Цели:
Образовательная: систематизировать знания о местоположении кремния в периодической системе, свойствах, получении и применении кремния и его соединений.
Деятельностная: формировать способность учащихся к новому способу действия (работа в группах).
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение на основании положения в периодической системе и строения атома прогнозировать свойства элемента и его соединений, определять области его практического применения;
совершенствовать умение применения различных методов изучения веществ.
Метапредметные :
регулятивные: формировать умение планировать и регулировать свою деятельность, пути достижения цели, владеть основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: формировать готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
познавательные: формировать умение устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Личностные: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения, социальных и межличностных отношений, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; развивать устойчивые познавательные интересы, осознанное уважительное и доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность.
Методы и методические приемы: технология сотрудничества, информационные технологии, интерактивные методы обучения, лабораторный опыт (работа в группах)
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедиапроектор.
Оборудование для учащихся: пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, газоотводная трубка
Реактивы: раствор силиката натрия, раствор соляной кислоты, мрамор, раствор гидроксида натрия Литература для учителя: 1. Габриелян О.С. Химия, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. 2. Электронное приложение к учебнику Габриелян О.С. Химия 9 класс. Литература для учащихся: Габриелян О.С. Химия, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Характеристика кремния по его положению в Периодической системе элементов Д.И. Менделеева school-collection.edu.ru
- Получение силана http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8694217f-c265-751e-2150-2507b905f70a/view/
- Взаимодействие магния с диоксидом кремния http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c83ad67b-fcaa-e762-a640-dc7929650029/view/
- Взаимодействие кремния со щелочью http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ee05d9e6-4b54-4ce0-f06e-651ce04f6662/view/
- Кремний в технике http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ccd57abd-7c5d-4a68-9914-35de2fd40b6d/view/
Технологическая карта урока
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
1. |
Организационный момент Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. Включает учащихся в деловой ритм. |
Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
1. Читает высказывание: "Пою перед тобой в восторге похвалу, не камням дорогим, ни злату, но стеклу”. (М.В. Ломоносов) (эпиграф урока) 2. Демонстрирует слайды с изображениями веществ, в состав которых входит кремний (горный хрусталь, розовый кварц, аметист, агат, песок, стекло, фарфор и т.д.) 3. Задаёт вопросы 1) Что объединяет эти объекты между собой по их составу? 2) Какие ассоциации у вас возникают при слове «кремний»? 3) Как мы можем назвать тему сегодняшнего урока?
|
1. Просматривают слайды, делают вывод о сходном составе соединений и о присутствии в составе элемента кремния. 2. Предлагают ассоциации слова "кремний": прочный, твёрдый, камень. 3. Вспоминают выражение "Не человек, а кремень" 4. Формулируют название темы урока "Кремний и его соединения" и записывают её в тетрадь. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков; личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. |
3. |
Постановка учебной задачи |
1. Задаёт вопрос: Назовите латинское название кремния. Какие предположения по происхождению названия вы можете дать? 2. Уточняет ответы учащихся, рассказывает об этимологии названия: слово «кремний» произошло от латинского «ляпис креманс», что означает - «камень, дающий огонь», или кремень. Кремень по латыни «силекс», от этого слова происходит научное название элемента- «силициум». В 1825 году шведский химик Й.Я. Берцелиус действием металлического калия на фторид кремния SiF4 получил чистый элементарный кремний. Русское название “кремний” введено в 1834 году российским химиком Г.И. Гессом. В переводе с греческого kremnos – “утес, гора ” 2. Демонстрирует диаграмму: состав земной коры. Читает высказывания учёных: «Кремний – основа земной коры», – писал академик А.Е. Ферсман. В.И. Вернадский говорил, что «никакой организм не может существовать без кремния». 3. Организует работу обучающихся по составлению плана изучения темы. |
1. Называют латинское название кремния "силициум", делают предположения по происхождению названия. 2. Ведут записи в тетради основных событий, их дат, имён учёных. 2. Перечисляют элементы, входящие в состав земной коры, выделяют самые распространенные в ней, а значит, и самые значимые для нашего здоровья элементы: кислород (49,1 %) и кремний (26%). 3. Устно формулируют основные пункты плана изучения темы. |
Регулятивные: целеполагание, планирование; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. |
4. |
Открытие нового знания (добывание знаний по определённому плану) |
1. Даёт задание: дать характеристику элемента кремния по предложенному плану (для выполнения задания и проверки используется цифровой образовательный ресурс). 2. Организует работу в парах. |
Выполняют задание в тетради по плану (12 пунктов, приложение 1): работают в парах, 2 обучающихся работают у компьютера.
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации логические: построение логической цепи рассуждений; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Организует самопроверку, совместно с детьми анализирует ответы. |
Осуществляют поэтапную самопроверку (после 4 пункта, 9 пункта, 12 пункта). |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. |
Построение проекта выхода из затруднения |
1. Задаёт вопрос: Какие аллотропные модификации углерода вы знаете? 2. Как вы думаете, у кремния есть аллотропные модификации? При затруднениях обучающихся задаёт наводящие вопросы о применении кремния. 3. Исходя из возможных степеней окисления мотивирует обучающихся сделать вывод о свойствах кремния. |
1. Приводят примеры аллотропных модификаций углерода. 2. Полагаясь на собственную эрудицию, называют кристаллический и аморфный кремний. 3. Делают вывод о том, что кремний обладает как окислительными, так и восстановительными свойствами |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
7. |
Реализация построенного проекта |
1. Задаёт вопрос: при взаимодействии с какими веществами кремний может проявлять окислительные и восстановительные свойства? 2. Сообщает учащимся сведения: Соединения кремния с металлами - силициды легко разлагаются водой или кислотами с образованием газообразного водородного соединения кремния - силана (демонстрирует виртуальный эксперимент). 2. Знакомит обучающихся с реакцией взаимодействия кремния со щелочью и реакцией получения кремния (демонтрирует виртуальный эксперимент) 3. Организует работу в группах (по 3-4 чел.): Задание для 1 гр. Записать уравнения реакций, характеризующее окислительные и восстановительные свойства кремния (рассмотреть ОВР) Задание для 2 гр. Записать уравнения реакций получения силана и горения его в кислороде Задание для 3 гр. Записать уравнения реакций взаимодействия кремния со щелочью и получения кремния |
1. Делают вывод о взаимодействии кремния с кислородом и металлами. 2. Смотрят демонстрацию видеоэкспериментов. 3. Работают в группах (по 3-4 человека): записывают уравнения реакций (приложение 2(1)) (в классе должно быть 6 групп: две 1-х, две 2-х, две 3-х).
|
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: элементы волевой саморегуляции; контроль; коррекция. Познавательные: извлечение необходимой информации; знаково-символические действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; управление поведением партнёра. |
8. |
Закрепление с проговариванием во внешней речи |
Организует усвоение детьми нового знания. |
Одно и то же задание выполняют 2 группы. 1 группа отчитывается о выполнении задания у доски (представитель), 2 группа рецензирует ответ 1 группы (представитель) |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
9. |
Реализация построенного проекта |
1. Задаёт вопросы: 1) Какими физическими свойствами обладает оксид кремния (IV) в отличие от оксида углерода (IV)? 2) Какими свойствами обладают соединения кремния: его высшие оксид и гидроксид? Какие вещества образуются в результате таких реакций? 2. Дополняет ответы обучающихся сведениями о свойстве оксида кремния взаимодействовать с плавиковой кислотой (травление стекла).
|
1. Делают вывод о немолекулярном строении оксида кремния (IV), о его твёрдости и тугоплавкости, отношении к воде и кислотам. 2. Делают заключение о кислотных свойствах оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. 3. Работают с учебником, устно изучают уравнения реакций, характеризующие свойства диоксида кремния. |
Личностные: осознание ответственности за индивидуальную работу. регулятивные: волевая саморегуляция; контроль; коррекция. Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации;. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества в случае затруднений. |
9. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
1. Даёт инструкции по выполнению лабораторных опытов "Получение кремниевой кислоты и изучение её свойств" 2. Организует работу в группах. |
1. Выполняют лабораторный опыт (приложение 2(2)). 1 и 2 группа: получение кремниевой кислоты взаимодействием силиката натрия с соляной кислотой и взаимодействия е её со щёлочью (1 группа); разложение кремниевой кислоты (2-я группа) 3 группа: получение кремниевой кислоты пропусканием углекислого газа через раствор силиката натрия) 2. Представители групп записывают уравнения на доске. 3. Осуществляют самопроверку. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; личностные: жизненное личностное, профессиональное самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
10. |
Включение в систему знаний повторение.
|
1. Задаёт вопрос: Где же применяются кремний и его соединения? 2. Демонстрирует слайды "Кремний в технике" |
1.Исходя из полученных знаний и жизненного опыта формулируют области применения кремния и его соединений: для получения полупроводниковых материалов, для резки металлов и шлифовки драгоценных камней, производства стекла, бетона, керамических изделий. 2. Смотрят демонстрацию слайдов. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: жизненное личностное, профессиональное самоопределение. |
11. |
Рефлексия УД на уроке |
1. Проводит рефлексию по вопросам: Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? 2. Даёт домашнее задание: §35, №2, Практикоориентированное задание: Представьте, что вы менеджер по снабжению в ресторане. Вам необходимо закупить чистящие средства для работников кухни. Какие чистящие средства для мытья посуды, в частности стекла, хрусталя, вы приобретете? Почему? Предлагает творческие работы: 1. "Гжельский народный художественный промысел" 2. Производство хрусталя в России |
1. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. «Сегодня на уроке я узнал, что…, этому способствовало…» 2. Записывают домашнее задание. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действий; Регулятивные: контроль и оценка способов своей деятельности; Личностные: Личностное самоопределение; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Приложение 1.
Составьте характеристику кремния по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева. 1) Символ элемента, его электронные формулы: полная и сокращенная. □s□□s□□p□□s□□p□
□s□□p□ 2) Электронный тип элемента: □ s-элемент □ p-элемент □ d-элемент 3) Положение в ПСХЭ. 4) Относительная атомная масса. 5) Число энергетических уровней. 6) Состав ядра: Z=__, □ протонов, □ нейтронов; 7) Общее число электронов в атоме. 8) Высшая валентность; 9) Высшая и низшая с.о. 10) Металл или неметалл; 11) Формула высшего оксида, его характер: □ SO2 □ основный оксид □ SiO □ амфотерный оксид □ SiO2 □ кислотный оксид 12) Формула высшего гидроксида и его характер. □ H2SiO3 □ основание □ H2CO3 □ амфотерный гидроксид □ H2SO3 □ кислота
|
Составьте характеристику кремния по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева. 1) Символ элемента, его электронные формулы: полная и сокращенная. □s□□s□□p□□s□□p□
□s□□p□ 2) Электронный тип элемента: □ s-элемент □ p-элемент □ d-элемент 3) Положение в ПСХЭ. 4) Относительная атомная масса. 5) Число энергетических уровней. 6) Состав ядра: Z=__, □ протонов, □ нейтронов; 7) Общее число электронов в атоме. 8) Высшая валентность; 9) Высшая и низшая с.о. 10) Металл или неметалл; 11) Формула высшего оксида, его характер: □ SO2 □ основный оксид □ SiO □ амфотерный оксид □ SiO2 □ кислотный оксид 12) Формула высшего гидроксида и его характер. □ H2SiO3 □ основание □ H2CO3 □ амфотерный гидроксид □ H2SO3 □ кислота
|
Составьте характеристику кремния по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева. 1) Символ элемента, его электронные формулы: полная и сокращенная. □s□□s□□p□□s□□p□
□s□□p□ 2) Электронный тип элемента: □ s-элемент □ p-элемент □ d-элемент 3) Положение в ПСХЭ. 4) Относительная атомная масса. 5) Число энергетических уровней. 6) Состав ядра: Z=__, □ протонов, □ нейтронов; 7) Общее число электронов в атоме. 8) Высшая валентность; 9) Высшая и низшая с.о. 10) Металл или неметалл; 11) Формула высшего оксида, его характер: □ SO2 □ основный оксид □ SiO □ амфотерный оксид □ SiO2 □ кислотный оксид 12) Формула высшего гидроксида и его характер. □ H2SiO3 □ основание □ H2CO3 □ амфотерный гидроксид □ H2SO3 □ кислота |
Приложение 2. |
||
Задания для 1 группы |
Задания для 2 группы |
Задания для 3 группы |
1. Запишите уравнения реакций, характеризующее окислительные и восстановительные свойства кремния (рассмотреть ОВР)
|
1. Запишите уравнения реакций получения силана и горения его в кислороде
|
1.Запишите уравнения реакций взаимодействия кремния со щелочью и получения кремния |
2. Проведите лабораторный опыт: 1) К раствору силиката натрия (1 мл) прилейте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? 2) Закрепите пробирку в держателе, прилейте к полученному гелю концентрированный раствор щелочи и нагрейте в пламени спиртовки, соблюдая правила техники безопасности. Что наблюдаете? 3) Запишите уравнения проделанных реакций.
|
2. Проведите лабораторный опыт: 1) К раствору силиката натрия (1 мл) прилейте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? 2) Закрепите пробирку в держателе и нагрейте в пламени спиртовки, соблюдая правила техники безопасности. Что наблюдаете? 3) Запишите уравнения проделанных реакций.
|
2. Проведите лабораторный опыт: 1) Получите углекислый газ взаимодействием мрамора с соляной кислотой. 2) Пропустите углекислый газ через раствор силиката натрия. Что наблюдаете? Сравните силу угольной и кремниевой кислот. 3) Запишите уравнения проделанных реакций.
|
Манина Ольга Борисовна