Рабочая программа краткосрочного курса для 5–6 классов «Точка, точка, запятая... »
Рабочая программа краткосрочного курса
для 5-6 классов «Точка, точка, запятая …»
МАОУ «Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми
Преподаватель: Ткаченко Алла Евгеньевна
Типология курса: практико-ориентированный, интегрированный, индивидуально - групповой, краткосрочный.
Предметные области: математика, физика, рисование, география.
Пояснительная записка.
Математический язык – это язык цифр, чисел, символов и рисунков. Правильно выполненные рисунки, чертежи способны понять люди разных национальностей, здесь не существует языковых барьеров. Они могут заменить долгие разъяснения. Ведь верно выполненный рисунок к задаче залог верного ее решения. Уже в древности ученые научились заменять доказательства теорем геометрическим рисунком, чертежом.
Идея изображать числа в виде точек, а точкам давать числовые обозначения зародилась в далекой древности. Первоначальное применение координат связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли, при составлении календаря, звездных и географических карт. Следы применения идеи прямоугольных координат в виде квадратной сетки (палетки) изображены на стене одной из погребальных камер Древнего Египта.
В 5 и 6 классе ученики уже знают положительные и отрицательные числа, правила выполнения действий в числовых выражениях, координатную прямую и перпендикулярные прямые. А где ещё можно применить эти знания? На вопрос “Как и где мы пользуемся листом в клетку?” кто-то из учеников обязательно ответит и скажет про игру “Морской бой”. Проведя турнир по “Морскому бою” или шахматный турнир, ученики лучше усваивают понятие клеточных координат. А для определения положения объекта на земной поверхности (глобус, карты) надо знать долготу и широту. Ученики могут применить свои знания на уроках географии, и это наглядный пример межпредметных связей при выполнении таких заданий.
Данный курс является наиболее привлекательной формой деятельности для детей. В ходе занятий у учащихся формируются начальные умения по определению координат точек. Далее задания усложняются, учащиеся упражняются в построении точек на плоскости по заданным координатам. Ученики выбирают по названию рисунок и выполняют индивидуальную работу:
-на координатной плоскости надо отметить точки, заданные своими координатами, в порядке их следования,
-затем соединить каждую точку с предыдущей кривой или отрезком,
-получится необычный рисунок, который затем можно разукрасить цветными карандашами.
Такие задания увлекают детей, заинтересовывают, и многие сами затем с удовольствием составляют рисунки по координатам. “Конкурс художников”- это творческое домашнее задание. Ученики придумывают и строят фигуры на плоскости, записывают координаты построенных точек, красиво и правильно оформляют работу на листе в клетку. Здесь четко прослеживается заключительный этап формирования у учащихся стремления к самостоятельной, творческой работе. Данная творческая работа носит не только обучающий, но и воспитательный характер.
Цель курса: создание условий для развития умений обучающихся строить координаты точки на плоскости, используя предметы и образы окружающей действительности.
Задачи курса:
1. Образовательные
•помочь учащимся осознать практическую и личную значимость учебного материала по математике по теме «Координатная плоскость»
2. Развивающие
•развитие образного мышления учащихся;
•развитие математической речи;
•создание условий для творческой самореализации личности, развитие познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения системы координат в окружающей жизни, астрономии;
•развитие исследовательских способностей.
3. Воспитательные
•воспитать аккуратность, любовь к предмету;
•воспитание настойчивости при решение проблемы;
•формирование сотруднических отношений в классе при решении проблемы.
Образовательным продуктом является - работы, самостоятельно выполненные учащимся на координатных плоскостях в виде точечных рисунков.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Работа курса рассчитана на 8 часов (в параллели 5-6 классов), так как выбор нового курса осуществляется 1 раз в четверть. Группа формируется из детей в возрасте от 12-13 лет. Оптимальное количество – 15 детей, чтобы педагог смог оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. По окончании курса обязательная итоговая работа обучающегося.
Руководитель курса следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала.
Ожидаемые результаты. К концу обучения воспитанники будут
знать:
1. Правила организации рабочего места. Правила бережного использования бумаги.
2. Особенности нанесения точек с заданными координатами на координатной плоскости.
3. Исторические сведения о появлении системы координат и ее практическом значении.
уметь:
1. Правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
2. Выполнять различные рисунки с помощью точек на координатной плоскости.
3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира.
4. Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.
Материалы, инструменты, приспособления:
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
-Бумага: писчая в клеточку или миллиметровая,
-Линейка, простой карандаш,
-Инструкции по построению рисунков на определенную тематику.
Оценка результатов:
Коллективное обсуждение выполненных заданий, оценивание по пятибалльной системе за правильность и аккуратность.
Коллективный проектный продукт - папка с материалами по теме краткосрочного курса «Точка, точка, запятая …»
Критерии оценивания результативности деятельности обучающегося:
Критерии оценивания |
Кол-во баллов |
Качество выполнения рисунков |
5 |
Сложность работы |
5 |
Публичная защита работы «Карта звездного неба» |
5 |
Изготовление изделия по собственному эскизу «Точечный рисунок на свободную тему». |
15 |
Итого: |
30 |
Календарно-тематическое планирование
№ Тема |
Содержание |
Теорет. |
Практ. |
Используемая литература:
Горячкина О. Координатная плоскость// Математика.-1995-№47.-с.8.
Рисуем по координатам//Математика. 2000. №46.47. с.12,22.
Красивые задания по теме “Координатная плоскость”// Математика. 1997. №38