Статья «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»

2
0
Материал опубликован 1 November 2020

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)


Самая высокая степень человеческой мудрости — это умение приспособиться

к обстоятельствам и сохранять

спокойствие вопреки внешним грозам.

(Дефо Д)

Целью художественного образования средствами изобразительного искусства является развитие у детей высоких эстетических идеалов, формирование потребностей и способностей к творческой деятельности.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач. Таким образом, творческие задатки, то есть анатомно-физиологические особенности, существуют в мозгу каждого человека, являются врожденными и лежат в основе развития творческих способностей, которые в свою очередь могут быть только результатом развития.

Одним из главных условий достижения творческих успехов нашими учениками с ОВЗ является индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий.

При развитии творческих способностей детей с ОВЗ я стремлюсь сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым. Решение этой задачи зависит от гармоничного развития детей, в основе которого лежат эстетические средства.

Находясь в постоянном поиске нового вида творческой деятельности для учащихся нашего образовательного учреждения возникает множество вопросов: чем увлечь детей, чтобы было интересно, чтобы развивало? Как расширить возможности самовыражения и самопознания? Как облегчить процесс коммуникации с окружающими людьми для замкнутых и стеснительных? Как повысить личностную ценность, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком?

Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!


Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

-Создание комфортной психологической обстановки.

-Поощрение стремления к творчеству, мотивация.

-Самостоятельное решение ребенком творческих задач.

-Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

-Умная доброжелательная помощь взрослых.

В работе нашей школы создаются необходимые условия для творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности, в том числе и творческие.

При рисовании развивается внимание память, цветовые восприятия, зрительно-двигательная координация.

Процесс творчества может доставлять детям, кроме удовольствия, огорчения, так как они часто совершают ошибочные операции. При работе с красками, рисунки часто выглядят неаккуратными. При нарушениях моторики иногда трудно узнать тот или иной предмет, изображаемый на детском рисунке.

Многолетний опыт работы в нашей коррекционной школе свидетельствует о том, что увеличилось количество желающих принимать участие в художественных выставках, фестивалях, конкурсах различных уровней.
Хочется отметить успехи учащейся 11 класса Алимовой Екатерины. Имея
тяжелое нарушение функций движения, ходьбы и статики Катя начинала рисовать неуверенными мазками, боясь работать самостоятельно. Каждый этап работы приходилось контролировать, помогать, поощрять. Но многолетние труды дали свой результат. Сегодня Катя самостоятельно смешивает краски, выполняет цветовую растяжку и создает свои художественные шедевры.

На протяжении многих лет работы Екатерины были представлены на:

- муниципальный конкурс ДПИ «Прикосновение к истокам» (февраль 2014г) –диплом 2 степени;

- муниципальный конкурс живописи, графики, рисунка и изделий ДПИ «Краски всей России»(сентябрь 2015) – диплом 1 степени;

- муниципальный этап республиканского конкурса «Возрождение духовных семейных традиций» (апрель 2015) – диплом 2 степени;

- Республиканский этап фестиваля одаренных детей с ОВЗ «Шаг навстречу!»(декабрь 2016) – диплом 3 степени;

- муниципальный этап Республиканской заочной природоохранной акции «Птица года 2015 - горихвостка». (ноябрь 2015) – диплом 1 степени;

- муниципальный этап Республиканской заочной природоохранной акции «Птица года 2016 - удод». (ноябрь 2016) – диплом 1 степени;

- муниципальный конкурс рисунков «Зоологическая галерея» (апрель 2017) – диплом 1 степени;

- муниципальный конкурс рисунков «Крым против наркотиков»( май 2017) – диплом 1 степени и др.

В конкурсе «Крым против наркотиков» работа Кати была признана лучшей и распечатана на бигбордах, находящихся на главных улицах города.

Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач творческого развития детей с ОВЗ зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступными конкретной личности. И на этой основе – развитие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно-эстетических свойств личности.

Литература.

1.Конвенция ООН о правах инвалидов.

2.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ.

3.Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г №178-ФЗ.

4.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).

5. Е.Н.Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Москва «Классик.Стиль».2004г.



6.ГудинаТ.В. статья: «Досуговое творчество детей – инвалидов». Журнал «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова №1/том16/2010





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации