Методическая разработка мероприятия «Край родной, навек любимый»
"Край родной, навек любимый!"
Цель: формировать представлений учащихся о малой родине – п. Вохма.
Задачи: Закреплять представления детей о родном посёлке: его истории, культуре, традициях, способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения: малая родина; воспитывать чувство гордости за родной посёлок, чувство любви к родному краю, развивать речь, желание больше узнавать о своем крае.
Оборудование: презентация, старинные вещи, разрезные картинки старинной посуды, мультимедиа проектор, ноутбук.
Ход урока:
Организационный момент. Настрой на занятие.
Мотивация к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»
(Начинается урок с прослушивания музыкального отрывка «С чего начинается родина» )
-Послушайте музыкальный отрывок.
- Ребята поднимите руку, кто слышал эту мелодию песни.
-Знает ли кто - то о чём говориться в этой песне?
-Эта песня называется «С чего начинается родина»
II. Сообщение темы урока.
Вступительное слово учителя:
- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить?
Как называется наша Родина? (слайд1 карта России)
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы...
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймем тогда какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Да ребята Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина, своя Родина – это тот край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Мы живём в костромской области. Наша область входит в состав большой России. (Слайд 2 карта)
- А как вы думаете, что такое малая Родина? (высказывания ребят)
Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.
- И сегодня на уроке мы поговорим о нашей малой Родине. О Вохме.
III. Изучение нового
Из далёких из времён принесла я вам поклон. Приглашаю вас всех, без исключения, в прошлое Вохмы-Вознесения. А как вы думаете, как можно попасть в прошлое?
- Конечно, туда можно попасть и на машине времени, и с помощью волшебства. А сегодня совершить путешествие по реке времени нам поможет волшебства. Глазки наши закрываем в прошлое мы попадаем.
Слайд 4
Село возникло на перекрёстке древних торговых путей очень давно. Первоначально оно называлось Вознесенье по названию церкви Вознесения Христа Спасителя. Слайд 5,6.
(Сведения о Вохме).
Почему говорили Вохма – золотое дно. Медвежий угол.?
Как выбирали место для церкви?
А как раньше назывался наш поселок?
Дети отвечают: Вознесенье.
- В Вознесенье ежегодно проводились ярмарки. На них люди не только покупали разные товары. Это был праздник и веселье для всех. Отовсюду раздавались частушки. На ярмарках всегда шутили, песни пели, плясали, хороводы водили, в игры играли.
Слайд 7 Хоровод « Во поле берёза стояла»
- Ребята, какие вы знаете народные игры? Жмурки, У медведя во бору, Гуси лебеди, Прятки и другие.
Мы сейчас поиграем в игру «Золотые ворота».
ИГРА.
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.
Правила
Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
- Путешествие продолжает.
Вохма сейчас изменилась. Посмотрите и назовите эти здания.
Слайд 8-9.
А Родина – вот, за порогом,
Где серым осенним деньком
Земля, что возлюблена Богом,
Вся убрана дивным снежком.
Леонид Попов.
- Какие красивые стихи, в этих строчках поэт говорит о нашей родной Вохме, о Родине, он гордится тем, что родился и вырос в Вохомском крае и посвятил Вохме много стихов.
Весенняя ночь.
Посёлок Вохма спрятался в ночи,
Забылся сном в сиреневом тумане.
И снится людям радуга весны,
Сирень в цвету и ярком урагане.
Остановившись в вышине ветвей,
Прохладный ветер, странник древний, вечный,
Качает нежно тысячи теней
Под звук печали, старой, бесконечной.
(Т.Н. Окулова)
- Глазки закрываем в класс мы попадаем.
- Вот мы и вернулись в свой класс. А ещё, ребята, в этом году у нашего родного Вохомского района юбилей – ему исполняется 90 лет и я предлагаю сделать ему в подарок. Нарисуем рисунок.
А прежде чем нам рисовать, нужно пальчики размять.
Вот и закончился наш урок. Слайд -шоу (Фотографии природы Вохомского района. Песня «С чего начинается Родина»)Слайд10