Программа краткосрочного курса «Контрольная закупка» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 7 January 2019

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми

                     

                   Номинация «Программа внеурочной деятельности для 5-9 классов»

 

Программа краткосрочного курса

«Контрольная закупка»

для учащихся 8 классов

Ткаченко Алла Евгеньевна

учитель химии

МАОУ «Предметно-языковая

школа «Дуплекс» г. Перми

2018 г.

 

 

Содержание

Пояснительная записка к программе краткосрочного курса (КсК)

         «Контрольная закупка» 3 - 6

Планируемые результаты 6

Содержание программы КсК 8

Календарно-тематический план КсК 9

Список использованных источников 10

Методическое обеспечение программы (Приложение) 11 - 22

                                                                    2

                         Пояснительная записка к программе краткосрочного курса

«Контрольная закупка» 8 класс

Актуальность курса

Реалии современной жизни таковы, что каждый из нас может столкнуться с необходимостью заказать судебную, медицинскую, автотехническую экспертизу, или оценку имущества, какого-либо проекта, товара, или исследование отдельных веществ и составов… Рынок экспертных услуг многогранен и охватывает различные области. От автомобилей и до молочной продукции — экспертизе поддаётся всё. Безусловно, дать официальное заключение по вашей проблеме смогут только квалифицированные оценщики или эксперты. Для этого они будут проводить различные методы анализа, как визуальные, так и лабораторные исследования.

КсК «Контрольная закупка» дает возможность учащимся побывать в роли экспертов – химиков - аналитиков и позаниматься познавательной исследовательской деятельностью. Объектами исследования станут некоторые природные материалы (почва, вода) и продукты питания (с белковым и углеводным содержанием), т.е. то, с чем школьники встречаются в повседневной жизни. В процессе выполнения практических работ ребята познакомятся с элементами качественного и количественного анализа веществ, овладеют приемами сборки химических установок для проведения исследований, а также потренируются выстраивать алгоритмы действий и формулировать выводы при составлении инструкционных карт «Ход эксперимента».

Программа курса «Контрольная закупка» вносит свой вклад для успешной реализации задач профильного обучения в области естественных наук. Важным является установление сложных связей, которые существуют в системе «природа – общество – человек» и поиск путей решения жизненно важных задач. Особенностью курса является его интегративный характер, так как он построен на материале химии, биологии, физики, математики. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

                                                                       3

Практическая значимость курса

Это практико-ориентированный курс. Он дает возможность учащимся самостоятельно занимать познавательной и практической деятельностью, потому что имеет экспериментальную направленность (2/3 занятий – практические работы, которые выполняют учащиеся). Практические работы отобраны таким образом, что не предполагают использования токсичных реагентов и сложного аппаратурного оформления. Они просты в выполнении, дают знания, которые могут быть использованы в дальнейшем, что повышает практическую значимость химических знаний и совершенствует практические умения учащихся.

В течение посещения занятий данного курса обучающиеся готовят творческий отчёт, выполнение которого включает следующие этапы: работа с инструкциями, анализ полученной информации, выдвижение гипотез, выполнение практической части, обработка полученных данных, подведение итогов. Для того что бы производить химические исследования как эксперты, учащиеся самостоятельно разрабатывают к ним инструкционные карты «Ход эксперимента», где отражают такую информацию, как: 1) цель работы, 2) реактивы и оборудование, 3) последовательность действий, 4) Т/Б при выполнении работы, 5) рисунок экспериментальной установки, 6) результаты и выводы. При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 2-3 человека.

На итоговом мероприятии «Общешкольная мастерская» учащиеся представляют продукты своей деятельности, это могут быть:

-разработанные ими инструкционные карты «Ход эксперимента» (на листах формат А-4) с заключением о качественном составе исследуемого продукта;

-созданные ими презентации по теме «Контрольная закупка. Основные этапы моей практической деятельности»;

-организация и проведение ими мастер-класса для учащихся параллели по теме «Как помогает химическая экспертиза определять качественный состав продуктов».

                                                                        4

Вид программы курса: модифицированная.

Цель курса: Создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, позволяющих самостоятельно приобретать умения и навыки.

Задачи курса:

Образовательные

Способствовать формированию теоретических u практических знаний о методах анализа (химических, физико-химических и физических).

Углубить, систематизировать и закрепить знания обучающихся о строении и общих свойствах некоторых неорганических и органических веществ.

Установить межпредметные связи изучаемой теоретической основы с близкими в домашней жизни проблемами.

Развивающие

Способствовать формированию мышления на основе описания, анализа, синтеза, сравнения, объяснения химических процессов, обобщения сведений.

Развивать любознательность, наблюдательность, пытливость ума, исследовательские умения при выполнении практических работ, устной и письменной речи.

Развивать учебно-коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные

Формировать дисциплинированность, исполнительность, аккуратность в работе.

Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Отличительные особенности курса, этапы его реализации и режим занятий

Работа курса составлена на 8 часов (для параллели 8 классов), так как выбор нового курса осуществляется 1 раз в четверть. Группа формируется из детей в возрасте от 14-15 лет. Оптимальное количество – 15 человек, которые будут работать в парах (но можно и в мини-группах по 3 человека). Предлагаемый КсК рассчитан на учащихся, которым интересны науки естественного цикла, которые хотели бы удовлетворить свои познавательные интересы. 

                                                                   5

При этом учитываются возрастные особенности подростков этого возраста: любознательность, наблюдательность, интерес к различным изменениям, происходящим с веществами, возбудимость, быстрое овладение знаниями и умениями.

КсК «Контрольная закупка» носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Он направлен на развитие познавательной активности и мотивации к изучению наук о природе, развитие творческих способностей школьников, экспериментальная часть способствует развитию исследовательских качеств.

Курс является несистематическим и может изучаться параллельно с традиционным школьным курсом химии (любая программа). Он базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта.

Планируемые результаты.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

Наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел

Описывать результаты наблюдений

Выдвигать гипотезы

Выполнять измерения, обращаться с хим. посудой и лабораторным оборудованием

Представлять результаты измерений в виде таблиц

Делать выводы

Обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на базе следующих знаний:

Цикл познания в естественных науках

Роль химии

Соотношение химии с другими науками

Применение различных веществ.

                                                                   6

Оценка и контроль результатов

Заключительным этапом является итоговый отчет учащихся о проведенных исследованиях.

Система оценивания деятельности ребенка из расчета 100 баллов выглядит следующим образом:

-за создание инструкционной карты «Ход эксперимента» - 25 баллов,

-за проведение практической работы в микрогруппах – 25 баллов,

-за создание презентации «Контрольная закупка. Основные этапы моей практической деятельности» - 50 баллов,

-за проведение мастер-класса для учащихся параллели по теме «Как помогает химическая экспертиза определять качественный состав продуктов» - 50 баллов.

Основные формы занятий

Беседа, практические работы, исследовательские работы, консультации.

Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Инструкции по проведению практических работ (на каждую мини-группу);

Необходимые для практической работы реактивы и оборудование;

Исследуемые материалы: образцы почвы, водопроводная и речная вода, чипсы (разных производителей), фруктовые соки (разных производителей), молоко, куриное яйцо, мясной фарш (натуральный и из пельменей), мясной бульон;

Проектор;

Презентации Роwer Point «Техника безопасности при работе в кабинете химии», «Лабораторное оборудование, приемы обращения», «Что значит «Химическая экспертиза»?».

 

                                                               7

 

Содержание программы КсК «Контрольная закупка»

Тема № 1. (4ч)

Выбор краткосрочного курса. Введение. Техника лабораторных работ.

Элементы аналитической химии и экологии.

Введение: цели и задачи краткосрочного курса.

Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Профессии, требующие химических знаний.

Химическая посуда. Техника безопасности во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами.

Нагревательные приборы (спиртовка, водяная баня) и пользование ими. Нагревание и прокаливание.

Основные приёмы работы с твёрдыми, жидкими и газообразными веществами.

Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.

Практическая работа № 1-3: «Основные приемы обращения с лабораторным оборудованием», «Качественный анализ состава водопроводной воды и определение степени засоленности почвы», «Анализ состава чипсов».

Тема № 2. (4ч)

Элементы аналитической химии и биохимии. Презентация продукта.

Практическая работа № 4-5: «Обнаружение витамина С во фруктовых соках», «Обнаружение белков в продуктах питания: молоке, мясном фарше и бульоне, курином яйце».

Презентация продуктов внутри группы, выбор продукта на параллель, участие в общешкольной мастерской.

 

                                                                    8

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

теория

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

практика


 

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ: Тема № 1. (4ч) Выбор краткосрочного курса. Введение. Техника лабораторных работ. Элементы аналитической химии и экологии.

1)Презентация: процедура выбора краткосрочного курса.

2)Введение. Вводный инструктаж по соблюдению т/б в кабинете химии учащимися во время проведения практических работ.

Практическая работа № 1. «Основные приемы обращения с лабораторным оборудованием».

3)Практическая работа № 2. «Качественный анализ состава водопроводной воды и определение степени засоленности почвы»

4)Практическая работа № 3. «Анализ состава чипсов»

 

          

 

        1ч


 


 


 

 

 

 

ВТОРОЙ ДЕНЬ: Тема № 2. (4ч) Элементы аналитической химии и биохимии. Презентация продукта.

5) Практическая работа № 4. «Обнаружение витамина С во фруктовых соках»

6) Практическая работа № 5. «Обнаружение белков в продуктах питания: молоке, мясном фарше и бульоне, курином яйце».

7) Презентация продукта внутри группы: выбор продукта на параллель.

8) Выступление учащихся на общешкольной мастерской.

 

 


 


 


 

 

                                                                                Итого    

                                                                   9

Рекомендуемая литература для учителя

Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов.// Химия в школе,.-2006, № 4. -2-4с.

Лебедев О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов/ http://www.college.ru. (11.11.11)

Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффективные опыты по химии». - М.: ДРОФА, 2008 г. – 210 с

Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. – 2000. - № 5

Рекомендуемая литература для учащихся

Ю.И. Смирнов. Мир химии. Санкт-Петербург 1995 г.

Э. Гросс и др. Химия для любознательных. Ленинград 1985 г.

П. И. Воскресенский. Основы химического анализа. М. Просвещение 1971 г.

Источники, использованные при подготовке программы:

Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1986, - 192 с.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2002

Шипарева Г.А. Программы элективных курсов: Химия. 8-9 класс. Предпрофильное обучение. – Дрофа, 2006,- 80 с.

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/11/18/programma-osnovy-khimicheskogo-analiza-kurs-predprofilnoy

                                                                   10

 

Методическое обеспечение программы (Приложение)

Приложение №1. «Паспорт краткосрочного курса»

ФИО педагога: Ткаченко Алла Евгеньевна

Название курса: Контрольная закупка

Краткая аннотация: Возраст детей8 класс.

Реалии современной жизни таковы, что каждый из нас может столкнуться с необходимостью заказать судебную, медицинскую, автотехническую экспертизу, или оценку имущества, какого-либо проекта, товара, или исследование отдельных веществ и составов… Безусловно, дать официальное заключение по вашей проблеме смогут только квалифицированные оценщики или эксперты. Для этого они будут проводить различные методы анализа, как визуальные, так и лабораторные исследования.

Данный КсК дает возможность учащимся побывать в роли экспертов –химиков-аналитиков и позаниматься познавательной исследовательской деятельностью. Объектами исследования станут некоторые природные материалы (почва, вода) и продукты питания (с белковым и углеводным содержанием), т.е. то, с чем школьники встречаются в повседневной жизни. В процессе выполнения практических работ ребята познакомятся с элементами качественного и количественного анализа веществ, овладеют приемами сборки химических установок для проведения исследований, а также потренируются выстраивать алгоритмы действий и формулировать выводы при составлении инструкционных карт «Ход эксперимента».

Цель: Создание условий для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области химического эксперимента, позволяющих самостоятельно приобретать умения и навыки.

Структура курса:

1-я часть study блока: 1-й день

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

Презентация:

процедура выбора.

Введение. Вводный инструктаж по соблю-дению т/б в кабинете химии учащимися во время проведения практических работ.

Пр.р. № 1. «Основные приемы обращения с лаб. оборудованием»

                                                                   11

Пр. р. № 2. «Качественный анализ состава водопроводной воды» и «Определение степени засоленности почвы»

Пр. р. № 3.

«Анализ состава чипсов»

2-я часть study блока: 2-й день

5 урок

6 урок

7 урок

8 урок

Пр. р. № 4. «Обнаружение витамина С во фруктовых соках»

Пр. р. № 5. «Обнаружение белков в продуктах питания: молоке, мясном фарше и бульоне, курином яйце».

Презентация продукта

внутри группы: выбор продукта на параллель.

Общешкольная Мастерская

Система оценивания из расчёта 100* баллов

* 100 баллов получает тот, кто успешно презентовал свой продукт на общешкольной Мастерской

Критерий

Балл

за создание инструкционной карты «Ход эксперимента»

25

за проведение практической работы в микрогруппах

25

за создание презентации «Основные этапы моей практической работы во время КсК»

50

за проведение мастер-класса для учащихся 8-9 параллели по теме «Как помогает химическая экспертиза определять качественный состав продуктов».

50

Перечень возможных продуктов для защиты:

1. Разработка инструкционной карты «Ход эксперимента» (на листе формат А-4);

2. Создание презентации по теме «Контрольная закупка. Основные этапы моей практической деятельности»;

3. Организация и проведение мастер-класса для учащихся 8-9 параллели по теме «Как помогает химическая экспертиза определять качественный состав продуктов».

                                                               12

Приложение № 2.

Практическая работа № 1. «Основные приемы обращения с лаб. оборудованием»

Цель: знакомство с химической посудой, правилами её нагревания; мерной посудой и её назначением; лабораторным оборудованием и правилами работы с ним; с основными способами разделения смесей веществ;

формирование умений и навыков в конструировании простейших приборов и проверки их на герметичность;

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.

1.  Во время проведения опытов на вашем столе должны находиться реактивы, оборудование, лист формата А – 4 и письменные принадлежности.

2.  Выполняйте  опыт только  после  того,  как определите  последовательность своих действий, узнаете о свойствах веществ, которые нужно получить и использовать.

3.  При  малейшем  сомнении  относительно  веществ,  оборудования, последовательности  и  условий  выполнения  опыта  обратитесь  с вопросами либо за помощью к учителю.

4.  Сосредоточьтесь на выполнении каждого опыта, не отвлекайтесь на посторонние дела и не отвлекайте одноклассников.

5.  Бережно относитесь к имуществу химического кабинета, экономно расходуйте вещества.

6.  Запрещается  выполнять  опыты,  не  запланированные  учителем,  смешивать какие-либо  вещества,  сливать жидкость на  свое усмотрение,  менять условия эксперимента.

7.  Наблюдения записывайте во время проведения опыта, а результат и выводы —  после завершения  работы.

8.  После  выполнения  опытов  уберите  рабочее  место,  вытрите  стол тряпкой насухо, вымойте пробирки, другую посуду и вместе с оборудованием сдайте учителю.

9.  Остатки  веществ  после  опытов  высыпьте  или  вылейте  в  специально предназначенные для этого емкости. Некоторые жидкие вещества и растворы  (об этом скажет учитель) можно выливать в раковину. Их остатки смывают проточной водой.

Лабораторная  посуда и оборудование. 

Большая  часть  посуды для химических опытов сделана из стекла, остальная — из фарфора или пластмассы. Работая со стеклянной посудой,  следует иметь в виду, что  ее  легко  разбить  и  она  может  треснуть  во время нагревания. Фарфоровая посуда предназначена  для  нагревания,  растирания  твердых веществ;  она  термостойкая  и  более  прочная,  чем стеклянная.

В  химической  лаборатории  все  вещества  и растворы содержатся в плотно закрытых банках и бутылках.

Отбор  твердого  вещества из  банки  осуществляют ложкой  или шпателем. 

Определенный  объем жидкости  отбирают  пипеткой  или  с  помощью мерного цилиндра.                                                  13

Опыты в школе, как правило, выполняют в пробирках. Они изготовлены из тонкого стекла, поэтому работать с ними следует осторожно. В пробирку помещают  твердое  вещество массой  0,5—I  г,  или приблизительно  1/4  чайной 

ложки,  а  жидкости наливают  I—2 мл (в пробирке это слой в I—2 см).

Для  измельчения  твердого  вещества  используют фарфоровую ступку с пестиком.

Выпаривание растворов осуществляют в фарфоровых  чашках  или 

термостойких стаканах.  В чашках  также  прокаливают  некоторые  твердые

вещества.

Если нужно выпарить воду из нескольких капель раствора, то это делают на предметном стекле.
 

 

                                                                       14

                                                                  15

 

Ход работы:

      1. Познакомьтесь с устройством лабораторного штатива.

        Соберите разобранный штатив.

        Вспомните приемы работы со спиртовкой.

        Закрепите в лапке штатива пробирку с водой.

 

      1. Нагрейте воду в пламени спиртовки до кипения.

        Соберите простейший прибор (как показано на рис.) и проверьте его на герметичность.

      1. Перечислите, какие вы знаете приемы обращения с лабораторным оборудованием?

                                                                 16

Приложение № 3.

Практическая работа № 2. «Качественный анализ состава водопроводной воды» и «Определение степени засоленности почвы»

Цель работы: (обучающиеся формулируют самостоятельно)

Оборудование и реактивы: (обучающиеся перечисляют самостоятельно)

Ход работы.

Опыт № 1. Механический анализ почвы

В пробирку с почвой добавьте в три раза больше воды, закройте пробкой и тщательно встряхните в течении 1-2 мин.

1. Как происходит осаждение частиц? 2. Какой цвет имеет осадок?

3. Какова структура частиц? (крупнозернистые, мелкозернистые и т. д.)

Опыт № 2. Получение почвенного раствора и опыты с ним А) Приготовьте прибор для фильтрования, как показано на рис. Профильтруйте смесь почвы и воды, полученную в первом опыте.

Б) Несколько капель почвенного раствора поместите на предметное стекло и проведите выпаривание. Что наблюдаете? В) Исследуйте почвенный раствор индикаторной бумагой.

1. Зарисуйте прибор для фильтрования. 2. Какие вещества, содержащиеся в почвенном растворе, вы обнаружили при выпаривании? 3. Какую среду имеет почвенный раствор?
Опыт № 3. Определение прозрачности воды.

Установите мерный цилиндр на печатный текст учебника и осторожно вливайте исследуемую воду из колбы. На какой высоте не будет виден шрифт? Сделайте вывод о прозрачности воды.

Опыт № 4. Определение интенсивности запаха воды.

Встряхните исследуемую воду в колбе и проверьте интенсивность запаха.

Дайте оценку запаху в баллах, пользуясь справочной таблицей.

ВЫВОД: Что можно узнать при анализе почвы и воды?

 

                                                               17

Приложение № 4.

Практическая работа № 3. «Анализ состава чипсов»

Цель работы: (обучающиеся формулируют самостоятельно)

Оборудование и реактивы: (обучающиеся перечисляют самостоятельно)

Ход работы.

Опыт № 1. Анализ чипсов на наличие масла

1. Положите чипс на фильтровальную бумагу.

2. Согните фильтровальную бумагу пополам и раздавите чипс.

3. Удалите кусочки чипса с фильтровальной бумаги.

4. Посмотрите бумагу на свет. Количество масла можно оценить по размеру пропускающего свет пятна. Сравните количество масла в различных марках чипсов. Подпишите эту бумагу и прикрепите ее к вашей отчетной таблице.

Опыт № 2. Анализ чипсов на наличие крахмала. Капните раствором иода на чипс. Отметьте, какая часть чипса стала черно-синей. Сделайте вывод.

Опыт № 3. Анализ чипсов на наличие поваренной соли.

1. Раскрошите чипс и положите крошки в пробирку, налейте 1-2 мл воды, нагревайте до кипения воды.

2. Отфильтруйте воду от чипсов.

3. Разделите фильтрат на две части.

4. Выпарите одну часть досуха на предметном стеклышке. Что наблюдаете?

5. Ко второй части фильтрата добавьте несколько мл. р-ра нитрата серебра (АgNO3). Что наблюдаете?

Опыт № 3. Анализ чипсов на наличие углерода. Держа чипс щипцами, подожгите его. Что наблюдаете?

Подведите итоги выполнения работы. Каждая микрогруппа представляет полученные результаты.

                                                                18

Приложение № 6.

Практическая работа № 4. «Определение витамина С во фруктовых соках»

Цель: (обучающиеся формулируют самостоятельно)

Оборудование и реактивы: (обучающиеся перечисляют самостоятельно)

Ход работы.

Анализ витаминов — дело сложное. Но количество самого распространенного из витаминов — витамина С (аскорбиновой кислоты) — можно определить доступным лабораторным путем.

Измельчить на терке исследуемые продукты.

Выжать сок.

Налить в пробирку 2 мл полученного сока и добавить 10 мл воды.

Влить 1 мл крахмального клейстера, перемешать.

Добавить по каплям 5% раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. (Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом, как только йод окислит всю аскорбиновую кислоты, следующая капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет)

Зафиксировать полученный результат, сделать выводы.

20 мл сока (апельсинового, лимонного и т. п.) разбавьте водой до объема 100 мл и добавьте немного крахмального раствора (1 г на стакан воды). Теперь по каплям прибавляйте раствор иода. Как только иод окислит кислоту, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет. Это значит, что наша операция — титрование — закончена.

А чтобы узнать, сколько иода пошло на титрование, заранее определите объем одной капли. Скажем, так: с помощью пипетки проверьте, сколько капель содержится в известном объеме раствора иода, хотя бы в 10 мл. Переведите число капель в миллилитры, умножьте на 0,88 — и количество витамина С в образце вам известно...

                                                                   19

Приложение № 7

Практическая работа № 5. «Обнаружение белков в продуктах питания: молоке, мясном фарше и бульоне, курином яйце».

Цель: (обучающиеся формулируют самостоятельно)

Оборудование и реактивы: образцы пищевых продуктов - молочные продукты (молоко, сметана, кефир, простокваша, творог и др.); крупа (любая крупа, разваренная до кашеобразного состояния); бобовые (горох, фасоль, соя), размельченное мясо и рыба; куриное яйцо.

Растворы: 10% раствор гидроксида натрия, 1% раствор сульфата меди (II), концентрированная азотная кислота, концентрированный раствор гидроксида натрия, раствор аммиака, раствор ацетата свинца (II). Химическая посуда, спиртовка, пробирки.

Ход работы.

(Прочитав текст, самостоятельно составьте инструкционную карту «Ход эксперимента»)

Белок - самая важная составная часть пищи — основа всего живого, строительный материал всякого организма. Суточная потребность белка для человека массой в 60 кг составляет примерно 78 г в сутки при средней физической нагрузке, или 1,3 г на кг массы тела.

Тысячи исследователей во всем мире работают с белком, изучают его свойства. Конечно, в наших опытах мы не откроем ничего нового. Но, говорят, лиха беда начало...

Опыт №1. Всем известно, что при нагревании белок свертывается и переходит в нерастворимую форму – например, сырое яйцо становится крутым. Это явление называют денатурацией белка.

Опыт №2. Белок денатурируется, т.е. свертывается не только при нагревании. Налейте в пробирку чуть-чуть свежего молока и капните одну-две капли уксуса или раствора лимонной кислоты. Молоко тут же скиснет, образуя белые хлопья. Это свертывается молочный белок. Кстати, без такой реакции не приготовить творога, и не случайно творог так полезен - в него переходит почти весь молочный белок.

Когда молоко оставляют в теплом месте, то его белок тоже свертывается, но уже по иной причине - это работают молочнокислые бактерии.

                                                                 20

 Их известно очень много, и все они вырабатывают молочную кислоту, даже если питаются не молоком, а, скажем, соком капусты.

Опыт №3. Каждая хозяйка знает: чтобы приготовить вкусный бульон, надо нарезанное мясо положить в холодную воду. А когда хотят приготовить отварное мясо, то большие куски опускают в кипяток. Есть ли в этом химический смысл? Попробуем разобраться.

Налейте и пробирку холодной воды, опустите в нее немного сырого рубленого мяса и нагрейте. По мере нагревания образуются (и в большом количестве) серые хлопья. Это свернувшийся белок, пена, которую снимают шумовкой, чтобы не портила вид и вкус бульона. При дальнейшем нагревании растворимые в воде вещества постепенно переходят из мяса в раствор.

Эти вещества называют экстрактивными, потому что они извлекаются из мяса при его экстракции кипящей водой (проще говоря, при варке бульона). Они-то, в первую очередь, и придают бульону характерный вкус. А мясо, лишившись этих веществ, становится менее вкусным.

В другой пробирке воду вскипятите заранее и положите сырое мясо уже в кипяток. Как только мясо соприкоснется с водой, оно моментально станет серым, зато хлопьев образуется очень мало. Тот белок, что находился на поверхности, под действием высокой температуры сразу свернулся и закупорил многочисленные поры, которые пронизывают мясо. Экстрактивные вещества, и белки в том числе, уже не могут перейти в раствор. Значит, они остаются внутри мяса, придавая ему хороший вкус и аромат. А бульон, разумеется, получается несколько хуже.

Опыт №4. Качественная реакция на белок, т. е. такая реакция, которая позволит нам уверенно судить - белок перед нами или нет. Таких реакций несколько. Ту, которую мы проведем, называют биуретовой. Для нее нам потребуются растворы стиральной соды (или едкого натра) и медного купороса (сульфата меди (II).

Возьмите раствор, который, как можно предположить, содержит белок. Пусть это будет мясной или рыбный бульон (желательно процеженный через марлю), отвар каких-либо овощей или грибов и др. Растворы налейте в пробирки примерно наполовину.

                                                                    21

Затем прибавьте немного раствора щелочи - едкого натра. Потом, добавьте голубого раствора медного купороса. Если в испытуемом отваре действительно есть белок, то окраска сразу станет фиолетовой. Про такие реакции говорят, что они характерные. Они идут только в том случае, если в растворе действительно есть белок. Для контроля поставьте опыт с минеральной водой.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.