Проект «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга
проект
«Развитие творческих способностей детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Автор проекта:
Михайлов Геннадий Константинович
педагог дополнительного образования ЦТиО
Консультант проекта:
методист и педагог дополнительного образования ЦТиО
Санкт-Петербург
2016 - 2018 гг.
Содержание
Обоснование проекта
Актуальность проекта
Цель и задачи проекта
Участники проекта и условия реализации
Предполагаемые трудности и способы их решения
Срок реализации и этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Подведение итогов
Практическое значение проекта
Результаты реализации
Обоснование проекта
В процессе развития эстетических интересов ребенка дошкольного возраста и приобщения его к миру искусства появляется ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проекта в том, что танцевальные упражнения даются в форме детских элементарных танцев и игровых упражнений. Такое построение программы способствует повышению функциональных возможностей подрастающего организма.
Целью проекта является приобщение учащихся к бальному танцу и основам ритмики и повышение функциональных возможностей организма в раннем возрасте
Задачи проекта
Обучающие:
- разучить основные элементарные детские танцы, содержащие определенные наборы фигур, необходимых для последующей подготовки к занятиям по предмету «бальный танец»;
- подготовить учащихся к концертной деятельности на территории детского сада 115 компенсирующего вида
Развивающие:
- развивать координацию, гибкость;
- развивать умение переходить от одного движения к другому, посредством музыкального сопровождения (через паузу); - развивать чувство ритма.
Воспитательные:
-пробудить в ребенке желание к занятиям спортивной направленности
- приобрести навык работы в коллективе, совместное творчество, умение работать в паре синхронно
Разработчик проекта: Михайлов Геннадий Константинович
Консультант проекта: методист и педагог дополнительного образования ЦТиО, почетный работник общего образования РФ;
Участники проекта
Участниками проекта являются воспитанники подготовительных групп ГБДОУ детского сада №115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Условия реализации проекта
Разработка и реализация проекта стали возможны благодаря заинтересованности педагогов ЦТиО, руководителей и воспитателей детского сада №115.
Все необходимые ресурсы для проведения мероприятий проекта (актовый зал, звуковое сопровождение и т.п.) представляются детским садом №115.
Возможные риски, предполагаемые трудности и способы их решения
Возможные риски, предполагаемые трудности и способы их решения | Способы решения |
Невозможность всему составу участников детей принять участие в некоторых мероприятиях проекта (болезнь) | Расширить круг участников проекта и обеспечить взаимозаменяемость выступающих на мероприятиях. |
Срок реализации, действия проекта – 2016 – 2018 гг.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь - ноябрь 2016 г.)
Содержание деятельности на подготовительном этапе
1. Исследование проблемы, определение актуальности проекта. Обоснование выбора направленности проекта, разработка идеи, формулировка цели и задач проекта.
Этап реализации (2016 – 2017 и 2017 – 2018 учебный год)
2016 – 2017 учебный год
1. Воспитанники ГБДОУ №115 компенсирующего вида на первых занятиях впервые соприкоснулись с миром танца.
На занятиях были разработаны и внедрены новые формы поддержки развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями:
Разминка на все группы мышц, исполнение разминки проходит под мелодии мультфильмов, с четко выраженным ритмом. Дети быстро запоминают порядок движений, хорошо знакомая мелодия позитивно сказывается на их настроении и работоспособности, четкий ритм позволяет исполнять движение правильно и музыкально
В первом полугодии были разучены танцы в игровой форме такие, как: «Танец маленьких утят», «Макарена», « Большая стирка», «Кузнечик». Разученные композиции развивают ассоциативное мышление, развивает психические процессы: мышление, восприятие и внимание
Занятия включают игровые упражнения, они необходимы для эмоциональной разгрузки, повышения интереса у детей, раскрепощения
Постановка концертных номеров: дети учатся взаимодействовать друг с другом, исполнять синхронно движения под музыку.
Дети, за проведенный год, приняли в концертах, организованных детским садом таких, как:
Дата концерта | Название концерта | Название номера |
28.10 | «Осенний Летний Сад» | «Танец с зонтиками» «Веселая прогулка» |
27.12 | «Белоснежка» | «Танец снежинок» |
27.04 | Выпуски в школу гр. «Незабудка» (фотоматериалы представлены в приложении 1) | «Выпускной вальс» «Берлинская полька» |
Заключительный этап (апрель - май 2017 г.)
Подведение итогов проекта в апреле – мае 2017 г.
Подведение итогов работы: открытый урок для родителей, на котором дети смогли показать знания и умения, полученные на занятиях (развитие музыкально-ритмических навыков, координации, гибкости), каждый ребенок повзрослел, стал более усидчивым и работоспособным. Дети получили первый опыт выступления на сцене.
2017 – 2018 учебный год
Работа с детьми подготовительных групп «Маргаритки» и «Пчелки». Готовятся концертные номера для тематических праздников в ДОУ. Впервые в этом учебном году дети будут участвовать в районном конкурсе детского творчества «Золотой Ключик»
Результаты реализации проекта в 2017-2018 учебном году
Дата концерта | Название концерта | Название номера |
27.10 | Праздник Осени | «Листопад» |
25.12 | праздник, посвященный Новому году | Новогодняя полька» |
февраль | фестиваль «Золотой Ключик» | «Шуточная полька» |
апрель | Выпуски в школу гр. «Маргаритки», «Пчелки» | «Вальс» |
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стоит отметить, что на начальном этапе занятий, учащиеся были не уверены в своих силах, боязливы и закрыты. В процессе работы был найден подход каждому ребенку. Дети стали более активны, заинтересованы в занятиях.
Реализация проекта “Что такое балет?” помогла решить ряд задач и достичь следующих результатов
Благодаря участию в проекте у детей ГБДОУ №115 компенсирующего вида:
Появилось стремление заниматься танцем.
Получили развитие: музыкально-ритмические навыки, внимание, наблюдательность; память и другие познавательные процессы.
формирование системы эстетических и нравственных ценностей через обращение к искусству танца.
развитие познавательной активности дошкольников в условиях сенсорной недостаточности; помощь в социализации и подготовке к самостоятельной деятельности в коллективе сверстников за пределами ДОУ; системное расширение коммуникативных (вербальных, невербальных) умений и навыков детей с ОВЗ, обогащение чувственного опыта детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Наличие инклюзии в современном дополнительном образовании помогает создать для детей с ОВЗ ситуацию успешности, создает уверенность у детей и их родителей в том, что они будут иметь равные стартовые возможности при обучении в школе.