12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ткаченко Алла Евгеньевна122
Россия, Пермский край, Пермь

Рабочая программа краткосрочного курса

для 5-6 классов «Точка, точка, запятая …»

МАОУ «Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми

Преподаватель: Ткаченко Алла Евгеньевна

Типология курса: практико-ориентированный, интегрированный, индивидуально - групповой, краткосрочный.

Предметные области: математика, физика, рисование, география.

Пояснительная записка.

Математический язык – это язык цифр, чисел, символов и рисунков. Правильно выполненные рисунки, чертежи способны понять люди разных национальностей, здесь не существует языковых барьеров. Они могут заменить долгие разъяснения. Ведь верно выполненный рисунок к задаче залог верного ее решения. Уже в древности ученые научились заменять доказательства теорем геометрическим рисунком, чертежом.

Идея изображать числа в виде точек, а точкам давать числовые обозначения зародилась в далекой древности. Первоначальное применение координат связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли, при составлении календаря, звездных и географических карт. Следы применения идеи прямоугольных координат в виде квадратной сетки (палетки) изображены на стене одной из погребальных камер Древнего Египта.

В 5 и 6 классе ученики уже знают положительные и отрицательные числа, правила выполнения действий в числовых выражениях, координатную прямую и перпендикулярные прямые. А где ещё можно применить эти знания? На вопрос “Как и где мы пользуемся листом в клетку?” кто-то из учеников обязательно ответит и скажет про игру “Морской бой”. Проведя турнир по “Морскому бою” или шахматный турнир, ученики лучше усваивают понятие клеточных координат. А для определения положения объекта на земной поверхности (глобус, карты) надо знать долготу и широту. Ученики могут применить свои знания на уроках географии, и это наглядный пример межпредметных связей при выполнении таких заданий.

Данный курс является наиболее привлекательной формой деятельности для детей. В ходе занятий у учащихся формируются начальные умения по определению координат точек. Далее задания усложняются, учащиеся упражняются в построении точек на плоскости по заданным координатам. Ученики выбирают по названию рисунок и выполняют индивидуальную работу:

-на координатной плоскости надо отметить точки, заданные своими координатами, в порядке их следования,

-затем соединить каждую точку с предыдущей кривой или отрезком,

-получится необычный рисунок, который затем можно разукрасить цветными карандашами.

Такие задания увлекают детей, заинтересовывают, и многие сами затем с удовольствием составляют рисунки по координатам. “Конкурс художников”- это творческое домашнее задание. Ученики придумывают и строят фигуры на плоскости, записывают координаты построенных точек, красиво и правильно оформляют работу на листе в клетку. Здесь четко прослеживается заключительный этап формирования у учащихся стремления к самостоятельной, творческой работе. Данная творческая работа носит не только обучающий, но и воспитательный характер.

Цель курса: создание условий для развития умений обучающихся строить координаты точки на плоскости, используя предметы и образы окружающей действительности.

Задачи курса:

1. Образовательные

помочь учащимся осознать практическую и личную значимость учебного материала по математике по теме «Координатная плоскость»

2. Развивающие

развитие образного мышления учащихся;

развитие математической речи;

создание условий для творческой самореализации личности, развитие познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения системы координат в окружающей жизни, астрономии;

развитие исследовательских способностей.

3. Воспитательные

воспитать аккуратность, любовь к предмету;

воспитание настойчивости при решение проблемы;

формирование сотруднических отношений в классе при решении проблемы.

Образовательным продуктом является - работы, самостоятельно выполненные учащимся на координатных плоскостях в виде точечных рисунков.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Работа курса рассчитана на 8 часов (в параллели 5-6 классов), так как выбор нового курса осуществляется 1 раз в четверть. Группа формируется из детей в возрасте от 12-13 лет. Оптимальное количество – 15 детей, чтобы педагог смог оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. По окончании курса обязательная итоговая работа обучающегося.

Руководитель курса следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала.

Ожидаемые результаты. К концу обучения воспитанники будут

знать:

1. Правила организации рабочего места. Правила бережного использования бумаги.

2. Особенности нанесения точек с заданными координатами на координатной плоскости.

3. Исторические сведения о появлении системы координат и ее практическом значении.

уметь:

1. Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.

2. Выполнять различные рисунки с помощью точек на координатной плоскости.

3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира.

4. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

Материалы, инструменты, приспособления:

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

-Бумага: писчая в клеточку или миллиметровая,

-Линейка, простой карандаш,

-Инструкции по построению рисунков на определенную тематику.

Оценка результатов:

Коллективное обсуждение выполненных заданий, оценивание по пятибалльной системе за правильность и аккуратность.

Коллективный проектный продукт - папка с материалами по теме краткосрочного курса «Точка, точка, запятая …»

Критерии оценивания результативности деятельности обучающегося:

Критерии оценивания

Кол-во баллов

Качество выполнения рисунков

5

Сложность работы

5

Публичная защита работы «Карта звездного неба»

5

Изготовление изделия по собственному эскизу «Точечный рисунок на свободную тему».

15

Итого:

30

 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание

Теорет.

Практ.

1.Мозговой штурм”: что нужно знать для определения местоположения человека, объекта, предмета?

Разработка плана, распределение обязанностей, выбор способов оформления и представления результатов, критериев оценки курса.

1

 

Историческая справка “Рене Декарт и декартова система координат”, “Астроном Клавдий Птоломей”

Осуществление информационно-поисковой деятельности, актуализация знаний.

   

2. Игра “Меткий стрелок” (познакомить с геометрической фигурой – точкой и вариантами ее размещения на координатной плоскости).

Создать мотивацию, осознание проблемной ситуации.

1

 

3. Практическая работа “Карта звездного неба” (нарисовать силуэты созвездий на плоскости по заданным координатам по выбору).

Анализ информации, изготовление индивидуального продукта.

Формирование умений ориентироваться на листе бумаги и на определенном расстоянии друг от друга ставить точки, изображать точками узор.

 

1

4. Практическая работа “Зоопарк” (нарисовать животных на плоскости по заданным координатам по выбору).

Анализ информации, изготовление индивидуального продукта.

Формирование умений ориентироваться на листе бумаги и на определенном расстоянии друг от друга ставить точки, изображать точками узор.

 

1

5. Практическая работа “Мультяшные герои” (нарисовать героя на плоскости по заданным координатам по выбору).

Анализ информации, изготовление индивидуального продукта.

Формирование умений ориентироваться на листе бумаги и на определенном расстоянии друг от друга ставить точки, изображать точками узор.

 

1

6. Практическая работа «Точечный рисунок на свободную тему».

Изготовление индивидуального продукта.

Развитие творческой самореализации личности.

 

1

7.“Конкурс художников” (придумать и построить фигуры на плоскости, записать координаты точек, правильно оформить работу).

Рисунки на клетчатой бумаге - красивые задания на координатной плоскости.

Развитие исследовательских способностей.

 

1

8. Отчет, презентация, демонстрация продуктов курса.

Самооценка, внешняя оценка, подведение итогов, выдвижение и прогнозирование новых проблем.

 

1

   

2

6

Используемая литература:

Горячкина О. Координатная плоскость// Математика.-1995-№47.-с.8.

Рисуем по координатам//Математика. 2000. №46.47. с.12,22.

Красивые задания по теме “Координатная плоскость”// Математика. 1997. №38

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.