Программа краткосрочного курса по выбору «3D открытки» для учащихся 5–6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Краткосрочный курс «3D открытки (или Киригами)»
5 класс
Ткаченко Алла Евгеньевна
МАОУ «Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Бумага известна всем с раннего детства. Она является инструментом творчества, который доступен каждому. Это - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Любая работа с ней – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Киригами дословно с японского переводится, как разрезание бумаги - (киру) — резать, (ками) — бумага. Киригами достаточно молодое искусство (с 1980 г.), основоположником которого считается японский архитектор Масахиро Чатани, сделавший несколько надрезов в бумажной модели, чтобы облегчить складывание.
Киригами можно разделить на два вида - объемное и плоское.
Плоское киригами основано на вырезании некоторых частей рисунка. После окончания получается лист с прорезями, образующими рисунок. С большим наслаждением киригами занимаются дети. Достаточно вспомнить из своего детства с волнением разворачиваемую снежинку, вырезанную из бумаги. Это хороший способ развития у детей пространственного воображения, мелкой моторики рук, аккуратность.
Техника объемного киригами знакома нам по открыткам или детским книжкам. Раскрывая их, мы обнаруживаем внутри объемную конструкцию, а закрывая, превращаем обратно в плоскую.
Технику киригами используют многие дизайнеры для оформления интерьеров, создания декора, оформления подарков, восхитительных открыток.
Для изготовления открыток - киригами нужны шаблоны, линейка (лучше железная) и нож-резак. В этом отличие от техники оригами, в которой резать бумагу нельзя.
Программа КсК «3D открытки (или киригами)» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Воспитание и обучение на курсе осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы.
Вид программы курса: авторская.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – творческое развитие личности через освоение техники работы с бумагой.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Создавать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапное освоение детьми одного из видов работы с бумагой в технике киригами.
3. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
4. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
5. Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии.
6. Обучение детей способам полезного проведения досуга.
Образовательным продуктом является - поделки (открытки), самостоятельно выполненные учащимся в технике киригами.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Работа курса рассчитана на 8 часов (в параллели 5-х классов), так как выбор нового курса осуществляется 1 раз в четверть. Группа формируется из детей в возрасте от 11-12 лет. Оптимальное количество – 10 детей, чтобы педагог смог оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. По окончании курса обязательная итоговая работа обучающегося. Руководитель курса следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала. Материал, необходимый для работы, хранится в определенном месте.
К концу обучения воспитанники будут знать:
1.Правила безопасности труда. Правила организации рабочего места.
2. Правила бережного использования бумаги.
3.Основные этапы при изготовлении объемных открыток.
4.Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага, бархатная бумага, голографический картон.
К концу обучения воспитанники будут уметь:
1. Соблюдать правила безопасности труда. Правильно организовывать
рабочее место и поддерживать порядок во время работы.
2. Выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать; сворачивать; сгибать, придавая объем изделию; разрезать полосками определённого формата. Располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа. Пользоваться клеем, кисточкой, канцелярским ножом-резаком.
3. Ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться предметам окружающего нас предметного мира.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
-Бумага: писчая, упаковочная, цветная двусторонняя и односторонняя, бархатная.
-Картон: цветной, белый, голографический.
-Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, стеклярус, блестки.
-Клей ПВА, клей-карандаш.
-Ножницы, кисточки, карандаши, канцелярский нож-резак, линейки, скотч.
Критерии результативности КсК:
Критерии оценивания |
Количество баллов |
Качество выполнения открытки по технике Киригами. |
7-10 |
Сложность работы. |
5-10 |
Аккуратность выполнения. |
7-10 |
Интересная презентация своей работы. |
7-10 |
Практическое применение (украшение, подарок и т. д). |
8-10 |
Всего |
34-50 |
Календарно – тематический план КсК «3D открытки (или киригами)»
Тема |
Теория |
Практика |
Всего |
1.Презентация: процедура выбора. 2.Вводное занятие: Правила поведения. Правила т/б при работе с клеем, ножницами и другими инструментами. История и принципы изготовления изделий в технике Киригами. Основные приемы работы. |
1 1 |
- - |
1 1 |
Выполнение творческой работы: 3. Изготовление (по образцу) открыток «Сердце» в технике киригами. 4. Декорирование открыток «Сердце» дополнительными деталями (кружевом, лентами, пуговицами, бусинами, природными мат-ми). 5. Разработка собственного эскиза открытки. Построение трафарета, схемы - шаблона и подбор бумажного материала по технике киригами. 6-7. Изготовление открытки на свободную тему. |
1 1 1 2 |
1 1 1 2 |
|
8. Презентация продукта внутри группы. Рефлексия. Общешкольная Мастерская. |
1 |
1 |
|
Всего |
2 |
6 |
8 |
Формы подведения итогов курса по выбору
Проведение выставок работ учащихся в школе для параллели 5-ых классов.
Учебно-дидактическое и материально-техническое обеспечение:
http://pochemuchkam.ru/kak-delat-kirigami/.html - теория
http://www.infoniac.ru/news/Ob-emnye-otkrytki-svoimi-rukami.html- шаблоны
http://www.tavika.ru/2013/11/card-cat.html - кошка
hhttp://kraskidnia.ru/otkrytka-serdechko/ - сердце
http://nacrestike.ru/publ/master_klassy/prostaja_objomnaja_otkrytka_svoimi_rukami/9-1-0-1372 - тортик
http://womanonly.ru/stil_zhizni/hobbi/otkrytki_kirigami_dlja_nachinajuwih_shemy_i_shablony - 35 шаблонов для начинающих