способа действий с проговариваем во внешней речи. Организация индивидуальной работы в тетради с самооценкой. №415 Вопросы: -Посмотрите внимательно на выражения. -Какие способы вычислений будете применять? Какие свойства умножения можем применить при решении предложенных примеров -Какие примеры помогают быстрее вычислять? (50*2)*764=100*764=46 400.
(111*2)*35=111*(2*35)=111*70=7 770.
125*(4*80)=(125*80)*4=10 000*4=40 000.
(402*125)*8=402*(125*8)=402*1000=402 000. |
Решают примеры работают в парах над поставленными задачами. Проговаривают свойства умножения. На конкретных примерах учатся их применять. Выполняют задание на умножение натуральных чисел и применяют рациональные способы вычислений. Комментируют решения примеров.
|
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
|
||||||||||||||||||
VI Физкультминутка, 2 мин.
|
Смена деятельности, обеспечивающая эмоциональную разгрузку учащихся; профилактика утомления, нарушения осанки.
|
Практический
Коллективная
|
Давайте немного отдохнём. Игра «Вредно - полезно» -Если полезный продукт, руки вверх, если нет, руки в стороны. Часто кушать как попало Вам, ребята, не пристало, Если сам себе не враг, Перекусывай вот так: Молоко, конфеты, сыр, Чипсы, овощи, попкорн, кефир. Руки на пояс. Повернулись налево, Повернулись направо. Сели за парты правильно. -Постреляли глазками: на окно, на дверь, на окно, на дверь, на потолок, себе на носик. Быстро поморгали и крепко зажмурились. ---Глазки открыли, работаем дальше. |
Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
|
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
||||||||||||||||||
VII Обобщение и систематизация полученных знаний, 7 мин.
|
Продолжение формирования навыка применения правила умножения натуральных чисел.
|
Наглядный и практический
Фронтальная |
Организация работы с информаций на слайде. Решение задачи на финансовые вычисления. Учитель задает вопросы по задачи представленной на слайде. Сколько стоит каждый предмет? Что собирается купить Алена? Как вычислить сколько будет стоить вся покупка?
270+25*3+2*45=270+75+90=435 420 МЕНЬШЕ 435. Ответ: 420 руб. не хватит. |
Работают над текстовой задачей. Обсуждают подходы для решения задачи. Выполняют краткую запись по условию задачи, отвечают на поставленные вопросы Комментируют действия для решения задачи. Учащиеся предлагают свои варианты первого действия к задаче |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
||||||||||||||||||
VIII Контроль и самоконтроль, 5 мин.
|
Проверка усвоения полученных знаний, обсуждение допущенных ошибок
|
Наглядный
Индивидуальная |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. У каждого на парте лежит задание Организация индивидуальной работы в тетради с самооценкой. Далее выполняем задание №2 (у каждого ученика своё задание в зависимости от уровня знаний) Вариант 1 Выполни действия ; 39*57=2223 74*100=7400 216*1=216 2156*0=0 Вариант 2 Выполни действия
605*37=22385 12*744=8928 37*100=3700 3147*0=3147 Вариант 3 Выполни действия
605*37=22385 814*372=302808 208*100000=208000 50*2*764=76400 Самопроверку выполняют с помощью листочка с ответом, который учитель раздает каждому по окончании работы. Из учебника № 416 (в-г) дополнительно тем, кто закончил работу раньше.
|
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения теста, примеров, задач.
|
Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха). Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
|
||||||||||||||||||
IX Рефлексия, 3 мин.
|
Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и результата.
|
Словесный
Фронтальная |
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. Организуют обсуждение:
1) Как в равенстве a·b=c назвают число a? число b? число с? 2)Чему равно произведение двух множителей, один из которых равен 1? 3)Чему равно произведение двух множителей, один из которых равен 0? 4) Перечислите и сформулируйте переместительное, сочетательное. (При наличии времени). Если вы считаете, что поняли тему урока, то приклейте зелёный листочек. Если вы считаете, что недостаточно поняли тему, то приклейте желтый листочек. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то приклейте красный листочек.)
|
Ученики отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Учащиеся подводят итоги своей работы: -Я сегодня понял… -Я сегодня научился… -Мне понравилось…, -Мне не понравилось -Я не понял… |
Регулятивные: уметь правильно оценивать собственную деятельность на уроке
|
||||||||||||||||||
X Информация о домашнем задании, 1 мин.
|
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Словесный
Коллективная |
Даёт комментарий к домашнему заданию. §3; п.11; Стр. 69, № 416(а,б), № 419 Дополнительно. Составить и оформить задачу по данной теме на финансовые вычисления. |
Учащиеся записывают задание в дневники |
|