Инновационный проект «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в пространство общеобразовательной школы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
ОБЛАСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ:Область устройства жизни образовательного учреждения
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЕКТА:Ленская Людмила Петровна, директор школы
Кулакова Ирина Юрьевна,заместитель директора по НМР
Кулакова Нина Николаевна,
Кантерук Вера Ивановна заместители директора по УВР
Шереш Клавдия Павловна, социальный педагог
Каланча Тамара Константиновна, фельдшер школы
Тарасова Ольга Михайловна, педагог-психолог
Винокурова Марина Валерьевна, педагог-психолог
Шемякина Любовь Борисовна, олигофрено-педагог
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2009-2014 г. г.ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Основание для разработки проекта: Федеральный закон «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Название проекта:
«Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в пространство общеобразовательной школы».
Разработчик: коллектив педагогов МОУ СОШ №2 города Усть-Кута Иркутской области.
Ведущая идея: Обеспечение равного доступа к получению образования в образовательном учреждении и создание необходимых условий для социальной адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Цель: Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализация проекта:
Проектный. 2009-2010 учебный год.
Поисково-преобразовательный. 2010-2013 учебный год.
Рефлексивно – обобщающий. 2013-2014 учебный год.
Круг основных активных участников проекта: обучающиеся с проблемами в развитии, их родители, учителя, социальный педагог, педагог-организатор, фельдшер школы, педагоги-психологи, администрация школы.
Обеспечение проекта:
Кадровые ресурсы.
Программно-методическое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение.
Срок реализации: 2009-2014 годы
ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
Коллектив МОУ СОШ №2 города Усть-Кута работает в режиме развития по программе: «Адаптивная школа как пространство самореализации личности, ориентированной на успех». Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов государственной политики в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Школа старается максимально адаптироваться к обучающимся с их индивидуальными способностями и потребностями, в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребенка к своим требованиям. Развитие адаптивной образовательной среды ориентировано на дифференцированное включение ребенка в систему школьного образования в зависимости от его особенностей, состояния здоровья и обеспечивает адаптацию к интеллектуальным и физическим нагрузкам, социальное и профессиональное определение школьника.
Ежегодно в период адаптации первоклассников выявляются дети, имеющие проблемы в развитии через изучение медицинских карт обучающихся, бесед с родителями, организованного наблюдения, логопедического обследования. Педагогом-психологом определяется группа «риска» детей. Она отслеживается по двум диагностическим методикам:
Диагностико-прогностический скрининг (Е. Екжанова).
Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе Л.М.Ковалёвой.
Обе методики позволяют оценить с достаточно высокой степенью надёжности у детей уровень развития зрительно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированности навыков самоконтроля, планирования и организации к произвольной деятельности.
Анализ полученных в ходе обследования результатов показывает, что выделяются три группы детей из общего числа.
1-я группа – коэффициент дезадаптации (далее по тексту КД) от 0% до 14%,
в эту группу входят хорошо адаптированные дети.
2-я группа – КД от 15% до 30%, свидетельствуют о средней степени
дезадаптации.
3-я группа – КД выше 30%, это «группа риска», в ней мы выделяем две подгруппы:
Подгруппа А, где КД 31%-40% - это серьёзная степень дезадаптации.
Подгруппа Б, где КД 41% и выше, это дети, как правило, нуждающиеся в консультации психоневролога.
Третью группу (подгруппа А, подгруппа Б) мы называем «группа риска». У таких детей в начале учебного года наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Без целенаправленной работы с данными детьми учителя, психолога, социального педагога в контакте с родителями, иногда ещё логопеда и психиатра, практически невозможно надеяться на успешную адаптацию.
Поэтому обучающиеся определённой нами группы «риска» проходят через процедуры психолого-медико-педагогического консилиума (школьный уровень), консультации детского врача психиатра (городской уровень), и психолого-медико-педагогической комиссии (областной уровень, далее ПМПК).
По итогам ПМПК родителям обучающихся предлагается лечение психофизических отклонений; при согласии родителей (лиц, их заменяющих) обучение на дому, дублирование программы, обучение ребенка в классах СКК VII вида и VIII вида.
При серьёзных физических и психических отклонениях в здоровье родителям детей с проблемами в развитии предлагается оформить инвалидность.
Ежегодно в школе проводится экспертиза и подготовка пакета документов на обучающихся начальной школы, проходящих ПМПК.
Количество учащихся, прошедших ПМПК
№ п/п |
Учебный год |
Кол-во детей |
СКК VIII вида |
СКК VII вида |
в т.ч. инвалидность |
в т.ч. дублирование |
1 |
1997-1998 |
12 |
9 |
3 |
2 |
- |
2 |
1998-1999 |
29 |
7 |
5 |
- |
- |
3 |
1999-2000 |
12 |
7 |
4 |
- |
- |
4 |
2000-2001 |
22 |
6 |
- |
- |
- |
5 |
2001-2002 |
30 |
3 |
6 |
6 |
- |
6 |
2002-2003 |
21 |
5 |
- |
2 |
- |
7 |
2003-2004 |
20 |
6 |
- |
- |
4 |
8 |
2004-2005 |
12 |
6 |
1 |
- |
2 |
9 |
2005-2006 |
29 |
12 |
8 |
2 |
- |
10 |
2006-2007 |
29 |
5 |
17 |
1 |
5 |
11 |
2007-2008 |
19 |
6 |
10 |
1 |
- |
12 |
2008-2009 |
38 |
6 |
26 |
3 |
2 |
Итого |
273 |
78 |
80 |
17 |
13 |
Остальные учащиеся (115) определены на домашнее обучение, дублирование, получили консультацию врача-психиатра.
С детьми, имеющими проблемы в развитии, в школе работают 2 педагога-психолога, логопед, социальный педагог; 27 учителей, из них 1 - имеет высшее специальное образование. Десять педагогов прошли краткосрочные курсы повышения квалификации по следующим проблемам: «Современные аспекты коррекционно-развивающего обучения детей с отклонениями в развитии»; «Коррекционно-развивающая направленность бучения и воспитания дошкольников и младших школьников с проблемами в развитии»; «Полезные привычки» (методы превентивного обучения).
В школе действует авторская программа педагога-психолога О.М. Тарасовой «Я+ТЫ+ОН+ОНИ=МЫ. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся первой ступени».
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В последнее время на фоне снижения общего количества представителей детской популяции, растет число нездоровых, психически и физически незрелых детей, которые нуждаются в специализированной помощи врачей, педагогов и психологов. Увеличивается запрос на предоставление образовательных услуг в условиях общеобразовательной школы детям с ограниченными возможностями здоровья.
В 2009-2010 учебном году в школе обучается 496 обучающихся, из них 97 детей с трудностями в развитии. Созданы и функционируют 4 класса СКК VII вида и 4 класса СКК VIII вида для детей с проблемами в развитии по рекомендациям ПМПК и заявлению родителей обучающихся.
По данным фельдшера 124 ребенка школы состоят на диспансерном учете, из них 66 – это дети, имеющие проблемы в обучении и развитии.
№ |
Заболевание |
Количество детей, имеющих трудности в развитии и обучении |
1 |
Заболевания эндокринной системы |
2 |
2 |
Психические расстройства и расстройства поведения |
41 |
3 |
Болезни нервной системы |
7 |
4 |
Заболевания глаз |
6 |
5 |
Заболевания органов дыхания |
3 |
6 |
Органы пищеварения |
5 |
7 |
Заболевания костно-мышечной системы |
2 |
8 |
Мочеполовой системы |
3 |
9 |
Врожденные пороки развития |
2 |
В школе обучается 16 детей-инвалидов, из них 10 посещают занятия в школе (по программе СКК VII вида – 2; СКК VIII вида – 7; общеобразовательный класс – 1 обучающийся). Получают образование в форме домашнего обучения – 6, при котором преподаватели образовательного учреждения посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
Дети-инвалиды, получающие образование
в 2008-2009 и 2009-2010 учебных годах в ОУ
Категория обучающихся, имеющими проблемы со здоровьем |
1 ступень обучения |
2 ступень обучения |
3 ступень обучения |
всего |
Дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость) |
4 |
3 |
- |
7 |
С нарушением опорно-двигательного аппарата |
1 |
1 |
- |
2 |
Дети с нарушением сенсорной сферы (слух, зрение, речь) |
2 |
2 |
1 |
5 |
2009-2010 учебный год
Категория обучающихся, имеющими проблемы со здоровьем |
1 ступень обучения |
2 ступень обучения |
3 ступень обучения |
всего |
Дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость) |
5 |
5 |
- |
10 |
С нарушением опорно-двигательного аппарата |
1 |
1 |
- |
2 |
Дети с нарушением сенсорной сферы (слух, зрение, речь) |
2 |
2 |
4 |
У многих школьников процесс личностного развития отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и педагогического характера, которые снижают результативность образовательной деятельности и усугубляют проблему социальной и социально-психологической дезадаптации ребенка. Отсутствие или несвоевременное осуществление специальной коррекционно-педагогической помощи может привести к серьезным и даже необратимым последствиям.
Педагогический анализ, проведенный на основе профессиональных затруднений педагогов по проблеме обучения детей с особыми образовательными потребностями, дают основание сделать вывод о том, что часть педагогов школы испытывают трудности психологического характера в процессе работы с данной категорией обучающихся. Учителям не хватает знаний в технологиях обучения и воспитания этих детей, так как перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на разных возрастных этапах. Не в полной мере скоординированы усилия специалистов по медико-психолого-педагогическому и социальному сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Данный проект востребован всеми участниками образовательного процесса, так как дети с особенностями в развитии нуждаются в своевременной квалифицированной помощи специалистов; родителям необходимо получить необходимые знания по развитию и воспитанию своих детей, а также психологическую поддержку, уверенность в том, что и у «особенного» ребенка есть будущее; педагоги смогут повысить профессиональную компетентность и уровень личной готовности к работе с данным контингентом обучающихся.
Считаем, что новизна проекта заключается в создании целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие трех составляющих:
Опираясь на основные принципы развития, заложенные в концепции модернизации Российского образования в основу проекта положены принципы, отраженные в высказывании доктора психологических наук, профессора А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Принцип «индивидом рождаются» признает за ребенком право на существование его таким, каков он есть; признание человека как высшей ценности, ее уважение вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей.
Принцип «личностью становятся» предполагает, что педагоги максимально содействует развитию способности каждого ребенка осознавать свое «Я» в окружающем мире, производить осмысленный выбор своих действий и решений, предвидеть их последствия для своей судьбы и других людей.
Положение «Индивидуальность отстаивают» или «ориентация на ценностные ориентации» предполагает, что в процессе формирования личности ребенка у него появляется позитивное отношение к социально-культурным ценностям, на основании которых он способен выстроить свои жизненные позиции, позволяющие наиболее полно реализовать себя.
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ:
Обеспечение равного доступа к получению образования в образовательном учреждении и создание необходимых условий для социальной адаптации всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
ЦЕЛЬ: Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
ЗАДАЧИ:
Разработать нормативно-правовую базу, соответствующую целевым установкам проекта.
Разработать модель системы по медико-психолого-педагогическому и социальному сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Разработать специальные программы курсов, систему выработанных и апробированных практических приемов, форм и видов деятельности, обеспечивающих комплексное развитие личности школьника с проблемами здоровья.
Создать условия для адаптации пространства школы нуждам и запросам детей с ограниченными возможностями (с учетом материально-технической базы школы).
Проанализировать и систематизировать результаты проекта, обобщить и распространить накопленный опыт.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Достижение цели и решение задач возможно при следующих условиях:
Ознакомление педагогов с содержанием, технологиями построения коррекционного образовательного процесса через систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
Субъектном положении ребенка в образовательном процессе и личностной готовности педагогов поддерживать это положение;
Сотрудничество с учреждениями, обеспечивающими научно-методическое руководство, для обеспечения целостного подхода к решению проблем с ограниченными возможностями здоровья;
Создание в школе эффективного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии;
Взаимодействие всех участников образовательного процесса.
КРУГ ОСНОВНЫХ АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА:
Обучающиеся с проблемами в развитии, их родители, учителя, социальный педагог, педагог-организатор, фельдшер школы, педагоги-психологи, администрация школы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Проектный. 2009-2010 учебный год.
Организация проектирования.
Разработка проекта. Теоретическое изучение поставленной проблемы, подведение методологической основы осмысления результата деятельности, воспитание профессиональной активности педагогов.
Ожидаемый результат:
Создание команды единомышленников, объединенных единой целью, теоретическое изучение и осмысление проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школу.
Разработка проекта, определение приоритетных направлений, основных педагогических идей, подготовка условий для организации деятельности.
Информированность и готовность педагогов к использованию новых подходов, технологий с разными категориями обучающихся.
Поисково-преобразовательный. 2010-2013 учебный год.
Реализация проекта.
Внедрение целостной системы по медико-психолого-педагогическому и социальному сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в практику образовательного учреждения.
Апробирование практических приемов, форм и видов деятельности, обеспечивающих комплексное развитие личности школьника.
Ожидаемый результат: Подтверждение теоретических положений через открытые уроки, практикумы, семинары для педагогов, родительские собрания. Подготовка методической и практической основы для создания новых программ и спецкурсов.
Развитие способности педагога переносить приобретённые знания и навыки в свою непосредственную повседневную педагогическую деятельность.
Рефлексивно – обобщающий. 2013-2014 учебный год.
Анализ и систематизация материалов проекта.
Оценка результатов и последствий реализации проекта.
Ожидаемый результат: Позитивный опыт реализации проекта. Распространение накопленного опыта в образовательных учреждениях города и района.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА В работе условно можно выделить следующие этапы и направления деятельности:Этап | Цель | Содержание деятельности | Продукт деятельности | Ответственные | |||
1 этап проектный (ноябрь 2009г. – август2010г.) |
Целью первого этапа является анализ существующей ситуации в обучении детей проблемами в развитии в школе, разработка проекта, определение приоритетных направлений, основных педагогических идей, подготовка условий для организации деятельности. |
Планирование работы второго этапа проекта. Организация курсов повышения квалификации учителей через систему дистанционных курсов; курсов повышения квалификации ИПКРО |
Рекомендации родителям. План работы. Перспективный план повышения квалификации работников. |
Администрация школы Администрация школы
Фельдшер, логопед, педагоги-психологи, логопед, учителя-предметники. Междисциплинарная команда специалистов.Зам.директора по НМР |
|||
2 этап практический или поисково-преобразовательный (сентябрь 2010г. –август2013г.) |
Цель второго этапа - реализация проекта, внесение коррективов в план работы. |
Организация образовательной системы | |||||
Блок |
Содержание деятельности |
Продукт деятельности |
Ответственные |
||||
Образовательный блок |
Разработка спецкурса по допрофессиональной подготовке, выбору профессии. |
1.Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. 2. График консультаций. Методические разработки, протоколы. |
Учителя-предметники, педагоги-психологи, логопед. |
||||
Коррекционно-развивающий блок |
Ранняя профилактика различных отклонений в развитии ребенка. Психологическое сопровождение образования детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии. Выявление и изучение причин, мешающих успешному развитию и общению учащихся с целью оказания своевременной помощи. Устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьников, работа по формированию их личности, помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются к психологу. Снижение уровня тревожности у родителей (лиц, их заменяющих). Приобщение педагогического коллектива, учащихся и их родителей к психологическим знаниям. Деятельность по организации психологически безопасной среды. Увеличение количества часов на ППС детей с ОВЗ из часов вариативной части учебного плана школы. |
Дневник наблюдения, позволяющий отследить динамику развития ребенка. Программы индивидуальной коррекции и реабилитации детей с ОВЗ. График консультаций. |
Педагоги-психологи. |
||||
Здоровьесберегающий блок |
А) адаптогены и биогены Б) ароматерапия В) мобилизация защитных сил организма. Тренинги по снятию нервно-психического перенапряжения в режимах «ученик-родитель», «ученик-учитель», «ученик-родитель-учитель». Организация работы специальной медицинской группы по физической культуре для детей с ОВЗ. Профилактика контактных гельминтозов. 8. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия в режимах «ученик-родитель», «ученик-учитель», «ученик-родитель-учитель». 9. Дыхательная и звуковая гимнастика в режимах «ученик-родитель», «ученик-учитель», «ученик-родитель-учитель». |
Создание печатных материалов, памяток. Создание печатных материалов, памяток. Методические разработки. План работы, анализ работы. Организация практикумов, памятки для детей, родителей и педагогов. |
Фельдшер, врачи МУЗ ЦРБ. Фельдшер школы. Педагоги-психологи. Учителя физической культуры. Фельдшер школы. |
||||
Воспитательный блок |
Профилактика отклоняющегося поведения. Разработка воспитательных программ для детей с ОВЗ |
Программа воспитания ребенка с ОВЗ. |
Социальный педагог, педагог-организатор, классные руководители |
||||
Этап | Цель деятельности | Содержание деятельности | Продукт деятельности | Ответственные | |||
3 этап Рефлексивно – обобщающий (сентябрь 2013г. – сентябрь 2014г.) |
Целью является обобщение позитивного опыта реализации проекта |
Анализ и систематизация материалов проекта. Представление результатов на педагогическом совете. |
Протокол педагогического совета, печатные публикации, методические разработки уроков, занятий, программы сопровождения детей с ОВЗ. |
Администрация школы Междисциплинарная команда специалистов. |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Разработка и внедрение в практику образовательного учреждения целостной системы образования и медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Увеличение доли выявленных детей, своевременно получивших коррекционную помощь; положительные тенденции в психическом и физическом здоровье учащихся. Дети, имеющие особенности развития, должны стать не изолированной группой, а активными участниками жизнедеятельности школы.
Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов школы.
Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей с особенностями в развитии в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектную, коммуникативную, трудовую и др.);
Положительные тенденции в профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями; в отношении к родителям обучающихся.
Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Стабильность или повышение количественных и качественных показателей состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания;
Показатели школьной адаптации обучающихся;
Показатели уровня познавательной и коммуникативной активности детей с ограниченными возможностями здоровья;
Показатели уровня готовности выпускников к послешкольной профессиональной трудовой деятельности;
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов: кадровая обеспеченность учреждений педагогическими кадрами, прошедшими переподготовку или получившие специальное образование;
Повышение уровня личной готовности педагогов к работе с данным контингентом обучающихся.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в работе с детьми, имеющими особенности здоровья;
Дневник наблюдения, позволяющий отследить динамику развития ребенка.
Творческие и методические разработки педагогов.
Программы сопровождения детей с ОВЗ.
Консультационный пункт (клуб) для родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа консультационного пункта должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. График работы пункта.
Направления деятельности консультационного пункта:
Психологический блок:
Коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка, помощь родителям.
Логопедический блок:
Коррекция и развитие речи ребенка с проблемами в развитии. Рекомендации и организация занятий.
Педагогический блок:
Обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, полученных знаний, организации времени, социальной адаптации, помощь родителям.
Оздоровительный блок:
Формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями. Консультирование родителей.
Социально-правовой блок:
Ознакомление обучающихся и родителей с правами и основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения. Социальная адаптация и профориентация детей.
Воспитательный блок:
Обусловливают формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных местах.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ: социальный педагог, педагог-организатор, фельдшер школы, 2 педагога-психолога, учителя, имеющие опыт в организации образовательного процесса с детьми, имеющими проблемы в развитии и обучении.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Для педагога-психолога:
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2000г.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Рабочая тетрадь школьника.- М.: Генезис, 2004г.
Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе. Рабочая тетрадь школьника/ Под ред. С.В.Кривцовой.- М.: Генезис, 2004г.
Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.- М.: Генезис, 2002г.
Жизненные навыки. Уроки психологии в 2 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.- М.: Генезис, 2002г.
Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе. Рабочая тетрадь школьника/ Под ред. С.В.Кривцовой.- М.: Генезис, 2004г.
Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.- М.: Генезис, 2002г.
Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе. Рабочая тетрадь школьника/ Под ред. С.В.Кривцовой.- М.: Генезис, 2004г.
Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие.- М.: Чистые пруды,2005г.
Для социального педагога и педагога-организатора:
Игольницына Л.М., Семенова Э.Ф., Мальцев А.В., Говорина М.Г. профилактика социально-негативных явлений в среде детей, подростков, молодежи: методическое пособие. – Иркутск: изд-во Иркутского госуниверситета, 2005.
Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
Рабочая тетрадь социального педагога. Для заместителя директора по социальной защите и социальных педагогов. /Под ред.Кузнецовой Л.В./, М.: Школьная пресса,2005.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ «Сфера»,2002.
Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. /Сост. Ромашкина Г.А./, Волгоград: ИДК «Корифей»,2006
Для педагога-логопеда:
Речевая карта ребенка.
Методические разработки по коррекции нарушений чтения и письма.
Рекомендации по речевому развитию ребенка.
Методические разработки по повышению эффективности преодоления дефектов звукопроизношения.
Для педагогов – предметников:
Государственные программы по изучаемым предметам.
Федеральный перечень УМК.
Государственные образовательные стандарты.
Методические разработки уроков, внеклассных мероприятий.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА УЧРЕЖДЕНИЯ.
Компьютерный класс – 1; мастерские – 2; кабинет обслуживающего труда -1; спортивный зал – 2; библиотека и читальный зал; столовая; в школе имеются технические средства обучения. Специальных приспособлений для детей-инвалидов, таких как подъемник, пандусы и др. школа не имеет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Образование как расширение возможностей развития личности. А.Г. Асмолов. По материалам журнала «Вопросы психологии».
Здоровьесберегающие технологии. По материалам журналов «Здоровье детей», «Школьный психолог».
Г.К. Селевко. Воспитательные технологии. М.: 2005
О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. Управление современной школой. – Ростов-на-Дону, Изд-во «Учитель»2006 год Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1997г.
Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома.- Екатеринбург, 2003г. (серия «Психология детства: Практикум»).
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 1997г.
Кривцова С.В. Как научиться слушать друг друга.- Педология: новый век, 2001г. №4.
Макарьев И. Если ваш ребёнок левша.- СПб., 1995г.
Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка: Книга для детей и их родителей.- М., 1995г.
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М., 2002г.
Подлиняев О.Л. Эффективная память: Учеб. пособие.- Иркутск, 2006г.
Снайдерс М.Ребёнок как личность.- М., 1997г.
Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки.- М., 1993г.
Шохор-Троцкая М. Не переучивайте левшу.- Наука и жизнь, 2002г., №8.
Тема номера: Левша.- Школьный психолог, 1999г., №7.