12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галкина Вера Владимировна101
Россия, Нижегородская обл., село Наумовка, Арзамасский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Наумовская основная общеобразовательная школа

Арзамасского муниципального района

Нижегородской области.

Методическая разработка

внеклассного мероприятия о родном крае

«Деревенька моя»

Рубрика: Классный час по расписанию.

Работу выполнила:

учитель русского языка,

классный руководитель

МБОУ Наумовская ООШ

Арзамасского района,

Нижегородской области

Галкина Вера Владимировна

 

с.Наумовка.

2016г

Классный час.

«Деревенька моя»

Цель: 1. Воспитывать любовь к родному селу, к Родине, к России.

2. Формировать у детей чувство патриотизма.

3. Приобщать родителей к общественной жизни класса.

Задачи:

1.Формировать у обучающихся представление о Родине на основе знакомства с селом, его промыслами.

2.Воспитывать желание поднять и возродить лучшие традиции родного села.

3.Расширять представление детей об окружающей природе: рассказать о жительнице наших лесов – липе.

4.Формировать эмоциональное отношение к миру природы через художественное слово, фольклор и живопись.

5.Приобщать ребят к прекрасному, воспитывать осознание принадлежности и чувство привязанности к своей Родине как гражданина.

6.Воспитывать уважение и чувство гордости за людей труда.

7.Прививать любовь к труду и продолжать учить детей изготавливать предметы из липы.

Методические приемы:

Использование художественного слова, фольклора. Живописи.

Наблюдение.

Использование иллюстративно- наглядного материала.

Рассказ родителей.

Использование наглядных пособий (выставка изделий из липы)

Использование компьютера ( музыкальное сопровождение)

Презентация.

Предварительная работа:

Сбор материала; наглядных пособий; старинных и современных изделий из липы.

Беседы со старожилами села, с родителями.

Конкурс сочинений о Родном крае.

Конкурс рисунков.

Подбор стихов, песен, фотографий.

Создание презентации « Край родной навек любимый»

1

План проведения:

1. Вступление.

а) чтение стихов о Родине

б) слово учителя о «малой» Родине.

2. Чем живет, деревенька моя?

1) Рассказ о липе:

а) липа – красивое дерево;

б) липа – дерево богини любви Лады;

в) липа в медицине;

г) липовый чай (чаепитие)

2) Липа в хозяйственной деятельности села.

а) изготовление мочала;

б) использование липы в старину;

- мастер-класс по плетению мочальных сетей;

- мастер-класс по плетению лаптей.

в) современное использование липы:

- на уроках труда. ( Мастер-класс по изготовлению толкушки.)

- во внеурочное время, дома. (Мастер-класс по изготовлению кистей.)

3. Заключение.

Подведение итогов встречи. Задачи.

Презентация «Нет нигде краше Наумовки нашей»

Просмотр файлов с изображением села и его окрестностей.

Оформление: Справа стоят столы, покрытые скатертью, для учеников. В центре журнальные столики для гостей. На столах самовары, чашки для чая, варенье, конфеты, печенье, баранки и т.д. Слева на столах собранные старинные и современные экспонаты из липы: матрешки, игрушки, сети, предметы домашнего обихода, короба, подсвечники и т.д. На отдельном столе сырье для проведения мастер-класса: мочало, заготовки липовой древесины,мочальные ленты и т.д.  

Выставка изделий, сделанных учениками класса на уроках технологии.

На доске: картины, рисунки и сочинения детей на тему « Мой родной край»

           

2

Ход классного часа:

На экране фотография села

Звучит песня « Край ты мой Родимый» в исполнении Надежды Кадышевой.

На фоне музыки ученики читают стихи:

1 ученик: Нет на свете Родины красивей.

Боевой страны богатырей.

Вот она по имени Россия

От морей простерлась до морей.

2 ученик: Родина! Отечество святое!

Перелески, рощи, берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

3 ученик: Это позабудется едва ли

И навек останется святым-

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим!

4 ученик: Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И березку, вдоль которой,

Взявшись, за руки идем.

5 ученик: Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы живем,

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом!

Все: Вот, что мы Родиной зовем.

3

Учитель: У каждого человека есть своя «малая» Родина. Это то место, где он родился, вырос, провел свое детство. Для нас с вами этими местами является наше родное село Наумовка, окруженное со всех сторон живописным лесом и чистыми озерами.

Стоишь ты деревня любимая наша

Средь добрых лесов и широких полей,

И нет нигде краше Наумовки нашей

И нет нигде речки Сережи милей.

Багряны закаты и ясны рассветы

И звонкий над речкой поет соловей.

Здесь можно увидеть косяк диких уток,

Гусей караван или клин журавлей.

И нет нигде краше Наумовки нашей

И нет нигде речки Сережи милей.

Так поется в песне о Наумовке, написанной нашей односельчанкой Вяльдиной Зоей Ивановной.

Мы любим свое село, пишем о нем стихи, сочинения, изображаем на своих рисунках, изучаем о его историю, традиции.

Учитель показывает присутствующим работы учеников: рисунки, сочинения.

4

Учитель: Чем же живет деревенька наша? Чем занимается?

Вот об этом мы сегодня с вами поговорим.

Учитель: Ребята, скажите, чем славится наша Наумовка?

(Дети отвечают: мочалом, «Кукушами», т.е кистями, мочальной веревочкой,

бочонками, вениками, деревянной посудой и т.д.)

Учитель: Ребята, а вы знаете из чего все это делается?

Ученики: Из липы.

Учитель: Правильно. Вот и давайте начнем разговор о жительнице наших лесов, красавице липе, которую зовут у нас в селе кормилицей.

Что же мы знаем о липе?

Послушаем рассказ ребят:

1 ученик:

Липа- это красивое дерево, которое несет с собой свежесть и прохладу русского леса, медовый аромат цветения, неповторимую красоту родной природы. Она долговечна, морозостойка; красива весной, душиста летом, золотиста осенью, серебриста зимой.

Вьюги липу закружили,

Лютой стужей оплели.

Снегом белым запушили,

Запушили, замели…

Снежный саван серебрится,

Если ловит редкий луч…

Липа, липа! Сладко ль спится

В пору зимних низких туч?

То ли в свадебном убранстве,

То ли в саване она

В ледяном застывшем царстве

Замерла в объятьях сна…

2 ученик:

Липа- дерево богини любви Лады. Так называли это дерево древние славяне. Вокруг старых лип девушки водили хороводы. О липе писали в своих произведениях античные писатели Вергилий, Овидий, Плиний,

называя ее «золотым деревом»

В Европе считалась священным деревом. Ее высаживали во дворах замков, вокруг церквей, на городских площадях, где решались важные дела. Липа изображена на гербе старинного латвийского города Лиепае.

Ее родовое название происходит от греческого слова «крыло» и дано дереву из-за крыловидных прицветных листьев, сросшихся с цветоносцем. Русское название от слова «липати»- липнуть, из-за липкого сока и клейкости молодых листочков.

И никто, пожалуй, лучше, чем А.Фет липу не прославил:

Как здесь светло под липою густою-

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи весящих надо мною

Качается душистых опахал.

5

3 ученик:

В России растет более 10 видов липы, но самая распространенная – липа мелколистная. В нашей Нижегородской области липняки занимают около 37 тыс. га. Живет липа 300-400 лет, достигая в диаметре ствола более метра. Липа поднимается в высоту до 30-ти метров. У нее гладкая темно- коричневая кора и широкая раскидистая крона.

В конце июня воздух напоен медовым ароматом – это зацветает липа, все деревья стоят как бы в светло-желтых накидках. «Цветет липа медонос,- в разгаре сенокос», - говорят в народе. Цветет ежегодно, но зацветает только на 20-м году жизни.

4 ученик:

Цветы липы необычны, каждый из них похож на золотое ювелирное украшение тонкой работы.

« От липы душистым медом тянет - крылатым кормчим дан сигнал»,- писал в одном из своих стихотворений А.Фет. С раннего утра до позднего вечера хлопочут на золотистых цветах пчелы. Они торопятся, ведь только 10 дней будет продолжаться цветение, а за это время надо успеть собрать как можно больше целебного нектара. С одного большого дерева пчелы собирают столько же меду, сколько с одного гектара гречихи. Красавица липа обладает удивительными свойствами: от корня до макушки все у этого дерева идет в дело.

5 ученик: Липа в медицине.

Использование липы в медицине известно с древних времен.

Славяне широко использовали липовый уголь. ( Демонстрация)

Им посыпали гниющие раны, а внутрь принимали при желудочно-кишечных заболеваниях и отравлениях.

Разваренная липовая кора дает много слизи и ее употребляли для лечения ожогов, свежих ран. (Демонстрация)

Измельченные свежие почки и свежие листья (демонстрация) использовали для повязок в качестве противовоспалительного и болеутоляющего средства.

Свежими листьями обкладывали голову при головной боли.

6

Порошок из листьев (демонстрация) употребляли для остановки носовых кровотечений.

Таким образом, все части растения считались лечебными.

В научной медицине используют только цветки липы как потогонное при простуде и кашле, а также для полоскания при заболеваниях полости рта, ангинах.

Липовый настой используют и в косметике: он лечит, освежает, питает и придает бархатистость любой коже.

6 ученик. Липовый чай.

Цветы липы, высушенные в тени на чердаке или в русской печке – приятная и полезная заварка. Липовый чай люди исстари использовали как лечебное средство при простуде и кашле.

Как правильно заварить чай?

( В ходе рассказа ученик показывает, как правильно заварить чай)

1. Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть. Такая вода способна убить аромат самого лучшего чая.

2. Чайник для заварки споласкивают кипятком.

3. Затем кладут горстку липового цвета, заливают кипятком на две третьих и закрывают.

4. Чай настаивают 10-15 минут.

Липовый чай аппетитно выглядит, приятно пахнет и особенно вкусен, если его подсластить медом. А липовый мед – самый ароматный, сладкий и целебный.

( Ученик расставляет мед на столы, за которыми сидят гости, родители и одноклассники)

7

1ученик: Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

2 ученик: Гостей и близких привечаем

Мы ароматным сладким чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Наш русский чай всего полезней.

Наш гость, сегодня не скучай,

Пей от души горячий с медом чай!

(Дети разливают липовый чай, угощают присутствующих.

Звучит музыка. Идет чаепитие.)

8

Липа в хозяйственной деятельности села.

Учитель:

Прочные лубяные волокна старых и молодых лип с давних времен находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности.

Как же получается мочало?

Об этом я попросила рассказать нашего гостя Галкина Павла Ивановича.

Выступление Галкина П.И.:

Добывать мочало - это долгая и трудоемкая работа. Каждый житель Наумовки знает, как это делается:

1. Надо дерево спилить, уронить на землю, обрубить сучки. Это делается в июне, пока есть сок в стволе. Как только липа зацветет, сок пропадет и лубок больше не дерется ( т.е. кора не отстает от ствола).

2.На стволе с помощью дерка ( демонстрация инструмента) делают продольный разрез, а затем этим же дерком отделяют от ствола кору (демонстрация действия), которую называют лубок. Раньше, по рассказам моего деда, высушенный луб применяли, как кровельный материал для хозяйственных построек.

3. Затем из этих лубков делают плоты ( число плотов зависит от количества надранного лубка) и спускают на воду. Сверху накладывают груз, «топят» плот, чтобы кора была полностью залита водой. 2-3 месяца лубок мокнет. Время от времени его мнут, чтобы лучше умок.

9

4. Осенью в начале сентября начинают «драть» лубок. Вытаскивают из воды и скобелем или специальным ножом отделяют умокшее от коры мочало. Демонстрация того, как дерут мочало.

5. Сырые мочальники развешивают на жерди для просушки. Когда они высохнут, связывают в куклы и везут домой.

 


Учитель: Спасибо.

 

Павел Иванович, как коренной житель села, расскажите, пожалуйста,

Что делали раньше из липы в Наумовке?

Павел Иванович: Раньше в старину из мочала у нас в деревне делали: мочалки, кисти-помазки для побелки печей, ткали рогожи, из которых шили кули (это мешки такие, в которых хранили соль, древесный уголь ит.д.), накидки для лошадей, половики. Из древесины рубили бани, кадушки.

10

Вырезали различную посуду (чашки, ложки), детские игрушки, качалки, зыбки, подсвечники и многое другое.

(Демонстрация собранных экспонатов)

Столяры широко использовали мочало как набивной материал для мягкой мебели. Вили довольно прочные веревки, из которых делали упряжь и путы для лошадей. Кнуты, вожжи. Рыбаки плели сети. (Демонстрация экспонатов). От отца я тоже научился плести сети из мочала (мы называем их мереды).

Кто из мальчиков – рыбаков желает, подходите, научу, как это делается.

Мастер-класс по плетению мочальной сети.

(Павел Иванович вначале показывает ребятам, как правильно плести, затем они сами пробуют повторить увиденное)

11

Павел Иванович: Почти в каждом доме умели плести лапти. Даже поговорка есть: «Сосна кормит, а липа обувает» Плели лапти металлическим крючком- кочедыком на деревянной колодке сразу в 4, а мастера-виртуозы и в 7 концов(лыковых лент) Каждый по-своему заплетал эту обувку и украшал изделие «венчиками». Плести лапти я научился от деда.

Мастер класс по плетению лаптей.

(Павел Иванович демонстрирует процесс плетения лаптей)

Учитель: А пока лапти наши « плетутся», послушаем учеников.

 

1. Стихотворение «Лапти» Александра Люкина . (мальчик читает стих )

Лапти.

Ой, боже мой, какие были лапти,

Какие лапти были у меня!

Их сплел отец и спрятал на полати

За хомуты до праздничного дня.

Я их берег, я примерял украдкой.

Они светились, пахли как цветы.

Я нюхал, замирал в истоме сладкой,

А на ночь снова прятал в хомуты.

Когда же я надел их, всяк заметил,

Что на селе тогда у всех детей,

Все самое заветное на свете

В момент померкло от моих лаптей.

Ух, вот была обнова так обнова!

Идешь селом, а в сердце благодать.

Да что там жить!.. Теперь уже такого

До самой смерти больше не видать.

12

2. Звучит песня в исполнении учениц нашего класса «Эх, лапти, вы, лапти, мои!..»

(К этому времени Павел Иванович закончил работу.)

Учитель: Вот и лапти готовы! Большое спасибо вам, Павел Иванович.

Посмотрите, ребята, какая обувь носили наши деды и прадеды в прошлом.

Учитель демонстрирует только что сплетенные лапти.

13

Учитель: А теперь поговорим о настоящем.

Что же делает наша деревенька из липы сейчас?

Слово нашим мальчикам:

1 мальчик:

У липы необыкновенная древесина: белая, с кремовым оттенком, легкая, мягкая, мелкопористая. Она хорошо колется и режется, прекрасно принимая окраску и полировку. Липа очень хорошо поддается резке и точению.

Мы на уроках технологии из липы делаем различные кухонные разделочные доски, качалки, шумовки, толкушки, подсвечники. Вазочки и другие предметы домашнего обихода.

2 мальчик: (рассказывает и демонстрирует процесс изготовления изделия)

Мастер-класс от лучшего ученика класса.

Технология изготовления, например, толкушки следующая:

1. Надо выбрать заготовку.

2. С помощью линейки и карандаша разметить геометрический центр и пропилить с одной стороны.

3. Установить на станке в центрах.

4. С помощью кианки ( специальный деревянный молоток) забить.

5. Обточить в несколько проходов полукруглой стамеской. Это будет так называемая черновая обработка.

6. Разметить длину изделия.

7. С помощью токарного резца обтачиваем форму. Делаем нужную нам фигуру.

8. Затем шкуркой шлифуем и подрезаем концы заготовки.

9. Снимаем со станка. Изделие готово.

10. Полученное изделие покрыть лаком и разрисовать.

Учитель: Спасибо. Вот такие замечательные изделия умеют делать наши ребята в школе на уроках технологии.

14

Учитель: Жители нашего села очень трудолюбивые, берегут традиции прошлых поколений и до сегодняшнего дня продолжают заниматься народными промыслами.

Какими же промыслами занимаются сегодня родители, дети в свободное и внеурочное время?

Об этом я попрошу рассказать маму одной из учениц нашего класса Галкину Татьяну Анатольевну.

Выступление Галкиной Т.А.:

«Лыко да мочало - всех выручало»- издавна говорят старики Наумовки.

И это действительно так. Липа – наша кормилица, благодаря ей живет сейчас село. Колхоз развалился, работы нет, а мы живем. Выручают промыслы. Летом, почти все от мала до велика вяжут душистые липовые и березовые веники для городских бань, некоторые делают мочалки. Возрождается промысел вить веревочку. Несколько лет назад ее вили в каждом доме, сдавали в колхоз и отправляли на юг подвязывать виноградники. С тех пор, как вырубили виноградники, спрос на веревочку упал, но некоторые семьи еще вьют. Это делается так: мочало разделяют на тонкие полоски и пропускают через станок, который крутит эту ленту. Получается очень крепкая веревочка. Но самый распространенный сейчас промысел- это мочальная кисть, или, как у нас ее называют, кукуши. Процесс изготовления простой:

1. Мочало рубят на куски по 55 сантиметров.

2. Расчесывают его на чесалке.

3. Берут пучок расчесанного мочала, в центре накручивают опутки.

4. Переворачивают попалам, завязывают.

5. Лишнее обрубают. Кисть готова.

Мастер-класс изготовления мочальных кистей.

 

Татьяна Анатольевна демонстрирует процесс изготовления кистей.

15

Подведение итогов.

Учитель: Ребята! Сегодня мы узнали, чем живет наше родное село Наумовка много лет. Расширили свои познания о жительнице нашей местности красавице липе, о ее применении в хозяйстве.

Скажите, пожалуйста, какова же наша с вами задача?

( дети отвечают: любить село, беречь лес, природу, сохранять традиции т.д.)

На большом экране слова:

Наша главная задача:

1. Любить свою Землю, свою малую Родину.

2. Беречь окружающую природу, разумно и бережно использовать ее ресурсы.

3. Перенимать и развивать промыслы, традиции, которыми живет и славится наша Наумовка.

Учитель: Закончить мне хочется нашу встречу словами:

«Живи, деревенька моя!»

Звучит песня « Край ты мой родимый» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо».

На фоне песни идет просмотр файлов с изображением села и его окрестностей.

Презентация «Край родной навек любимый»

16

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.