12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елисеева Елена Юрьевна35
2

Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования

ПРОГРАММА

«Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования»

(название)

Контингент участников - дети с (ОВЗ)
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов в год – 68 ч.


Педагог, реализующий программу: Елисеева Елена Юрьевна

 

Содержание:

 

1) Аннотация.

2) Пояснительная записка.

3) Цели и задачи.

4) Формы и объект программы.

5) Методы и приёмы нетрадиционного рисования.

6) Ожидаемые результаты.

7) Направления деятельности.

8) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9) Календарно-тематическое планирование.

10) Список литературы.

 

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

М. Шклярова

 


Аннотация

 

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.  У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Изобразительная деятельность, формирует практические умения изобразительного искусства (в рисовании, лепке, декоративно-прикладном творчестве), обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирует предпосылки для развития творческой активности и художественных способностей.

Назначение программы «Развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования» - помочь детям с ОВЗ развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.

 

Пояснительная записка

 

В системе коррекционно-образовательной работы с детьми ОВЗ, с целью развития мелкой моторики и тактильного восприятия, занятиям изобразительной деятельностью уделяется особое внимание. В процессе художественного творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее.

Наблюдая за процессом художественного творчества детей, можно сделать вывод о том, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют навыками изобразительной деятельности. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от работы вообще. Иногда, не зная технических приемов, дети сами пытаются найти их. Чаще это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает изображаемый предмет, не позволяет видеть появляющиеся линии, происходящие в работе изменения. В результате форма предмета искажается, вызывая огорчение маленького художника. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов изображения ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в работе задуманное. В программах по изобразительному искусству предусматриваются традиционные художественные техники. Актуальность моей программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Таким образом, данная проблема: использование нетрадиционных художественных техник с детьми с ограниченными возможностями, как средство развития технических умений и навыков, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.

 

Целью программы является помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

 

Задачи:

Развитие у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Помочь детям с ОВЗ овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Развивать творчество, фантазию.

Активизировать детей при выборе тематики.

Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Формы проведения:

Занятия длительностью 1 час с использованием техник нетрадиционного рисования- 2 раза в неделю.

Объект программы: Данная образовательная программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет и предполагает 1 год реализации. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану, с учетом возрастных особенностей и диагноза детей.

Предмет программы: влияние нетрадиционных способов изобразительной деятельности на развитие изобразительных умений и навыков у детей с ОВЗ.

Как правило, изобразительную деятельность направляет комплекс мотивов: интерес к материалу, особенно если он обновляется, подражание сверстникам и взрослым и др. Все эти мотивы побуждают изобразительную деятельность у детей. Каждый из них актуализируется в тех или иных ситуациях, занимая иногда ведущее место, например, введение новых материалов или способов изображения (рисование свечей, нитью, пластилином, пластика из цветных бумажных салфеток и др.) стимулирует интерес к материалу.

При условии систематического использования изобразительного материала ребенок овладевает под руководством взрослого элементарной техникой работы. Действия ребенка с материалом становятся достаточно свободными, смелыми и уверенными. Он смело и самостоятельно изображает, что хочет, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие большей самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.

Применение нетрадиционных техник, рекомендуемых данной программой, в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.

Методы и приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:

Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.

Мониторинг - организация постоянного отслеживания информациис целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Беседа - диалогические формы. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей.

Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.

Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом.

Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого - формирование определенных творческих способностей ребенка. Положительное подкрепление (поощрение) выражает одобрение действий, дает им положительную оценку.

Принципы работы с детьми:

доступность отбираемого материала;

постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

индивидуальный подход к детям;

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Цифровые образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы

Компьютерные презентации к урокам

Наглядный материал

 

Программой предусмотрены следующие направления деятельности:

-"Бумажная пластика» и «Обрывная аппликация». Данное направление работы помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумага - хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция.

-"Пластилинография". Понятие "пластилинография" имеет два смысловых корня: первая "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А "графия" - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

-"Рукотворное чудо". Данное направление программы знакомит детей с особым видом декоративно-прикладного искусства - пластикой из соленого теста. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке материала позволяют заняться изготовлением художественных изделий каждому ребенку. К тому же, соленое тесто несет в себе массу положительной энергии.

-"Цветная вата" рисование «Ватной палочкой». Принцип данной техники заключается в создании изображения способом аппликации. Используемым материалом являются ватные листы и рисование ватными палочками.

-"Веселая акварель". Данное направление программы знакомит детей с разнообразными нетрадиционными техниками рисования: раздувание краски, монотипия, шаблонография и другие, которые помогут педагогу всесторонне развить личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное "Я" через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

-Рисование свечой.

-«Граттаж».

-Рисование манной крупой и солью.

-Рисование ладошками.

-Аппликация из крученых салфеток.

-Рисование картофельными штампами.

-Рисование по трафарету с помощью валика или поролоновой губки.

- Аппликация из пуговиц и многие другие.

Формы подведения итогов реализации программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Участие в конкурсах, олимпиадах.


 


Календарно-тематическое планирование 4 класс

(может подойти к любому классу)

Тема занятия

Нетрадиционные

техники

Основная цель занятия

1

Знакомство с техникой. Инструктаж по технике безопасности. Вводный урок.

Знакомство с техникой.

Познакомить детей с техникой. Показать наглядные материалы. Провести мини мастер класс.

2

Осеннее дерево

«Берёза»

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

3

Осенние листья и листопад

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

4

Лес

Рисование гуашью методом тычка

Обучение рисования метод тычка, работа с гуашью

5

Рукавички для детей

Рисование ватными палочками

Познакомить с нетрадиционной  изобразительной техникой рисования ватными палочками. Показать приемы получения точек, линий, и др. фигур используя  ватные палочки.

6

«Гроздь рябины»

Рисование ватными палочками

Познакомить с нетрадиционной  изобразительной техникой рисования ватными палочками. Показать приемы получения точек, линий, и др. фигур используя  ватные палочки.

7

Подсолнухи

Рисование ватными палочками

Познакомить с нетрадиционной  изобразительнойтехникой рисования ватными палочками. Показать приемы получения точек, линий, и др. фигур используя  ватные палочки.

8

Платье для праздника или костюм

Рисование ватными палочками

Показать приемы получения точек, линий, и др. фигур используя  ватные палочки.

9

Оттиск

пробкой,

рисование

Оттиск пробкой,

рисование

Учить украшать платочек простым

узором, используя печатание,

рисование. Развивать чувство композиции и ритма.

10

Нарисуй воздушные

шарики и украсит их.

Оттиск пробкой,

рисование

Учить рисовать предметы

овальной формы. Упражнять в

украшении рисунков.

11

Моя любимая игрушка

Оттиск пробкой,

рисование

Упражнять в рисовании предметов

круглой формы. Закреплять

умение украшать предметы.

12

Рыбка

Рисование пальчиками.

Учить совершенствовать технику рисования

пальчиками.

13

Морское дно

Рисование пальчиками

Упражнения в рисовании пальчиками.

14

Божьи коровки на

лужайки

Рисование пальчиками

Закреплять умение рисовать пальчиками.

15

Солнышко лучистое

(кол-я)

Печать ладонями + рисование пальчиками

Закреплять умения работы в нетрадиционной технике рисования ладонью. Учить превращать отпечатки ладоней в лучики солнышка, создавать коллективную работу.

16

Разноцветные ладошки

Печать ладонями

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования (ладонью). Показать приёмы изображения различных предметов при помощи отпечатка ладони. 

17

Цветики - цветочки

Рисование по сырому фону

Познакомить нетрадиционной  изобразительной техникой   рисование по сырому фону акварельными  красками.

18

Цветочная поляна

Примакивание

Совершенствовать умение в данной технике.

Развивать чувство композиции.

19

Домик

Оттиск пенопластом

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции.

Мисочка с

гуашью, кусочки

пенопласта,

кисточка.

20

Цыплята

Комкание бумаги

Закрепить умение

комкать салфетки и

делать из них цыплят,

дорисовать детали

гуашью

21

Снеговик

1 занятие

Аппликация из мятой бумаги

Познакомить с нетрадиционной  изобразительной техникой  аппликация из мятой бумаги. Учить выполнять работу с помощью мятой бумаги.

22

Снеговик

2 занятие

Аппликация из мятой бумаги

Продолжить работу в  нетрадиционной  изобразительной технике  аппликация из мятой бумаги.

23

Солдатик

Рваная аппликация

Познакомить нетрадиционной  изобразительной техникой   рваная аппликация.

24

Озеро Байкал.

1 занятие

Плоскостная

лепка.

Расширять знания детей о пластилине не только как о пластическом, но и как о живописном материале.

25

Озеро Байкал.

2 занятие

Плоскостная

лепка.

Продолжать расширять знания детей о пластилине не только как о пластическом, но и как о живописном материале.

26

Фрукты в вазе

Рисование пластилином.

 

Познакомить с нетрадиционной  изобразительной техникой рисования пластилином. 

27

Звездное небо

Набрызг

Учить создавать образ звездного неба,

используя набрызг. Развивать цветовосприятия.

28

Морозные узоры

Свеча + акварель

Познакомить с особенностями воскового материала, учить, аккуратно с ним обращаться, во время работы. Учить работать в новой технике.  

29

Елочные игрушки

Восковой мелок

и акварель, оттиск пробкой

Упражнять в рисовании

Восковыми мелками ёлочных

игрушек. Закрепить умение

тонировать рисунок.

30

Красивые снежинки

Свеча + акварель

Совершенствовать умение в данной

технике.

31

Ёлочка пушистая, нарядная

Оттиск поролоном

Развивать чувство композиции.

Воспитывать аккуратность.

32

Кораблики в море.

Чёрный маркер и акварель

Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепление

Умения закрашивать рисунок.

33

«Жар птица»

Граттаж

Познакомить с особенностями воскового материала, учить, аккуратно с ним обращаться, во время работы. Учить работать в новой технике.  

34

«Жар птица» продолжение

Граттаж

Закрепление работы.

35

Природа

Граттаж

Работа с восковым материалом, чёрная гуашь, зубочистками, спицами.

36

«Снегири»

Рисование с помощью манки с добавлением краски

Учить работать с манкой и красками, клей ПВА

37

Цветочек для родителей

Оттиск печатками из

картофеля (цветочек)

Упражнять в печатании с помощью печаток.

Закреплять умение дорисовать цветы.

38

Узоры

Оттиск печатками из

картофеля

Упражнять в печатании с помощью печаток.

39

Весеннее дерево

Оттиск печатками из

ластика

Совершенствовать умение в данной

технике. Развивать чувство ритма,

композиции.

40

Фрукты

Оттиск печатками из

ластика

Совершенствовать умение в данной

технике. Развивать чувство ритма,

композиции.

41

Рисуем что хотим

Разные

Совершенствовать умение и навыки в

свободном экспериментировании

с материалами, необходимыми для

работы в разных техниках.

42

На что похоже

Кляксапафия обычная

Совершенствовать данную технику.

Развивать воображение.

43

На что похоже

Кляксапафия обычная

Совершенствовать данную технику.

Развивать воображение.

44

«Узоры»

Рисование акварелью методом выдувания

Познакомить с нетрадиционной  изобразительной техникой  выдувания. Учить выполнять работу с помощью этой техники.

45

«Бабочки»

Рисование акварелью методом выдувания

Познакомить с нетрадиционной  изобразительной техникой  выдувания. Учить выполнять работу с помощью этой техники.

46

«Деревенский луг»

Рисование акварелью методом выдувания

Коллективная работа

Познакомить с нетрадиционной  изобразительной техникой  выдувания. Учить выполнять работу с помощью этой техники.

47

Мои любимые животные

Тычок жёсткой полусухой кистью

Познакомить с нетрадиционной  изобразительной техникой рисования полусухой жёсткой кистью. Учить  имитировать шерсть животных, используя создаваемую тычком фактуру

48

Украсить свитер

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике.

Развивать чувство ритма.

49

Нарисуй какую

Хочешь чашку и

укрась ее.

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике.

Развивать чувство ритма.

50

Открытка для мамы

Скатывание бумаги

Совершенствовать умение в данной

технике. Развивать чувство ритма.

51

Лесные животные

Скатывание бумаги

Совершенствовать умение в данной

технике. Развивать чувство ритма.

52

Лесные животные - продолжение

Скатывание бумаги

Закрепление темы.

53

Транспорт

Рисование по трафарету

Познакомить нетрадиционной техникой. Учить выполнять работу с помощью трафаретов.

54

Бабочки

Рисование по трафарету

Познакомить нетрадиционной техникой. Учить выполнять работу с помощью трафаретов.

55

Цветы

Рисование по трафарету

Познакомить нетрадиционной техникой. Учить выполнять работу с помощью трафаретов.

56

Жизнь в городе

Рисование по трафарету

Коллективная работа, закрепление темы.

57

Рисуем что хотим

Разные

Совершенствовать умение и навыки в

свободном экспериментировании

с материалами, необходимыми для

работы в разных техниках.

58

Цветы в подарок маме

Рисование по мятой бумаге

Познакомить с нетрадиционной  изобразительной техникой рисование на  мятой бумаге.

59

«Инопланетяне»

Рисование по мятой бумаге

Работа с нетрадиционной  изобразительной техникой рисование на  мятой бумаге.

60

«Моё будущее»

Рисование по мятой бумаге

Закрепление работы с нетрадиционной  изобразительной техникой рисование на  мятой бумаге.

61

«Птицы»

Рисование на ткани

Познакомить с нетрадиционной  изобразительной техникой рисование на ткани.

62

«Матрёшка»

Рисование по мятой бумаге

Закрепление работы с нетрадиционной  изобразительной техникой рисование на ткани.

63

«Кошка»

Коллаж из бросового материала.

своеобразный прием изобразительного или другого искусства, который заключается в создании произведений при помощи наклеивания различных материалов или предметов на выбранную основу. 

64

Свободная тема

Разное

Совершенствовать умение и навыки в

свободном экспериментировании

с материалами, необходимыми для

работы в разных техниках.

65

«Бабочка»

Коллаж из бросового материала.

своеобразный прием изобразительного или другого искусства, который заключается в создании произведений при помощи наклеивания различных материалов или предметов на выбранную основу. 

66

Цветущая полянка

(кол-я)

Коллаж из бросового материала.

Коллективная работа.

67

Моя семья

Коллаж из фотографий.

Совершенствовать умение работы  в различных нетрадиционных художественных техниках.  Учить творить коллективную работу, развивать фантазию.

68

Итоговая

выставка

рисунков за

год

 

Учить рассматривать рисунки. Поощрять

Эмоциональные высказывания.

 

Список литературы

Рузанова Ю.В. "Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности".

Рябко Н.Б. "Занятия по изобразительной деятельности. Бумажная пластика".

Давыдова Г.Н. "Бумагопластика. Цветочные мотивы".

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционные техники рисования".

Давыдова Г.Н. "Пластилинография для малышей".

Пищикова Н.Г. "Работа с бумагой в нетрадиционной технике" (1,2).

Скребцова Т.О., Данильченко Л.А. "Соленое тесто. Идеи для интерьера".

Казакова Р.Г. "Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".

Волкова В.А. Программа "Веселая акварель".

Григорьева Г.Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности-М, 2000.

Иванов Е. Я учусь рисовать. М., 1994.

Волков И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 1993.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., 1988.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.